Конспект внеурочного занятия "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" (4 класс)
план-конспект занятия (4 класс)

Чиркова Анастасия Сергеевна

Название кружка: Юный краевед.

Направленность внеурочной деятельности: Социальное

Класс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 лет

Тема: Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие интереса к истории Челябинской области; воспитание чувства любви к природе родного края, чувство ответственности за сохранение чистой экологической среды своего города.

Метапредметные: аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать мнения одноклассников, контролировать свою деятельность.

Предметные: искать и выделять важную информацию в тексте; участвовать в учебном диалоге, обосновывать выполняемые (выполненные) действия.

Цель:

  • Познакомить учащихся с геологической историей Челябинской области и соседями города Челябинска.
  • Формирование эстетического отношения к объектам природы.

Задачи:

  • Формировать умение работать с текстом и иллюстрациями предлагаемых учебных пособий;
  • Способствовать развитию образного мышления, пространственного  воображения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название кружка: Юный краевед.

Направленность внеурочной деятельности: Социальное

Класс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 лет

Тема: Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие интереса к истории Челябинской области; воспитание чувства любви к природе родного края, чувство ответственности за сохранение чистой экологической среды своего города.

Метапредметные: аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать мнения одноклассников, контролировать свою деятельность.

Предметные: искать и выделять важную информацию в тексте; участвовать в учебном диалоге, обосновывать выполняемые (выполненные) действия.

Цель:

  • Познакомить учащихся с геологической историей Челябинской области и соседями города Челябинска.
  • Формирование эстетического отношения к объектам природы.

Задачи:

  • Формировать умение работать с текстом и иллюстрациями предлагаемых учебных пособий;
  • Способствовать развитию образного мышления, пространственного  воображения.

Форма проведения: Фронтальная

Дата проведения: 07.11.2017

Этапы занятия

Время

Содержание

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение деятельности

7

-Здравствуйте, ребята!

-Посмотрите на доску, перед вами кроссворд.  Разгадав его, мы с вами узнаем название нашего кружка.

-Работаем по поднятой  руке.

-Молодцы, а теперь прочитайте, какое слово у нас получилось?

- А вы знаете, что такое краеведение?

- А сейчас, внимание на слайд. Кто прочёт стихотворение?

Честь человеку, что любит свой край.
Если живёшь на Урале,
Летом, зимой ли - его познавай!
Ясны и пасмурны дали...
Больше ходи по зелёным лесам.
Издавна здесь узнавали
Новости птичьи по их голосам...
Сколько секретов откроешь - не счесть!
Краю родному уральскому честь!

- Вы заметили, что что-то важное скрывается в каждой строке стихотворения?

-Здравствуйте!

-Получилось слово краеведение.

Изучение родного края.

Прочтение стихотворения.

- ЧЕЛЯБИНСК.

Дети, разгадав кроссворд, выявляют ключевое слово внеурочной деятельности.

(край)

Вывести стихотворение на экран.

Актуализация знаний, введение в ситуацию

3

- Кто догадался, какова тема нашего мероприятия?

- Мы поговорим о геологической истории нашей области и о городах-соседях нашего города.

- Давайте вместе поставим цели мероприятия.

Познакомимся с геологической историей Челябинской области и соседями города Челябинска.

- Начнём наш разговор с географического положения Челябинска.

Наш край, Челябинск

Изучить города-соседей Челябинска;  прослушать историю города

Основной

25

Географическая справка - город Челябинск

Челябинск расположен на восточном склоне Уральских гор, на 201 км южнее Екатеринбурга. Высота над уровнем моря — ок. 200—250 м. Геологическое расположение — западная часть — Урал (граниты), восточная часть — Западная Сибирь (осадочные породы), таким образом город находится на границе Урала и Сибири. Ленинградский мост соединяет "уральский" и "сибирский" берега р. Миасс, таким образом является "мостом из Урала в Сибирь".

Город стоит на реке Миасс, территорию города омывают Шершнёвское водохранилище и три озера: Смолино, Синеглазово, Первое. Рельеф города слабохолмистый на западе с постепенным понижением к востоку и «разрезается» долиной р. Миасс и ложбинами с озёрами и болотами. Берега Миасса покрыты местами лесом и кустарником. Климат — континентальный.

С юго-запада до севера Челябинск подковообразно укутывает Сосновский район. С восточной стороны к Челябинску примыкает город-спутник Копейск. На северо-востоке Челябинск граничит с Красноармейским районом.

Рельеф Челябинской области.Представьте себе, что 500 млн лет назад на месте Уральской складчатой области плескался океан. Затем после череды землетрясений и вулканов толщи осадочных и вулканических пород сминались в складки.

Когда Урал стал сушей (примерно 300 млн лет назад), его хребты достигали высоты 7 тыс. м.

Но время и силы природы разрушили их, превратив в центральной части нашей области в холмы, а в восточной части остались только лишь их основания, перекрытые морскими отложениями древнего моря.

Пройдут еще миллионы лет и на месте Уральских гор возможно вновь заплещутся морские волны, и история повторится.

В пределах нашей области имеются различные формы рельефа – от низменностей и холмистых равнин до горных хребтов, вершины которых превышают 1000 метров.

Работа с картой.

- Теперь я вам раздам карту Челябинска, на которой мы рассмотрим соседей нашего города и области.

- Сейчас мы с вами отметим соседние города на картах, которые вы получили. Если вам нужна помощь, я подойду и каждому индивидуально объясню еще раз задание. Начинаем выполнять вместе со мной.

- Потом обязательно вклейте карту в тетрадь. А сейчас мы поговорим об особенностях рельефа Челябинской области.

Беседа об экологии Южного Урала.

Челябинск.

Челябинск относится к промышленным городам, а в его черте находится значительное количество заводов. Именно благодаря такой индустриализации фиксируется достаточно высокий уровень загрязнения воздуха. Осложнению ситуации способствует тот факт, что в треть года в городе — штиль. В ветреные дни загрязнение воздуха находится в пределах допустимых значений. Основными загрязняющими веществами в воздушной среде являются токсичные вещества.

Максимальное количество загрязняющих веществ поступает в атмосферный воздух городов: Магнитогорск, Челябинск, Троицк, Карабаш.

-Ребята, а вы знали, что город Магнитогорск входит в десятку самых грязных городов в Росии.

Магнитогорск.

На юге Челябинской области, в верхнем течении реки Урал, расположен город Магнитогорск, в котором действует одно из крупнейших в России промышленных предприятий. Вся история города связана с производством металла. Магнитогорский Металлургический Комбинат осуществляет добычу железной руды, ее обогащение и переработку в чугун и сталь, что приводит к очень неблагоприятным последствиям для города. Также Магнитогорск является самым грязным городом Челябинской области.

- Сейчас более подробно об этом вы узнаете в видео.

Карабаш.

Вследствие длительных процессов (несколько десятков лет) по добыче и плавке меди, в городе Карабаш произошла серьезная экологическая катастрофа. Что послужило предпосылкой к созданию этой катастрофы? Проблемой стал не очень продуманный подход при построении промышленных предприятий, когда безопасная утилизация вредных и токсичных отходов производства не была обеспечена в должной степени. Результатом и стала экологическая катастрофа.

Просмотр видеоролика

- Итак, территория Карабаша оказалась покрыта шлаком, растительность погибла, почва оказалась просто-напросто выжженной. Многие сотни тонн токсичных газов регулярно выбрасывались в атмосферу, трансформировались в кислотные дожди и орошали весь регион.

Слушают материал и просматривают изображения по тексту (озёра, реки и др)

Получают карты, рассматривают их.

Выделяют границы, подписывают соседние города.

Фронтальная беседа, самостоятельная работа, работа у доски.

Рефлексия

5

- А продолжим изучение нашего края на следующем занятии. Вы большие молодцы! Спасибо за занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок №3 конспект и презентация "Мой адрес в этом мире. Челябинская область"

Цели и задачи урока:1.Систематизировать знания детей о родной стране, о столице России – Москве,  о своей  области..2. Расширить представления детей о родном крае.3. Повторить государственну...

Сложные слова в названиях городов Челябинской области Исследовательская работа ученицы 3 В класса Екимовой Татьяны Руководитель Комиссарова Елена Александровна

Многие названия  городов Челябинской области являются сложными словами. Это обусловлено географическим, историческим, экономическим или социальным положением города.В названии любого города мира ...

Технологическая карта "Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" 4 класс

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области,...

Конспект внеклассного мероприятия"Геологическая история Челябинской области, соседние города Челябинска" 4 класс

Название кружка: Юный краевед.Направленность внеурочной деятельности: СоциальноеКласс / возраст детей: 4 «Б» / 10-11 летТема: Геологическая история Челябинской области,...

Конспект урока по окружающему миру (история) "Виртуальная экскурсия по городу Челябинску" (2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с историей возникновения Челябинска и его достопримечательностями; формирование патриотизма, чувства верности своему Отечеству. Планируемые результаты...

Коррекционно-развивающее занятие в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» Города Троицка Челябинской области для обучающихся 3 класса с задержкой психического развития по теме: " Я и мои эмоции"

научить детей различать эмоции, рассуждать, делать выводы, способствовать  развитию интереса в познании самого себя....

Коррекционно-развивающее занятие МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10» города Троицка Челябинской области для обучающихся 4 класса с расстройством аутистического спектра (РАС) по теме: «Предложение и словосочетание»

Создание условий для закрепления  у младших школьников понятие предложение и словосочетание; выполнять упражнения для отработки умений и навыков находить и составлять предложения и словосочетание...