«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Цель:
Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.
Задачи:
-Смоделировать новые подходы к совершенствованию системы воспитания в школе путём активизации деятельности воспитателей;
-Содействовать формированию у педагогов научно обоснованных представлений о сущности, характерных чертах и основных компонентах воспитательной системы класса и процессе её создания;
-Определить пути и способы освоения воспитателями технологии моделирования воспитательной системы в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie.doklad.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
На тему: «Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».
Учителя начальных классов МБОУ «СОШ № 1
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Буинска РТ Исаевой Л.А.
2016 Г.
Цель:
Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов.
Задачи:
-Смоделировать новые подходы к совершенствованию системы воспитания в школе путём активизации деятельности воспитателей;
-Содействовать формированию у педагогов научно обоснованных представлений о сущности, характерных чертах и основных компонентах воспитательной системы класса и процессе её создания;
-Определить пути и способы освоения воспитателями технологии моделирования воспитательной системы в классе.
А.С. Макаренко писал : « Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего. Человек воспитывается не по частям, он создаётся синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей суммы средств, гармонически организованных.»
Для совершенствования процесса воспитания посредством моделирования и построения воспитательных систем класса необходимо знать, что:
Воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
Целесообразность создания воспитательной системы класса
1.Ребенок – сложная целостная система, он должен развиваться в условиях интегрированного воспитательного процесса, где все компоненты взаимосвязаны.
2.Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, содействующая его личностному росту.
3.Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределять свои усилия при организации воспитательного процесса в классе.
4.При создании воспитательной системы формируется «лицо» класса, его индивидуальный облик.
5.Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
Воспитательная система класса- это целостная совокупность взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию всех членов классного коллектива
Хотелось бы выделить компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных.
1.Индивидуально-групповой компонент
2.Ценностно-ориентационный
3.Функционально-деятельностный
4.Пространственно-временной
5.Диагностико-результативный
Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса
Компоненты воспитательной системы | Составные части (элементы компонентов) |
I. Индивидно-групповой компонент. | 1. Классный руководитель. |
II. Ценностно-ориентационный компонент. | 1. Цели и задачи воспитания. |
III. Функционально-деятельностный компонент. | 1. Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения. |
IV. Пространственно-временной компонент. | 1. Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда. |
V. Диагностико-результативный компонент. | 1. Критерии эффективности воспитательной системы. |
Моделирование воспитательной системы класса – это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по формированию целостного коллективного представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения.
Главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса.
Моделирование воспитательной системы класса – это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обуславливают внесение корректив первоначальную созданную модель.
В ходе моей педагогической работы и изучение литературы, мной определены формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по созданию модели воспитательной системы класса.
Направление воспитательной работы:
Модель ракета
- Художественно-эстетическое (“Первое сентября”, “Посвящение в первоклассники”, “День матери”, “Веселый новый год”, “День Святого Валентина”, конкурс “Минута славы”, Прощание с Азбукой);
- Гражданско-патриотическое (посещение музея , конкурс рисунков к 23 февраля, классные часы, День Победы);
- Здоровьесберегающее (антинаркотические акции, беседы, кл.часы с привлечением специалистов);
- Спортивное (акции “За здоровый образ жизни”, районные спартакиады, дни здоровья);
- Профориентационое (районный марафон по профориентации “Сотвори себя сам”, классные часы с привлечением специалистов, посещение Вузов города, беседы с преподавателями Вузов, экскурсии на предприятия города).
В каждого ребенка надо верить. Найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, придет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.
Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководства с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя.
Основным успехом является использование в воспитательной деятельности классного руководителя системного и индивидуального подхода, то есть заботливое отношение педагога к каждому ребенку в отдельности и детскому сообществу в целом.
Заключение
Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание –
это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.
А.С. Макаренко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система школы "Путь к успеху"
PUT_K_USPEHU.jpg...
презентация воспитательной системы школы
презентация воспитательной системы школы"СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА"...
Основные направления работы по моделированию и построению воспитательной системы класса
В данном методическом материале расписаны воспитательные мероприятия и основные направления работы по построению воспитательной системы класса по месяцам....
Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы
Мастер-классТема « Самоуправление в классе– необходимый компонент воспитательной системы школы»...
Моделирование и построение воспитательной системы класса в условиях введения ФГОС НОО
Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом ...
ПОСТРОЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ КЛАССА (ВСК).
Школа-это не только учеба, но и внеклассная работа с праздниками, концертами, с экскурсиями,поездками....
Особенности построения воспитательной системы класса в начальной школе
ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...