Внеклассное мероприятие на тему "Откуда хлеб на стол пришёл?"
классный час по теме

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как   к результату огромного труда людей многих профессий.

ЗАДАЧИ:

- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;

- познакомиться с тем, как выпекают хлеб; 

- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;    

-развивать способность чувствовать, сопереживать; 

- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas..doc109 КБ

Предварительный просмотр:




МОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»



























Классный час



на тему:





























                                                                     Классный руководитель 1 «А» класса                                                          



                                                                     Жилкина Валентина Ивановна



     



                                                           





Ульяново 2011


АКТУАЛЬНОСТЬ:  ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА В ЖИЗНИ.

ПРОБЛЕМА: ОТКУДА ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ?

ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как   к результату огромного труда людей многих профессий.


ЗАДАЧИ: 

- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;

- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;

- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;  

- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;

- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;    

-развивать способность чувствовать, сопереживать;  

- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.

ОФОРМЛЕНИЕ: у  доски накрыт праздничный стол:  каравай на  рушнике, хлебобулочные изделия (пряники, сухари, связки баранок, макароны и т.д.), самовар,  ваза с  колосками.

ОБОРУДОВАНИЕ:  

- презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, демонстрационное оборудование (экран, проектор, звуковые колонки);

- игрушка «колобок», карточки со словами, рисунки каравая, хлеба и батона, колпаки с надписями «хлебопашец», «мельник», «пекарь».

 


Ход классного часа:

                     I. Организационный момент.

  -  Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки  и прабабушки.  Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок.

Формой он похож на мяч.

        Был когда-то он горяч.

        Спрыгнул со стола на пол

        И от бабушки ушёл.

        У него румяный бок,

        Кто же это?     (Колобок)                               Слайд №2

- В руки вы его берите, своё имя говорите,

  Чтоб румяный колобок познакомиться с вами мог.

                     II. Объявление темы классного часа.

- Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.

- Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе:

                                        Вырос в поле колоском,

                                        На столе лежит куском.      (Хлеб)                 Слайд №3

- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.

        - Вместе со мной к вам на классный час пришел Колобок.  О чём он думает?                                                                                                   Слайд № 4    

                                                                                                                      Слайд №4а    

- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как и откуда  он пришёл  к нам на стол,  и задумаемся о бережном отношении к нему.

- А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок – это хлеб)

                     III. Работа по теме классного часа.

1. Из истории хлеба.

- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился  на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.

Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой.       Слайд № 5  

В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен.

Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку.  

                                                                                                           Слайд № 5а

А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто.

Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб».

- Может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение о хлебе?

         

          Вот он, хлебушко душистый,                                                   Слайд №6              

С хрусткой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Но  не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

        

        2. «От зерна до каравая»

- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.

Есть пословица в народе:

«Хлеб на стол, и стол расцвел»

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

- Ребята,  а давайте вместе с  нашим Колобком отправимся в путешествие и проследим за рождением хлеба.                                                Слайд №7

Слайд №8                   За лесами, за лугами

     Раздается в поле гром,

     Это тракторы плугами

     Пашут легкий чернозем.

Слайд №9                        На широкие долины

     Вышли новые машины:

     Глянь в открытое окно –

     Сеют сеялки зерно.        

Слайд №10             Сколько в это зернышко

                                Вложено труда,

                                Знают только солнышко,

                                Ветер, да вода.

Слайд №11а,б,               Посеяли хлеб хлеборобы весною,

                                         Созрел он и встал

Слайд №11в                    Золотистой стеною

                                         И слышит страна –

                                         За уборку пора!

Слайд №11г                   Для хлеба комбайны нужны!

Слайд №12                            Хлеб созрел,

                                               Но к нам на стол

                                               Прямо с поля не пошёл.

                                               Он уселся на машину

                                                И спешит на элеватор.

Слайд №13             В элеваторе для нас,

                                Хлеб хранится про запас.

                                Здесь ему тепло, удобно.

                                Сможет он, как будто дома,

                                Сколько нужно, отдохнуть

                                И опять собраться в путь.

Слайд №14а                    Едет хлеб на мельницу,

                                         Мельницу – чудесницу.

                                         Здесь пышней, чем облака,

Слайд №14б                   Получается мука.

Слайд №15                            Поздно ночью спят ребята,

                                               А завод готовит хлеб.

                                               Этот сказочный завод

                                               Всё, что хочешь, испечёт.

                                               Целый город угостит,

                                               Был бы только аппетит!

Слайд №16              Вот теперь- то хлеб готов!

                                 Его грузят по машинам

                                И развозят в магазины.

3. Игра «Откуда пришёл хлеб?»

   - А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить слова в правильном порядке.

   - Прочтите слова.                                                                 Слайд №17        

   - Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?

- Какое слово будет первым? вторым? и т.д                        Слайд №17            

 (Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин) 

- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.

4. Физкультминутка.

                       «Зёрнышко»       (Слова сопровождаются движениями)

- Представьте, что вы зёрнышки…

Посадили мы зерно.

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает.

Подрастает  зернышко  –

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает –

Вот как весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

5. Беседа о профессиях.                                    

- Хлеб, ребята,  сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.

- Люди каких профессий помогают  хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание. 

- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена?     Слайд №1

- А знаете ли вы, кто самый  главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.

                                                                                                          Слайд №1

- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет?                               Слайд №1

- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)

- Кто его везёт?                                                                                Слайд №1

- Куда отправляют зерно?  Кто работает на мельнице?             Слайд №18д  

- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне?     Слайд №1

- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?

                                                                                                          Слайд №1

- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба.                                                                                    Слайд №1

- Поэтому мы должны уважать  их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу?  (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)

6. Работа по формированию бережного отношения к хлебу.

- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.

- Давайте заглянем в школьную столовую.

Сценка «В столовой»

Реквизит:                                      

«Булочки» из пенопласта или поролона.
Несколько стаканов компота.


(Звенит звонок.)
1-й ребенок: Перемена! Скорее в столовую!
(Три или четыре человека рассаживаются за стол. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.)
2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
4-й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному?
1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!!
Дети разбегаются.

        - Мальчик в этой сценке бросался не хлебом, а кусочками поролона. Но что бы вы сказали, если бы  кто-нибудь  на самом деле позволил себе поднять руку на то, что даётся человеку ценой больших усилий? (Ответы детей)

        - Всё вы правильно говорите, но бывает ещё и так …                 Слайд №19

        - Посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что он делает?

         - Давайте послушаем стихотворение, которое подготовили ваши одноклассники и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся.

                Чтение стихотворения «Хлеб» учащимися:

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

                                         Хлеб – это жизнь,                                             Слайд №20

А не просто еда.

Хлебом клялись,

                                         За хлеб воевали.                                               Слайд №20а

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

                                         В слове народная мудрость таится.                 Слайд №21

Вот что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

- Чем же является хлеб для нас?  (Хлеб – это жизнь, а не просто еда)                                                                            

                                                                                                       Слайд №22

        - Почему такое происходит? (Не задумываемся, что  хлеб – богатство)

- Как мы должны относиться к хлебу?  (Ответы детей)

- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:

                                (Дети читают правила)

            Правила обращения с хлебом.                     Слайд №23(по щелчку)

     ö Бери хлеба столько, сколько съешь.

     ö Не играй с хлебом.

  1. Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.

     ö Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.

     ö Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.

                                                                              Слайд №24 (данные статистики)    

ö  Если каждый  ученик  в нашей школе не будет доедать 50 г хлеба, то в день мы выбросим 20 кг.

 ö Этим хлебом можно было бы накормить

                         40 человек в день,

                         1 200 человек в месяц,

                         14 400 – за год.

- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

Ученица:             Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите

                              Берегите хлеб родной!                                     Слайд №24а

 

7. Беседа о военном хлебе.

-А теперь Колобок хочет, чтобы я поведала вам о военном времени, о военном хлебе.

                        Звучит  запись Бетховена «Лунная соната»

(Учитель рассказывает на фоне музыки)

1941 год…                                                                                  Слайд №25

В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель – выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски.                                                                                                                            

 Они молчаливо  бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!»

          В дыму Ленинградское небо,                                               Слайд №26

                   Но горше смертельных ран

                   Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

                  Сто двадцать пять грамм.

- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города.  Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день  по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.).

- А вы смогли бы  наесться этим кусочком? (Ответы детей)

- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…

- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.  

- Может быть,  эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться.

- Ребята, Колобок просит вас ещё раз повторить и запомнить основные правила обращения с хлебом.

                                    (ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ ХОРОМ)                             Слайд №27

Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!

        8.  «Что лишнее?»

        

- А теперь Колобок нам предлагает поиграть. Что это за игра вы узнаете, когда выполните задание.  

- Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки.                   Слайды №28,29

- У вас на партах лежат карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием крепите на доску, если нет, то оставляйте на месте.

Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны.

- Что у нас получилось?     (Каравай)

- Молодцы, отгадали. Итак, мы  отдохнём и поиграем в игру «Каравай приехал к  детям».

9. Физкультминутка. 

Учитель:                 «Каравай приехал к детям.

                                Как его, ребята, встретим?»

                                          «Пышной коркой похрустим

                                          Все на свете угостим.

   Дети:                    «Каравай, каравай,

                                  Кого хочешь – выбирай!»

                                                       Хлебопашца!

 (Хлебопашец надевает колпак, становится в середину и читает:)

Я в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Дети:                    «Каравай, каравай,

                                Кого хочешь – выбирай!»

                                                        Мельника!

(Мельник надевает колпак, становится в середину и читает:)

Не молол я чепуху,

А смолол зерно в муку!

Дети:                    «Каравай, каравай,

                                Кого хочешь – выбирай!»

                                                        Пекаря!

(Дети образуют круг, пекарь надевает колпак, становится в середину и читает:)

Я не грел на печке бок –

Каравай ребятам пёк.

Каравай:            Хорошо вы потрудились.

Вот награда – каравай!

Классный час наш продолжай!

10. Работа с пословицами.

- Многие поэты и писатели воспевали в своих произведениях хлеб. В честь хлеба слагали гимны, стихи, пословицы, поговорки. Давайте соберём на нашем хлебном поле пословицы.                                                           Слайд №30                           

Плох обед, коли хлеба нет.

Хлеб в закромах, счастье в домах.

У кого хлеб родится, тот всегда и веселится.

                              (Толкование смысла пословиц детьми)

        11. Конкурс «Испеки хлеб» / Загадки.

- Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? А кто из вас мог бы испечь сейчас хлебобулочное изделие?                              (Две девочки выходят к доске)

- Девицы-мастерицы, подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:

мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста , масло, помидоры, вода, молоко. 

- А мы пока отгадаем загадки.   Слайды №31, 32, 33.   

1.Одно бросил –

  Целую горсть взял.  (Зерно)

                                  2. Он на солнышке стоит

  И усами шевелит.

  Разомнёшь его в ладони –

  Золотым зерном набит. (Колос)

                                                                                 3. Зимой бело,

   Весной черно,

   Летом зелено,

   Осенью стрижено.  (Поле)

      4. Овсом не кормят,

Кнутом не гонят,

А как пашет,

Семь плугов тащит. (Трактор)

                                   5. Корабль-великан

Не по морю плывёт.

Корабль –великан

По земле идёт.

Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)

                                                                           6. Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.  (Хлеб)

- Девочки, из чего  получился хлеб?  (Ответы детей)

                            Хорошо вы потрудились.

Вот награда – каравай!

Хлебом-солью угощай!

        12. Встреча гостей хлебом-солью.

Если мы хотим кого-то                                                         Слайд №34

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

С  круглым белым караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

(Девочка подносит гостям каравай на блюде с рушником)              

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

                  IV. Подведение итогов.

- Вот  и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен.                                                      Слайд №35

- Что нового вы сегодня узнали?

- Чем вам запомнился наш классный час?

- Как приходит хлеб к нам?

- Как нужно к нему относиться?

- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб! А я вас всех приглашаю на чай.                          Слайды №36-44.

       V. Чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие " Откуда на стол хлеб пришёл" ( 2 класс)

Данное мероприятие в доступной форме рассказывает детям историю появления хлеба на столе. дети знакомятся также и с профессиями, связанными с получением хлеба. Занимательный материал, презентация помо...

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - Хлеб!".

Данное мероприятие имеет цель: воспитание бережного отношения у хлебу, раскрыть представление учащихся о ВОВ, О блокадном хлебе....

Внеклассное мероприятие на тему«Хлеб — всему голова»

Внеклассное мероприятие на тему«Хлеб — всему голова»....

Внеклассное мероприятие "Хлеб на стол, так и стол престол"

Внеклассное мероприятие проводится для обучающихся начальных классов. Оно способствует бережному отношению к хлебу. Воспитывает чувтво уважения к людям. выращивающим сырьё для хлеба....

Сценарий внеклассного мероприятия « Слава хлебу на столе!»

Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.Задачи:Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;Прививать учащ...

Внеклассное мероприятие «Чудо земли – хлеб»

Цель: Дать детям понятие об истиной цене хлеба в жизни человека; воспитать бережное отношение к хлебу. ...

Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»

Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»...