Урок ( занятие) Я житель культурной столицы
план-конспект урока (4 класс) по теме

Соболева Надежда Александровна

Знаете ли вы, как ещё называют Санкт-Петербург? (Культурная столица)

Значит, мы жители культурной столицы.

А какие они жители культурной столицы?

Какими бы вы хотели видеть окружающих вас петербуржцев?

(культурными, интеллигентными, а значит ценящими искусство, воспитанными, образованными, с хорошими манерами и т.д.)

Пусть каждый задаст себе вопрос, являюсь ли я, примером культурного человека? И как им стать?

     Слушает ответы на вопросы, помогает.

     Организует диалог: вот мы ответили на  ряд вопросов, как вы думаете какая тема нашего урока?

Тема урока: я житель культурной столицы.        И можно добавить – петербуржцы, или достойные жители этого города.

Учитель даёт инструкции, ставит цель:

В начале урока, вы будете слушать, обсуждать с учителем, уже знакомые нам «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва,  письмо тринадцатое  «О воспитанности», отрывок из статьи К.И. Чуковского «О духовной безграмотности».

 А в оставшееся время, мы прочитаем двадцать четвертое письмо Д.С. Лихачёва, «БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ» (ответ на письмо школьника).
        Затем, вы перечитаете всё, что мы обсуждали на уроке, и  сами напишете письмо своему другу из другого города или родственнику и т.п. Прямо с урока!

И расскажете о своей жизни в школе (3-4 предложения), а затем дадите рекомендации, как стать достойным жителем культурной столицы, и что вы советуете посмотреть в Санкт-Петербурге.                                                             

        Писать письмо, вы будете в группах по 4 человека, и капитан группы, зачитает ваше письмо классу.

   Шутит: Показывает слайд 2 (картина Репина «Запорожцы»).

 ( И далее ставит режим (показ слайдов) - виды города, лучше с вопросами и пояснениями, после прочтения 1 письма)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

  1. Тема урока:  я житель культурной столицы
  2. Тип урока: урок открытия нового знания
  3. Технологии урока: интерактивный метод обучения, элементы игровой технологии.
  4. Формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
  5. Межпредметные связи: умение создавать устные и письменные высказывания;  овладение умением использовать диалог-обмен мнениями.

Этапы проведения 

Деятельность 

учеников 

Деятельность 

учителя 

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов 

Планируемые результаты

УУД 

I. Мотива-ция к учебной деятельности (2 мин)

Слушают пояснения учителя.

Организует диалог, затем показывает слайд 2:

Знаете ли вы, как ещё называют Санкт-Петербург? (Культурная столица)

Значит, мы жители культурной столицы.

А какие они жители культурной столицы?

Какими бы вы хотели видеть окружающих вас петербуржцев?

(культурными, интеллигентными, а значит ценящими искусство, воспитанными, образованными, с хорошими манерами и т.д.)

Пусть каждый задаст себе вопрос, являюсь ли я, примером культурного человека? И как им стать?

Слушаете пояснения учителя, нацеливаетесь на успешную деятельность.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

Формирование положительного  отношения  к процессу познания.

II. Формулирование темы урока, постановка цели

 (3 мин)

Отвечают на вопросы.

Стараются  определить тему урока.

В классе возникает коллективно рожденное имя урока.

 Тема урока: я житель культурной столицы.

     Слушает ответы на вопросы, помогает.

     Организует диалог: вот мы ответили на  ряд вопросов, как вы думаете какая тема нашего урока?

Тема урока: я житель культурной столицы.        И можно добавить – петербуржцы, или достойные жители этого города.

Учитель даёт инструкции, ставит цель:

В начале урока, вы будете слушать, обсуждать с учителем, уже знакомые нам «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва,  письмо тринадцатое  «О воспитанности», отрывок из статьи К.И. Чуковского «О духовной безграмотности».

 А в оставшееся время, мы прочитаем двадцать четвертое письмо Д.С. Лихачёва, «БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ» (ответ на письмо школьника).
       Затем, вы перечитаете всё, что мы обсуждали на уроке, и  сами напишете письмо своему другу из другого города или родственнику и т.п. Прямо с урока!

И расскажете о своей жизни в школе (3-4 предложения), а затем дадите рекомендации, как стать достойным жителем культурной столицы, и что вы советуете посмотреть в Санкт-Петербурге.                                                              

        Писать письмо, вы будете в группах по 4 человека, и капитан группы, зачитает ваше письмо классу.

   Шутит: Показывает слайд 2 (картина Репина «Запорожцы»).

 ( И далее ставит режим (показ слайдов) - виды города, лучше с вопросами и пояснениями, после прочтения 1 письма.)

Попытайтесь ответить на эти вопросы и определите тему нашего урока? 

(Отвечают на вопросы, определяют тему урока.)

Слушают пояснения и инструкции учителя.

 Коммуникативные:

Формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви.

Регулятивные: . 

Формулирование темы урока, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенство-ванию.

III. Открытие нового знания 

 (10 мин)

Слушают и запоминают новую информацию, задают вопросы по теме.

Учитель показывает презентацию, читает, обсуждает с классом:

 «Письма о добром и прекрасном»

Д.С. Лихачёва,  письмо тринадцатое  

«О воспитанности», отрывок из статьи К.И. Чуковского «О духовной безграмотности»,

 двадцать четвертое письмо Д.С. Лихачёва, «БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ» (ответ на письмо школьника) – это Приложение (раздаточный материал).

Учитель просит перечислить непонятные моменты, отвечает на поставленные вопросы.

Вы слушаете письма Д.С. Лихачёва, смотрите презентацию, мы обсуждаем новую информацию, задаёте вопросы по теме писем.

Вопросы по презентации задаёте после прочтения 1 письма.

Слушаете и обсуждаете всю информацию до конца.

 Познавательные: уметь осмысленно слушать и запоминать информацию.

Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные: 1.формирование мотивации к самосовершенствованию, обучению, культуре поведения, воспитанности, и целенаправленной познавательной деятельности. 

2.осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к ответственному поведению. Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, понимать других.

IV. Закрепление  нового (15 мин)

1. Задают вопросы, закрепляют знания: читают Раздаточный материал.

1.Поясняет:  Мы с вами обсудили,  и вы прослушали размышления Д.С. Лихачёва и Корнея Чуковского.

Следующим заданием будет прочитать и попытаться запомнить текст – повторение (раздаточный материал).

Выдаёт Раздаточный материал (повторение)

Учитель просит перечислить возникающие затруднения, непонятные моменты.

1. Читаете Раздаточный материал и  запомнинаете текст – повторение (раздаточный материал).

  Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять смысл прочитанного, выделять необходимую информацию осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлекать информацию, строить логические цепочки.

Личностные: 1.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Коммуникативные: уметь: формулировать  и аргументировать собственное мнение

V. Контролирующее задание (12 мин)

1. Составляют письмо.

2. Отвечают на вопросы.

3. Капитаны команд оценивают работу каждого в группе.

1.Поясняет: Теперь, самое интересное, вы, прямо с урока, сами напишете письмо своему другу из другого города или родственнику и т.п.

И расскажете о своей жизни в школе (3-4 предложения), а затем дадите рекомендации, как стать достойным жителем культурной столицы, и что вы советуете посмотреть в Санкт-Петербурге.                                                              

        Писать письмо, вы будете в группах по 4 человека, и капитан группы, зачитает ваше письмо классу.

      2.Распределяет по группам:

Первая парта поворачивается ко второй лицами и образует группу из 4 человек, 3 парта к 4 парте и т.д.

3. Выполняют задание.

4. Учитель просит:

  • капитанов команд оценить работу каждого в группе и обосновать поставленные оценки

    Ставит оценки за работу на уроке (по возможности и выборочно).

1.Следующим заданием, будет:  написать письмо своему другу из другого города или родственнику и т.п. Прямо с урока!

И расскажете о своей жизни в школе (3-4 предложения), а затем дадите рекомендации, как стать достойным жителем культурной столицы, и что вы советуете посмотреть в Санкт-Петербурге.                                                              

        Писать письмо, вы будете в группах по 4 человека, и капитан группы, зачитает ваше письмо классу.

2. Распределиться по группам.

3. Капитанов команд прочитать письмо классу, оценить работу каждого в группе и обосновать поставленные оценки.

Познавательные: уметь объяснять смысл услышанного и прочитанного, выделять необходимую информацию осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлекать информацию, строить логические цепочки.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результата деятельности, самодиагностика и самокоррекция.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Составляют по два предложения, с началом фразы:

Расскажу дома, что …

Я изменил своё мнение, относительно        …

Даёт задание: составьте по два предложения, с началом фразы:

Расскажу дома, что …

Я изменил своё мнение, относительно

Каждый выписывает два предложения, с предложенным началом фразы (на доске).

Коммуникативные: формулировать  собственное мнение и позицию Познавательные: формирование умения воспроизводить информацию, полученную на уроке.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Д.С. Лихачёв. Письмо тринадцатое О ВОСПИТАННОСТИ:

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я не берусь давать «рецепты» воспитанности, так как сам себя вовсе не считаю образцово воспитанным. Но кое-какими мыслями я хотел бы поделиться с читателями.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей» – говорит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.

Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все? В основе всех хороших манер лежит забота-забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

Вот закончилось тринадцатое письмо Д.С. Лихачева, о воспитанности. В начале урока мы говорили, что житель культурной столицы, должен быть и культурным человеком, а значит и понимать искусство, у Лихачёва есть письмо тридцать второе «Понимать искусство», но эта тема следующего отдельного урока.

Сейчас, я только процитирую мнение поэта Корнея Чуковского, о человеке, который не пережил восхищение искусством:

«…человек, не испытавший горячего увлечения литературой, поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку, навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике. При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян - убожество их психики, их "тупосердие" (по выражению Герцена). 

Невозможно стать истинно культурным человеком, не пережив эстетического восхищения искусством. У того, кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо другое, и самый звук его голоса другой. Подлинно культурного человека я всегда узнаю по эластичности и богатству его интонаций...». 

                                                      Из статьи К.И. Чуковского «О духовной безграмотности» 
                                                                                                Литературная Россия. 02.07.1965 

     Нам всем пища для размышления…  

     А в оставшееся время, мы прочитаем двадцать четвертое письмо Д.С. Лихачёва, «БУДЕМ СЧАСТЛИВЫМИ» (ответ на письмо школьника):

Дорогой Сережа! Ты совершенно прав, любя старые здания, старые вещи – все то, что сопутствовало человеку в прошлом и сопутствует ему в его теперешней жизни. Все это не только вошло в сознание человека, но само как бы что-то восприняло от людей. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой» Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, – это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» – жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.

Давайте будем людьми счастливыми, то есть имеющими привязанности, любящими глубоко и серьезно что-то значительное, умеющими жертвовать собой ради любимого дела и любимых людей. Люди, не имеющие всего этого, – несчастные, живущие скучной жизнью, растворяющие себя в пустом приобретательстве или мелких, низменных «скоропортящихся» наслаждениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России"

Разработка урока по окружающему миру "Москва - столица России". 2 класс. Программа "Начальная школа 21 века"...

Занятие "Лесные жители"

Занятие закрепляет у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира, прививает интерес к предмету, расширяет кругозор, учит наблюдать за животными и любить их, знакомит с книгами русских писат...

Занятие в ГПД "Культурные растения"

Занятие в ГПД "Культурные растения"...

Тест за 2 четверть по направлению «Я - житель культурной столицы» 2 класс

Этот тест поможет учащимся проверить свои знания по внеурочной деятельности, по темам изученным за 2 четверть....

Конспект внеурочного занятия на тему : "Культурный человек"

Конспект предназначен для детей 4 класса, направлен на воспитание качеств человека.Цель : расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; формиров...

Архитектура культурной столицы России (разработка педагога Андреева)

Архитектура культурной столицы России (разработка педагога Андреева)...

"Культурная столица Поволжья"

Внеурочное занятие для начальных классов "Культурная столица Поволжья"...