Внеклассное мероприятие на тему "Откуда хлеб на стол пришёл?"
классный час по теме
ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;
- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;
- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;
-развивать способность чувствовать, сопереживать;
- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas..doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Ульяновская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
на тему:
Классный руководитель 1 «А» класса
Жилкина Валентина Ивановна
Ульяново 2011
АКТУАЛЬНОСТЬ: ЗНАЧЕНИЕ ХЛЕБА В ЖИЗНИ.
ПРОБЛЕМА: ОТКУДА ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЁЛ?
ЦЕЛЬ: формирование бережного отношения к хлебу, не только как к главному продукту, но как к результату огромного труда людей многих профессий.
ЗАДАЧИ:
- раскрыть значение хлеба в жизни человека, важность труда земледельцев;
- узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
- познакомиться с тем, как выпекают хлеб;
- познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью людей в это время, с трудом людей, выращивающих хлеб;
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способствовать формированию нравственных суждений;
-развивать способность чувствовать, сопереживать;
- воспитывать чувство патриотизма, уважение к труду хлебороба.
ОФОРМЛЕНИЕ: у доски накрыт праздничный стол: каравай на рушнике, хлебобулочные изделия (пряники, сухари, связки баранок, макароны и т.д.), самовар, ваза с колосками.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- презентация, выполненная в программе Microsoft Office Power Point, демонстрационное оборудование (экран, проектор, звуковые колонки);
- игрушка «колобок», карточки со словами, рисунки каравая, хлеба и батона, колпаки с надписями «хлебопашец», «мельник», «пекарь».
Ход классного часа:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Именно так, ребята, здоровались ваши прадедушки и прабабушки. Носили они вот такие сарафаны. А свои избы украшали самоткаными рушниками и красивыми платками. Именно из такой избы убежал мой дружок.
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок) Слайд №2
- В руки вы его берите, своё имя говорите,
Чтоб румяный колобок познакомиться с вами мог.
II. Объявление темы классного часа.
- Мы встречаемся с ним каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения до глубокой старости - добрый наш друг, имя которого произносят с любовью и теплотой люди на всех языках.
- Отгадайте загадку и узнаете, о чём пойдёт речь на нашем классном часе:
Вырос в поле колоском,
На столе лежит куском. (Хлеб) Слайд №3
- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Мы ежедневно берем в руки хлеб. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей. Но никому не приходит в голову мысль о том, что это не просто самый распространенный продукт, а одно из чудес света. И даётся он человеку ценой больших усилий.
- Вместе со мной к вам на классный час пришел Колобок. О чём он думает? Слайд № 4
Слайд №4а
- Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как и откуда он пришёл к нам на стол, и задумаемся о бережном отношении к нему.
- А как вы думаете, почему я пригласила именно Колобка? (Колобок – это хлеб)
III. Работа по теме классного часа.
1. Из истории хлеба.
- Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.
Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Слайд № 5
В поисках пищи они обратили внимание на злаковые растения. Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен.
Сначала человек ел просто зерна в сыром виде, потом он попробовал растирать эти зёрна между двумя камнями и получил первую муку.
Слайд № 5а
А когда добавил воды – получилось первое тесто. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Солнце высушило его, и человек впервые попробовал пресную лепёшку. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать тесто.
Слово «ХЛЕБ» пришло к нам из Древней Греции, где он выпекался в специальных глиняных горшочках «хлибаносах». От названия этих горшков и произошло русское слово «хлеб».
- Может быть, кто-нибудь из вас знает стихотворение о хлебе?
Вот он, хлебушко душистый, Слайд №6
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
2. «От зерна до каравая»
- С древних времен к хлебу относились по-особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем и самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились.
Есть пословица в народе:
«Хлеб на стол, и стол расцвел»
Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол?
- Ребята, а давайте вместе с нашим Колобком отправимся в путешествие и проследим за рождением хлеба. Слайд №7
Слайд №8 За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
Слайд №9 На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в открытое окно –
Сеют сеялки зерно.
Слайд №10 Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер, да вода.
Слайд №11а,б, Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Слайд №11в Золотистой стеною
И слышит страна –
За уборку пора!
Слайд №11г Для хлеба комбайны нужны!
Слайд №12 Хлеб созрел,
Но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
Слайд №13 В элеваторе для нас,
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он, как будто дома,
Сколько нужно, отдохнуть
И опять собраться в путь.
Слайд №14а Едет хлеб на мельницу,
Мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака,
Слайд №14б Получается мука.
Слайд №15 Поздно ночью спят ребята,
А завод готовит хлеб.
Этот сказочный завод
Всё, что хочешь, испечёт.
Целый город угостит,
Был бы только аппетит!
Слайд №16 Вот теперь- то хлеб готов!
Его грузят по машинам
И развозят в магазины.
3. Игра «Откуда пришёл хлеб?»
- А теперь Колобок предлагает вам помочь хлебу появиться на прилавке магазина, для этого нужно расположить слова в правильном порядке.
- Прочтите слова. Слайд №17
- Давайте представим, что мы находимся на большом поле, где будем выращивать хлеб. Как вы думаете, с чего начнем?
- Какое слово будет первым? вторым? и т.д Слайд №17
(Пашня, сев, сбор урожая, мельница, пекарня, магазин)
- Вот видите, ребята, какой длинный путь проходит хлеб от маленького зёрнышка до конечного продукта, прежде чем окажется на нашем столе.
4. Физкультминутка.
«Зёрнышко» (Слова сопровождаются движениями)
- Представьте, что вы зёрнышки…
Посадили мы зерно.
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает.
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
5. Беседа о профессиях.
- Хлеб, ребята, сам не родится. В производстве хлеба принимают участие сотни тысяч рук многих людей.
- Люди каких профессий помогают хлебу прийти к нам на стол, мы узнаем, выполнив следующее задание.
- Кто нам может помочь вспахать землю и посеять семена? Слайд №18а
- А знаете ли вы, кто самый главный специалист по выращиванию хлеба – это агроном. Он наблюдает за ростом и развитием ростков и знает, как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и от вредителей.
Слайд №18б
- Кто будет убирать хлеб, когда он созреет? Слайд №18в
- Что дальше будет с зерном? (Зерно везут на элеваторы или на мельницу)
- Кто его везёт? Слайд №18г
- Куда отправляют зерно? Кто работает на мельнице? Слайд №18д
- Смолол мельник зерно, получилась у него мука. Куда отправляется мука с мельницы? (В пекарни и в магазины). Кто работает на пекарне? Слайд №18е
- Куда поступают хлебобулочные изделия из пекарни? Кто их продает?
Слайд №18ё
- Но кроме этих профессий ещё многие другие специалисты участвуют в рождении хлеба. Слайд №18ж
- Поэтому мы должны уважать их нелёгкий труд. А как мы должны относиться к хлебу? (Беречь, не играть с хлебом, не бросать и т.д.)
6. Работа по формированию бережного отношения к хлебу.
- Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое может нанести человек. Но не все люди, к сожалению, бережно относятся к нему.
- Давайте заглянем в школьную столовую.
Сценка «В столовой»
Реквизит:
«Булочки» из пенопласта или поролона.
Несколько стаканов компота.
(Звенит звонок.)
1-й ребенок: Перемена! Скорее в столовую!
(Три или четыре человека рассаживаются за стол. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.)
2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
4-й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному?
1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!!
Дети разбегаются.
- Мальчик в этой сценке бросался не хлебом, а кусочками поролона. Но что бы вы сказали, если бы кто-нибудь на самом деле позволил себе поднять руку на то, что даётся человеку ценой больших усилий? (Ответы детей)
- Всё вы правильно говорите, но бывает ещё и так … Слайд №19
- Посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, что он делает?
- Давайте послушаем стихотворение, которое подготовили ваши одноклассники и узнаем, чем является хлеб для нас и для всех, а мы об этом даже не задумываемся.
Чтение стихотворения «Хлеб» учащимися:
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб – это жизнь, Слайд №20
А не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб воевали. Слайд №20а
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится. Слайд №21
Вот что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
- Чем же является хлеб для нас? (Хлеб – это жизнь, а не просто еда)
Слайд №22
- Почему такое происходит? (Не задумываемся, что хлеб – богатство)
- Как мы должны относиться к хлебу? (Ответы детей)
- Попробуйте определить для себя четкие правила обращения с хлебом:
(Дети читают правила)
Правила обращения с хлебом. Слайд №23(по щелчку)
ö Бери хлеба столько, сколько съешь.
ö Не играй с хлебом.
- Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным.
ö Чёрствый хлеб не выбрасывай, из него можно приготовить различные блюда.
ö Уважай хлеб и труд хлеборобов сам и учи этому других.
Слайд №24 (данные статистики)
ö Если каждый ученик в нашей школе не будет доедать 50 г хлеба, то в день мы выбросим 20 кг.
ö Этим хлебом можно было бы накормить
40 человек в день,
1 200 человек в месяц,
14 400 – за год.
- Хлеб - бесценное богатство. Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.
Ученица: Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите
Берегите хлеб родной! Слайд №24а
7. Беседа о военном хлебе.
-А теперь Колобок хочет, чтобы я поведала вам о военном времени, о военном хлебе.
Звучит запись Бетховена «Лунная соната»
(Учитель рассказывает на фоне музыки)
1941 год… Слайд №25
В нашей стране, объятой войной, идет полуголодная жизнь, но у людей одно стремление, одна цель – выстоять против врага и победить. Эвакуированные в Сибирь из далеких областей, большей частью женщины, дети и старики, копаются в перекопанных полях - ищут мерзлую картошку. Дети с сумкой через плечо ходят по мокрым полям собирают колоски.
Они молчаливо бредут и бредут по полям, кланяясь земле, собирая синими, худыми ручонками мокрые, полурассыпавшиеся колоски. Поздним вечером, вернувшиеся с работы домой матери толкут зерно в ступах, замешивают с мерзлой картошкой, пекут лепешки и утешают себя и детей: «Ничего, ничего, в Ленинграде тяжелее нас люди живут и еще воюют!»
В дыму Ленинградское небо, Слайд №26
Но горше смертельных ран
Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
- В музее истории Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. Хлеб нельзя было купить в магазине, его выдавали по специальным карточкам один раз в день по 125 граммов на человека. (Показать детям кусочек хлеба в 125 г.).
- А вы смогли бы наесться этим кусочком? (Ответы детей)
- Но чтобы получить эту кроху, нужно было отстоять такую очередь, которой не видно было конца. Люди с серыми, изможденными лицами, не знавшие отдыха, забывшие, что значит вдоволь поесть, занимали очередь за хлебом с раннего утра, а иногда стояли в очереди всю ночь. Но бывало, что хлеба всем не хватало…
- Много людей умерло в блокадном Ленинграде оттого, что в ту пору у них не было даже крошечки хлеба.
- Может быть, эти страшные времена вам сейчас кажутся далёкой историей, но они не должны повториться.
- Ребята, Колобок просит вас ещё раз повторить и запомнить основные правила обращения с хлебом.
(ЧТЕНИЕ ДЕТЬМИ ХОРОМ) Слайд №27
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
8. «Что лишнее?»
- А теперь Колобок нам предлагает поиграть. Что это за игра вы узнаете, когда выполните задание.
- Посмотрите, сколько разных изделий пекут из теста. Здесь булочки, ватрушки, печенье, кексы, пироги и пирожки и даже макароны. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Слайды №28,29
- У вас на партах лежат карточки со словами. Если изделие из муки, то вы карточку с его названием крепите на доску, если нет, то оставляйте на месте.
Блины, консервы, пирожки, изюм, кексы, пряники, колбаса, баранки, макароны.
- Что у нас получилось? (Каравай)
- Молодцы, отгадали. Итак, мы отдохнём и поиграем в игру «Каравай приехал к детям».
9. Физкультминутка.
Учитель: «Каравай приехал к детям.
Как его, ребята, встретим?»
«Пышной коркой похрустим
Все на свете угостим.
Дети: «Каравай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!»
Хлебопашца!
(Хлебопашец надевает колпак, становится в середину и читает:)
Я в тенёчке не лежал,
А хлеба растил и жал!
Дети: «Каравай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!»
Мельника!
(Мельник надевает колпак, становится в середину и читает:)
Не молол я чепуху,
А смолол зерно в муку!
Дети: «Каравай, каравай,
Кого хочешь – выбирай!»
Пекаря!
(Дети образуют круг, пекарь надевает колпак, становится в середину и читает:)
Я не грел на печке бок –
Каравай ребятам пёк.
Каравай: Хорошо вы потрудились.
Вот награда – каравай!
Классный час наш продолжай!
10. Работа с пословицами.
- Многие поэты и писатели воспевали в своих произведениях хлеб. В честь хлеба слагали гимны, стихи, пословицы, поговорки. Давайте соберём на нашем хлебном поле пословицы. Слайд №30
Плох обед, коли хлеба нет.
Хлеб в закромах, счастье в домах.
У кого хлеб родится, тот всегда и веселится.
(Толкование смысла пословиц детьми)
11. Конкурс «Испеки хлеб» / Загадки.
- Издавна на Руси женщины пекли хлеб. А ваши мамы пекут вам? Вы им помогали когда-нибудь? А кто из вас мог бы испечь сейчас хлебобулочное изделие? (Две девочки выходят к доске)
- Девицы-мастерицы, подумайте, какие нужны компоненты, чтобы испечь вкусный пышный хлеб? Из предложенных ингредиентов вам необходимо выбрать те, которые понадобятся для приготовления теста:
мука, морковь, соль, арбуз, дрожжи, макароны, сахар, капуста , масло, помидоры, вода, молоко.
- А мы пока отгадаем загадки. Слайды №31, 32, 33.
1.Одно бросил –
Целую горсть взял. (Зерно)
2. Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони –
Золотым зерном набит. (Колос)
3. Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено. (Поле)
4. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет,
Семь плугов тащит. (Трактор)
5. Корабль-великан
Не по морю плывёт.
Корабль –великан
По земле идёт.
Поле пройдёт – урожай соберёт. (Комбайн)
6. Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
- Девочки, из чего получился хлеб? (Ответы детей)
Хорошо вы потрудились.
Вот награда – каравай!
Хлебом-солью угощай!
12. Встреча гостей хлебом-солью.
Если мы хотим кого-то Слайд №34
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
С круглым белым караваем.
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
(Девочка подносит гостям каравай на блюде с рушником)
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
IV. Подведение итогов.
- Вот и подошло к концу наше путешествие с Колобком. Он вами очень доволен. Слайд №35
- Что нового вы сегодня узнали?
- Чем вам запомнился наш классный час?
- Как приходит хлеб к нам?
- Как нужно к нему относиться?
- Сегодня вы узнали, откуда пришел хлеб и цену хлеба, не ту которую мы платим в магазине, а цену неизмеримо большую, ценнейшую. Берегите хлеб! А я вас всех приглашаю на чай. Слайды №36-44.
V. Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие " Откуда на стол хлеб пришёл" ( 2 класс)
Данное мероприятие в доступной форме рассказывает детям историю появления хлеба на столе. дети знакомятся также и с профессиями, связанными с получением хлеба. Занимательный материал, презентация помо...
Внеклассное мероприятие "Чудо земли - Хлеб!".
Данное мероприятие имеет цель: воспитание бережного отношения у хлебу, раскрыть представление учащихся о ВОВ, О блокадном хлебе....
Внеклассное мероприятие на тему«Хлеб — всему голова»
Внеклассное мероприятие на тему«Хлеб — всему голова»....
Внеклассное мероприятие "Хлеб на стол, так и стол престол"
Внеклассное мероприятие проводится для обучающихся начальных классов. Оно способствует бережному отношению к хлебу. Воспитывает чувтво уважения к людям. выращивающим сырьё для хлеба....
Сценарий внеклассного мероприятия « Слава хлебу на столе!»
Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.Задачи:Раскрыть значение слова “хлеб” в жизни человека;Узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;Прививать учащ...
Внеклассное мероприятие «Чудо земли – хлеб»
Цель: Дать детям понятие об истиной цене хлеба в жизни человека; воспитать бережное отношение к хлебу. ...
Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»
Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»...