"Культурная столица Поволжья"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Внеурочное занятие для начальных классов "Культурная столица Поволжья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_kulturnaya_stolitsa_povolzhya.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности общекультурного направления для обучающихся начальной школы
«Культурная столица Поволжья»
Цель: совершить заочное путешествие по музеям Ульяновска и
сформировать знания детей о памятных событиях и знаменитых людях региона.
Задачи:
- воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества;
-расширение кругозора обучающихся и знаний о родном крае и его истории;
- развитие любознательности, умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
- привитие любви к родному краю, к его истории, к умению гордиться
и наследовать добрые традиции.
Планируемые результаты:
Личностные :
- формирование основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий;
- формирование любви к своему краю;
- умение определять значение, смысл получения новых знаний;
- использование полученной информации для личностного роста.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение формулировать цель предстоящей деятельности;
- содействовать развитию у обучающихся умения анализировать и делать выводы;
- активизировать словарный запас школьников.
Познавательные УУД:
- развитие поисковой деятельности, умения классифицировать ;
- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в
другом географическом пространстве;
- работать с вещественными историческими источниками;
- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
Коммуникативные УУД:
- развитие коммуникативных навыков, внимания, памяти;
- создание на занятии атмосферы радости от общения с прошлым посредством знакомства с вещевыми экспонатами из школьного музея, поэтами и писателя Ульяновской области.
Предметные:
- осознать целостность окружающего мира, расширить знания о разных его сторонах и объектах;
- расширить кругозор и культурный опыт школьника, формировать умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Форма проведения: путешествие
Технология обучения: системно-деятельностный подход
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, экспонаты школьного музея
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Учитель: Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Слайд №1
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие – урок путешествие, а путешествовать мы будем по нашей малой Родине. Совершим увлекательное путешествие в мир прекрасного. А ведь прекрасное совсем рядом, оно окружает нас всегда. Только нужно увидеть его, почувствовать и уметь насладиться. Давайте попробуем!
- Поговорим о нашей Родине – о Родине большой и малой.
- Как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия)
-Назовите столицу нашей страны? (Москва)
- Какие государственные символы нашей страны Вы знаете? (герб, флаг, гимн)
(картинки с изображением на классном уголке)
- Как зовут Президента нашей страны? (Путин В.В.)
Дети исполняют песню о России «У моей России длинные косички»
1.У моей России длинные косички,
У моей России светлые реснички,
У моей России голубые очи,
На меня, Россия, ты похожа очень.
Припев:
Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией,
В небе радуга цветная —
Нет земли красивей.
2. Для меня Россия — белые берёзы,
Для меня Россия — утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа.
2.Актуализация знаний и определение темы занятия.
Учитель:
-Три слова –моя малая родина. Что это значит для вас?
-Какие однокоренные слова вы можете назвать?
-Понятие Родина более обширное чем то, которое можно встретить в словарях и справочниках. Каждый человек привносит в него что-то свое…
Слайд № 2
Поиграем в игру «Составь пословицу» (на доске)
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Нет в мире лучше родного края.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Учитель: Известная пословица гласит: «Человек без Родины, что соловей без песни». Соловей лишенный своего голоса всего лишь маленькая серая пугливая птичка. Но соловей своей соловьиной песней зажигает сердца, пробуждает любовь, будит нежность, заставляет плакать . Он наполняет мир несказанной красотой. Как соловей силен своей песней, так человек силен своей Родиной, своими корнями, своим Отечеством. У каждого человека есть своя малая Родина – край, где он родился, где все ему кажется особенным и родным.
Слайд № 3,4,5,6
-Что для вас является малой родиной? (Это село, в котором вы родились, район и область)
-Как называется главный город нашей области? (Ульяновск)
- А знаете ли вы, что главный город нашей области не всегда назывался Ульяновском? Современный Ульяновск (Симбирск) по одной из версий возник на месте древнего булгарского города, основанного царем Волжской Булгарии Синбиром (ударение падает на второй слог), который русские называли Синбирском. Однако история современного Ульяновска началась в 1648 году , когда по повелению царя Алексея Михайловича на обоих берегах Волги началось строительство Симбирской крепости, которая контролировала волжский путь и прикрывала границы Руси от набегов ногайцев и казаков. 9 мая 1924 г. Симбирск был переименован в Ульяновск.
-В честь кого Симбирск был переименован в Ульяновск?
(Владимир Ильич Ульянов(Ленин). Российский революционер, советский политический и государственный деятель).
Ученица читает стихотворение о Ульяновске ульяновской поэтессы Нины Климко.
Белой чайкой взметнулся над Волгой
И паришь над могучей рекой.
Путь в веках твой был славным и долгим,
Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.
С каждым годом становишься краше,
Нет отраднее сердцу, милей
Площадей, переулочков, башен
В разноцветном каскаде огней.
Ты – Отчизна великих поэтов.
Имена их, как звёзды горят.
А святые скрижалей заветы -
Наша гордость, величие, клад.
Карамзин, Гончаров и Языков,
Всех не счесть на родимой земле,
Словно солнышка ясного блики,
Озаряют нам души во мгле.
Возвышаются к небу соборы
И церквей золотых купола.
Как прекрасен ты в снежном уборе
Над рекой, что, как мать, обняла.
Коронован "Венцом" ты по-царски.
Где увидишь такую красу?
Сердце полное нежности, ласки
Я тебе на ладонях несу.
Белой чайкой взметнулся над Волгой
И паришь над могучей рекой.
Пусть счастливым полёт будет, долгим...
Мой Ульяновск, мой город родной.
Учитель :
-Все ли слова в стихотворении вам понятны? (словарная работа)
(Скрижали мн.--- Каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями
Отрадно-- О чувстве радости, довольства, испытываемом кем-л
Завет ---Наставление, воля, совет. )
- О каком городе рассказывается в стихотворении?
-Как вы понимаете слово Поволжье?
(Поволжье-территория, примыкающая к течению Волги или близко от неё расположенная.)
- Давайте вместе определим тему нашего сегодняшнего занятия .
- Молодцы, вы действительно сумели правильно сформулировать тему сегодняшнего занятия «Культурная столица Поволжья».
Слайд № 7
-О Ульяновске можно говорить много: Это и авиационная столица
(Мы – единственные производители самых грузоподъемных в мире самолетов – АН-124 «Руслан»), это и город "Семи ветров"
(Действительно ветер – это непременный спутник любой ульяновской погоды).
Также Ульяновск – город двух рек, Волги и Свияги.
(Реки эти текут в противоположном направлении!
Говорят, это создает особую творческую энергетику в городе, именно поэтому во все времена Ульяновск так привлекал незаурядных и известных людей)
3. Работа по теме занятия.
Слайд № 8-19 Ульяновск-город музеев.
Учитель: А нам распахивает свои двери приключение под названием «Музейное зазеркалье» . Мы вспомним историю родного края. Мы узнаем, как жили наши предки в далеком прошлом, когда еще не было ни телевизоров, ни магнитофонов, ни сотовых телефонов, ни компьютеров...
Чтоб провести нам время интересно
И с пользой для себя и для друзей,
Нам долго выбирать не нужно место –
Мы дружно отправляемся в музей!
-Путешествовать в прошлое непросто. Менялись одежда, жилище, посуда. Менялись сами люди. Но язык, обряды-традиции, культура передается из поколения в поколение. Наша сегодняшняя экскурсия называется «Ульяновск- город музеев»
- Давайте прочитаем научное определение слова «музей».
(ученики зачитывают определение и комментируют прочитанное)
Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников истории, искусства, научных коллекций и т.п.
Музей – это «храм», где хранятся древние старинные вещи
Учитель :
- Мы сейчас находимся с вами в музее? (Нет)
- Мы, действительно, находимся в школьном кабинете и имеем замечательную возможность посетить музеи виртуально. Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им дорогие и памятные предметы, вещи, картины и многое другое, что теперь стало историей.
(Учитель знакомит обучающихся с музеями Ульяновска, комментирует материал, представленный на слайдах презентации.)
- Ребята, мы сегодня говорили о старинных вещах, которые хранятся в музеях , и которые в реальности использовались людьми, живущими много-много лет назад. Так теперь мы воочию увидим эти вещественные источники в классе.
-Что такое экспонат, ребята?
ЭКСПОНАТ – выставленный на показ (новое слово на доске)
Показ эспонатов школьного музея.
Словарная работа
Чугунок – крупный сосуд округлой формы для тушения и варки в печи.
Прялка – предмет народного быта, на котором пряли нитки.
Веретено – приспособление для ручного прядения пряжи.
Чесало – приспособление для расчёсывания чего-нибудь (шерсти, льна).
Лапти- низкая обувь, распространённая на Руси в старину и сплетённая из древесного лыка Внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев (липовые, вязовые и другие), берёсты или пеньки.
Учитель : Когда предмет стал музейным экспонатом, начинается его музейная жизнь. Его заносят в специальную книгу поступлений и присваивают очередной номер.
У каждого экспоната своя история. Бывает так, что экспонат меняет много адресов, может побывать во многих руках, подвергнуться случайному или намеренному повреждению.
4. Динамическая пауза
Каждый день по утрам
Делаем зарядку
(ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать,
(ходьба)
Руки поднимать,
(руки вверх)
Приседать и вставать,
(приседание 4-6 раз)
Прыгать и скакать.
(10 прыжков)
Поиграем… Загадки
Черный конь
Прыгает в огонь. (Кочерга)
Три братца
Пошли на реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос
Да брюхо. (Самовар)
Новая посудина —
Вся в дырках. (Сито, решето)
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Привяжешь — пойдут,
Отвяжешь — останутся. (Лапти)
Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею. (Веретено)
Деревяшка, три струны,
Натянутых, тонких.
Вы узнать её должны!
Поёт очень звонко.
Поскорее угадай-ка.
Что же это? – (балалайка)
Учитель: - А бывали ли вы в музее? Слайд № 20-22
В нашей школе тоже есть музей. Он основан в 1975 году и назывался «Музей боевой и трудовой славы». С 2000 года музей стал носить название «Историко- краеведческий музей Холстовской средней школы».
Хорошо, что в школах есть музеи.
Значит, нить времён не прервалась.
Значит, вместе все-таки сумеем
С прошлым удержать незримо связь.
Дети 1 класса читают стихи.
В школьном музее всегда посетители –
Каждый найдёт для себя что-то важное –
Школьники, учителя и родители,
Всё объясним и покажем здесь каждому.
Из школьной летописи фотографии,
И экспонаты в витринах разложены,
Выпускников многих есть биографии,
О медалистах есть всё, что положено.
О педагогах, ушедших на пенсию,
Об учителях, что сейчас здесь работают.
Труд их сравнить можно только лишь с песнею,
Труд озарён их о детях заботою.
Память хранится и о героях,
Тех, что в Великой войне победили.
Их ордена и трофеи напомнят
Подвиги, что в честь страны совершили.
-Какой праздник отмечает наша страна 9 мая?
- Сколько лет со дня Победы исполнится в 2020 году?
-В нашем музее есть стенды ,посвященные Великой Отечественной войне.
Дорогой ценой досталась победа нашему народу. Более 27 миллионов жизней унесла война, в том числе 2730 человек из нашего района.
Из наших 3-х сёл Холстовки, Наймана, Раштановки на фронт было призвано 558 человек, среди них 9 женщин. Всего из Холстовки было призвано 231 человек, из Наймана 199, из Раштановки 128. Это костяк населения сёл. Но к сожалению вернулись обратно не все. Погибло 362 воина.
Творческая мастерская
Ученикам предлагается нарисовать любой экспонат из школьного музея. (домашнее задание) (Нарисованные экспонаты прикрепляем к доске магнитами и создаём свою галерею).
Поэты и писатели Ульяновской области.
Учитель: Мы продолжаем наше путешествие.
-Знаете ли вы,что наш край, Симбирская-Ульяновская земля, богата талантами и яркими именами знаменитостей-писателей, поэтов, которые внесли большой вклад в её развитие: это -писатель-историк — Николай Карамзин, писатель - Иван Гончаров , писатель - Сергей Аксаков , поэт-сатирик Дмитрий Минаев, поэт-лирик Николай Языков и многие другие.
Слайд № 24-27
Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года. В Ульяновске есть памятник Карамзину. Памятник был создан по обычаям того времени. На пьедестале стоит величественная женская фигура-статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» — главного труда Н. М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.
А знаете ли вы, что Карамзин был редактором одного из первых в России детских журналов «Детское чтение для сердца и разума».
Став взрослее, ты познакомишься со сказками Николая Карамзина: «Дремучий лес», «Илья Муромец», прочтешь его повести «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др.
Иван Александрович Гончаров (1812–1891) – великий русский писатель, автор знаменитых романов “Обломов” и “Обрыв”, литературный критик и публицист, а также обладатель гражданского чина “Действительный статский советник”.
В городе есть краеведческий музей имени Гончарова.
Дмитрий Дмитриевич Минаев (1835—1889) — русский поэт-сатирик, журналист, переводчик, критик.
Родился в семье офицера, Дмитрия Ивановича Минаева, поэта, переводчика «Слова о полку Игореве».
Приобрёл известность как «король рифмы», мастер пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура.
В своей литературной деятельности Минаев много занимался переводческой работой. Заслугой Д. Д. Минаева является знакомство русской читающей публики с произведениями европейской литературы.
Ученик читает отрывок стих-я
Николай Михайлович Языков родился 4 марта 1803 г. в Симбирске в богатой дворянской семье. Круг интересов молодого Языкова был очень широк. Его интересуют и экономические вопросы, и древние языки, и история. Он много читает, выписывает современные журналы. Ранний талант к стихам. В 1826 г. Языков знакомится с А.С. Пушкиным – и это целая эпоха в духовной биографии Языкова.
Ученик читает отрывок стих-я
-А известны ли тебе имена современных ульяновских писателей?
Карпова Татьяна Александровна-ульяновский поэт. Она пишет книги для детей и взрослых. Татьяна Александровна- очень интересный собеседник, талантливый поэт, большой любитель природы. В своей книжке «Где обедал кашалот?» рассказывается о таинственных обитателях морей и океанов.
Ученик читает отрывок из книги .
4. Итог мероприятия
Я надеюсь, что вы многое узнали об Ульяновске, о его музеях и о талантливых людях. Будете любить и помнить свою малую Родину, где бы вы ни оказались. Каждый должен подумать, что я сделал и что могу ещё сделать для своей Родины. Вам, ребята, нужно защитить и сохранить наш край, делами приумножать его красоту и богатства.
Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!
5.Рефлексия
А теперь ответьте , ребята, интересно ли вам было сегодня на нашем необычном мероприятии и хотелось бы вам еще таких занятий? Надеюсь, что у вас остались только хорошие впечатления.
(на фоне песни «Ромашковая Русь» )
Учитель:- Что же значит для вас Родина?
Давайте соберем ромашку. Белая ромашка стала настоящим символом России.
Берём лепесток, читаем и прикрепляем к кружку, в центре которого написано слово РОДИНА
(дети берут лепестки, читают и приклеивают на доску)
- Это цветы, что растут в нашем крае.
- Это заря, что горит, не сгорая...
- Это глаза моей мамы.
- Это закат над полями
- Это земля у порога
- Это дом, где я родился
- Это школа, где я учусь
- Это моя дружная семья
- Это улица, по которой я хожу
- Это родная природа
- Это любимые друзья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ярмарка народов Поволжья
сценарий к празднику...
Жемчужина Поволжья
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=sSH3OBYDQ-g5 мая состоялась экскурсия в замок Шереметева, что находится в посёлке Юрино.Раньше он назывался селом Арханге...
Презентация к уроку ОРКСЭ "Народы Поволжья"
Презентация (в 2-х частях) к уроку ОРКСЭ в 4 классе по теме "Народы Поволжья"...
Тест за 2 четверть по направлению «Я - житель культурной столицы» 2 класс
Этот тест поможет учащимся проверить свои знания по внеурочной деятельности, по темам изученным за 2 четверть....
Урок ( занятие) Я житель культурной столицы
Знаете ли вы, как ещё называют Санкт-Петербург? (Культурная столица)Значит, мы жители культурной столицы.А какие они жители культурной столицы?Какими бы вы хотели видеть окружающих вас петербуржцев?(к...
К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город».
Урок литературного чтения по теме: К.Д. Ушинский. «Поездка из столицы в деревню. Столица и губернский город», 4 класс....
Архитектура культурной столицы России (разработка педагога Андреева)
Архитектура культурной столицы России (разработка педагога Андреева)...