Ценностное основание воспитательной системы
методическая разработка (3, 4 класс)

Сибгатуллина Ирина Викторовна

Описание моей воспитательной системы (начальная школа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennostnoe_osnovanie_vospitatelnoy_sistemy.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Ценностное основание воспитательной системы

Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.

Главным целевым ориентиром системы выбрано содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию, самовыражению.

Достижение такой цели возможно, если будут решены следующие задачи:

  1. Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся
  2. Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее становление.
  3. Пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения.

Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение через осознание таких ценностей:

  • Свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнения принятого решения),
  • Оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот  всем неприятен),
  • Требовательность к себе (путь познания и развития себя, достижения намеченных целей),
  • Любознательность (стремление все знать и всему научиться, познавая мир, познай и самого себя),
  • Самопризнание (способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться)
  • Человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь)
  • Веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни, источником радости может стать любое дело и труд, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно, приносит удовлетворение)
  • Сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых).

Разноцветные звездочки путеводной звезды означают:

- синяя- «Так держать!» (самая теплая) – это уверенность, оптимизм, соответствие поведения ребенка нравственным нормам,

- желтая – «Выбери верный путь!» (теплая) – это не всегда правильное поведение, отклонение от норм и целей, поставленных перед собой,

- красная – «Подтянись!» (самая холодная) – зажигается в походном дневнике, если после самонаблюдения, самоанализа, количественной самооценки учащийся почувствовал, что у него есть серьезные проблемы, которые трудно преодолеть собственными силами. Ему нужна поддержка других участников похода, тогда он сможет подтянуться и не отставать от своих одноклассников.

Дети, участвуя в походе, приобретают умения и навыки, необходимые в работе по самопознанию и саморазвитию.

  1. Самонаблюдение. Каждому необходимо внимательно всматриваться в себя и свою жизнь. Любой случай в жизни – это своеобразная школа обретения ребенком жизненного опыта, культуры общения и поведения. Человек, не способный к самонаблюдению. Не может отвечать за свои действия и поступки. Нужно постоянно следить, удается ли сохранить гармонию, единство между своими взглядами, убеждениями, суждениями, с одной стороны, и  повседневными поступками – с другой. Самонаблюдение помогает сформировать систему требований к себе.
  2. Самоанализ. Дети должны стараться понять себя на основе рефлексии своего поведения, поступков, желаний. Самоанализ требует предельной искренности в отношениях с самим собой, воли и непрерывной тренировки. В нем скрыт один из важнейших резервов личности, ведь, зная, что «во мне», человек наиболее полно может охарактеризовать свое реальное «Я».А зная последнее, личность способна более целенаправленно и эффективно действовать на пути к «Я идеальному». Самоанализ служит основой для формирования у ребенка адекватной самооценки.
  3. Самооценка. Самооценка- важный регулятор поведения личности. От нее зависит характер отношений с окружающими, наличие или отсутствие критичности, требовательности к себе, правильное понимание своих успехов и неудач.

Основными критериями самооценки в походе выступают:

  • Соблюдение общечеловеческих нравственных норм (гуманизм, правдивость, честность, добросовестность, общительность и т.д.)
  • Полезность совершенного для себя и для окружающих

Виды самооценки:

- количественная (1-5 баллов),

- качественная, символами которой являются звезды 3 цветов.

СТРУКТУРА ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель системы: на основе создания атмосферы комфортности, защищенности и творческого содружества в совместной жизнедеятельности, способствовать проявлению и развитию способностей детей.

Поход в мир своего «Я»

Сотрудничество с родителями

Педагогическая коррекция

Учебная деятельность

Развитие детей

Создание благоприятного эмоционально-психологического климата

Связи с внешкольными учреждениями

Конечный результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...

Проект на тему: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»

Проект разработан совместно с Управляющим советом. Цель проекта: воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и дости...