Откуда хлеб на стол пришёл?
материал на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие
на тему:
«Откуда хлеб
на стол пришёл ?»
Подготовила:
воспитатель школы
Шишлова Нина Михайловна
2019 год
ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;
- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;
- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;
-развивать способность чувствовать, сопереживать;
- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, демонстрационное оборудование.
- карточки со словами.
Ход внеклассного мероприятия:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте. Подумайте и скажите, о чем мы будем говорить сегодня? Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб) Слайд №2
- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.
- Дети, сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как и откуда он пришёл к нам на стол и задумаемся о бережном отношении к нему.
II. Основная часть.
- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.
Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Слайд № 3
В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен.
Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку.
Слайд № 4
А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто. Слайд №5 Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб».
- Может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение о хлебе?
Вот он, хлебушко душистый, Слайд №6
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.
Есть пословица в народе:
«Хлеб на стол, и стол расцвел»
- Ребята, а давайте вместе проследим за рождением хлеба.
Слайд №7 За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в открытое окно –
Сеют сеялки зерно.
Слайд №8 Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер, да вода.
Слайд №9 Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна –
За уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны!
Слайд №10 Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас,
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно, отдохнуть
И опять собраться в путь.
Слайд №11 Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
Получается мука.
Слайд №12 Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит хлеб.
Этот сказочный завод
Всё, что хочешь, испечёт.
Целый город угостит,
Был бы только аппетит!
Вот теперь- то хлеб готов!
Его грузят по машинам
И развозят в магазины.
Игра «Откуда пришёл хлеб?»
- А теперь нужно расположить слова в правильном порядке. Слайд №13
- Прочтите слова.
- Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?
- Какое слово будет первым? вторым? и т.д Слайд №14
(Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин)
- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.
Физкультминутка.
«Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями)
- Представьте, что вы зёрнышки…
Посадили мы зерно.
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
- Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.
- Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание.
- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена? Слайд №15
- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Слайд №16
Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.
- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет? Он выезжает в поле, когда зерно поспевает, скашивает колосья, обмолачивает зерно и ссыпает в машину. Слайд №17
- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)
- Кто его везёт? Слайд №18
- Куда отправляют зерно? Кто работает на мельнице? Слайд №19
- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне? Слайд №20
- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?
Слайд №21
- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.
- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)
- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.
- Давайте послушаем стихотворение, которое подготовили ваши одноклассники и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся.
Чтение стихотворения «Хлеб» учащимися: Слайд №22
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб – это жизнь,
А не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб воевали.
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
- Чем же является хлеб для нас? (Хлеб – это жизнь, а не просто еда)
- Почему такое происходит? (Не задумываемся, что хлеб – богатство)
- Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)
- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:
(Дети читают правила)
Правила обращения с хлебом. Слайд №23
• Бери хлеба столько, сколько съешь.
• Не играй с хлебом.
- Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
• Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.
• Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
Беседа о военном хлебе.
-А теперь я хочу рассказать вам о военном времени, о военном хлебе.
1941 год… Слайд №24
В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель – выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски.
Они молчаливо бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!»
В дыму Ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
Слайд 25
- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.).
- А вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей)
- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…
- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.
- Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться.
- Ребята, давайте ещё раз повторим и запомним основные правила обращения с хлебом.
(ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ ХОРОМ) Слайд №26
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Игра «Что лишнее?»
- Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Слайд №27
- У вас на партах лежат карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием крепите на доску, если нет, то оставляйте на месте.
Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны.
- Многие поэты и писатели воспевали в своих произведениях хлеб. В честь хлеба слагали гимны, стихи, пословицы, поговорки. Давайте соберём на нашем хлебном поле пословицы. Слайд №28
Плох обед, коли хлеба нет.
Хлеб в закромах, счастье в домах.
У кого хлеб родится, тот всегда и веселится.
(Толкование смысла пословиц детьми)
Игра «Испеки хлеб»
- Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? Подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:
мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста , масло, помидоры, вода, молоко.
- А мы пока отгадаем загадки.
1.Одно бросил –
Целую горсть взял. (Зерно)
2. Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони –
Золотым зерном набит. (Колос)
3. Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено. (Поле)
4. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит. (Трактор)
5. Корабль-великан
Не по морю плывёт.
Корабль –великан
По земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)
6. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
I I I. Подведение итогов.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем вам запомнилось наше мероприятие ?
- Как приходит хлеб к нам?
- Как нужно к нему относиться?
- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему "Откуда хлеб на стол пришёл?"
ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.ЗАДАЧИ:- раскрыть значение хлеба в жизни челов...
Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."
Наблюдая за детьми, я выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...
Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."
Наблюдая за детьми, я выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...
"Слава хлебу на столе"!
Внеклассное мероприятие о хлебе....
НОД по теме "Откуда хлеб на стол пришёл?"(предметное рисование)
Конспект по непосредственной образовательной деятельности для подготовительной группы детского сада....
Внеклассное мероприятие "Хлеб на стол, так и стол престол"
Внеклассное мероприятие проводится для обучающихся начальных классов. Оно способствует бережному отношению к хлебу. Воспитывает чувтво уважения к людям. выращивающим сырьё для хлеба....
Презентация "Откуда хлеб на стол пришёл"
Презентация "Откуда хлеб на стол пришёл"...