Уроки духовности 3 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки духовности»
начального общего образования
1 – 4 классы
Срок освоения: 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки духовности»
начального общего образования
1 – 4 классы
Срок освоения: 4 года
Автор программы: О.А.Воронова, О.В. Серебренникова, программа утверждена Федеральным агентством по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО «Восточно-Сибирской государственной академией образования», Иркутским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики».
Методическое пособие:
1. Рабочая тетрадь «Человек – это звучит гордо». Серебренникова О.В.
2. Конспекты уроков для второго класса «Уроки духовности» Серебренникова О.В.
- Личностные и метапредметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Уроки духовности» являются следующие умения:
- обогащение понятия «человек» в детском сознании нравственными смыслами души;
- воспитание культуры человеческого общения;
- возможность к позитивному мышлению;
- формирование у детей ценности семьи;
- воспитание любви, заботы, внимания и уважения к близким;
- привитие детям бережное отношение к младшим и уважительное к старшим братьям и сестрам;
- воспитание чувства защищенности, уверенности, что ты не одинок;
- способность ценить настоящее и мечтать о будущем;
- воспитание чувства ответственности за собственные поступки;
- воспитание умения дарить и принимать бескорыстно;
- воспитание стремления к благородству;
- совершенствование нравственные качества души;
- воспитание умения поступать великодушно;
- внимание детей к проблеме уважения друг другом, причинам уважения и ли отсутствия его;
- умение чувствовать меру воспитанности собеседника, его отношение к другим людям;
- формирование нравственной ценности – способности и умения прощать;
- потребность совершать добрые поступки;
- воспитание такие качества как доброта, щедрость и отзывчивость;
- обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей.
Метапредметными результатами изучения курса «Уроки духовности» является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивными результатами изучения курса «Уроки духовности» являются следующие умения:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- способность детей к рефлексии;
- стремление становиться лучше, самосовершенствоваться;
- анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
Познавательные УУД:
- формирование представления о предназначении человека, его жизненной миссии;
- развитие воображения;
- формирование представлений у младших школьников о существующих в жизни добре и зле;
- формирование нравственной ценности – служение людям;
- расширение представление детей о мужестве, взаимопомощи, любви к Родине, чувстве патриотизма.
Коммуникативные УУД:
- формирование способности к диалоговому общению со сверстниками;
- умение детей жить в коллективе и стремиться приносить пользу людям;
- развитие нравственных взаимоотношений в семье;
- умение детей положительно относиться в себе, окружающим, к проявлению жизнелюбия.
- Содержание курса внеурочной деятельности
В основе содержания воспитания духовности лежит продуманная система ценностей, необходимых и достаточных для развития младшего школьника. Создание единого образовательного пространства на основе ценностей добра и красоты невозможно без участия семьи, школьного коллектива, без продуманной системы взаимодействия ребёнка и взрослого.
Методы и формы обучения направлены на создание «психологически комфортных» способов взаимоотношений ученика и учителя, что стимулирует переход ученика от репродуктивной деятельности по усвоению ценностей к самореализации во внутриколлективных отношениях и общении в семье.
1 класс «Я - человек» (33 часа)
№ | Раздел. Кто ты такой. 8 часов | Количество часов |
1. | Дерево жизни | 1 |
2 | Мой портрет | 1 |
3 | Что я люблю | 1 |
4 | Что я умею и не умею | 1 |
5 | Когда я был маленьким | 1 |
6 | Заветное желание | 1 |
7 | Мир внутри меня | 1 |
8 | Я в будущем | 1 |
Культура общения. 8 часов | ||
9 | Знак-слово-мысль | 1 |
10 | Способность выражать свои мысли | 1 |
11 | Способность слушать. | 1 |
12 | Волшебные слова живут на белом свете. | 1 |
13 | Волшебные слова живут на белом свете. | 1 |
14 | Спор, но не ссора. | 1 |
15 | Азбука беседы. | 1 |
16 | Поведение во время разговора. | 1 |
Только добрые мысли притягивают к себе добро. 9 часов | ||
17 | Тайный друг. | 1 |
18 | Волшебный стул. | 1 |
19 | Давайте говорить друг другу комплименты. | 1 |
20 | Письмо другу. | 1 |
21 | Догадайся, кто пришел. | 1 |
22 | Нужно ли уметь спорить. | 1 |
23 | Кого мы уважаем. | 1 |
24 | Дерево гармонии. | 1 |
25 | Мир детей. | 1 |
Воспитание качеств СО-. 9 часов | ||
26 | Сочувствие. | 1 |
27 | Сострадание. | 1 |
28 | Сопереживание. | 1 |
29 | Сотрудничество. | 1 |
30 | Сознание | 1 |
31 | Сотворчество. | 1 |
32 | Согласие. | 1 |
33 | Обобщающий урок. | 2 |
2 класс: «Человек – это звучит гордо» (34 часа)
№ | Раздел. О человеке. 6 часов | Количество часов |
1 | Что значит чело-век. | 1 |
2 | Для чего человек пришел в этот мир. | 1 |
3 | Человек среди людей, люди вокруг человека. | 1 |
4 | Высшие и низшие качества человека. | 1 |
5 | Человек стремится к совершенству. | 1 |
6 | Обобщающий урок. | 1 |
Счастье семьи. 11 часов | ||
7 | Мамин портрет. | 1 |
8 | Любовь мамы. | 1 |
9 | Сердце матери. | 1 |
10 | Мудрость отца. | 1 |
11 | Роль отца. | 1 |
12 | Любовь отца. | 1 |
13 | Наши родители. | 1 |
14 | Мудрая старость. | 1 |
15 | Наши братья и сестры. | 1 |
16 | Моя будущая семья. | 1 |
17 | Конференция отцов. | 1 |
Душевная красота. 8 часов | ||
18 | Щедрость. | 1 |
19 | Благородство. | 1 |
20 | Великодушие. | 1 |
21 | Уважение к людям. | 1 |
22 | Умение прощать. | 1 |
23 | Служение людям. | 1 |
24 | Мужество. | 1 |
25 | Любовь к жизни. | 1 |
Богатство доброты. 9 часов. | ||
26 | Доброта. | 1 |
27 | Добролюбие. | 1 |
28 | Добросердечность. | 1 |
29 | Доброжелательность. | 1 |
30 | Добромыслие. | 1 |
31 | Доброе дело – это и есть счастье. | 1 |
32-34 | 3 урока по усмотрению учителя как добавление к пройденным темам. | 3 |
3 класс: «Становление нравственной личности» (34 часа)
№ | Воспитание сердца. 9 часов | Количество часов |
1 | Язык сердца. | 1 |
2 | Культура сердца. | 1 |
3 | Законы сердца. | 1 |
4 | Оздоровление сердца. | 1 |
5 | Сокровища сердца. | 1 |
6 | Какие бывают сердца у людей. | 1 |
7 | Переживания сердца. | 1 |
8 | Как воспитывать своё сердце. | 1 |
9 | Сердце – хранитель чаши мудрости. | 1 |
Гигиена мысли. 9 часов | ||
10 | Откуда берутся предрассудки. | 1 |
11 | Как отучиться злословить. | 1 |
12 | Думай, что говоришь. | 1 |
13 | Язык – мой друг. | 1 |
14 | Лечение словом. | 1 |
15 | Культура мысли. | 1 |
16 | Мысль основа творчества. | 1 |
17 | Мысль рождает действий. | 1 |
18 | Положу мысль на сердце. | 1 |
Здоровье духа. 7 часов | ||
19 | Радость. | 1 |
20 | Любовь. | 1 |
21 | Тайны творчества. | 1 |
22 | Трудолюбие. | 1 |
23 | Искусство - великий учитель. | 1 |
24 | Человеческая культура. | 1 |
25 | Общение – проявление духовной жизни людей. | 1 |
Природа – глазами души. 6 часов | ||
26 | Удивительное чудо – природа. | 1 |
27 | В ней есть любовь, в ней есть язык. | 1 |
28 | Как подружиться с природой. | 1 |
29 | Забота о Природе на планете Земля. | 1 |
30 | Мысленные полеты к дальним мирам. | 1 |
31-32 | Созерцание звёздного неба. | 2 |
33-34 | Становление нравственной личности. Что узнали? Чему научились? | 2 |
4 класс: «Мир твоей души» (34 часа)
№ | Лестница духа. 7 часов | Количество часов |
1 | Что такое жизнь и как она возникла. | 1 |
2 | Дух. Душа. Духовность. | 1 |
3 | Что такое духовная жизнь человека. | 1 |
4 | Свобода, творчество, познание. | 1 |
5 | Самопознание и саморазвитие. | 1 |
6 | Отрицательное отношение к грубости, сквернословию. | 1 |
7 | Мир твоей души. | 1 |
Качество духа – воля. 8 часов | ||
8 | Дисциплинированность. | 1 |
9 | Самостоятельность. | 1 |
10 | Настойчивость. | 1 |
11 | Выдержка. | 1 |
12 | Организованность. | 1 |
13 | Решительность. | 1 |
14 | Инициативность. | 1 |
15 | Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке. | 1 |
Счастье. 6 часов | ||
16 | Счастье лучше богатства. | 1 |
17 | Там счастье не диво, где трудятся не лениво. | 1 |
18 | Счастье-это настоящая любовь к людям. | 1 |
19 | Человек создан для счастья, как птица для полёта. | 1 |
20 | Нет счастья в малом, лишь бесконечное счастье. | 1 |
21 | Обобщающий урок. | 1 |
Добрые мысли-основа добрых дел. 5 часов | ||
22 | Мысль, думать – суть духовной жизни. | 1 |
23 | Мышление рождает мысли. | 1 |
24 | Человек ответственен за свои мысли. | 1 |
25 | Умение управлять мышлением, думанием. | 1 |
26 | Знать, о чём и как думать. | 1 |
Самовоспитание личности. 8 часов | ||
27 | Сущность самовоспитания и его результаты. | 1 |
28 | Самовоспитание и достижение целей. | 1 |
29 | Направленность человеческой личности. | 1 |
30 | Сила характера. От чего она зависит? | 1 |
31 | Самооценка и её роль в самовоспитании. | 1 |
32 | Поведение и культура. | 1 |
33 | Я в ситуации выбора. | 1 |
34 | Обобщающий урок. | 1 |
Уроки духовности 1 – 4 классы
Календарно – тематическое планирование
3 класс (1 час в неделю)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Фактические сроки | Краткое содержание урока |
Воспитание сердца (9 часов) | ||||
1 | Язык сердца. | 1 | Учить детей понимать добрый язык своего сердца и уметь им пользоваться. | |
2 | Культура сердца | 1 | Понимать различия между поступком и свойством личности. | |
3 | Законы сердца. | 1 | Учить детей понимать добрый язык своего сердца и уметь им пользоваться. | |
4 | Оздоровление сердца. | 1 | Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие и становление познавательных сил ребенка. | |
5 | Сокровища сердца. | 1 | Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие становление познавательных сил ребенка. | |
6 | Какие бывают сердца у людей | 1 | Развитие представлений учащихся о добре и зле. | |
7 | Переживания сердца. | 1 | Развитие понимания переживаний сердца. | |
8 | Как воспитывать своё сердце. | 1 | Учить детей контролировать свои эмоции. | |
9 | Сердце – хранитель чаши мудрости. | 1 | Формирование умения свободно обсуждать и высказывать собственное мнение. | |
Гигиена мысли (9 часов). | ||||
10 | Откуда берутся предрассудки.. | 1 | Объяснять значение слова «предрассудки», дать понятие. Преодоление предрассудков. | |
11 | Как отучиться злословить. | 1 | Объяснить значение слова «злословие», дать понятие. Подвести ребенка к пониманию того, что грамотное владение речью это показатель общей культуры человека, его развития. | |
12 | Думай, что говоришь. | 1 | Развивать в детях чувство ответственности за свои мысли и поступки. | |
13 | Язык – мой друг. | 1 | Взращивание качеств доброй речи | |
14 | Лечение словом. | 1 | Способствовать воспитанию ответственного отношения к произносимым словам, сострадания. Раскрывать мысль о том, что речь может воздействовать на чувства людей. Показать необходимость добрых слов. | |
15 | Культура мысли. | 1 | Развитие умения понимать себя, быть ответственным за свои мысли. | |
16 | Мысль основа творчества. | 1 | Развитие творческой фантазии, творческого мышления ребенка. | |
17 | Мысль рождает действие. | 1 | Донести до сознания детей, что каждый поступок начинается с помыслов. | |
18 | Положу мысль на сердце. | 1 | Способствовать развитию желания совершать добрые поступки. | |
Здоровье духа (7 часов) | ||||
19 | Радость. | 1 | Учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом. Учить выражать свои чувства | |
20 | Любовь. | 1 | ||
21 | Тайны творчества. | 1 | Развитие воображения при нестандартном применении предметов фантазии. Развитие способности порождать необычные идеи, разрешать проблемные ситуации необычными способами. | |
22 | Трудолюбие. | 1 | Формировать у детей представлений о пользе труда. | |
23 | Искусство – великий учитель. | 1 | Знакомство с произведениями искусства. Воспитание эстетических чувств. | |
24 | Человеческая культура. | 1 | Дать понятие «Человеческая культура». Приобщение детей к культуре. | |
25 | Общение-проявление духовной жизни людей. | 1 | Организовать диалоговое общение ребенка со сверстниками. Воспитание культуры человеческого общения. | |
Природа – глазами души (6 часов) | ||||
26 | Удивительное чудо – природа. | 1 | Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Эстетическое воспитание через просмотр видеофильмов и знакомство с художественными произведениями классиков. | |
27 | В ней есть любовь, в ней есть язык. | 1 | ||
28 | Как подружиться с природой. | 1 | ||
29 | Забота о Природе на планете земля. | 1 | Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Формирование культуры общения. | |
30 | Мысленные полёты к дальним мирам. | 1 | Развитие фантазии и творческого воображения. Эстетическое воспитание. | |
31-32 | Созерцание звёздного неба. | |||
33-34 | Становление нравственной личности. Что узнали? Чему научились? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок духовности "Пойми меня"
Цель урока: духовно-нравственное становление ребенка через эмоциональное развитие.На данном уроке учитель организует диалоговое общение ребенка со сверстниками, развивает способность детей к реф...
Урок духовности
Классный час в 3 классе. Построен в форме путешествия. Дети повторяют правила вежливости, определяют основные принципы дружбы....
Родительское собрание "Урок духовности"
Взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возвраста....
Программа кружка" Уроки духовной жизни"
Программа содержит:пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, методическое обеспечение программы...
Урок духовной жизни в 1 классе на тему "Когда бывает грустно?".
Урок разработан с целью воспитания в детях духовно-нравственного аспекта....
Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».
Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...
Урок по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Духовно-нравственное воспитание личности в творчестве Л. Н. Толстого».
Цели и задачи:-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста...