Дополнительная образовательная программа кружка "ПОЧЕМУЧКИ"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа дополнительного образования детей 7-11 лет. Срок реализации 2017-2021 г.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gushchina_lv_kruzhok.docx45.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КОРОБИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РЕКОМЕНДОВАНО

к использованию Педагогическим советом.

Протокол № 10 от 30.08.2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора № 134 от 01.09.2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ПОЧЕМУЧКИ»

Программа дополнительного образования детей 7-11 лет

Срок реализации – 2017-2021 г. г.

Составитель: Гущина Лариса Владимировна,

 учитель начальных классов

 первой квалификационной категории,

педагог дополнительного образования

                                                 пос. Коробицыно

Дополнительная образовательная программа кружка «ПОЧЕМУЧКИ» создана в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства РФ от 04.09 2014 г. №1726-р.

3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4.Письмо Минобрнауки России от 11.12 2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

5.Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008

«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

                                            Пояснительная записка

    Цель программы кружка «Почемучки» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

     Задачи программы -

1.Формировать интерес к изучению природы родного края;

2. Воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;

 3.Углублять уже имеющихся знаний о родном крае;

4.Изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;

5.Формировать представления о природных сообществах области; 6.Формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы:

Продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Педагогическая целесообразность:

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство окружающего нас мира, раскрыть многие его “тайны”. В результате у ребят не складываются целостные представления об окружающем мире. Это в свою очередь не позволит им легко воспринимать новую информацию, так как её трудно ассоциировать с небольшим количеством сложившихся представлений и понятий, а значит, большая часть представлений будет результатом детского мифотворчества. Понятия, полученные ребятами в детстве, могут остаться с ними на всю жизнь. На начальном этапе обучения следует погружать ребенка в наиболее общую, нерасчлененную картину мира. Решить названную проблему поможет интегрированный курс «Почемучка», являющийся закономерным продолжением уроков окружающего мира, математики, технологии, изо.  

    Направленность программы:

 Кружок «Почемучки» является программой научно-познавательной направленности, предполагает ознакомительный уровень освоения знаний и практических навыков.

   Форма обучения: очная

   Формы проведения занятий: аудиторные

   Режим занятий: Программа рассчитана на детей в возрасте: 7-11 лет. Разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 35 часов, 2-4 класс – 36 учебных часа в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования кружка «Почемучки»

Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

В программе кружка «Почемучки» описаны требования к обучающимся по годам обучения.

   К концу первого года обучения школьники должны знать:

1.Секреты живой и неживой природы

2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города

3. Нравственные правила обращения с объектами природы

К концу первого года обучения школьники должны уметь:

1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.

2.Оказывать помощь птицам в зимнее время

3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

К концу второго года обучения школьники должны знать:

1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики

2. Простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края

3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу второго года обучения школьники должны уметь

1.Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе

2.Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.

3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.

К концу третьего года обучения школьники должны знать:

 1.Реальные местные экологические условия.

 2. Способы охраны природы

3.Некоторые охраняемые растения и животные Ленинградской области

К концу третьего года обучения школьники должны уметь:

1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить

2. Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке

3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования

К концу четвёртого года обучения школьники должны знать:

1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы

2.Нравственные и правовые принципы природопользования

3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края

К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь:

1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах

2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе

3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении

  К концу 4 –го года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

Первый уровень результатов освоения программы «Почемучки» будет: духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, экологических акциях, играх, выставках, конкурсах рисунков, поделках.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в экологических праздниках, в заочных путешествиях по родному краю, в работе экологических лабораторий.

Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С этой целью спланированы мероприятия: выезды на природу с маршрутными наблюдениями, экскурсии, экологические КВНы для обучающихся 1-4 классов, презентации экологических проектов.

 Программа кружка «Почемучки» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

Формы учёта знаний, умений

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в ПОРТФОЛИО ребенка.

Тематический план

1-й год обучения

№ раз-

дела

№ за-

нятия

                         Тема

Теория

Практика

1

Введение

1

1

Что такое экология?

1

2

Мой дом за окном

6

4

2

Мой дом

1

3

Дом, где мы живём

1

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1

6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»

1

7

Деревья твоего двора

1

8

Экскурсия по территории школы

1

9

Птицы нашего двора

1

10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

11

Дорога из дома в школу

1

3

Я и моё окружение

7

4

12

Моя квартира

1

13-14

Моя семья

2

15

Соседи-жильцы

1

16

Мой класс

1

17

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

1

18

Дом моей мечты

1

19

Комнатные растения в квартире, классе

1

20

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

21-22

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

2

23

Экскурсия в лес

1

24

Животные в доме

1

4

Гигиена моего дома

8

4

25

Уход за квартирой

1

26

Гигиена класса

1

27

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

28

Бытовые приборы в квартире

1

29

Экскурсия в школьную кухню

1

30

Природа в квартире и в классе

1

31

Наша одежда и обувь

1

32-33

Русская народная одежда

2

34

Практическая работа «Уход за одеждой»

1

35

Экскурсия в школьный музей

1

Итого: 35 часов

2 –й год обучения

1

Вода – источник жизни

7

3

1

Вода в моём доме и в природе

1

2

Стихи, рассказы о воде и природе

1

3

Экскурсия к водоёму

1

4

Весна в нашем селе

1

5

Экскурсия в лес

1

6

Вода в жизни растений

1

7

Вода в жизни животного мира

1

8

Вода и здоровье человека

1

9

Личная гигиена

1

10

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

1

11-12

Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»

2

2

Солнце и свет в нашей жизни

7

3

13

Солнце, Луна, звёзды – источники света

1

14

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

15

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

1

16

Отношение к свету и теплу различных животных

1

17

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

1

18

Электрический свет и тепло в моём доме

1

19

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1

20

Телевизор в моём доме

1

21

Сколько стоят свет и тепло

1

22

Итоговое занятие

1

3

Воздух и здоровье

1

1

23

Воздух и здоровье человека

1

24

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

4

Мой край

4

2

25

Растительный мир области

1

26

Животный мир области

1

27-28

Исчезающие растения и животные родного края

2

29-30

Экскурсия в краеведческий музей

2

5

Весенние работы

5

31-32

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

2

33-35

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

3

36

Итоговое занятие

1

Итого: 36 часов

                                   

3-й год обучения

№ раз-

дела

№ за-

нятия

                          Тема          

Теория

Практика

1

1

Введение.

Ленинградская область на карте России

1

2

Растительность Ленинградской области

6

12

2-3

Травы, кустарники, деревья.

1

1

4

Экскурсия «Где растут деревья».

1

5-6

Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.

2

7-8

Кустарники. Их роль в жизни человека.

1

1

9-11

Зелёная аптека Коробицыно. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка

1

2

12

Растения – сорняки и вредители здоровья человека

1

13

Комнатные растения. Разведение и уход за ними.

1

14

Викторина «Зелёный мир вокруг нас»

1

15-16

Защита проектов «Редкие растения края»

2

17

Заповедники и заказники Ленинградской области. Создание экознаков.

1

18-19

Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области.

1

1

3

Насекомые нашей области

4

5

20

«Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых)

1

21

Насекомые – вредители

1

22-23

Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми

1

1

24-25

Насекомые Ленинградской области. Экскурсия в Зоологический музей.

2

26-27

Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков

1

1

28

«Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)

1

4

Рыбы, обитающие в Ленинградской области

5

3

29

Промысловые рыбы. Рациональное их использование

1

30

Рыбы, обитающие в реках области

1

31

Рыбы, обитающие в озёрах Ленинградской области

1

32

Аквариумные рыбы.

1

33

Охрана рыбных богатств. Красная книга области.

1

34

Конкурс-игра «Золотая рыбка»

1

35-36

Защита экологических проектов

2

Итого-36 часов

4-й год обучения

№ раз-

дела

№ заня-

тия

                   Тема

Теория

Практика

1

Птицы Ленинградской области

12

3

1

Воробей – самая распространённая птица на Земле

1

2

Ворона – «интеллектуальная» птица

1

3

Ворон – красивая и умная птица

1

4

Сорока-белобока – «лесная сплетница»

1

5

«Лесной доктор» - дятел

1

6

Галка – городская птица

1

7

Загадочная птица – кукушка

1

8

«Пернатая кошка» - сова

1

9

Любимая птица – снегирь

1

10

«Сестрички-синички» - самые полезные птички России

1

11

Наш добрый сосед – скворец

1

12

Изготовление скворечников, кормушек

1

13

Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков.

1

14-15

Защита экологических проектов

2

2

Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области.

16

5

16

Заяц – «Длинное ухо»

1

17

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

18

Серый хищник – волк

1

19

Хозяин леса – медведь

1

20

Любознательный зверёк – белка

1

21

Лесной красавец – лось

1

22

Сердитый недотрога – ёж

1

23

Всеядное животное – барсук

1

24

Бобр – строитель

1

25

Запасливый бурундук

1

26

Рысь – родственник кошки

1

27

Соболь – «дорогой» зверёк

1

28

Косуля - самый маленький европейский олень

1

29-30

Красная книга области. Заповедники и заказники Ленинградской области. Создание экознаков.

2

31-32

Экскурсия в музей

2

33-35

Защита экологических проектов

3

36

Подведение итогов

1

Итого: 36 часов

Содержание программы

1 класс (35 ч)

Введение (1 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

1.Мой дом за окном (10ч)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

2.Я и моё окружение (13 ч)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

3.Гигиена моего дома. (11 ч.)

Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.

Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.

Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.

2 класс (36 ч)

  1. Вода – источник жизни (11 ч)

Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека?  Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

2. Солнце и свет в нашей жизни (10 ч)

Солнце, Луна, звёзды – источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз – орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе.

3. Воздух и здоровье (3 ч)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание.

4. Мой край (6 ч)

Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области.

5. Весенние работы (6 ч)

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.

3 класс (36 ч)

Вводное занятие (1 ч)

Ленинградская область на карте России

1.Растительный мир Ленинградской области (17 ч)  

Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Ленинградской области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга Ленинградской области.

2.Насекомые нашей области (9 ч)

Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезны насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области.

3.Рыбы, обитающие в нашей области (9 ч)

Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.

  1. класс (36 ч)

1.Птицы (15 ч)

Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга.

2.Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области (21 ч)

Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.

Список литературы

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
  2. Безруков, А. Занимательная география /А. Безруков, Г. Пивоварова. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001
  3. Времена года. Православный календарь.  - Ростов н/Д. АО «Книга», 1995.
  4. Гаев, Л. Наши следы в природе Л. Гаев, В. Самарина. – М.: Недра, 1991.
  5. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Е. М. Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Ердаков, А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
  7. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
  8. Кошевой, В. А. и др. География: 6 класс «Мир Земли» Текст /В. А. Кошевой. – М.: Издательский дом «С – ИНФО»; Издательство «Баланс», 1999.
  9. Кларина, М. М. Экономика и экология для малышей.  М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
  10. Клёнов, А. Малышам о минералах А. Клёнов. – М.: Педагогика - Пресс, 1993.
  11. Крылов, Г. Растения здоровья Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
  12. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
  13. Мытарев, А. А. Наш край родной А. А. Мытарев. – Кемерово, 1977.
  14. Моисеев, В. Земля Кузнецкая   /В. Моисеев. – Кемерово, 1986                    Мир и человек Атлас. – М.,1987.
  15. Моисеев, В. Наедине с природой В. Моисеев. – Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.
  16. Новицкая, М. Ю. Введение в народоведение. Родная земля: 1-2 кл. учебник – тетрадь № 3 М. Ю. Новицкая. –М.: Дрофа, 1997.
  17. Моложавенко, В. С. Тайна красоты В. С. Моложавенко. – М., 1993.
  18. Попов, А. Траволечебник /А. Попов. – Кемерово, 1993.
  19. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
  20. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  21. Плешаков, А. А. Зелёные страницы А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
  22. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  23. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
  24. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
  25. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.
  26. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
  27. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
  28. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
  29. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  30. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
  31. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
  32. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
  33. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
  34. Юный натуралист: журнал. – 1988. - № 5.                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит социально-педагогическую направленность. Уровень освоения програм

Дополнительная образовательная программа «Солнечные ступеньки» направлена на достижение одной из  целей в работе с дошкольниками – адаптации ребёнка к школьной жизни. Данная программа носит...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

Дополнительная образовательная программа «УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ» Программа рассчитана для детей 6-7 лет Срок реализации: 1 год

АннотацияПрограмма дополнительного образования «Учимся правильно говорить» разработана для детей 5 – 6 лет. Главной целью ее – подготовить детей к школе. Занятия проводятся как групповые, где игры и з...

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики» для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида

Дополнительная образовательная программа «Волшебные пальчики»для учащихся 1-2 класса по программе VIII вида (кружковая работа)....

Дополнительная образовательная программа «Путешествие в страну Экологию» (окружающий мир для детей 7-8,срок реализации программы –1год

Курс по дополнительной образовательной программе «Путешествие в страну Экологию» для детей начальной школы (7-8лет) является интегрированным курсом, имеет образовательно-развивающую, экологическую нап...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 класса Срок реализации программы: 1 год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«ВЕСЕЛЫЙ АНГЛИЙСКИЙ» Возраст детей: с 1 классаСрок реализации программы: 1 год...