Уроки духовности 3 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Береснева Ирина Викторовна - nsportal

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки духовности»

начального общего образования

  1 – 4 классы

  Срок освоения: 4 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки духовности»

начального общего образования

  1 – 4 классы

  Срок освоения: 4 года

 

 Автор программы: О.А.Воронова,  О.В. Серебренникова,  программа утверждена Федеральным агентством по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО «Восточно-Сибирской государственной академией образования», Иркутским региональным отделением Всероссийской общественной организации «Центр гуманной педагогики».

   Методическое пособие: 

1. Рабочая тетрадь «Человек – это звучит гордо». Серебренникова О.В.

2. Конспекты уроков для второго класса «Уроки духовности» Серебренникова О.В.

 

  1. Личностные и метапредметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения курса «Уроки духовности» являются следующие умения:

  • обогащение понятия «человек» в детском сознании нравственными смыслами души;
  • воспитание культуры человеческого общения;
  • возможность к позитивному мышлению;
  • формирование у детей ценности семьи;
  • воспитание любви, заботы, внимания и уважения к близким;
  • привитие детям бережное отношение к младшим и уважительное к старшим братьям и сестрам;
  • воспитание чувства защищенности, уверенности, что ты не одинок;
  • способность ценить настоящее и мечтать о будущем;
  • воспитание чувства ответственности за собственные поступки;
  • воспитание умения дарить и принимать бескорыстно;
  • воспитание стремления к благородству;
  • совершенствование нравственные качества души;
  • воспитание умения поступать великодушно;
  • внимание детей к проблеме уважения друг другом, причинам уважения и ли отсутствия его;
  • умение чувствовать меру воспитанности собеседника, его отношение к другим людям;
  • формирование нравственной ценности – способности и умения прощать;
  • потребность совершать добрые поступки;
  • воспитание такие качества как доброта, щедрость и отзывчивость;
  • обогащение духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселения в нем светлых образов и мыслей.

Метапредметными результатами изучения курса «Уроки духовности» является формирование универсальных учебных

действий (УУД).

Регулятивными результатами изучения курса «Уроки духовности» являются следующие умения:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • способность детей к рефлексии;
  • стремление становиться лучше, самосовершенствоваться;
  • анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

Познавательные УУД:

  • формирование представления о предназначении человека, его жизненной миссии;
  • развитие воображения;
  • формирование представлений у младших школьников о существующих в жизни добре и зле;
  • формирование нравственной ценности – служение людям;
  • расширение представление детей о мужестве, взаимопомощи, любви к Родине, чувстве патриотизма.

Коммуникативные УУД:

  • формирование способности к диалоговому общению со сверстниками;
  • умение детей жить в коллективе и стремиться приносить пользу людям;
  • развитие нравственных взаимоотношений в семье;
  • умение детей положительно относиться в себе, окружающим, к проявлению жизнелюбия.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

В основе содержания  воспитания духовности лежит продуманная  система ценностей, необходимых и достаточных для развития  младшего школьника. Создание единого  образовательного пространства  на основе  ценностей добра и красоты невозможно без участия  семьи, школьного коллектива, без продуманной системы взаимодействия ребёнка и взрослого.

Методы и формы обучения направлены на создание «психологически комфортных» способов взаимоотношений ученика и учителя, что стимулирует переход ученика от репродуктивной деятельности по усвоению ценностей к самореализации во внутриколлективных отношениях и общении в семье.

1 класс  «Я - человек» (33 часа)

Раздел. Кто ты такой. 8 часов

Количество

часов

1.

Дерево жизни

1

2

Мой портрет

1

3

Что я люблю

1

4

Что я умею и не умею

1

5

Когда я был маленьким

1

6

Заветное желание

1

7

Мир внутри меня

1

8

Я в будущем

1

Культура общения. 8 часов

9

Знак-слово-мысль

1

10

Способность выражать свои мысли

1

11

Способность слушать.

1

12

Волшебные слова живут на белом свете.

1

13

Волшебные слова живут на белом свете.

1

14

Спор, но не ссора.

1

15

Азбука беседы.

1

16

Поведение во время разговора.

1

Только добрые мысли притягивают к себе добро. 9 часов

17

Тайный друг.

1

18

Волшебный стул.

1

19

Давайте говорить друг другу комплименты.

1

20

Письмо другу.

1

21

Догадайся, кто пришел.

1

22

Нужно ли уметь спорить.

1

23

Кого мы уважаем.

1

24

Дерево гармонии.

1

25

Мир детей.

1

Воспитание качеств СО-. 9 часов

26

Сочувствие.

1

27

Сострадание.

1

28

Сопереживание.

1

29

Сотрудничество.

1

30

Сознание

1

31

Сотворчество.

1

32

Согласие.

1

33

Обобщающий урок.

2

2 класс: «Человек – это звучит гордо» (34 часа)

Раздел. О человеке. 6 часов

Количество часов

1

Что значит чело-век.

1

2

Для чего человек пришел в этот мир.

1

3

Человек среди людей, люди вокруг человека.

1

4

Высшие и низшие качества человека.

1

5

Человек стремится к совершенству.

1

6

Обобщающий урок.

1

Счастье семьи. 11 часов

7

Мамин портрет.

1

8

Любовь мамы.

1

9

Сердце матери.

1

10

Мудрость отца.

1

11

Роль отца.

1

12

Любовь отца.

1

13

Наши родители.

1

14

Мудрая старость.

1

15

Наши братья и сестры.

1

16

Моя будущая семья.

1

17

Конференция отцов.

1

Душевная красота. 8 часов

18

Щедрость.

1

19

Благородство.

1

20

Великодушие.

1

21

Уважение к людям.

1

22

Умение прощать.

1

23

Служение людям.

1

24

Мужество.

1

25

Любовь к жизни.

1

Богатство доброты. 9 часов.

26

Доброта.

1

27

Добролюбие.

1

28

Добросердечность.

1

29

Доброжелательность.

1

30

Добромыслие.

1

31

Доброе дело – это и есть счастье.

1

32-34

3 урока по усмотрению учителя как добавление к пройденным темам.

3

3 класс: «Становление нравственной личности» (34 часа)

Воспитание сердца. 9 часов

Количество часов

1

Язык сердца.

1

2

Культура сердца.

1

3

Законы сердца.

1

4

Оздоровление сердца.

1

5

Сокровища сердца.

1

6

Какие бывают сердца у людей.

1

7

Переживания сердца.

1

8

Как воспитывать своё сердце.

1

9

Сердце – хранитель чаши мудрости.

1

Гигиена мысли. 9 часов

10

Откуда берутся предрассудки.

1

11

Как отучиться злословить.

1

12

Думай, что говоришь.

1

13

Язык – мой друг.

1

14

Лечение словом.

1

15

Культура мысли.

1

16

Мысль основа творчества.

1

17

Мысль рождает действий.

1

18

Положу мысль на сердце.

1

Здоровье духа. 7 часов

19

Радость.

1

20

Любовь.

1

21

Тайны творчества.

1

22

Трудолюбие.

1

23

Искусство - великий учитель.

1

24

Человеческая культура.

1

25

Общение – проявление духовной жизни людей.

1

Природа – глазами души. 6 часов

26

Удивительное чудо – природа.

1

27

В ней есть любовь, в ней есть язык.

1

28

Как подружиться с природой.

1

29

Забота о Природе на планете Земля.

1

30

Мысленные полеты к дальним мирам.

1

31-32

Созерцание звёздного неба.

2

33-34

Становление нравственной личности. Что узнали? Чему научились?

2

4 класс: «Мир твоей души» (34 часа)

Лестница духа. 7 часов

Количество часов

1

Что такое жизнь и как она возникла.

1

2

Дух. Душа. Духовность.

1

3

Что такое духовная жизнь человека.

1

4

Свобода, творчество, познание.

1

5

Самопознание и саморазвитие.

1

6

Отрицательное отношение к грубости, сквернословию.

1

7

Мир твоей души.

1

Качество духа – воля. 8 часов

8

Дисциплинированность.

1

9

Самостоятельность.

1

10

Настойчивость.

1

11

Выдержка.

1

12

Организованность.

1

13

Решительность.

1

14

Инициативность.

1

15

Завтрашний характер – в сегодняшнем поступке.

1

Счастье. 6 часов

16

Счастье лучше богатства.

1

17

Там счастье не диво, где трудятся не лениво.

1

18

Счастье-это настоящая любовь к людям.

1

19

Человек создан для счастья, как птица для полёта.

1

20

Нет счастья в малом, лишь бесконечное счастье.

1

21

Обобщающий урок.

1

Добрые мысли-основа добрых дел. 5 часов

22

Мысль, думать – суть духовной жизни.

1

23

Мышление рождает мысли.

1

24

Человек ответственен за свои мысли.

1

25

Умение управлять мышлением, думанием.

1

26

Знать, о чём и как думать.

1

Самовоспитание личности. 8 часов

27

Сущность самовоспитания и его результаты.

1

28

Самовоспитание и достижение целей.

1

29

Направленность человеческой личности.

1

30

Сила характера. От чего она зависит?

1

31

Самооценка и её роль в самовоспитании.

1

32

Поведение и культура.

1

33

Я в ситуации выбора.

1

34

Обобщающий урок.

1

Уроки духовности 1 – 4 классы

Календарно – тематическое планирование

3 класс (1 час в неделю)

п/п

Тема урока

Количество часов

Фактические сроки

Краткое содержание урока

Воспитание сердца (9 часов)

1

Язык сердца.

1

Учить детей понимать добрый язык своего сердца и уметь им пользоваться.

2

Культура сердца

1

Понимать различия между поступком и свойством личности.

3

Законы сердца.

1

Учить детей понимать добрый язык своего сердца и уметь им пользоваться.

4

Оздоровление сердца.

1

Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие и становление познавательных сил ребенка.

5

Сокровища сердца.

1

Облагораживание души и сердца ребенка. Развитие становление познавательных сил ребенка.

6

Какие бывают сердца у людей

1

Развитие представлений учащихся о добре и зле.

7

Переживания сердца.

1

Развитие понимания переживаний сердца.

8

Как воспитывать своё сердце.

1

Учить детей контролировать свои эмоции.

9

Сердце – хранитель чаши мудрости.

1

Формирование умения свободно обсуждать и высказывать собственное мнение.

Гигиена мысли (9 часов).

10

Откуда берутся предрассудки..

1

Объяснять значение слова «предрассудки», дать понятие. Преодоление предрассудков.

11

Как отучиться злословить.

1

Объяснить значение слова «злословие», дать понятие. Подвести ребенка к пониманию того, что грамотное владение речью  это показатель общей культуры человека, его развития.

12

Думай, что говоришь.

1

Развивать в детях чувство ответственности за свои мысли и поступки.

13

Язык – мой друг.

1

Взращивание качеств доброй речи

14

Лечение словом.

1

Способствовать воспитанию ответственного отношения к произносимым словам, сострадания. Раскрывать мысль о том, что речь может воздействовать на чувства людей. Показать необходимость добрых слов.

15

Культура мысли.

1

Развитие умения понимать себя, быть ответственным за свои мысли.

16

Мысль основа творчества.

1

Развитие творческой фантазии, творческого мышления ребенка.

17

Мысль рождает действие.

1

Донести до сознания детей, что каждый поступок начинается с помыслов.

18

Положу мысль на сердце.

1

Способствовать развитию желания совершать добрые поступки.

Здоровье духа (7 часов)

19

Радость.

1

Учить понимать свои чувства и чувства других людей, уметь говорить об этом. Учить выражать свои чувства

20

Любовь.

1

21

Тайны творчества.

1

Развитие воображения при нестандартном применении предметов фантазии. Развитие способности порождать необычные идеи, разрешать проблемные ситуации необычными способами.

22

Трудолюбие.

1

Формировать у детей представлений о пользе труда.  

23

Искусство – великий учитель.

1

Знакомство с произведениями искусства. Воспитание эстетических чувств.

24

Человеческая культура.

1

Дать понятие «Человеческая культура». Приобщение детей к культуре.

25

Общение-проявление духовной жизни людей.

1

Организовать диалоговое общение ребенка со сверстниками. Воспитание культуры человеческого общения.

Природа – глазами души (6 часов)

26

Удивительное чудо – природа.

1

Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Эстетическое воспитание через просмотр видеофильмов и знакомство с художественными произведениями классиков.

27

В ней есть любовь, в ней есть язык.

1

28

Как подружиться с природой.

1

29

Забота о Природе на планете земля.

1

Воспитание бережного отношения к окружающему миру. Формирование культуры общения.

30

Мысленные полёты к дальним мирам.

1

Развитие фантазии и творческого воображения. Эстетическое воспитание.

31-32

Созерцание звёздного неба.

33-34

Становление нравственной личности. Что узнали? Чему научились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок духовности "Пойми меня"

Цель  урока: духовно-нравственное становление ребенка через эмоциональное развитие.На данном уроке учитель организует диалоговое общение ребенка со сверстниками, развивает способность детей к реф...

Урок духовности

Классный час в 3 классе. Построен в форме путешествия. Дети повторяют правила вежливости, определяют основные принципы дружбы....

Родительское собрание "Урок духовности"

Взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возвраста....

Программа кружка" Уроки духовной жизни"

Программа содержит:пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, методическое обеспечение программы...

Урок духовной жизни в 1 классе на тему "Когда бывает грустно?".

Урок разработан с целью воспитания в детях духовно-нравственного аспекта....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами спецкурса «Уроки духовности».

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Вооружение нравственными знаниями важно и тем,...

Урок по литературному чтению 2 класс Тема урока: «Духовно-нравственное воспитание личности в творчестве Л. Н. Толстого».

Цели и задачи:-ознакомить детей с биографией и рассказами Л.Н.Толстого;-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста...