Рабочая программа кружка "Моя первая экология" для 4 класса ( внеурочная деятельность)
рабочая программа (4 класс) на тему
Данная разработка поможет в составлении рабочей программы по внеурочной деятельности кружка "Моя первая экология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Моя первая экология» ( социальное направление) для 4 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Программа: разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. / Под ред. В.А. Горского. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 111 с. и авторской программы «Моя первая экология» В.А.Самковой 2011 г;
Учебное пособие: «Моя первая экология» В.А.Самкова М.: Просвещение, 2011 ;
Планирование составлено в соответствии с учебным планом на 2016 - 2017 учебный год - 2 часа в неделю (68 часов в год).
Планируемые предметные результаты освоения учебного курса
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства.
Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
№ | Разделы и темы | Содержание | Количество часов | |
Всего | К/р | |||
1 | Введение | Мы жители планеты Земля. Мир вокруг. | 2 | |
2 | Человек и природа | Экология и мы. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | 5 | |
3 | Неживое в природе | Солнце – источник тепла и света. Вода, её признаки и свойства. Почва – святыня наша. Погода и климат. Предсказание погоды по народным приметам | 11 | |
4 | Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой | Кто улетает, а кто остаётся. Экологические связи неживой и живой природы. Вода и жизнь. Растения рядом. | 9 | |
5 | Царство грибов | Съедобные и несъедобные грибы. Микроскопические грибы. | 3 | |
6 | Среда обитания | Времена года на Земле. Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. | 8 | |
7 | Жизнь животных | Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. | 4 | |
8 | Человек и животные | Динозавры – вымерший вид животных. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?». Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. | 8 | |
9 | Я и мое окружение | Жизнь среди людей. Уход за домашними животными. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. | 9 | |
10 | Гигиена моего дома | Моя семья. Соседи-жильцы. Мой класс. Дом моей мечты. Практическое занятие «маленький огород на подоконнике». Гигиена класса.Бытовые приборы в квартире. наша одежда и обувь.Русская народная одежда. | 7 | |
11 | Воздух и здоровье | Воздух и здоровье человека. Практическое занятие "Уборка в классе" | 2 | |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование кружка "Моя первая экология"
№ | Тема урока | Количество часов | Учебные действия | Дата плана | Дата факта | Корректировка |
Введение (2 часа) | ||||||
1 | Вводное занятие. Мы жители планеты Земля | 1 | Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов | . | ||
2 | Мир вокруг. | 1 | Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), | . | ||
Человек и природа (5 часов) | ||||||
3 | Экология и мы. | 1 | Беседа на тему: Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы, и природа без человека? | . | . | |
4 | Осенние работы в поле | .1 | Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая. Просмотр видеофрагмента | . | ||
5 | Практическое занятие «Пришкольный участок» | .1 | Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. | . | ||
6 | Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи | 1 | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. | |||
7 | Осень в лесу | .1 | Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха | . | ||
Неживое в природе (11 часов) | ||||||
8 | Неживая природа | 1 | Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. | |||
9 | Неживая природа | .1 | Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. | . | ||
10 | Солнце – источник тепла и света | 1 | Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье | |||
11 | Вода, её признаки и свойства | .1 | Вода, ее признаки и свойства. Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды | |||
12 | Берегите воду! | .1 | Информация по способам сбережения воды. Работа над проектом «Сбережем капельку!» | |||
13 | Почва – святыня наша. | .1 | Почва – необходимая среда для растений . Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина) | . | ||
14 | Состав и свойства почвы | 1 | Значение почвы и меры по ее охране. Практическая работа по обработке почвы комнатных растений | |||
15 | Погода. Климат. | 1 | Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Практическая работа «Наблюдение за погодой | ». | ||
16 | Предсказание погоды по народным приметам | 1 | Приметы, прогнозирующие изменения в погоде | |||
17 | Почему нельзя...? | 1 | Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь | |||
18 | Диалоги с неживой природой | Создание ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Ролевая игра «Пойми меня». Акция «Мы, против мусора!» | ||||
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов) | ||||||
19 | Практикум «Хлебные крошки» | .1 | Кто чем питается? | |||
20 | Кто улетает, а кто остаётся | 1 | Рассказ о птицах перелетных и зимующих в нашей местности | |||
21 | Экологические связи неживой и живой природы | .1 | Рассказ о цепях питания | |||
22 | Вода и жизнь | .1 | Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. | |||
23 | Растения рядом | .1 | Экскурсия, практикум «Выявление повреждений деревьев.» | |||
24 | Комнатные растения | 1 | Комнатные растения разных экологических групп. | |||
25 | Размножение комнатных растений | .1 | Рассказ о различных способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). | . | ||
26 | Дикорастущие растения луга, водоема и леса | 1 | Рассказ о дикорастущих растениях, просмотр видеофрагмента. Беседа по теме занятия, рисунок на тему растения луга, водоема или леса | |||
27 | Практическое занятие «Растения луга и леса» | .1 | Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. | . | ||
Царство грибов (3часа) | ||||||
28 | Съедобные грибы | 1 | Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. Рисунок на тему «Съедобные грибы» | |||
29 | Несъедобные грибы | .1 | Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Рисунок на тему «Несъедобные грибы» | |||
30 | Микроскопические грибы | .1 | Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рисунок на тему «Соблюдайте чистоту!» | |||
Среда обитания (8 часов) | ||||||
31 | Времена года на Земле | .1 | Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков | |||
32 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе | 1 | Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. | |||
33 | Изменения окружающей среды | 1 | Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников) | |||
34 | Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» | 1 | Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем | |||
35 | Условия жизни растений | 1 | Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения | |||
36 | Разнообразие животных, условия их жизни | .1 | Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Рисунок на тему «жители тундры | |||
37 | Разнообразие животных, условия их жизни | 1 | Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Рисунок на тему «Жители леса» | |||
38 | Разнообразие животных, условия их жизни | 1 | Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания. Рисунок на тему «Жители пустыни | |||
Жизнь животных (4часа) | ||||||
39 | Динозавры – вымерший вид животных | 1 | Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков | |||
40 | Просмотр видеофильма о жизни динозавров | 1 | Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров. Просмотр видеофрагмента | |||
41 | Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» | 1 | Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? | . | ||
42 | Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений | 1 | Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок. | |||
Человек и животные (8 часов) | ||||||
43 | Жизнь среди людей | 1 | Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек | |||
44 | Ролевая игра «Это все кошки» | 1 | Ролевая игра «Это все кошки» | |||
45 | Домашние животные | .1 | Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. | . | ||
46 | Викторина «Собаки – наши друзья» | .1 | Загадки, рассказ учителя. Игра – викторина «Породы собак». | |||
47 | Уход за домашними животными | 1 | Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки). | |||
48 | Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». | 1 | Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах. | |||
49 | Люди и паразиты | 1 | Понятие – паразиты. Питание за счёт других | . | ||
50 | Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями | 1 | Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини-сочинение «Защити себя» | |||
Я и мое окружение (9 часов) | ||||||
51 | Моя семья | 1 | Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Рисунок на тему «Моя семья» | |||
52 | Соседи-жильцы | 1 | Доброжелательные отношения с ними. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Рисунок на тему «Дружба народов | » | ||
53 | Мой класс | .1 | Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? | |||
54 | Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» | 1 | Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе | |||
55 | Дом моей мечты | .1 | Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет? Рисунок на тему «Дом моей мечты | » | ||
56 | Рассказы, стихи о семье | 1 | Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде | |||
57 | Комнатные растения в квартире, в классе | 1 | Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. | |||
58 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 | Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по уходу за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ. | |||
59 | Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» | .1 | Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени | |||
Гигиена моего дома (7 часов) | ||||||
60 | Гигиена класса | 1 | Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними животными | |||
61 | Практическое занятие «Гигиена класса» | .1 | Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены | |||
62 | Бытовые приборы в квартире | 1 | Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. | |||
63 | Экскурсия в школьную кухню | 1 | Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов | |||
64 | Наша одежда и обувь | .1 | Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические, гигиенические требования, условия содержания, уход. | |||
65 | Русская народная одежда | .1 | История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой | |||
66 | Практическое занятие «Русская национальная одежда» | .1 | Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой верхнюю одежду? Придумывание одежды, её рисунок | |||
Воздух и здоровье (2 часа) | ||||||
67 | Воздух и здоровье человека | 1 | Свойства воздуха. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики | . | ||
68 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 | Влажная уборка класса. Проветривание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/06/picture-217371-1362581811.jpg)
Рабочая программа развивающего курса "Эрудит" по внеурочной деятельности для 2 класса
Данная рабочая программа развивающего курса "Эрудит" будет интересна для учителей начальных классов, работающих по ФГОС НОО во внеурочной деятельности. Она расчитала на 37 часов. Программа направ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/15/picture-238999-1444899882.jpg)
Рабочая программа курса "Четыре путешествия"по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления 1 класс
Курс «Четыре путешествия» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-6-х классах в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта общего...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/02/picture-780677-1575274544.jpg)
Рабочая программа для 2-го класса (внеурочная деятельность)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Английский школьникам. Тренажер по чтению. Буквы и звуки / Е.В.Русинова. – Москва: Восток-Запад, 2007. – 96 с.: ил.Выбор данной программы обус...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-1278573-1602717868.jpg)
Рабочая программа по вокалу. 1 класс. Внеурочная деятельность
Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-1278573-1602717868.jpg)
Рабочая программа по вокалу. 2 класс. Внеурочная деятельность
Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-1278573-1602717868.jpg)
Рабочая программа по вокалу. 3 класс. Внеурочная деятельность
Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/15/picture-1278573-1602717868.jpg)
Рабочая программа по вокалу. 4 класс. Внеурочная деятельность
Пение – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности и в эстетическом воспитании всегда имеет позитивное начало. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ&raqu...