Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя первая экология"
рабочая программа (3 класс)
внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya-programma-kruzhka-moya-pervaya-ekologiya-3-klass.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горная средняя школа»
662173, Красноярский край, Ачинский район, п.Горный, ул.Новая, 18.
Тел. 94-2-71, 94-3-16. Email: NIL2008@yandex.ru
«Рассмотрено» Руководитель ШМО О.Б.Барашкина/____________/ Протокол № ___ от «__»____________20___г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Горная СШ» Коваленко Л.В./______________/ Приказ № ___ от «__»_____________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Моя первая экология
3 класс
Масанова Ольга Юрьевна
1 квалификационная категория
п. Горный
2017 - 2018 учебный год
- Пояснительная записка
Программа кружка составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: « Вентана - Граф», 2013 г.- 189 с.
«Моя первая экология» — интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Основная цель создание условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии рассчитана на детей младшего школьного возраста 10-11 лет, второй год обучения.
- Общая характеристика кружка «Моя первая экология»
Программа кружка дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Окружающий мир» за счёт межпредметной интеграции: знания естественнонаучного характера обогащаются благодаря введению элементов знаний математического и гуманитарно-эстетического циклов. Объектом изучения кружка является природное и социоприродное окружение младшего школьника. В учебном процессе познание природы как целостного реального окружения требует её осмысленного разделения на отдельные компоненты, объекты. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения младших школьников.
Основной акцент в содержании кружка сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.
Содержание кружка строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ экологической ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном и социоприродном окружении (пришкольный участок, микрорайон школы, ближайший парк, водоём и т. п.).
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природе и других сфер сознания: художественной, нравственной, практической.
Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.
- Место кружка «Моя первая экология» в учебном плане
На изучение кружка «Моя первая экология» в 3 классе отводится 34 часа по 1 час в неделю.
- Ценностные ориентиры
— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
— формирование представлений о природе как универсальной ценности;
— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами освоения программы кружка являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
- Содержание кружка «Моя первая экология»
Название темы | Количество часов по рабочей программе | Универсальные учебные действия |
| 10 |
|
| 5 |
|
| 9 |
|
| 6 |
|
| 4 |
|
ИТОГО | 34часа |
Дом, в котором я живу: человек и окружающая его среда
Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе. Понятие о доме в его прямом и переносном смысле: дом человека, убежище животных, планета — дом всего человечества.
От чего зависит порядок и уют в доме, как их поддерживать. Что должен знать и уметь каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» — планеты Земля.
Экология человека — наука, изучающая взаимоотношения и взаимное влияние человека и окружающей его среды.
Человек защищается от воздействия окружающей среды: появление одежды и жилищ. Жилища первобытных людей. Как и из каких материалов строят дома различные народы. Постоянные жилища: вигвам, иглу, изба, дом на сваях и др. Переносные жилища: юрта, чум, палатка. Общие требования, которые предъявляет человек к жилищу: надёжная защита от неблагоприятных погодных факторов (низких или высоких температур, осадков, сильного ветра); доступность природных строительных материалов.
Элементарные представления об экологии жилища. Как выглядел городской дом в разные эпохи. Появление многоэтажных домов. Новые строительные и отделочные материалы: бетон и железобетон, асбест, древесно-стружечные плиты (ДСП), линолеум, стекловолокно и др. Влияние синтетических материалов на окружающую среду и здоровье человека.
Как городской дом обеспечивается водой и электроэнергией. Увеличение потребления воды и электроэнергии — одна из причин возникновения экологических проблем. Экономное использование ресурсов — одно из условий сохранения окружающей среды.
Преимущества и недостатки малоэтажной застройки.
«Экологический дом» — дом, не наносящий ущерба окружающей среде. Использование при его строительстве экологически безопасных для здоровья людей материалов, хорошо удерживающих тепло, а также специальных конструкций, позволяющих улавливать энергию солнца и ветра.
Домашняя обстановка. Предметы домашнего обихода. Чистота, порядок и уют в доме. Семейные традиции и семейные праздники.
Одежда и обувь, их назначение: защита от неблагоприятных воздействий окружающей среды, утверждение положения человека в обществе —принадлежность к определённому классу (касте, клану), профессии и т. п. Зависимость покроя одежды и используемых для её изготовления материалов от природных условий. Природные материалы, используемые для пошива, окраски и декорирования одежды и обуви: натуральный мех, кожа, замша; ткани из растительных, шерстяных, шёлковых и смешанных волокон. Синтетические ткани. «Экологический стиль» в манере одеваться.
Стремление украшать себя и своё жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные «коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта, костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Браконьерство. Международные соглашения по запрещению торговли редкими (экзотическими) видами.
Наблюдения: изучение убежищ различных видов животных, встречающихся в городе, — насекомых (муравьёв, ос), птиц (ласточек, стрижей, воробьёв, ворон), млекопитающих (белок, домашних хомячков и др.).
Практические работы: «Домашняя инвентаризация», «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта), «Мой гардероб».
Игры: «Мы строим дом», «Дом экологической моды».
О городах и горожанах: человек в городе
Кочевой образ жизни древних племён. Переход некоторых племён к осёдлой жизни, возникновение первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства.
Изменение естественной (природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов.
Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо.
Экологические проблемы города: загрязнение воздуха промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек, подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Разные города — разные люди: влияние города на образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье человека.
Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Наблюдения: изучение уровня шума в различных районах города.
Практические работы: определение загрязнения воздуха в городе по количеству частиц пыли, оседающих на листьях деревьев, на пластинках, смазанных вазелином.
Игры: проектирование микрорайона школы с учётом потребностей его жителей.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены экологические системы
Система — одно из ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов растений, животных, человека. Организм как система.
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и искусственные экосистемы. Различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Моделирование экосистем. Аквариум — модель природной экосистемы.
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы. Лес — один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных климатических условиях; их сходство и различие. Природа как источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в природе, вызванных деятельностью человека.
Наблюдения: выявление связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему (по выбору учащегося).
Практические работы:
— «Я и моя окружающая среда»: выявление объектов, с которыми прямо или косвенно связан ребёнок; ранжирование их по степени значимости;
— изготовление модели, демонстрирующей распускание цветков водных растений;
— изготовление модели, имитирующей какой-либо объект или явление (по выбору учащегося);
— составление композиции из комнатных растений.
Игры: дидактические игры из серии «Найди свой дом» («Лесные экосистемы»); «Экологический театр», «Узнай меня».
В сетях жизни: многообразие экологических связей.
Биологическая экология — наука, изучающая взаимозависимость и взаимодействие организмов (или их совокупностей — популяций, сообществ и т. п.) и окружающей их среды. Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами).
Пищевые связи в экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и хищники. Всеядные животные. Животные - падальщики. Цепи питания. Сети питания. Элементарное представление о пищевой пирамиде. Роль грибов и почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Внутривидовые отношения. Временные и постоянные группы животных: семьи, стаи, стада, колонии и т. п. Взаимопомощь в группе: совместные поиски корма, защита от врагов, забота о потомстве, о больных и раненых.
Взаимовыгодные отношения и сотрудничество между различными видами: муравьи и тля; рак-отшельник, актиния и многощетинковый червь; мёдоед и мёдоуказчик и др.
Общение животных. Способы передачи информации: окраска, звуковые сигналы, запахи, язык поз и движений.
Передача информации от взрослых животных потомству. Подражание и обучение. Игра — один из способов усвоения навыков поведения, необходимых в дальнейшей жизни.
Наблюдения: внутривидовые и межвидовые отношения на примере поведения птиц (голубей, ворон, воробьёв, уток и других птиц, обитающих в городе), кошек и собак; обучение потомства у млекопитающих и птиц, встречающихся в городе.
Практические работы: оригами «Птица». Моделирование отношений в птичьей стае.
Игры: «Популяция оленей», «Белки, сойки и орехи», «Найди свою семью», «Опасные цепочки», «Экологический театр».
Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы
Увеличение численности населения планеты. Необходимость производства всё большего количества продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека. Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими», охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов.
Охраняемые природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.
Что может сделать каждый из нас для сохранения окружающей среды: изменение повседневного образа жизни, продуманное отношение к приобретению товаров, участие в различных экологических движениях и т. п.
Десять основных правил разумного отношения к окружающей среде.
Наблюдения: выявление наиболее замусоренных территорий в городе (микрорайоне); установление причин замусоренности (основные виды мусора, кто больше мусорит и т. п.).
Практические работы: «Вода, которую мы теряем»: насколько рационально используется вода дома и в школе; способы её экономии.
Игры: аукцион идей «Вторая жизнь отходов».
- Система оценивания результатов
Результативность и целесообразность работы по программе «Моя первая экология» осуществляется в течение учебного года за счет наблюдения и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают ежегодные традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Содержание программы носит деятельностный и развивающий характер. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме экскурсии, конкурса рисунков, утренников, коллективных творческих дел.
- Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название учебных тем | Количество часов | Основные виды деятельности | Содержание деятельности | Дата проведения | |
Дом, в котором я живу (10ч) | ||||||
1 | Поговорим о доме. | 1 | Показать, что планета – дом всего человечества. Называть предмет изучения науки экологии. Давать определение понятиям «Экологический риск », «Экологическая безопасность». Объяснять смысл экологического мышления как способности научного познания взаимосвязей живого с окружающей средой. Приводить примеры применения экологического мышления для обнаружения экологической опасности. Называть источники экологических опасностей. Для человека своей местности (природные и вызванные деятельностью человека). В ролевой игре обоснованно выбирать стратегию поведения: избегание опасности, приспособления к ней, устранение её. | Цель занятия: раскрыть прямое значение понятия «дом», показать родственность понятий «дом» и «душа», «духовность». Основные понятия: дом, кров, уют. | ||
2 | «Была у лисы избушка ледяная, а у зайца – лубяная…» Наблюдение: изучение убежищ различных видов животных | 1 | Цель занятия: расширить понятие «дом», показать, что животные (насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, птицы, звери) также нуждаются в убежище. Основные понятия: дом, убежище, экология (наука о «доме»). | |||
3 | Мой дом – моя крепость. Практическая работа: «Дом, в котором я бы хотел жить» (разработка проекта) | 1 | Цель занятия: познакомить школьников с историей жилища века, показать зависимость типа жилища от природных условий и образа жизни людей; провести аналогию между понятиями «дом человека и «убежище (дом) животных». Основные понятия: жилище (дом) человека, постоянное жилище, переносное жилище. | |||
4 | Что нам стоит дом построить… | 1 | Цель занятия: познакомить детей с тем, как решается проблема обеспечения людей жилищем. Основные понятия: строительные материалы многоэтажный дом, коттедж, право на жильё. | |||
5 | А у нас в квартире газ, а у вас? | 1 | Цель занятия: познакомить школьников с работой основных систем жизнеобеспечения жилого дома. Основные понятия: вода, электроэнергия, экономное использование ресурсов. | |||
6 | Дом – это не только стены. | 1 | Цель занятия: раскрыть взаимное влияние в системе «человек жилище». Основные понятия: домашняя обстановка, уют, семейные традиции, семейные праздники. | |||
7 | «О кувшинах, выросших на грядке, и не только…» Практическая работа: «Домашняя инвентаризация» | 1 | Цель занятия: познакомить школьников с историей различных предметов домашнего обихода, показать преимущества использования природных материалов. Основные понятия: домашняя утварь, посуда. природные материалы, синтетические материалы. | |||
8 | Своя рубашка ближе к телу. Практическая работа: «Мой гардероб» | 1 | Цель занятия: познакомить учащихся с историей одежды, раскрыть преимущества использования природных материалов при её изготовлении. Основные понятия: одежда, обувь, природные материалы, синтетические материалы, экологический стиль одежды. | |||
9 | Когда бессильны рога, клыки и быстрые ноги. | 1 | Цель занятия: познакомить школьников с тем, какой ущерб природе наносят люди, стремящиеся удовлетворить своё желание оригинальности или наживы. Основные понятия: украшения, истребление животных, браконьерство, исчезающие виды. | |||
10 | «Чудо в перьях» | 1 | Цель занятия: показать школьникам на конкретных примерах, как неразумные потребности человека приводят к исчезновению некоторых видов птиц. Основные понятия: украшения, браконьерство, исчезающие виды. | |||
Тема 2 О городах и горожанах: человек в городе. ( 5 ч) | ||||||
11 | Дом тянется к дому – получается город. | 1 | получения информации об экологической культуре в городе поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания города: безопасность, близость к источников пресной воды, необходимые запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной (природы) среды в городе. Рост городов за счет прилегающих к ним природных территорий. «Расползание» городов – одна из причин разрушения мест обитания растений, животных и других организмов. Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы, необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты питания, топливо разных времён и народов. Называть и применять способы фиксации информации. Выделять главную мысль, пересказывать её своими словами | В ходе беседы уточняется понятие «город». Учащиеся вспоминают, какова роль городов в истории нашей страны, называют первые города. Основные понятия: поселения человека, город. | ||
12 | Как «растёт» город | 1 | Цель занятия состоит в том, чтобы выявить основную тенденцию настоящего времени — стремительный рост городов и городского населения. В ходе беседы выявляются последствия роста городов для природы. Основные понятия: город, «расползание» города, последствия «расползания» городов. | |||
13 | Как «живёт» город Практическая работа: «Определение загрязнения воздуха в городе» | 1 | В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать, что поступает в город (продукты, сырьё, топливо и т.п.) и что город «возвращает» в окружающую среду (в первую очередь различные промышленные и бытовые отходы). | |||
14 | «Сначала человек строит город, а потом...» Наблюдение: «Изучение уровня шума в различных районах города» | 1 | В ходе занятия школьники устанавливают, в чём заключается влияние городской среды на современного человека. Особенно важна эта тема для тех, живёт в крупных городах. Основные понятия: город, городские жители. | |||
15 | Будущее города — город будущего Игра: проектирование микрорайона школы | 1 | Основная цель занятия — показать учащимся, что будущее нельзя предсказать, но его можно спрогнозировать. Прогноз составляется на основе анализа самых разнообразных показателей, характеризующих состояние города. Основные понятия: будущее, футурология, сценарии развития будущего. | |||
Тема 3. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии (9ч) | ||||||
16 | О том, что общего между тобой, механическими часами и Солнечной системой Практическая работа: «Я и моя окружающая среда» | 1 | Давать понятие «экосистема». Показать различие между естественными и созданными человеком экосистемами. Различать достоверные знания (факты) и мнения о них. Взаимодействовать в группе сотрудничества по созданию популярных экологических текстов, содержащих факты и мнения. Публично представлять экологическую информацию | Цель занятия: дать детям элементарные представления о системе. Основные понятия: элемент, система, биологические системы, факторы окружающей среды. | ||
17 | От кочки до оболочки | 1 | Цель занятия: систематизировать представления учащихся о разнообразии экосистем. Основные понятия: экосистема, природные экосистемы, искусственные экосистемы, модель экосистемы. | |||
18 | Под пологом леса Наблюдение: выявление элементов, входящих в экосистему | 1 | Расширяются представления школьников о лесных экосистемах. Устанавливаются закономерности распределения лесных систем на планете. Выявляются общие для всех лесов признаки. Основные понятия: лесные экосистемы, ярусы леса, тропические леса, леса умеренной зоны, тайга. | |||
19 | «Всяк кулик своё болото хвалит» | 1 | Цель занятия раскрыть значение болот для поддержания равновесия в природе. Основные понятия: верховые болота, низинные болота, переходные болота. | |||
20 | Для кого пуста пустыня? | 1 | Пустыни и полупустыни — небольшая по территории природная зона России. Вместе с тем экосистемы пустынь включают все основные компоненты экосистемы, здесь действуют общие для всех экосистем законы. Основные понятия: песчаная пустыня, каменистая пустыня, оазис, ночной образ жизни. | |||
21 | О белых куропатках, полярных совах и маленьких леммингах, удививших учёных | 1 | Занятие строится по принципу сравнения экстремальных природных условий в пустыне и в тундре. Основные понятия: тундра, вечная мерзлота. | |||
22 | Кто живёт рядом с нами? Наблюдение: выявление связей организма и окружающей его среды (наблюдение за животными) | 1 | В ходе занятия учащиеся устанавливают, почему город является экосистемой. Устанавливаются основные компоненты городских экосистем. Расширяются представления школьников о животном мире городов. Основные понятия: животный мир городов. | |||
23 | «И кормилица, и вдохновительница» | 1 | На занятии расширяются представления учащихся о роли природы в жизни человека. Основные понятия: потребности человека, духовные потребности, материальные потребности. | |||
24 | Там, где ступала нога человека | 1 | Систематизируются представления школьников о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. Основные понятия: разрушение природных экосистем, исчезнувшие виды, исчезающие виды. | |||
Тема 4. В сетях жизни: многообразие экологических связей (6ч) | ||||||
25 | Соседи по планете | 1 | Давать простейшую классификацию экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Уметь составлять цепи питания | Школьники знакомятся с основными видами биологического разнообразия (видовым и экосистемным). Основные понятия: биоэкология, биосфера, приспособленность. | ||
26 | О нитях, сплетающихся в сети Наблюдение: внутривидовые и межвидовые отношения на примере птиц, кошек и собак | 1 | На занятии учащиеся моделируют взаимоотношения видов в экосистеме. Основные понятия: травоядные, хищники, всеядные животные, цепи питания, сети питания. | |||
27 | Вместе безопаснее. | 1 | Одно из правил взаимодействия в природе — взаимовыгодные отношения внутри одного вида. Основные понятия: группа, взаимопомощь. | |||
28 | «И вместе не тесно, и врозь — скучно» Практическая работа: Оригами «Птица» | 1 | На занятии анализируются примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. Основные понятия: взаимная польза, сотрудничество. | |||
29 | «Информатика» для волка | 1 | На занятии расширяются представления учащихся о способах обмена информацией между живыми организмами. Основные понятия: общение, обмен информацией, способы передачи информации. | |||
30 | Школа под открытым небом | 1 | Учащиеся знакомятся с примерами обучения молодняка у некоторых животных. Выясняется, какое это имеет значение для выживания потомства и вида в целом. Основные понятия: обучение, игра, урок. | |||
Раздел 5. Общий дом – общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические проблемы (4ч) | ||||||
31 | Наши общие проблемы Практическая работа: «Вода, которую мы теряем» | 1 | Искать пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами). Переработка и повторное использование бытовых отходов. Выражать своё отношение к красоте природы как к источнику творческого вдохновения, эмоционального благополучия. Высказывать аргументированные суждения о роли природы в сохранении и укреплении психологического и нравственного здоровья человека . | На этом занятии понятие «дом» рассматривается в глобальном значении — наша планета как дом всех жителей Земли. Раскрывается основной тезис: общий - общие проблемы. Основные понятия: глобальная экология, глобальные экологические проблемы. | ||
32-33 | Что происходит с отходами, которые производят люди? Наблюдение: выявление наиболее замусоренных территорий в городе | 2 | Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов. Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное использование, вторичная переработка. | |||
34 | Будь достойным жителем Земли. | 1 | В ходе занятия создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни, экологические движения. |
- Перечень учебно - методических средств обучения
Литература для учителя
1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М. : LINKA PRESS, 1996.
2. Лесная энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. Г.И. Воробьёв. — М. : Сов. энциклопедия, 1985.
3. Лесные травянистые растения. Биология и охрана : справочник. — М.: Агропромиздат, 1988.
4. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. —2-е изд., доп. — М. : Просвещение, 1991.
5. Рогов А.П. Кладовая радости: юному читателю о русском народном искусстве и его творцах. — М. : Просвещение, 1982.
6. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 5–7 классов // Биология в школе. — 2003. — № 7; 2004. — № 1, 3, 5, 7.
7. Хассард Дж. Уроки естествознания (из опыта работы педагогов США). — М. : Центр «Экология и образование», 1993.
8. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М. : Просвещение, 1986
9. Шеппинг Д.О. Мифы славянского язычества. — М. : ТЕРРА, 1997.
Интернет-ресурсы
1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир.
Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru — интернет-портал Forest.ru — всё о российских лесах.
5. http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
6. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
7. http://etno.environment.ru — этноэкология. Сайт лаборатории этноэкологических исследований, поддерживается интернет-порталом Forest.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии для 1-4 кл «Первые шаги по тропинке открытий»
«Первые шаги по тропинке открытий» - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основн...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Осознание ребёнком неразрывного единства мира природы и человека...
Рабочая программа кружка "Моя первая экология" для 4 класса ( внеурочная деятельность)
Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по внеурочной деятельности кружка "Моя первая экология"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные экологи»
Программа “Юные экологи” естественнонаучной направленности. Она опирается на идеи образовательной системы «Школа 2100» методику и программу исследовательск...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Юный эколог" 1 класс с УУД
Материал может пригодится при составлении своей рабочей программы, для своего региона....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» (направление: экологическое)
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких...