Доклад "Родители - основные воспитатели"
материал на тему

Шайнурова Зарима Хусаиновна

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему "Родители - основные воспитатели"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание "Родители - основные воспитатели"

 

Задачи: помочь родителям понять, что главные воспитатели – это родители, а учителя - помощники; что только от родителей зависит, какими будут их дети.

Цели:

1) Провести родительское собрание в нетрадиционной форме – форме викторины.

2) Развивать среди родителей чувство коллективизма и сотрудничества.

3) Создать радостную атмосферу и поднять настроение родителям.

4) Укрепить ещё больше связь между родителями и сотрудниками школы.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. Спасибо за то, что вы пришли на эту встречу.

Тема моего доклада : «Родители –основные воспитатели»

Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней рождения ребёнка.

Я вам покажу один предмет. Да, эта обыкновенная губка.

- Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое характерно для нее свойство?
(Она хорошо впитывает жидкость)

- Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?   (
Губка станет синего цвета )

- А если мы вольем в губку красную жидкость?
(Губка станет красной)

- А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
(Губка станет непонятного, неопределенного цвета) 
- В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
 (Родители высказываются)
- Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.

- Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?
(Родители высказываются)

- Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь. 
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
                             
Себастьян Брандт (средневековый поэт)

Семейное счастье, благополучие семьи рождаются благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. Родной дом для ребенка – это то место, где он усваивает основы народной нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом.

Мало кто говорит детям, что можно лгать, обманывать, доносить, обижать других, плохо работать, пользоваться чьим-то несчастьем, предавать.

Высказываемые моральные нормы и принципы всегда звучат красиво и возвышенно.

Возможно отсюда удивление, разочарование и раздражение: «Почему мой ребенок зол, непорядочен, почему не поступает, как учили?». Следовало бы в таком случае задать еще один вопрос: «Что это значит – мы учили?». Как правило, ответ таков: «Ну, ведь мы ему сколько раз об этом говорили».

Слова и поступки бывает, не совпадают. Почти каждый из нас лучше в своих словах, чем в действиях. Не всегда удается соответствовать тому, что мы провозглашаем. Однако, если слова и действия – это противоположное, ребенок не только заметит это противоречие, но и не простит его.

Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет на отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.

Что такое «семья»? Каково Ваше мнение? (Ответы родителей.)

-Да, семья – это, прежде всего, любовь.

- Семья – это место приземления для старших, стартовая площадка для младших и маячок взаимоотношений для каждого.

Уважаемые родители, а вы хотите послушать высказывания детей о семье?

Недаром восточная мудрость гласит:

Если ты думаешь на год вперед, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево. Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Современная семья чувствует ответственность за развитие ребенка, но принимает ее частично: все желательное – результат нашего воспитания, все нежелательное — из-за дурного влияния друзей, улицы, школы, средств массовой информации и прочего.

Достаточно присмотреться внимательней к играм детей, и легко можно понять, какая семья у ребенка. Главным психологическим содержанием еще дошкольного возраста становится запечатление сценариев жизненных отношений в процессе ролевых игр. Запечатлев ранее принятые в семье нормы общения с окружающими, ребенок через игру начинает активно постигать смысл жизни. Они улавливают то, чем живут взрослые, причем схватывают самую суть – проявляемые отношения к окружающим людям, предметам, процессам. Смыслы, запечатленные ими в этом возрасте, становятся во многом определяющими их ценностные ориентиры, мысли, действия и поступки в дальнейшей жизни.

Мамам и папам надо чаще смотреть на себя глазами детей, чтобы понять, какой опыт отношений они черпают в семье. Отец и мать не всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на растущего человека.

Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет на отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.

Почему есть семьи, в которых все хорошо? От чего это зависит? По наблюдениям психологов, в такой семье царит обстановка взаимного доверия, уважения, стремления помочь друг другу. Члены семьи общительны, обладают чувством юмора. Отличительная особенность – уважение к личности каждого члена семьи.

В таких семьях обычно вместе проводят досуг. Каждый член семьи, начиная с раннего возраста, имеет постоянные домашние обязанности и выполняет отдельные поручения. Даже ребенок должен усвоить, что каждый член семьи заслуживает уважения, и у каждого есть свои неповторимые особенности. В хорошей семье все разделяют ответственность друг за друга.

Рядом с взрослыми живут маленькие люди, способные критически оценивать все происходящее в семье. Дети все видят, слышат, понимают, воспринимают и перенимают.

Послушайте результаты анкеты, проведенной с детьми.

Вопросы:

  1. Любишь ли ты бывать один или со всей семьей?
  2. Хочешь быть похожим на родителей?
  3. Тебя дома воспитывают? Как?
  4. Часто ли тебя хвалят?
  5. Как вы проводите выходные с родителями?  (чтение некоторых анкет)

Родительский труд очень тяжелый. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости, одоления неумений. Она требует постоянного самосовершенствования.

Все-таки лучшие минуты, часы с детьми – это когда мы вместе, равноправны, счастливы, и всякая самая простая радость жизни: прогулки, угощение, хорошая книга – удесятерятся оттого, что мы разделяем ее с сыном или дочерью. Папы и мамы, которые это умеют – самые лучшие, самые замечательные педагоги. Ваше собственное поведение – решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Благополучного воспитания можно достигнуть только при взаимодействии семьи и школы. Это взаимодействие оказывает большое внимание на развитие личности детей. Все лица причастны к воспитанию,  должны действовать сообща, придти к единым требованиям. А если воспитательные усилия противодействуют, то дети испытывают огромные психологические перегрузки, так как не знают кому верить, за кем идти.   И тогда получается, как в басни Крылова «Лебедь, Щука и Рак», которые, как известно тянули воз в разные стороны. Представьте картину тройкой  лошадей в одной упряжке. Их движения слажены, как у единого целого. Тройка стремительно летит, преодолевая все препятствия.

Вы, конечно, хотите иметь хороших детей: умных, добрых, вежливых, отзывчивых, трудолюбивых, т. е. высоконравственных. Когда в семье такие дети, семья счастлива. Давайте объединим наши усилия в воспитании подрастающего поколения.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья. Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите ребенку щедро каждый день, если не сейчас, то через годы вернутся к вам сторицей. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо, ВАШ РЕБЕНОК.

Анкета

  1. Любишь ли ты бывать один или со всей семьей?
  2. Хочешь быть похожим на родителей?
  3. Тебя дома воспитывают? Как?
  4. Часто ли тебя хвалят?
  5. Как вы проводите выходные с родителями?

 Анкетирование провела анонимно, попросила ребят быть честными, отвечать на вопросы искренно, объяснила, что это мне надо для доклада. Раздала  40 анкет, вернули только 36, не выбирала детей, раздала всем желающим. Ответы писали дети старших и начальных классов

  1. Любишь ли ты бывать один или со всей семьей? 

Из 36 ребят – 23 любят бывать со своей семьей  или хотят быть,  11 детей хотят остаться один, двоим - нравится быть семьей и остаться одному.

  1. Хочешь быть похожим на родителей?

29 хотят быть похожим на родителей, а 7 ненавидят своих родителей и пишут тех на кого они хотят быть похожими. Это артисты, спортсмены или дальние родственники.

  1. Тебя дома воспитывают? Как?

17 ребят пишут, что им нравится, как их воспитывают дома, а остальные 29 учащихся не довольны воспитанием родителей.  (Читаю некоторые ответы по анкете)

  1. Часто ли тебя хвалят?

27 ответов  – часто хвалят, 3 ответа – не дождешься от них, 6 ребят написали лаконично – нет.

  1. Как вы проводите выходные с родителями?

19 учеников пишут - «Работаем , смотрим телевизор, играем», «Хорошо, отлично, весело» пишут  - 5, «никак, мы сами по себе» пишут – 4, «ходим на пикник, проводим вместе на Дёме» пишут - 3, «в гостях у бабушки и дедушки» пишут- 2, «ходим в лес» - пишет 1 ученик и ещё ответы двух учеников прочту. «Хорошо, отлично, весело» пишут  - 5,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные принципы работы воспитателя в группе продлённого дня и их роль в формировании состоявшейся личности »

Выполнение всех представленных целей и принципов, которые необходимо учитывать воспитателю в процессе своей практической работы в группе продленного дня, играют важную роль в формировании прочных осно...

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.

Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....

Основные принципы работы воспитателя в группе продлённого дня и их роль в формировании состоявшейся личности

Бытует мнение, что работа воспитателя в группе продленного дня в школах отличается своей тяжкостью, особыми трудностями, связанными с физическим, психологическим и эмоциональным состоянием детей после...

«Основные виды деятельности воспитателя в ГПД».

Основные виды деятельности воспитателя в ГПД...

Основные направления работы воспитателя гпд.

Основные направления работы воспитателя гпд:-работа по патриотическому и гражданскому воспитанию;-работа над самоподготовкой учащихся;-трудовое воспитание в группе продленного дня;- работа по охране п...

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в ДОУ

Обсуждение темы речи педагога дошкольной организации в современном обществе...

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня.

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня....