Урок духовности "Пойми меня"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Цель  урока: духовно-нравственное становление ребенка через эмоциональное развитие.

На данном уроке учитель организует диалоговое общение ребенка со сверстниками, развивает способность детей к рефлексии.

Урок был дан в рамках-мастер класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_duhovnosti.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ДУХОВНОСТИ

Тема:   ПОЙМИ МЕНЯ.

Цель: духовно-нравственное становление ребенка через эмоциональное развитие.

Задачи:  1. организовать диалоговое общение ребенка со сверстниками                                              (эмпатический способ общения);

                    2. развивать способность детей к рефлексии;

                    3. формирование у детей навыка распознавания эмоций другого                           человека;

                    4. воспитание культуры человеческого общения.

Ход урока.

                                             Познаем самих себя: пусть

При этом мы не познаем истины, зато

Наведем порядок в собственной жизни,

                                                         А это для нас самое насущное дело.

Б. Паскаль.

I Приветствие.

Предлагаю вам сегодня поздороваться друг с другом одним из наших способов: тыльной стороной ладони.

Садитесь. Сегодня тема урока духовности «Пойми меня».

II Эмоциональный настрой на урок.

Релакс «Подарим друг другу улыбки».

Каждый принял удобное положение. Глаза закрыты. 3 раза вдох, выдох. Твое дыхание становится ровным, спокойным. Приятное тепло разливается волнами по рукам, спине, ногам. Оно делает твое тело легким и парящим, как воздушный шарик. Ты летишь легко и свободно и попадаешь в волшебную страну. Это страна твоих чувств.

Посмотри, вот дом радости. Загляни в окно. Ты видишь за стеклом все лучшее, что когда-то происходило с тобой. Вспомни, какую радость ты испытывал в то время, как тепло заполняло всего тебя. На твоих губах появляется улыбка.

Продолжаем путешествие. Взгляни, а здесь в тени спрятался маленький серый домик. Солнечные лучи не заглядывают сюда. Это дом грусти. Здесь живут все неприятности, что встречались тебе. Вспомни, что за случай может здесь жить, вспомни, что ты в то время чувствовал. А куда же делась ваша улыбка? Посмотрите на это воспоминание с улыбкой. Вот и солнечный лучик заглянул в дом. Неприятность уже меньше, от нее почти ничего не осталось. Улыбайтесь!

Возвращаемся в класс. Ваши мысли светлые, глаза открываются, на губах улыбка, ведь рядом только близкие, знакомые люди, рядом друзья.

А теперь вспомните, что вы чувствовали в домике грусти сначала… А что почувствовали потом, улыбнувшись…

Можно ли грустить, когда улыбаешься? Улыбка может помочь справиться с плохим настроением!

Прочитайте эпиграф к уроку. Думаю, что мы уже начали познавать себя и учиться справляться со своими эмоциями.

III Какой я?

1. Упражнение «Контур человечка».

Представьте, что человечек радуется. Вспомните, что вы чувствовали, испытывая радость, где она? Заштрихуйте подходящим цветом то место, где в теле находиться это чувство. Затем «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу.

2. Упражнение «Повтори выражение».

Вы постарались прочувствовать несколько эмоций в своем теле. А теперь попробуем пережить некоторые эмоции только мимикой лица. Повторите выражение лиц как можно точнее и при этом потрогайте руками лицо. Где чувствуется напряжение? Первые три эмоция вам назову, а остальные попробуйте определить сами.

Удивление, страх, злость, печаль (грусть), радость.

3. Качества характера.

Человек по-разному выражает свои эмоции. Все зависит от качеств его характера. Сейчас выясним, какие положительные и отрицательные качества характера вы знаете. (2 колонки в тетради)

А теперь каждый из вас выберет из двух списков те качества, которые присуще лично ему и запишем их в колонку «Какой Я?»

Сколько положительных качеств получилось у каждого из вас?

Отрицательных?

Посмотрите на наш «портрет в лучах солнца» и вспомните, сколько у каждого из нас достоинств.

4. Игра «И я…»

А давайте проверим, каких качеств больше у нас в классе. Я называю качество, присущее мне, если вы считаете, что это качество присуще и вам, то встаете со словами: «И я!»

Я аккуратная.

Я честная.

Иногда  несдержанна.

Я любознательна.

Я ранима.

Я веселая.

Посмотрите, как много у нас общих качеств, и большинство все же положительных. А что же делать с теми качествами, которые мешают нам жить?

5. Упражнение «Мусорное ведро».

Зачем человеку мусорное ведро? Почему необходимо освобождаться от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами, накапливаются ненужные, бесполезные.

Запишите на листках те чувства, от которых хотите избавиться. Например: «Я обижаюсь на…», «Я злюсь на…»

Сверните листы в комочек и выбросите в корзину.

IV Пойми того, кто рядом.

1. Мы освободились от отрицательных эмоций, чувств и я надеюсь, что теперь вы настроены только на положительное. А важно ли уметь настроить себя?

Чтение рассказа Д. Мориа «Все зависит от того, на что ты настроен».

Так важно ли уметь настроить себя?

Конечно, очень важно, как человек настроен. Если я настроен так, что чувствую напряжение в бровях, то, как меня и я буду все воспринимать?

А если напряжение в уголках губ?

2. Тренинг «Собеседник за спиной».

Давайте немного поиграем. Знаю, что вы любите общаться друг с другом. Мы уже рассказывали друг другу разные истории, сидя в парах и соприкасаясь коленями. А теперь предлагаю разбиться на пары, но сесть спиной друг к другу. Расскажите друг другу интересные случаи из вашей жизни.

Легко ли вам было общаться?

Хотелось что-нибудь поменять?

Почему? (Мы не видим, как человек настроен на нас).

3. Упражнение «Волшебный фонарик».

Вы знаете, чтобы увидеть в человеке что-то хорошее, иногда нужно постараться. Если мы замечаем отрицательное (а оно само бросается в глаза), то накапливаем это отрицательное в себе. А, замечая достоинства другого, мы наполняемся ими.

А у меня есть «волшебный фонарик». Зажигая его, мы видим в других только положительные качества. Давайте посветим этим фонариком на кого-нибудь и узнаем, какие у него есть качества, достойные уважения.

 

V Подведение итогов.

Ранжирование Что важно для дружбы?»

Ребята, а почему так важно уметь понимать тех, кто рядом с тобой?

Для чего нам нужна дружба?

Посмотрите на листы и соедините с (1) самое важное для тебя, с (2) то, что тоже важно, но чуть меньше и т.д. С последними цифрами соедини то, что не важно для тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница», 1 класс

  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28 г. СызраниКОНСПЕКТ УРОКА  по теме: «К. И. Чуковский «У меня зазвонил телефон», «Путаница».Класс: 1Предмет: урок обучения грамот...

Урок литературного чтения "Ты смотришь - на меня, а Я на тебя..."

Урок литературного чтения. 2 класс. по программе "Перспективная начальная школа"...

«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН». Обучающий урок-практикум по телефонному этикету.

«У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН».  Обучающий урок-практикум по телефонному этикету....

План-конспект урока ОРКСЭ (ОСЭ) на тему "У меня зазвонил телефон".4 класс.

План конспект урока по новому предмету ОРКСЭ (ОСЭ)в 4 классе  на тему "У меня зазвонил телефон",презентация .Я второй год веду уроки ОРКСЭ в 4 классе. Моим учащимся особенно  понравились уро...

Конспект урока "У меня есть семья" 2 класс

Конспект урока на тему "У меня есть семья" 2 класс по учебнику В.П. Кузовлев "Английский язык". Конспект урока разработан с учетом возрастных особенностей младших школьников....

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...