«Основные виды деятельности воспитателя в ГПД».
материал (2 класс)
Предварительный просмотр:
МБОУ «ПОСЕЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ДОКЛАД
Основные виды деятельности воспитателя в ГПД
Подготовила
Воспитатель ГПД Ивашкина Т.В.
Атяшево
Январь 2020 года
«У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам». (Э. Гиббон)
Учебная деятельность в ГПД
Основной вид учебной деятельности в ГПД является самоподготовка, то есть то время, которое отведено учащимся на выполнение домашнего задания. . В группе продлённого дня в самоподготовке участвуют все, но, несмотря на общую программу, уровень подготовки, требования педагога слегка отличаться к разным детям. Более сильные дети помогают слабым, объясняют принцип выполнения того или иного задания – обучая учатся. Но принципы организации самоподготовки остаются едиными.
- Самоподготовка проводится не ранее 14-45, когда дети отдохнули, пообедали, побывали на прогулке, а в промежутках между занятиями проводятся физкультминутки, позволяющие снять напряжение. Физкультминутки проводятся каждые 30 минут. На самоподготовку отводится не более 1,5 часа.
- Образовательная деятельность корректируется учителями, которые сообщают воспитателю ГПД основную учебную информацию: что задано детям, информацию о тех учениках, которым нужна дополнительная помощь и другие пожелания.
- Воспитатель видит главной целью самоподготовки в ГПД не только выполнение домашнего задания. Гораздо важнее те навыки, которые приобретают дети на самоподготовке.
- Учащиеся осваивают навыки самодисциплины и аккуратности. Дети готовят рабочее место для эффективного выполнения домашних заданий.
- Учатся эффективно распределять время и, что немаловажно, учатся делать своевременный перерыв во время самоподготовки.
- Воспитатель не только следит за выполнением домашнего задания, но и объясняет детям, как максимально эффективно планировать выполнения домашних заданий, объясняет, как важно научится самостоятельно выполнять домашние задания, насколько важно самостоятельное и дополнительное образование и так далее, то есть - учит детей учиться.
- Воспитатель учит детей уважительно относиться к окружающим, которые работают, не мешать и не отвлекать товарищей.
- Воспитатель уделяет особое внимание тем ученикам, на которых указал учитель, но в процессе самоподготовки также обращает внимание учителя или родителей на слабые и сильные стороны детей. Тем более в силу фактора времени воспитатель ГПД имеет больше возможностей на выявление когнитивных и поведенческих особенностей детей и тоже обращает на них особое внимание и делится замеченным с коллегами и родителями ребёнка.
Так, в условиях группы продлённого дня, формируются жизненные компетентности, как целостная система.
Познавательная деятельность в ГПД
Воспитатель ГПД, формирует отношение к любой деятельности, включая образовательную.
Помимо самоподготовки в ГПД проводятся тематические беседы. («Как избегать конфликтов», «Как избегать конфликтов», «О внимании и понимании» т.п.) Как правило, такие беседы носят общеобразовательный или воспитательный характер. Досугу уделяется большое внимание. Досуг ребят посещающих ГПД насыщенный, интересный, разнообразный. В свободное время комбинируются и чередуются различные виды деятельности. То есть досуг включает в себя творческие занятия, коллективные и индивидуальные формы досуга, активную игровую деятельность. Например, при проведении занятия - «Скажем: «Нет!» вредным привычкам».- дети изготавливают плакат по теме. Дают ему название «Дерево жизни». Кто- то рисует тёмную сторону дерева, кто-то светлую, другие - вырезают подготовленные привычки вредные и полезные, третьи наклеивают, все помогают их правильно распределить на сторонах дерева. Все берут участие. Получается, что дети не просто слушают, но берут активное и осознанное участие, применяют полученные знания и учат других - коллективная работа выставляется на всеобщее обозрение (они объясняют работу тем детям, которые не ходят в ГПД ), достигается цель познавательная деятельности ГПД – раскрывает потенциал детей, создаёт благоприятная психологическая атмосфера, формирует навык переключаться с одного вида деятельности на другой, а так же максимально эффективно использует мощный педагогический потенциал игры.
Коммуникативная деятельность в ГПД
ГПД - это активная коммуникативная среда, в которой проходит общение на разных уровнях. То есть дети общаются между собой, причём не только во время досуговой деятельности, но и взаимодействуют на самоподготовке, во время обеда.
То есть, дети осваивают общение:
- деловое, светское ,например, на занятиях по теме «Телефонный этикет», дети получают попарно задания: «вы ошиблись номером», «вы позвонили другу, а трубку взяла мама, которая вас ещё не знает», «вы позвонили в школу, чтоб уточнить, когда начнутся занятия после каникул» и т.п Эти ситуации дети продумывают, инсценируют, а потом все вместе комментируют увиденное);
- игровое. Учащиеся учатся общаться со сверстниками и воспитателем. Например, во время игры «Много авторов» все садятся в круг. Воспитатель начинает рассказывать придуманную историю и останавливается на самом интересном месте. Его сосед продолжает рассказ, сочиняет его дальше и тоже прерывается в интересном месте. И так продолжается до последнего участника круга.
Воспитатель ГПД умело общается на разных уровнях. С детьми - в разных ситуациях, с учителями, с родителями.
- воспитатель ГПД координирует процесс общения между детьми, учит их корректно общаться в любой ситуации, объясняет и рассказывает о том, какие формы общения существуют. Также воспитатель ГПД в какой-то мере реализует потребность детей в общении со взрослыми, ведь не секрет, что многие родители не всегда находят время на общение с детьми.
- воспитатель общается с учителями, которые информируют его о тех особенностях детей , которые важно учесть при самоподготовке, о поведенческих особенностях детей, а воспитатель ГПД, в свою очередь наблюдает за детьми и может выявить какие-то важные (положительные и отрицательные) особенности детей, так как проводит с детьми гораздо больше времени, чем учителя и наблюдает за детьми в различных жизненных ситуациях.
- воспитатель ГПД общается с родителями детей, которые посещают группу продлённого дня, и может рассказать им, на что важно обратить внимание при общении с детьми, о том, какие сложности возникают в процессе выполнения домашнего задания.
Спортивно - оздоровительная деятельность в ГПД
Забота о здоровье детей важнейшая функция ГПД. Работа ГПД построена воспитателем таким образом, чтобы максимально эффективно выстроить режим младших школьников.
Дети, посещающие ГПД, обедают в одно и то же время, причём это не хватание кусков, как часто бывает дома, а полноценное горячее питание.
Помимо режима и сбалансированной физической активности, воспитателем ГПД проводятся беседы с ребятами о правильном питании, о здоровом образе жизни, о том, что вредно, а что полезно, о позитивном влиянии физических нагрузок.
Воспитательная деятельность в ГПД
В конечном итоге вся деятельность воспитателя ГПД сводится к воспитанию - нравственному воспитанию или воспитанию экологической грамотности. Вовремя замечаются признаки зарождающейся детской агрессии, отсутствие бережного отношения к природе или уважительного отношения к старшим, нежелания учиться и так далее и принимаются меры (беседы с ребёнком, вовремя оказывается помощь, организовываются игры с участием отвергаемого ребёнка и т.п.). Учитель наблюдает за ребёнком только на уроках, родители в тот небольшой отрезок времени, когда ребёнок пришёл из школы и не лёг спать и утром перед школой. Воспитатель ГПД видит ребёнка в различных формах деятельности: самоподготовка, творчество, дежурства, прогулка, игры, общение. Поэтому воспитатель сопоставляет, анализирует, опираясь на знания и педагогический опыт. Достигается цель - воспитать достойного человека, сформировать основу характера. И именно поэтому воспитатель считает, что функции в данном случае вторичны, так как влияние человеческого фактора в работе ГПД очень велико (сам соответствует тем требованиям, которые ставит детям). Таким образом, вся деятельность воспитателя ГПД планомерно достигает поставленные цели и реализовывает задачи.
Художественно-эстетическое обучение
Воспитатель группы продлённого дня прививает ученикам осознанное отношение к сведениям об истории, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа России.
Для развития поликультурной компетентности младших школьников в условиях ГПД, она как бы «переносит» учеников в другую страну, другой образ жизни «оживляет» коммуникативную ситуацию. Использует изучение разных народных игр.
Предлагает на занятиях иллюстративный материал, который раскрывает содержание предложенной актуальной и аутентичной информации. Это и карты стран, изображения флагов, костюмы разных народов, и т.д. Дети сравнивают их.
Занятия страноведения, ролевые игры помогают ребятам понять и свою культуру, и культуру других народов.
Формы работы, способствующие социализации личности младшего школьника, накоплению опыта личностного отношения к системе ценностей общества:
- применение нетрадиционных форм проведения занятий (занятие – соревнование, занятие – экскурсия, и др.);
- использование нетрадиционных форм учебных занятий (проектные занятия, творческие мастерские и др.);
- использование игровых форм;
- диалогическое взаимодействие;
- проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)
- использование различных форм работы (групповые, командные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
- интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
- использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
- использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.)
Рефлексия
В профессии педагога нет предела совершенству. То, что еще вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня безнадежно устаревшим; появляются новые идеи и желание что-то изменить. Поэтому воспитатель должен быть в постоянном поиске, задавая себе рефлексивные вопросы:
- Что она делает?
- С какой целью?
- Каковы результаты этой деятельности?
- Как она этого достигнет?
- Можно ли сделать лучше?
- Что она будет делать дальше?
Рефлексия является обязательным условием саморазвития. В этом я солидарна со словами В. Набоков «Мы можем узнавать о предмете все больше и больше, но вы никогда не сможете узнать о нем все; это безнадежное занятие».
Вывод
Пристальное и постоянное внимание к другому человеку, уважение к нему, искренность в выражении чувств определяют способность педагога воспитателя осуществлять личностное педагогическое взаимодействие с учащимися, и в конечном счёте его эффективность и как учителя, и как воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Обучение чтению как основному виду речевой деятельности"
Статья посвящена проблемам и способам обучения английскому языку в начальной школе...
Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся раздел "Математика"
Раздел 7. Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся № п/п Дата Тема урокаХарактеристика деятельности учащихсяи планируемые рез...
Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся раздел "Окружающий мир"
Раздел 7. Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся № п/п Дата Тема урокаХарактеристика деятельности учащихся и планируемые ре...
Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.
Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения.
Игра как средство воспитания, обучения и развития личности Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом...
Тематическое планирование с описанием основных видов деятельности
Вашему вниманию представлено тематическое планирование с описанием основных видов деятельности для обучающихся 3 класса с системным недоразвитием речи средней степени....
Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня.
Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня....