"Слава хлебу на столе"!
классный час (3 класс) по теме

Калгина Любовь Александровна

Внеклассное мероприятие о хлебе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Слава хлебу на столе!

Подготовительная работа: в классе висит плакат с караваем хлеба, пословицами о хлебе. В центре высказывание: «Хлеб – всему голова». Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит хлебозавод, выставка книг о хлебе. На стенах газеты, сделанные после рейда в столовую. Класс украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы. На стуле стоит стог из колосьев пшеницы, обвязанный красной лентой.

Ход классного часа.

(Звучит песня «Гимн хлебу», музыка Тумашова, слова Кокова)

Учитель. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Хлеб – это кормилец», «Без золота проживешь, а без хлеба – нет». Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем о истиной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и,  наконец, выпечь хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Вот почему люди вспоминают славный город целинного края Целиноград. Он вырос на месте первых палаток. Сейчас это красивый и большой город. У целинников были свои песни.

(Звучит куплет песни на музыку Е. Родыгина, слова Солохшюй «Едут новосёлы».)

Ученик:                                        Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,

Видишь, пробивается хлебный стебелек.

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знают только солнышко, ветер да вода...

Для него, для зернышка, через всю страну

Комсомольцы ехали жить на целину.

Учитель: День и ночь - и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван – и в союзе, и в противоборстве с природой.

Ученик:                                                   Вот он - хлебушко душистый,

С хрустом, корочкой витой.

Вот он... теплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

В нем здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло,

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет весенний в нем.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

                                     Татьяничева Л.

Учитель: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле - вдумайтесь! Словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

1-й чтец:                                                  Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

2-й чтец:                                                 Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: <Хлеб>.

3-й чтец:                                                       Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: <Хлеб>.

4-й чтец:                                                      Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: <Хлеб>.

5-й чтец:                                                     Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

                                                                                                    Токмакова И.

Ведущий: Знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?

1-й ученик:                                  Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

2-й ученик:                                             Тем, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет, -

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари!

3-й ученик:                                                    У народа есть слова:

“Хлеб - всей жизни голова”.

Ставится он первым на столе.

Вместе:                                                           Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава, слава!

Учитель: Вот такое коротенькое, но емкое слово - <хлеб>. А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Ученик: Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе - 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда.

Учитель: В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и др.

Во время войны в армию были призваны не только из городов, но и из колхозов. Остались женщины, старики, дети. За 1941-1944 гг. в стране было заготовлено 4312 млн. пудов зерна. Стране, фронту был нужен хлеб, и люди самоотверженно трудились, выращивая его.

(Звучит куплет песни «Слава русскому хлеву!», слова Н. Паянкини, музыка К. Масалитинова.)

Ученик:                                               Был хлеб всегда в почете на Руси -

Ее просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать? -Спроси.

Тебе ответить могут ленинградцы.

                                                                                                              Суслов В.

Учитель: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г. Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а ведущий читает воспоминание медсестры яслей - сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой.

Ученик: «Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

Учитель: В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой.

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г. Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 г. Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г.»

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня, которую увезли в поселок Шатки Горьковской области, но истощенная голодом девочка умерла (Звучит <Реквием> В.-А. Моцарта).

Учитель: Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало <крошечки> хлеба, и они умирали. А в наше время мы бережем и ценим хлеб? Я узнал, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 г хлеба (показывает кусочек хлеба в 50 г), это составит 200 кг, т.е. около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Хлеб - драгоценность.

Им не сори.

Хлеба к обеду в меру бери.

(Звучит «Песня о хлебе», слова В. Дюкова, музыка О. Фельцмана.)

Учитель: «При сытости помни голод» - это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. Вот письмо: «Я часто вижу, как одновременно с пищевыми отходами в мусорный контейнер выбрасывают хорошие куски хлеба. Считаю, что мы должны передать своим детям уважение к хлебу – главному богатству нашей страны. прививать детям трудолюбие, добиваться, чтобы они знали, сколько труда вкладывают в него люди, какими усилиями достаются булки и пряники. Чем они больше будут знать о хлебе, тем дороже он будет для них».

Ученик:                                                  Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь:

Берегите хлеб, вы - люди,

Научитесь хлеб беречь!

Учитель: Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их так же можно есть и с первыми блюдами.

Ученик:                                                                    Прошу тебя:

Не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь,

Хоть крошку хлеба!

Мы собирали

Каждый колосок,

Когда грозой войны

Гремело небо.

Тот хлеб спасал

Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже

Крошка хлеба...

Но и сейчас

Оплачена стократ

Трудом нелегким

Каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство,

Я знаю: детство

Без игры нелепо,

Но не смогу простить

Лишь одного -

Хоть крошки

Всуе брошенного хлеба.

Х.Сапаров

Учитель: Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Ученик:                                                  Почет и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

(В руках у него каравай хлеба на рушнике, он идет в зал, где сидят почетные гости, и благодарит этим караваем.)

(Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, например, «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Откуда хлеб на стол пришёл?"

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как   к результату огромного труда людей многих профессий.ЗАДАЧИ:- раскрыть значение хлеба в жизни челов...

Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."

Наблюдая за детьми, я  выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...

Учебно-воспитательный проект "Как хлеб на стол пришёл..."

Наблюдая за детьми, я  выяснила, что ребята не умеют бережно относиться к хлебу. Не доедают и выбрасывают остатки хлебных изделий, проявляют пренебрежительное отношение к хлебу. Есть в...

"Хлеб на столе"

ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА В ЖИЗНИ. Раскрыть и закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, значение хлеба в жизни человека. Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу ...

Внеклассное мероприятие "Хлеб на стол, так и стол престол"

Внеклассное мероприятие проводится для обучающихся начальных классов. Оно способствует бережному отношению к хлебу. Воспитывает чувтво уважения к людям. выращивающим сырьё для хлеба....

Сценарий внеклассного мероприятия « Слава хлебу на столе!»

Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.Задачи:Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;Прививать учащ...

Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»

Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»...