Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская чудес» для учащихся 1-4 классов составлена на основе примерных программ начального общего образования, Федеральных государственных образовательных стандартов по предметам и авторской программы «Город мастеров» Рагозиной Т.М. (образовательная программа «Перспективная начальная школа»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ в 2011 г.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Общее количество часов: 135
Из расчёта 1 час в неделю, 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа
Программа «Мастерская чудес» вводит ребёнка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как бумагопластика, пластилинография (обратная аппликация на прозрачной основе), изонить (рисование нитью), даёт возможность поверить в себя, в свои способности. Программа предусматривает развитие у обучающихся изобретательных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Первый год обучения посвящён искусству бумагопластика (оригами).
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (лёгкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придуманную ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков подставки под карандаши, пеналы и т. д.) Любая работа с бумагой – складывание, вырезание не только увлекательна, но и познавательна. Бумага даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Модульное оригами это удивительная техника создания объёмных фигур и моделей. Оригами – идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Второй год обучения посвящён пластилинографии.
Пластилинография – новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи». Человек практически «рисует» пластилином. Изготовление пластилиновых картин ярких красок с применением различных изобразительных приёмов – увлекательное занятие, дающее радостное и эстетическое удовлетворение от подобного творчества, делая его оригинальным и декоративным.
Третий год обучения посвящён искусству пластилинография в технике обратная аппликация.
Обратная аппликация – ещё одна разновидность аппликации из пластилина. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином контур будущего рисунка, последовательно заполняются открытые участки пластилином. По окончании работы, перевернув изделие гладкой стороной к себе, получим удивительный рисунок для картины или панно.
Четвёртый год обучения посвящён искусству изонить (рисование нитью).
Изонить – техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Работа в технике изонить способствует развитию мелкой моторики рук, воспитанию терпения, формированию творческих способностей и образного мышления.
Образовательная программа «Изонить» направлена на эффективную форму приобщения детей к дакоративно - прикладному искусству. Творческое развитие обучающихся осуществляется через знакомство с изделиями декоративно – прикладного направления.
Направленность программы: художественно-эстетическая.
Программа направлена на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок, коллективная работа направлена на объединение коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития
Виды деятельности: познавательная, художественно-творческая, проблемно-ценностная.
Новизна программы. Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Виды деятельности направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
Актуальность. Данная программа направлена на развитие художественного вкуса обучающегося, внимания, логического мышления, устойчивости и концентрации внимания, воображения.
Педагогическая целесообразность. Программа даёт возможность ребёнку выразить себя, поверить в свои силы, развить интеллектуальные умения и способности.
Цель программы:
- всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
Обучающие
- знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
- обучение различным приемам работы с бумагой.
- применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- воспитание интереса к искусству оригами.
- расширение коммуникативных способностей детей.
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
|
|
|
|
| |||
| |||
У учащегося будут сформированы: - положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью; - представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности; - первоначальная ориентация на оценку результатов собственной деятельности; - интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций; - знания основных моральных норм поведения; - знания о гигиене учебного труда и организации рабочего мести. | У ученика будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно-практической деятельностью; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике; - ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; - понимание причин успехов в учёбе; - ориентация на оценку результатов собственной деятельности; - умения оценки работ одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков собственных и своих одноклассников; - интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности. | У ученика будут сформированы: - ориентация на принятие образа «хорошего ученика»; - ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи; - предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; - положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности; - осознание своей ответственности за общее дело; - ориентация на оценку результатов коллективной деятельности; - уважение к чужому труду и результатам труда; - уважение к культурным традициям своего народа; - представление о себе как гражданине России; - понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - понимание чувств окружающих людей; - готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровье сберегающего поведения. | У выпускника будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образа «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - осознание своего «Я» как гражданина России; - осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; - знания основных моральных норм и проекция этих норм на собственные поступки; - этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; - понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; - эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной материальной культурой. |
Ученик получит возможность для формирования: ‐ внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; ‐ первичных умений оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; ‐‐ познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью; ‐ представление о ценности природного мира для практической деятельности человека. | Ученик получит возможность для формирования: ‐ первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности; ‐ понимания значения предметно-практической деятельности в собственной жизни; ‐ ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи; ‐ самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; ‐ представления о себе как гражданине России; ‐ уважения к культурным традициям своей страны, своего народа; ‐ готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; ‐ ориентации в поведении на принятые моральные нормы; ‐ понимания чувств одноклассников и учителей. | Ученик получит возможность для формирования: ‐ внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; ‐ широких социальных и учебно-познавательных мотивов учения; ‐ учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; ‐ способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; ‐ сопереживания другим людям; ‐ следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ‐ осознания себя как гражданина России; ‐ чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с материалами курса по технологии. | Выпускник получит возможность для формирования: ‐ внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний; ‐ выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; ‐ устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; ‐ адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности; ‐ адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; ‐ морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учёта позиции партнёров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; ‐ осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; ‐ эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. |
| |||
Ученик научится: ‐ понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; ‐ понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; ‐ проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; ‐ оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; ‐ первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане. | Ученик научится: ‐ принимать и сохранять учебную задачу; ‐ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ‐ принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ‐ в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; ‐ осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; ‐ вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; ‐ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; ‐ принимать роль в учебном сотрудничестве; ‐ умению проговаривать свои действия после завершения работы. | Ученик научится: ‐ следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия; ‐ контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; ‐ отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; ‐ вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; ‐ действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. | Выпускник научится: ‐ принимать и сохранять учебную задачу; ‐ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ‐ планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ‐ следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; ‐ осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату; ‐ адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других; ‐ различать способ и результат действия; ‐ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; ‐ вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. |
Ученик получит возможность научиться: ‐ адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами; ‐ в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи; ‐ осуществлять констатирующий контроль по результату под руководством учителя. | Ученик получит возможность научиться: ‐ контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; ‐ преобразовывать практическую задачу в познавательную; ‐ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ‐ самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия. | Ученик получит возможность научиться: ‐ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ‐ осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия; ‐ самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно‐ логическом уровнях; ‐ адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом. | Ученик получит возможность научиться: ‐ самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на разных уровнях; ‐ в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; ‐ самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; ‐ осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия; ‐ проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; ‐ адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы как по ходу работы, так и по её завершению. |
| |||
Ученик научится: - осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; ‐ понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях; ‐ понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; ‐ анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; ‐ осуществлять синтез как составление целого из частей; ‐ проводить сравнение, классификацию объектов труда по заданным основаниям; ‐ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ‐ обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку. | Ученик научится: ‐ пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе; ‐ строить сообщение в устной форме; ‐ находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ‐ ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания; ‐ осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. ‐ осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; ‐ осуществлять синтез как составление целого из частей; ‐ сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки; ‐ устанавливать причинно‐ следственные связи в изучаемом круге явлений; ‐ обобщать ‐ выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно; ‐ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; ‐ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Ученик научится: ‐ осуществлять поиск нужного познавательного материала в дополнительных изданиях; ‐ владеть общим приёмом решения задач; ‐ работать с информацией, представленной в форме текста, рисунка, схемы, чертежа; ‐ ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках; ‐ находить информацию, заданную в тексте в явном виде; ‐ передавать собеседнику важную для решаемой задачи информацию; ‐ строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; ‐ находить вместе с одноклассниками разные способы решения учебной задачи; ‐ умению смыслового восприятия познавательных текстов; ‐ анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; ‐ осуществлять синтез как составление целого из частей; ‐ проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выделенным основаниям; ‐ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ‐ обобщать на основе выделения сущностной связи; ‐ подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; ‐ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Выпускник научится: ‐ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве; ‐ использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ‐ ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ‐ устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; ‐ строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях; ‐ строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее и поисковое; ‐ воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; ‐ работать с информацией, представленной в форме текста, схемы, чертежа; ‐ анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; ‐ осуществлять синтез как составление целого из частей; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изучаемых объектов по заданным критериям; ‐ обобщать, самостоятельно выделяя ряд или класс объектов; ‐ подводить анализируемые объекты под понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза; ‐ устанавливать аналогии; ‐ владеть рядом общих приёмов решения задач. |
Ученик получит возможность научиться: ‐ основам смыслового восприятия познавательных текстов; ‐ выделять существенную информацию из познавательных текстов; ‐ на основе полученной информации принимать несложные практические решения; ‐ проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; ‐ ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи. | Ученик получит возможность научиться: ‐ строить небольшие сообщения в устной форме; ‐ выделять информацию из сообщений разных видов (в том числе текстов) в соответствии с учебной задачей; ‐ проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям; - описывать по определённому алгоритму объект наблюдения. | Ученик получит возможность научиться: ‐ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; ‐ фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; ‐ строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях; ‐ осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. ‐ делать выписки из используемых источников информации. | Ученик получит возможность научиться: ‐ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; ‐ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; ‐ осуществлять синтез, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - находить несколько источников информации, делать выписки из используемых источников; - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; ‐ создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; ‐ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ‐ произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. |
| |||
Ученик научится: ‐ принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами; ‐ понимать важность коллективной работы; ‐ контролировать свои действия при совместной работе; ‐ допускать существование различных точек зрения; ‐ договариваться с партнёрами и приходить к общему решению. | Ученик научится: ‐ договариваться с партнёрами, в том числе в ситуации столкновения интересов; ‐ строить понятные для партнёра высказывания; ‐ контролировать действия партнёров в совместной деятельности; ‐ воспринимать другое мнение и позицию; ‐ формулировать собственное мнение и позицию; ‐ задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения; ‐ проявлять инициативу в коллективных работах. | Ученик научится: ‐ допускать возможность существования у людей различных точек зрения; ‐ договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ‐ продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; ‐ ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ‐ учитывать другое мнение и позицию; ‐ оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения; ‐ адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. | Выпускник научится: ‐ адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; ‐ строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; ‐ допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; ‐ учитывать разные мнения и стремиться к координации при сотрудничестве; ‐ контролировать действия партнёра; ‐ формулировать собственное мнение и позицию; ‐ строить понятные для партнёра высказывания; ‐ задавать вопросы; ‐ использовать речь для регуляции своего действия. |
Ученик получит возможность - следить за действиями других участников совместной деятельности; - принимать другое мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания. - | Ученик получит возможность - ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения; - адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач. | Ученик получит возможность - стремиться к координации позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | Ученик получит возможность научиться: - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. |
Результативность
Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию.
В результате 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
-научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование).
- научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных промыслах, об истории их возникновения и развития.
В результате 2-го года обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:
- расширят знания в области композиции, формообразования, цветоведение;
- продолжат знакомиться с народным декоративно-прикладным
искусством;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления работ из пластилина, планировать, осуществлять самоконтроль);
- научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании авторских проектов;
- научатся вести поисковую работу по подбору книг, репродукций, рассказов о декоративно прикладном искусстве.
В результате 3-го года обучения предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- расширят свои знания в области композиции, цветоведения, формообразования;
- овладеют основными техническими приемами техники обратной аппликации;
- познакомятся с основными понятиями композиционного построения объекта;
- научатся делать витражные и шариковые аппликации;
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
В результате 4-го года обучения предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
- овладеют видами, приёмами и последовательностью выполнения операций;
- научатся выполнять работы в стиле «изонить»
- научатся соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами.
Формы подведения итогов реализации программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через:
1) Составление альбома лучших работ.
2) Проведение выставок работ
- в классе
- в школе.
Выставочная деятельность является важным этапом занятий. Выставки могут
быть:
- однодневные – проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
- постоянные – проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические – по итогам изучения разделов, тем.
- итоговые – в конце года.
Сроки реализации: 4 года
Учебно – тематический план «Бумагопластика» (оригами)
1–ый год обучения
(33 часа)
№п/п |
| Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с оригами. | ||||
1 | Знакомство с оригами | 1 | - | 1 |
Раздел 2. Базовые формы. | ||||
2 | Квадрат – основная фигура оригами. | 1 | 2 | 3 |
3 | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 4 | 5 |
4 | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 4 | 5 |
5 | Базовая форма «Двойной треугольник» | 1 | 3 | 4 |
6 | Базовая форма «Двойной квадрат» | - | 3 | 3 |
7 | Базовая форма «Конверт» | - | 3 | 3 |
Раздел 3. Цветы к 8 Марта. | ||||
8 | Цветы к празднику 8 Марта. | 1 | 3 | 4 |
Раздел 4. Впереди лето. | ||||
9 | Впереди – лето! | - | 3 | 3 |
Раздел 5. Итоговые занятия. | ||||
10 | Итоговые занятия. | 1 | 1 | 2 |
Итого: | 7 | 26 | 33 |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятии. Знакомство с оригами -1ч.
Тема 1. Знакомство с оригами. (1ч.)
Теория. Знакомство с видами бумаги и её свойствами. Правила пользования материалами и инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по технике безопасности. Презентация «Что такое оригами?»
Раздел 2. Базовые формы -24 ч.
Тема 1. . Базовая форма «Квадрат» - основная форма оригами. (3ч.)
Теория. Знакомство с понятием «базовые формы». Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.
Практика. Инструкционная карта изготовления квадрата. Изготовление квадрата из прямоугольного листа (два способа).
Тема 2. Базовая форма «Треугольник» (5 ч.)
Теория. Условные знаки. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделий.
Практика. Стилизованный цветок. Лисёнок и собачка. Яхта и пароход. Синица и снегирь, композиция «Птицы в лесу».
Тема 3. Базовая форма «Воздушный змей». (5 ч.)
Теория. Условные знаки. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделий.
Практика. Курочка и петушок. Сова. Сказочные птицы. Композиция «Сказочные птицы на лужайке».
Тема 4. Базовая форма «Двойной треугольник» (4 ч.)
Теория. Условные знаки. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделий.
Практика. Рыбка и бабочка. Головастик и жук. Лилия.
Тема 5. Базовая форма «Двойной квадрат». (3 ч.)
Практика. Жаба. Яхта. Композиция «Островок в пруду».
Тема 6. Базовая форма «Конверт». (3 ч.)
Практика. Пароход. Подводная лодка. Композиция «В море».
Раздел 3. Цветы к 8 Марта – 4ч.
Тема 1. Цветы к празднику 8 Марта. (4ч.)
Теория. 8 Марта – международный женский день. Легенды о цветах.
Практика. Складывание цветов. Нарцисс. Папоротник. Оформление праздничных открыток.
Раздел 4. Впереди лето – 2 ч.
Тема 1. Впереди лето. (2ч.)
Практика. Парусный кораблик. Игра - соревнование «Гонки на столе».
Раздел 5 – 3ч.
Тема 1. Итоговые занятия. (2ч.)
Теория. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»
Практика. Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки».
Учебно-тематический план «Пластилинография»
2 год обучения
(34 часа)
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | ||||
теория | практ. | всего | ||||
Раздел 1. Введение в декоративно-прикладное искусство. | ||||||
1 | Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. |
| - |
| ||
2 | Основы цветоведения. Основы композиции. | 1 | - | 1 | ||
Раздел 2. Пластилиновые чудеса. | ||||||
3 | Просмотр работ, выполненных в технике пластилинография. Презентация | 1 | - | 1 | ||
4 | Рисование пластилином. Подснежники. | - | 2 | 2 | ||
5 | Рисование пластилином. Кувшинка. | - | 2 | 2 | ||
6 | Рисование пластилином. Ландыш. | - | 2 | 2 | ||
7 | Композиция «Фиалки в вазе». | - | 3 | 3 | ||
8 | Мак | - | 1 | 1 | ||
9 | Цветок вечности «Лотос» | - | 2 | 2 | ||
10 | Панно «Розы» | - | 3 | 3 | ||
11 | Композиция «Астры в корзине». | - | 3 | 3 | ||
12 | Незабудки. | - | 1 | 1 | ||
13 | Чертополох. | - | 2 | 2 | ||
14 | Анютины глазки. | - | 1 | 1 | ||
15 | Клевер. | - | 1 | 1 | ||
16 | Рисование пластилином игрушки. Забавный медвежонок | - | 2 | 2 | ||
17 | Зайчонок | - | 2 | 2 | ||
18 | Гномик | - | 2 | 2 | ||
16 | Отчётная выставка «Пластилиновые чудеса». | - | 2 | 2 | ||
Всего: | 3 | 34 | 31 |
Содержание программы
Раздел 1. Введение в декоративно-прикладное искусство. (2 часа)
Тема 1.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2.
Основы цветоведения. Основы композиции. Расположение основных элементов и частей в определённой системе.
Раздел 2. Пластилиновые чудеса. (32 чача)
Тема 1. Знакомство с техникой «пластилинография». Основные приёмы работы. Презентация . Практическая работа «Подснежник».
Тема 2. Рисование пластилином цветка. « Кувшинка». Подготовка основы. Нанесение контура. Выполнение работы
Тема 3. Изготовление цветка « Ландыш». Подготовка основы. Раскрашивание пластилином.
Тема 4. Фиалка в вазе. Подготовка основы. Нанесение контура. Знакомство с композицией. Выполнение работы.
Тема 5. Изготовление цветка «Мак». Подготовка основы. Нанесение контура рисунка. Выполнение работы.
Тема 6. Изготовление цветка «Лотос». Подготовка основы. Нанесение контура рисунка. Раскрашивание пластилином..
Тема 7. Коллективная работа. Панно «Розы». Подготовка основы. Нанесение контура рисунка. Выполнение работы.
Тема 8. «Астры в корзине». Подготовка основы. Нанесение контура рисунка. Выполнение работы.
Тема 9. Полевые цветы «Незабудки». Подготовка основы. Нанесение контура рисунка. Выполнение работы.
Тема 10. Рисование пластилином растения «Чертополох». Подготовка основы. Нанесение контура. Выполнение работы.
Тема 11. Изготовление цветка «Анютины глазки». Подготовка основы. Нанесение контура. Выполнение работы.
Тема 12. Рисование пластилином растения «Клевер». Эскиз работы .Выполнение работы.
Тема13. Рисование пластилином .Игрушка «Забавный медвежонок». Чертёж шаблона. Выполнение работы.
Тема 14. Рисование пластилином. Игрушка «Зайчонок». Чертёж шаблона. Выполнение работы.
Тема 15. Рисование пластилином. Игрушка «Гномик». Чертёж шаблона. Выполнение работы.
Тема 18. Коллективная работа. Подготовка выставки лучших работ.
Учебно-тематический план «Пластилинография – обратная аппликация»
3 год обучения
(34часа)
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | теория | практ. | ||
Раздел 1. Введение в декоративно-прикладное искусство. | ||||
1 | Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства обратная аппликация. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами. | 1 | 1 | |
2 | Знакомство с техникой «Обратная аппликация пластилином». Видео. | 1 | 1 | |
Раздел 2. Чудеса обратной аппликации. | ||||
А) Витражная аппликация. | ||||
1 | Осенний лист. | 2 | 1 | 1 |
2 | Бабочка. | 1 | 1 | |
3 | Берёза. | 1 | 1 | |
4 | Золотая рыбка. | 1 | 1 | |
5 | Солнышко лучистое. | 1 | 1 | |
6 | Ласточка. | 1 | 1 | |
7 | Забавный щенок | 1 | 1 | |
8 | Снеговик. | 2 | 2 | |
9 | Снежная баба. | 2 | 2 | |
10 | Подведение итогов. Оформление выставки лучших работ. | 1 | 1 | |
Б) Шариковая аппликация (бисерная). | ||||
11 | Гриб мухомор. | 3 | 3 | |
12 | Радужный зонт. | 2 | 2 | |
13 | Бабочка. | 3 | 3 | |
14 | Декоративный петушок. | 2 | 2 | |
15 | Рисуем цветы. Ромашка. | 1 | 1 | |
16 | Рисуем цветы. Тюльпан. | 1 | 1 | |
17 | Подведение итогов. Отчётная выставка «Мастерская чудес». Награждение. | 1 | 1 | |
Всего: |
Содержание программы
Раздел 1. Декоративно-прикладное искусство. (2 часа)
Тема 1. Теория. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2. Теория. Вводное занятие. Просмотр работ в технике «Обратная аппликация». Знакомство с техникой работы. Видео.
Раздел 2. Чудеса обратной аппликации. (32 часа)
Тема 1. Теория. Знакомство с витражной аппликацией. Витражная аппликация: осенний лист.
Тема 2. Практика. Витражная аппликация «Бабочка». Рисование пластилином.
Тема 3. Практика. Витражная аппликация «Берёза». Рисование пластилином.
Тема 4. Практика. Витражная аппликация «Золотая рыбка». Рисование пластилином.
Тема 5. Практика. Витражная аппликация «Солнышко лучистое». Выбор рисунка. Рисование пластилином.
Тема 6. Практика. Витражная аппликация «Ласточка». Чертёж шаблона. Рисование пластилином.
Тема 7. Практика. Витражная аппликация «Снеговик». Рисование пластилином.
Тема 8. Практика. Витражная аппликация «Снежная баба». Рисование пластилином.
Тема 9.Теория. Оформление выставки лучших работ. Подведение итогов.
Тема 10. Теория. Знакомство с шариковой аппликацией. Аппликация «Гриб боровик». «Азбука» лепки.
Практика. Заготовка шариков (бусинок). Рисование шариками.
Тема 11.Практика. Шариковая аппликация «Радужный зонт». Чертёж по шаблону. Заготовка шариков. Рисование шариками.
Тема 12. Практика. Шариковая аппликация «Гриб мухомор». Чертёж по шаблону. Заготовка шариков. Рисование шариками.
Тема 13. Практика. Шариковая аппликация «Бабочка». Чертёж по шаблону. Заготовка бусинок. Рисование бусинками.
Тема 14. Практика. Шариковая аппликация «Декоративный петушок». Чертёж по шаблону. Заготовка бусинок. Рисование бусинками.
Тема 15.Практика. Рисуем цветы «Ромашка» в стиле шариковой аппликации. Выполнение чертежа. Рисование.
Тема 16. Практика. Рисуем цветы «Тюльпан» в стиле шариковой аппликации. Выполнение чертежа. Рисование.
Тема 17. Практика. Композиция «Цветы в вазе».
Тема 18. Теория. Подведение итогов. Отчётная выставка «Мастерская чудес». Награждение.
Учебно-тематический план занятий «Изонить»
4 год обучения
(34 часа)
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Раздел 1. Введение – 1 час | ||||
1 | Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием. | 1 | 1 | |
Раздел 2. Углы – 11 часов | ||||
1 | Последовательность выполнения углов | 1 | 1 | |
2 | Вышивание. Грибок. | 1 | 1 | |
3 | Вышивание. Домик. | 1 | 1 | |
4 | Вышивание. Зонтик. | 1 | 1 | |
5-6 | Вышивание. Закладка. | 2 | 2 | |
7-8 | Вышивание. Снежинка. | 2 | 2 | |
9- 10 | Вышивание. Кленовый лист. | 2 | 2 | |
11 | Вышивание. Ёлочка. | 1 | 1 | |
Раздел 3. Окружности – 8 часов. | ||||
1. | Изображение окружности. | 1 | 1 | |
2 | Вышивание. Мячик. | 1 | 1 | |
3 | Вышивание. Снеговик. | 1 | 1 | |
4-5 | Узор из углов и окружности. Птица. | 2 | 2 | |
6-7 | Вышивание. Узор в круге. | 2 | 2 | |
8 | Вышивание. Солнышко. | 1 | 1 | |
Раздел 4. Спираль – 5 часов. | ||||
1 | Изображение спирали. | 1 | 1 | |
2 | Вышивание. Волна. | 1 | 1 | |
3 | Вышивание. Перо Жар-птицы. | 1 | 1 | |
4-5 | Вышивание. Улитка. | 2 | 2 | |
Раздел 5. Создание рисунка, используя разные элементы – 9 часов. | ||||
1-3 | Вышивание. Матрёшка. | 3 | 3 | |
4-5 | Вышивание. Грибок. | 2 | 2 | |
6-7 | Вышивание. Черепаха. | 2 | 2 | |
8-9 | Подведение итогов. Выставка готовых Изделий. Награждение. | 2 | 2 | |
Всего: | 34 | 6 | 28 |
Содержание программы.
Раздел 1. Введение. ( 1 час)
Тема 1. Теория. Введение в программу. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и оборудованием.
Раздел 2. Углы. (11 часов)
Тема 1. Теория. Основы изонити. Знакомство с основными понятиями и принципами заполнения угла.
Тема 2. Практика. Изготовление предметной картинки. Грибок.
Тема 3. Практика. Изготовление предметной картинки. Домик.
Тема 4. Практика. Изготовление предметной картинки. Зонтик.
Тема 5. Практика. Изготовление закладки.
Тема 6. Практика. Изготовление снежинки.
Тема 7. Практика. Изготовление предметной картинки. Ёлочка.
Раздел 3. Окружности. (8 часов)
Тема 1. Теория. Ознакомление с основами заполнения окружности.
Тема 2. Практика. Выполнение предметной картинки. Мячик.
Тема 3. Практика. Выполнение предметной картинки. Снеговик.
Тема 4. Практика. Узор из углов и окружности. Птица.
Тема 5. Практика. Узор в круге.
Тема 6. Практика. Выполнение предметной картинки. Солнышко
Раздел 4. Спираль. (5 часов)
Тема 1. Теория. Ознакомление с основами заполнения спирали.
Тема 2. Практика. Выполнение сюжетной картинки. Волна.
Тема 3. Практика. Выполнение предметной картинки. Перо Жар-птицы.
Тема 4. Практика. Выполнение предметной картинки. Улитка.
Раздел 5. Создание рисунка, используя разные элементы. (9 часов)
Изготовление и оформление рисунка с элементами заполнения окружности и угла. Творческая работа учащихся
Тема 1. Практика. Творческая работа. Матрёшка.
Тема 2. Практика. Творческая работа. Составление композиции. «Грибок на детской площадке».
Тема 3. Практика. Составление сюжета с черепахой.
Тема 4. Теория. Подведение итогов. Выставка готовых изделий. Награждение детей.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература
Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. – М.: Академкнига/Учебник, 2013
Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2013
Дополнительная литература
Белякова О.В. Волшебная бумага. Санкт-Петербург, 2002
Выгонов В.В. Поделки, модели, игрушки. М.,2002
Геронимус Т. Маленький мастер. ООО Аст Пресс школа, 2002
Конышева Н.М. Секреты мастеров. HIKA –PRESS, 1997
Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. «Ассоциация 21 век», 2003
Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. М., 2010
Петрова И.М. Волшебные полоски. М., 2002
Пицык А.А. Игрушки из соленого теста. М., 2010
Энциклопедия поделок . М., 2004
Материально – техническое обеспечение программы
- интерактивная доска;
- компьютер;
Экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Специфическое оборудование:
- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:
ножницы, клей, нитки, кисточки для клея, бумажные салфетки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации"
рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса аппликации" для 1 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес" ( общекультурное направление), 1-4 класс
Программа "Мастерская чудес"содержит материал для развития фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта....
Рабочая программа внеурочной деятельности"Чудеса аппликации"
Программа «Чудеса аппликации» рассчитана на детей 8-9 летнего возраста. Программа рассчитана на учащихся 3 класса, 17 часов в полугодие, проводится один раза в неделю. Дл...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Чудеса своими руками" 4 класс
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них...
Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мастерская чудес»
Кружок «Мастерская чудес» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых р...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чудеса из бумаги».
Рабочая программа внеурочной деятельности«Чудеса из бумаги»....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Чудеса своими руками"
Данная программа внеурочной деятельности по курсу «Чудеса своими руками» во 2 классе нацелена на оптимальное общее развитие каждого ребёнка и в со...