Проект на тему: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»
проект на тему
Проект разработан совместно с Управляющим советом.
Цель проекта: воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и достижения и в то же время, с уважением относящейся к многообразию культурных традиций других народов и стран.
Задачи проекта: Формирование позитивного отношения к культурным традициям разных народов.
· Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
· Внедрение новых методик, форм и приёмов работы по развитию толерантности в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tolerantnost_dlya_ruo_nov.docx | 48.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЭЛЫСУНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671642, Республика Бурятия, Курумканский район, село Элысун, улица Ленина, 71
Телефон 8(301-49)91-1-17 elesunscool@yandex.ru
Проект на тему:
«Развитие толерантного уклада жизни,
основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа»
Выполнил: Цыдыпова Ж.У.-
учитель начальных классов
с. Элысун
2014 год
Тема проекта: «Развитие толерантного уклада жизни, основанного на системе идеалов бурятского (русского) народа, общечеловеческих ценностей, традиционных моральных норм»
Объект проекта – образовательная среда МБОУ «Элысунская ООШ»
Предмет проекта – толерантные качества личности учащегося МБОУ «Элысунская ООШ»
Гипотеза проекта:
Создание благоприятных условий для воспитания толерантности у учащихся;
Толерантность – представляет собой ценность и социальную норму гражданского общества. В современной России, профилактика различного вида экстремизма и противодействие ему имеют особую актуальность для многонационального общества. Поэтому как никогда очень важным фактором является формирование и внедрение норм толерантного сознания граждан в обществе. Формирование основ толерантного сознания личности необходимо начинать со школьной скамьи, учитывая возрастные особенности детей, создавая необходимые условия для воспитания подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Позиции терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.
В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому нам следует воспитывать у детей именно такое понимание толерантности, как восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого (в том числе и права быть иным). Это может произойти в скором будущем, если понятие "толерантность" прочно войдет в семейный лексикон. Именно родители одними из первых должны развивать в себе и в детях толерантное отношение к другим, так как влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации.
Актуальность
Формирование установок толерантного поведения, веротерпимости, миролюбия, противодействие и конструктивная профилактика различных видов экстремизма имеет для многонациональной России особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, попытками использования этих конфликтов для смены политического режима, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны.
Проблема.
Школьный возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети активно включаются во взрослую жизнь, формируют свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Исследования показывают, что в детской и подростковой среде распространена оскорбительная лексика, унижение людей другой культуры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Взаимная нетерпимость, агрессия и эгоизм через средства массовой информации и социальное окружение детей проникают и в школу. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры.
Цели и задачи проекта
Цель проекта
- воспитание толерантной личности, испытывающей уважение к своему народу, гордость за его культурные традиции, ценности и достижения и в то же время, с уважением относящейся к многообразию культурных традиций других народов и стран.
Задачи проекта:
- Формирование позитивного отношения к культурным традициям разных народов.
- Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению.
- Внедрение новых методик, форм и приёмов работы по развитию толерантности в образовательном процессе.
Проект основан на:
- актуальности воспитания терпимости в детях;
- возрождении приоритетности семейного воспитания;
- изучении культурных традиций России .
Проект опирается на следующие идеи:
- опора на базовые потребности ребенка;
- совместная деятельность взрослых и детей;
- формирование у воспитанников осознанного и позитивного отношения к многообразию культурного мира разных народов и национальностей;
- развитие творческого потенциала воспитанников;
- профилактика зависимых и агрессивных форм поведения.
При этом важным является формирование у родителей и детей установки на совместную творческую деятельность путем внедрения активных форм и методик психолого-педагогического воздействия на них, основанных на принципах личностно-ориентированного воспитания.
Содержание и основные направления реализации проекта
Ценностная значимость толерантности
- Уважение к разнообразию различных мировых культур ;
- Устойчивость гармонии между различными этническими группами, религиозными конфессиями;
- Правильное понимание самовыражения и проявления человеческой индивидуальности;
Принципы осуществления деятельности по развитию толерантных качеств личности школьника
- Комплексный подход к формированию системы мероприятий, их взаимодействие
- Последовательность проведения мероприятий, обеспечивающую устойчивость создаваемых структур.
.
Направление деятельности | Формы работы |
Содействие национально-культурному взаимодействию | Фестиваль «Дети разных народов мы мечтою о мире живём» Выставка детского творчества»Бурятия родная» (конкурс рисунков, плакатов, стихов, сочинений) и т.д. |
Использование ресурсов внешнего сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности | Индивидуальная работа с родителями, с учащимися Акции милосердия. Сотрудничество с библиотекой. Родительское собрание «Будущее – в настоящем». Круглый стол «Толерантность в учебно-познавательном процессе» Формирование каталога идей воспитания толерантной личности «Искусство жить в мире» |
Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в подростковой среде | Участие в спортивных соревнованиях. Проведение общешкольного литературного вечера «Бурятия многонациональная» Конкурс рисунка «Цветок толерантности» Проектная деятельность Занятия психолога для учащихся и родителей (индивидуальные, групповые) по проблеме «Школьные конфликты» Анкетирование. Цикл классных часов на тему «Обычаи, традиции, верования и праздники бурятского народа» |
Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в ОУ | «Круглый стол» Литературная гостиная Тематические классные часы Выставка «Мир права вокруг нас». Игровая программа «Дружат дети на планете» |
Развитие толерантной среды ОУ средствами массовой информации | Книжная выставка, посвященная Международному Дню толерантности «Непростые истины». Выставка творческих работ «» Презентация проекта КШД «Планета толерантности» |
Воспитание культуры толерантности через систему образования | Игра – викторина по произведениям русской и бурятской литературы «Толерантная личность». Игра на развитие толерантности для учащихся 3 – 4 классов «Мы строим дом, где всегда солнце». научно-исследовательская деятельность уч-ся по темам «Праздники и культурные традиции русского и бурятского народов» Конкурс мини-сочинений «Жить в мире с собой и другими» Уроки психологии «Толерантность от А до Я», |
Поддержание межконфессионального мира и согласия | Диспут «Терпимое отношение к культурным традициям других стран – дорога к миру?» Брейн-ринг «Знаешь ли ты?» Школьный проект «Толерантность: объединяем усилия» |
Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Проекта | Анкетирование учащихсяся и родителей «Мое мнение о толерантности» |
Исходя из выдвинутой цели и проектируемых результатов, оптимальным вариантом реализации программы мы определили систему коллективных творческих дел в каждом классе
Все представленные блоки программы разработаны с учётом возрастных особенностей детей. Каждая ступень обучения, каждый блок есть относительно самостоятельная подпрограмма, имеющая своё наименование, свою относительно самостоятельную логику осуществления.
5 класс «Мир моей семьи»
Поскольку для детей 10-11 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, мы ориентируемся в своей работе на те доверительные отношения, которые складываются у ребёнка в семье, стремимся активно привлекать родителей к делам класса.
Все эти действия, как мы полагаем, помогут пятиклассникам легче перенести адаптационный период при переходе из начальной школы в основную.
Основная цель воспитательного процесса в 5 классе – помощь каждому ребёнку в осознании неповторимости своей личности, а в равной мере – уникальности каждого одноклассника.
Среди реализуемых форм работы в программе «Я и моя семья»:
- классный час «Вселенная под названием «Я»;
- однодневный поход (совместно с родителями);
- День бабушек (в рамках декады пожилых людей);
- классный час «Моя семья»;
- спортивный праздник «Папа, мама я - спортивная семья»;
- классный час «На кого я хочу быть похожим»;
- родительское собрание по итогам учебного года (совместно с детьми) «Вот и стали мы на год взрослей».
6-й класс «Мир моего класса»
Для младших подростков приоритетное значение имеют отношения со сверстниками, и в это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно – воспитательных целях. Для психологического комфорта ребёнку необходимо ощущать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо прививать ученикам мысль о том, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой классным коллективом.
Целью воспитательного процесса в 6 классе становится воспитание чувства сплоченного коллектива.
Задачи:
- Ознакомить учащихся класса с народными традициями бурятских и русских праздников.
- Провести некоторые праздники по старинным обычаям.
- Помочь почувствовать и раскрыть уникальность бурятских русских культурных традиций
Среди предлагаемых форм работы:
- классный час «Ты да я, да мы с тобой »
- составление Декларации прав и обязанностей учеников 6 класса.
- аукцион «Книга рекордов нашего класса »
- диспут «Легко ли быть настоящим другом »
- читательская конференция «Один за всех и все за одного»
- КВН « Наш класс»
- подготовка и участие в фестивале искусств
- праздник «День класса »
7-й класс «Мир вокруг нас»
К 12-13 годам подросток более обеспокоен тем, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых ребят, что ведёт увеличению конфликтных ситуаций в классе.
Поэтому целью воспитательного процесса в 7 классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.
Задачи:
- Ознакомить учащихся класса с культурными традициями британских празднований.
- Провести некоторые британские праздники, максимально следуя их обычаям.
- Помочь осознать, что успешное общение с представителями другой культуры невозможно без знания ее норм и правил.
Предлагаем формы работы:
- классный час «О правах и обязанностях ребёнка»
- психологическая игра «Необитаемый остров »
- защита плакатов на тему «Курильщиками не рождаются, курильщиками умирают »
- психологический тренинг «Научись управлять собой »
- пресс конференция (с участием родителей) «Однажды в моём классе…»
- психологический тренинг «Учимся договариваться»
- встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений.
- читательская конференция по книгам А.де Сант-Экзюпери
- «Маленький принц» и В. Железнякова «Чучело»
- игровая программа «Час общения».
8 класс «Мы вместе»
Целью воспитательного процесса в 8 классе становится формирование толерантных отношений между мальчиками и девочками, развитие желания становится лучше, самосовершенствоваться.
Задачи:
- Ознакомить с понятием «толерантность», «толерантное поведение», «толерантное взаимодействие» с представителями других культур.
- Развивать фантазию и творческое мышление по теме
- Продолжить проведение праздников Ознакомить с понятием «толерантность», «толерантное поведение», «толерантное взаимодействие» с представителями других культур.
Предлагаем формы работы:
- диспут «Возможна ли настоящая дружба между мальчиками и девочками? »
- ситуативная игра «Как должны вести себя истинные леди и джентльмены?»
- устный журнал «Наши девочки» (готовят мальчики)
- устный журнал «Наши мальчики» (готовят девочки)
- классный час «Существуют ли рыцари в наши дни?»
- классный час «Десять великих женщин »
- игра «Любовь с первого взгляда»
9 класс «Искусство жить в мире»
14-15 лет – время, когда у подростка, благодаря общению со сверстниками и взрослыми людьми, активно формируется внутренняя позиция личности. Огромное влияние на воспитание личности оказывает средства массовой информации. Ребята в этом возрасте неплохо ориентируются в социальной, политической, культурной жизни общества.
Поэтому в 9 классе целесообразно вести разговор о тех видах нетерпимости, которые можно квалифицировать как нарушение прав человека, как преступление против человеческого общества на основе религиозных, национальных половых и других различий.
Целью воспитательного процесса в 9классе становится осознание многоликости окружающего мира и себя как части этого мира.
Задачи:
- Формировать навыки толерантного поведения
- Дать понять, что знание культурных традиций другого народа – это один из способов, способствующих установлению толерантного общения и взаимодействия.
- Обучить основам научно-исследовательского обобщения теоретических и практических знаний и умений по темам «Культурные традиции разных стран и народов» и «Толерантность».
Предлагаем формы работы:
- диагностика учащихся (методика незавершённых предложений, методика « Система ценностных ориентаций для учащихся 9-11 класса »)
- классный час «Жизнь в многоликом мире »
- интеллектуальная игра «Религия мира »
- экскурсия «Дорога в мечеть »
- « круглый стол» «Планета просит о помощи »
- просмотр и обсуждение фильма «Обыкновенный фашизм »
- устный журнал «Социальные преступления против людей » (геноцид, Холокост и др.)
- классный час «Благородная жизнь; жизнь ради людей »
- пресс-конференция «Каким я хочу видеть этот мир через 20 лет?»
- праздник «Все флаги в гости будут к нам ».
Таким образом, итогом реализации Программы воспитания толерантности «Добрые ладошки» является:
Характеристика основных ресурсов реализации программы
Механизм реализации программы.
Реализация программы и развитие инфраструктуры работы возможна через дальнейшее развитие уже действующих, создание новых, обеспечение деятельности и дальнейшую организацию работы ОУ по воспитанию толеранотности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"
Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...
Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"
Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...
Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"
Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...
Защита опыта по теме: "Развитие личности ребёнка на основе ди-дактической системы Л.В.Занкова"
Развитие личности ребёнка на основе дидактической системы Л.В.Занкова...
Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»
Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческой активности младших школьников в различных видах деятельности на уроках русского языка».
При выполнении данного проекта были поставлены следующие цели: развитие творческого потенциала учащихся младшего школьного возраста;организация взаимодействия между детьми и ...
Долгосрочный проект по теме: "Развитие культуры общения в системе межличностных отношений младших школьников "Я и другие Я"
Современные дети иначе стали относиться друг к другу: они не понимают и не учитывают особенности других, общение чаще всего носит поверхностный и грубый характер, можно увидеть проявление бескультурья...