"Слава хлебу на столе"!
классный час (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Слава хлебу на столе!
Подготовительная работа: в классе висит плакат с караваем хлеба, пословицами о хлебе. В центре высказывание: «Хлеб – всему голова». Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит хлебозавод, выставка книг о хлебе. На стенах газеты, сделанные после рейда в столовую. Класс украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы. На стуле стоит стог из колосьев пшеницы, обвязанный красной лентой.
Ход классного часа.
(Звучит песня «Гимн хлебу», музыка Тумашова, слова Кокова)
Учитель. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Хлеб – это кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба – нет». Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем о истиной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Вот почему люди вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город. У целинников были свои песни.
(Звучит куплет песни на музыку Е. Родыгина, слова Солохшюй «Едут новосёлы».)
Ученик: Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек.
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода...
Для него, для зернышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину.
Учитель: День и ночь - и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван – и в союзе, и в противоборстве с природой.
Ученик: Вот он - хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он... теплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Татьяничева Л.
Учитель: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?
1-й чтец: Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
2-й чтец: Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: <Хлеб>.
3-й чтец: Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: <Хлеб>.
4-й чтец: Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: <Хлеб>.
5-й чтец: Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
Токмакова И.
Ведущий: Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
1-й ученик: Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
2-й ученик: Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет, -
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
3-й ученик: У народа есть слова:
“Хлеб - всей жизни голова”.
Ставится он первым на столе.
Вместе: Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, слава!
Учитель: Вот такое коротенькое, но емкое слово - <хлеб>. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?
Ученик: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе - 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.
Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Учитель: В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.
Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.
(Звучит куплет песни «Слава русскому хлеву!», слова Н. Паянкини, музыка К. Масалитинова.)
Ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси -
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? -Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Суслов В.
Учитель: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г. Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслей - сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой.
Ученик: «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».
Учитель: В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.»
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла (Звучит <Реквием> В.-А. Моцарта).
Учитель: Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало <крошечки> хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.
Хлеб - драгоценность.
Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
(Звучит «Песня о хлебе», слова В. Дюкова, музыка О. Фельцмана.)
Учитель: «При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Вот письмо: «Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать своим детям уважение к хлебу – главному богатству нашей страны. прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них».
Ученик: Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной.
Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы - люди,
Научитесь хлеб беречь!
Учитель: Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами.
Ученик: Прошу тебя:
Не оброни, сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба...
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю: детство
Без игры нелепо,
Но не смогу простить
Лишь одного -
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.
Х.Сапаров
Учитель: Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
Ученик: Почет и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
(В руках у него каравай хлеба на рушнике, он идет в зал, где сидят почетные гости, и благодарит этим караваем.)
(Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, например, «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему "Откуда хлеб на стол пришёл?"
ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.ЗАДАЧИ:- раскрыть значение хлеба в жизни челов...
Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."
Наблюдая за детьми, я выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...
Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."
Наблюдая за детьми, я выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...
"Хлеб на столе"
ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА В ЖИЗНИ. Раскрыть и закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, значение хлеба в жизни человека. Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу ...
Внеклассное мероприятие "Хлеб на стол, так и стол престол"
Внеклассное мероприятие проводится для обучающихся начальных классов. Оно способствует бережному отношению к хлебу. Воспитывает чувтво уважения к людям. выращивающим сырьё для хлеба....
Сценарий внеклассного мероприятия « Слава хлебу на столе!»
Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.Задачи:Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;Прививать учащ...
Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»
Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»...