Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мастерская чудес»
рабочая программа (1 класс) на тему

Цветкова Ольга Борисовна

Кружок «Мастерская чудес» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_masterskaya_chudes.docx140.01 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа  внеурочной деятельности

по  общекультурному направлению

«Мастерская чудес»

http://pagremuski.info/wp-content/uploads/2014/03/552.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном государственном образовательном стандарте одной из целей образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология»  отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 1 часа в неделю.
       Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности,  с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Мастерская чудес» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду- приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цель программы - создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.

Задачи программы
*  знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
*  продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
*  совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
*  приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

* осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
* воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
* добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

* пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
* развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
* формировать  творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
* развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
* развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые,  и коллективные формы работы.  

Основные принципы по реализации программы

Принцип сознательности и активности заключается в умелом использовании разнообразных приемов , способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, в придании учебному процессу проблемного характера.

Принцип наглядности обусловлен рядом факторов:

  • Процесс обучения происходит более успешно, если он основан на непосредственном наблюдении и изучении предмета, который будет использован;
  • Включение в овладение знаниями различных органов восприятия. По мнению Ушинского, наглядность повышает внимание, способствует более глубокому усвоению знаний;
  • Наглядность основана на особенности мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному;
  • Наглядность повышает интерес детей и делает процесс обучения более легким.

Принцип систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения детьми определенной системы знаний, систематическое прохождение обучения.

Принцип научности состоит в том, что содержание должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.

Принцип доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и недопустимости чрезмерного усложнения и перегруженности, при котором овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным.

Описание места учебного предмета в учебном плане

  Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения.Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.

Общий объём учебноговремени составляет  135 часов. 1 класс- 33 часа, 2 класс- 34 часа, 3 класс- 34 часа, 4 класс- 34 часа.

Занятия проводятся учителем начальных  классов. Содержание курса имеет широкие возможности для  его реализации во внеурочное время. Реализация программы        требует        от        учителя        творческого подхода        к отбору дидактического материала,        активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей,  культурных запросов.

Описание  ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического воспитания через приобщение человека к разным видам искусства. Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса

 «Мастерская чудес»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • сформировать навыки работы с информацией.

Методическое обеспечение программы

          Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.  

Выделяют методы:

•        Наглядные (рассматривание картин, показ образца, демонстрация натуральных объектов, использование ИКТ) ;

•        Словесные (беседа, вопросы);

•        Практические (игровой метод, упражнения).

•        Репродуктивный – метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей, доводящий навыки до автоматизма (прием повтора, выполнение формообразующих движений рукой);

•        Исследовательский метод направлен на развитие не только самостоятельности, но и фантазии и творчества;

•        Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии.

Воспитание и обучение в кружке осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.  Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.  Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием игрушек, так и во время работы. Выполнение творческих заданий  служат развитию воображения и фантазии у ребят, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначения своего изделия.  Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: 1) эскиз, 2) воплощение в материале, 3) выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа соединяет  игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

\

Тематическое планирование программы по темам и объему

1 год обучения.

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная

беседа

1

1

-

2

Работа

с бумагой

и картоном.

12

12

3

Работа

с тканью

6

6

4

Работа

с бросовым материалом

7

7

5

Работа

с пластилином

6

6

6

Подведение итогов

1

1

-

 

Итого

33

2

31

Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.

При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.

2 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная беседа

1

1

-

2

Работа с бумагой

и картоном.

8

8

3

Работа

с тканью, мехом

4

4

4

Работа

с природным материалом

8

8

5

Работа

с пластилином

8

8

6

Художественное творчество

4

4

7

Подведение итогов

1

1

-

 

Итого

34

2

32

Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими

 изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края – сувениры из меха.

Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

3 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная

беседа

1

1

-

2

Работа

с бумагой

и картоном

10

10

3

Работа

с тканью

8

8

4

Художественное творчество

8

8

5

Бисер для детей

6

6

6

Подведение итогов

1

1

-

 

Итого

34

2

32

В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.

Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда. Знакомятся  с пастелью.

4 год обучения

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Вводная

беседа

1

1

2

Работа

с бисером.

8

8

3

Работа

с тканью, мехом

3

3

4

Работа с бумагой

и бросовым материалом

9

9

5

Роспись

по дереву

4

4

6

Художественное творчество

8

8

7

Подведение итогов

1

1

 

Итого

34

2

32

К четвертому классу учащиеся совершенно самостоятельно анализируют конструкцию образца, а руководство обучением переносится на ситуацию, когда образец требует серьезных конструктивных изменений, либо его вообще нет, есть только техническое задание.

Четвероклассники составляют план работы самостоятельно.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год (33 часа)

1

Вводная беседа  (1 час)

1

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

2

Работа с бумагой и картоном(12 часов)

1

2-3

4-6

7-8

9-10

11-12

Рассказ «Из истории бумаги»(1 час)

Оригами: изготовление «Лягушки»  (2 часа)

Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы». (3 часа)

Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу. (2 часа)

Изготовление карнавальных масок. (2 часа)

Изготовление поздравительных открыток (по образцу): 8 марта, День Учителя, Для мамы, 9 мая и.др. (2 часов)

3

Работа с тканью (6 часов)

1

2

3-4

5

6

Знакомство с наперстком.

Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «петельный шов». (1 час)

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу). (1 час)

Знакомство и шитье мягкой игрушки. (2 часа)

Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).(1 час)

Шитье коврика из лоскутков различной ткани.(1 час)

4

Работа с бросовым материалом (7 часов)

1 – 2

3-5

6-7

Конструирование дома для сказочных героев. (2 часа)

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок (робот, кот, собака и др.) - (3 часа)

Игрушки из пластмассовых бутылок (поросенок, ежик и др.). - (2 часа)

5

Работа с пластилином (6 часов)

1

2

3

4

Рассказ о глине и пластилине. ( 1 час)

Лепка простых по форме овощей, фруктов (морковь, помидор, баклажан, капуста, банан,  груша ) -  ( 2 часа).

Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей. (2 часа)

Лепка по замыслу детей. (1 час)

Подведение итогов

к концу 1 года обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу 1 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов»

2 год (34часа)

1

Вводная беседа (1 час)

1

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

2

Работа с тканью, мехом( 8 часов)

1

2

3-4

5-6

7-8

Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья.(1 часа)

Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций). (1 час)

Шитье мягкой игрушки (зайчик, мишка, собачка и др.) (2 часа)

Изготовление сувениров из меха. (2 часа)

Лоскутная аппликация (коллективная) – (2 часа)

3

Работа с бумагой и картоном (4 часа)

1

2

3

4

Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».

Мозаика «Воспоминание о лете»( 1 час)

Изготовление аппликации “Осенний лес”. (1 час)

Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей. (1 час)

Вырезание снежинок. (1 час)

4

Работа с природным материалом (8 часов)

1

2-3

4-5

6

7-8

Рассказ о флористике. Природа Новосибирской области.(1 час)

Изготовление композиций из засушенных листьев (Золотая осень, Листопад и др.) – (2 часа)

Изготовление животных из шишек (лесовичок, лошадка и др.) – (2 часа)

Составление композиции (коллективная работа) – (1 час)

Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев). – (2 часа)

5

Работа с пластилином (8 часов)

1

2-4

5-8

Знакомство с профессией скульптора. (1 час)

Лепка людей, животных по образцу. (3 часа)

Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу). – (4 часа)

6

Художественное творчество (4 часа)

1

2-4

Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши. (1 час)

Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края. (3 часа)

Подведение итогов

К концу 2 года обучения учащиеся должны знать:

  • название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
  • правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
  • правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
  • способы обработки различных материалов;
  • применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

К концу 2 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно пользоваться ручными инструментами;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
  • организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
  • бережно относиться к инструментам и материалам;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
  • самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
  • выполнять работу, используя художественные материалы;
  • правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

1

Вводная беседа ( 1 час)

1

 Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

2

Работа с бумагой и картоном (10 часов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Закладка с использованием вышивки. (1 час)

Изготовление гофрированных фонариков (фонарик-веер, китайский фонарик). – (1 час)

Изготовление записной книжки (жесткий сплошной переплет). (1 час)

Игрушки небывальщины (работа по замыслу).- (1 час)

Изготовление аппликации “Осенний лес”. –(1час)

Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков. –( 1 час)

Изготовление елочных гирлянд, игрушек. – (1 час)

Изготовление карнавальных масок.- (1 час)

Изготовление поздравительных открыток (по замыслу).- (1 час)

Вырезание снежинок. (1 час)

3

Работа с тканью( 8 часов)

1

2

3

4-6

7

8

Из истории мягкой игрушки.( 1 час)

Знакомство с профессией портной.(1 час)

Знакомство со швами «козлик», «узелок».(1 час)

Шитье мягкой игрушки. (ежик, зайчик и др.) –(3 часа)

Изготовление настенного кармашка для мелочей. (1 час)

Изготовление сувениров из меха. (1 час)

4

Художественное творчество (8 часов)

1-2

3-8

Беседа об изобразительном материале – пастели. (2 часа)

Рисование пастелью (Натюрморт, Осенний пейзаж, Первый снег, Весенняя капель и др.) - (6 часов)

5

Работа с бисером (6 часов)

1-2

3-6

Знакомство, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробные плетения. Головные уборы саамов и поморов, украшенные бисером. (2 часа)

Плетение колец и браслетов – «фенечек» из бисера. (4 часа)

3 год (34 часа)

Подведение итогов

К концу 3 года обучения учащиеся должны знать:

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
  • применение пастели и бисера в окружающем мире.

К концу 3 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
  • выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
  • выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
  • изготовлять изделия из бисера.

4 год (34 часа)

1

Вводная беседа (1 час)

1

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности.

2

Работа с бисером (8 часов)

1

2-3

    4-5

6-8

Работа со схемам (изучение знаков, условных обозначений). – (1 час)

Плетение брошек (работа по схемам) «Паучок», «Стрекоза» и др.  – (2 часа)

Плетение кулонов. (2 часа)

Ажурные браслеты. (3 часа)

3

Работа с тканью (3 часа)

1

2-3

Знакомство с соединительными швами «простой соединительный шов», «соединительный шов на основе петельного шва», «соединительный шов на основе шва «козлик»» (1 час)

Шитье мягкой игрушки (уметь самостоятельно изготовлять игрушки, используя лекала). – (2 часа)

4

Работа с бумагой и бросовым материалом (9 часов)

1-4

     5-7

8-9

Изготовление шкатулок из открыток (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье частей шкатулки петельным швом, сбор шкатулки) – (4 часа)

Знакомство (беседа, показ образцов, иллюстраций) с одним из видов декоративно-прикладного искусства – чеканкой. (3 часа)

Изготовление чеканки по замыслу детей. (2 часа)

5

Роспись по дереву (4 часа)

1

2-4

Знакомство, беседа, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробное рисование набросков росписи на листе. (1 час)

Роспись по дереву (на разделочных досках) северной природы, достопримечательностей родного края. (3 часа)

6

Художественное творчество (8 часов)

1-2

3-8

Беседа о туши, линогравюре, монотипии. (2 часа)

Выполнение работ в технике монотипии. (6 часов)

Подведение итогов

К концу 4 года обучения учащиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • применение линогравюры, монотипии, туши;
  • применение чеканки в жизни;
  • способы и приемы обработки различных материалов.

К концу 4 года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • выполнять работу в любой изученной технике рисования;
  • самостоятельно выполнять чеканку;
  • контролировать правильность выполнения работы.

\

Список литературы.

  • Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
  • Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
  • Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
  • С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
  • А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
  • М.А.Гусакова “Аппликация”
  • М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
  • Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
  • 10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
  • 11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
  • М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

  • Т.А. Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

  • Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
  • Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
  • Н.М.Конышева “Умелые руки”
  • Н.М.Конышева “Секреты мастеров”      “Копилка игр сибирячка”
  • С.В.Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).
  • Е.Т.Красовская “Вязаный ежик”
  • О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”
  • М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”
  • А.Петрунькина “Фенечки из бисера”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мастерская чудес" ( общекультурное направление), 1-4 класс

Программа "Мастерская чудес"содержит материал для развития фантазии и изобретательности, логики и пространственного мышления, воображения и интеллекта....

Программа кружка "мастерская чудес" в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для. детей с ТНР

Образовательная область  программы кружка "Фантазёры"  "Художественно-эстетическое развитие" (продуктивная,  конструктивно -модельная деятельность) направленная на р...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская чудес»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская чудес» для учащихся  1-4 классов составлена на основе примерных программ начального общего образования, Федеральных государств...

Презентация занятия внеурочной деятельности по курсу «Мастерская чудес», "Изготовление фигурки зайца в технике оригами"

Цель занятия: Изготовление фигурки зайца в технике оригами.Задачи:Образовательные:-закрепить навыки работы с ножницами, бумагой и клеем;-закрепить знания техники безопасности;-развивать операционно-тр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Мастерская чудес»

Кружок «Мастерская чудес» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых р...