Статья "СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСКРЫТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В статье рассказвается о системе самоуправления в отдельно взятом классе, ее особенностях, а также о трудностях, с которми столкнулся педагог. Представлены результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_szhataya.docx | 964.32 КБ |
Предварительный просмотр:
СИСТЕМА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСКРЫТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
«Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять.
Это правило столь же верно и в воспитании». Жан Поль
Цель организации ученического самоуправления - активное и осознанное включение детей в различные виды деятельности через реализацию интересов каждого учащегося и привлечение родителей к совместной деятельности.
Задачи организации ученического самоуправления в классе:
1. Создать условия для развития организаторских способностей каждого ребенка, выявить лидерские качества.
2. Предоставить каждому ребёнку возможность самореализации и самоутверждения через конкретные дела.
3. Создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности.
4. Создать благоприятные условия для совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей).
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
*Равноправие - все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
*Гуманность - действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
*Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся.
*Ответственность - необходимость регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием.
Продумывая систему самоуправления в моем классе, я опиралась на опыт и идеи великого педагога А.А.Макаренко, который понимал под коллективом «целеустремленный комплекс личностей», объединенных общественно-значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно-значимой коллективной деятельностью и взаимоотношений.
Я убеждена в том, что в начальной школе мы, классные руководители, должны заменить детям маму. А класс должен стать для ребенка СЕМЬЕЙ. Ведь дети большую часть дня проводят именно в школе, и им здесь должно быть уютно, комфортно, спокойно. И все-таки опека и помощь ученикам должны быть так мудро продуманы и организованы, чтобы дети постепенно становились все более и более самостоятельными и способными ориентироваться в новой для них школьной жизни. «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас» (Эрнст Легуве). И чтобы этого достичь, необходима четко выстроенная система самоуправления, которая будет работать как отлаженный механизм.
Наш класс – это СЕМЬЯ, а семейное счастье зависит от каждого члена семьи. Высшим органом правления является классное собрание, то есть собрание всего классного коллектива.
Макаренко делил коллектив на отряды, наш же класс делится на микрогруппы - семейки. В каждую семейку входит 5-7 детей, которых могут объединять дружба, общие интересы, личностные особенности, место жительства и т. д. Формируя группы учащихся по желанию ребят, я стараюсь руководствоваться определенными принципами:
- Объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыками.
- Не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
Данную систему самоуправления я начала внедрять со второго класса. На первом классном собрании в начале первой четверти наш классный коллектив был разделен на 5 семеек. На последующих собраниях каждая команда придумала себе название и девиз, выбрала главу семейки. Главы семеек входят в «Совет друзей». «Совет друзей» – это помощники классного руководителя во всех делах. Состав «Совета друзей» не постоянный, так как главы семеек переизбираются каждую четверть. Хотелось бы, чтобы каждый попробовал себя в роли лидера, чтобы ребята не боялись брать на себя ответственность. Ведь у глав семеек нет привелегий, только дополнительная ответственность. И этот принцип я опять же взяла у Макаренко.
Поручения для семеек, на мой взгляд, целесообразно менять не реже одного раза в две недели. При смене поручений важно отметить то хорошее, что сделала данная микрогруппа, сохранить лучшее из придуманного и внести новое. И все-таки у семеек есть свои приоритетные направления, и эти направления связаны с четырьмя направлениями внеурочной занятости в соответствии с ФГОС.
Названия и девизы ребята придумывали сами, с моей помощью:
- Семейка «Добро». Приоритетное направление – социальное, а именно: организация добрых дел, организация социальны акций и участие в них – помощь школе, животным, пожилым и больным людям, младшим школьникам.
Девиз:
Доброта спасет мир!
- Семейка «Радость». Приоритетное направление – культурное, а именно - помощь в организации праздников и других культурны мероприятий, украшение класса, ведение культурной колонки в школьной газете.
Девиз:
Радость людям мы несем,
Песни весело поем!
- Семейка «Пчелки». Приоритетное направление – духовно-нравственное: следят за дежурством в классе, порядком в классе и столовой, помогают ухаживать за растениями. Стоит отметить, что ребята следят не только за чистотой, но и за взаимоотношениями в классе. Можно сказать, что это наша классная служба медиации. Ребята стараются предотвратить или сгладить конфликтные ситуации, поддерживать дружескую атмосферу в классе.
Девиз:
Пчёлки - дружная семья!
Так зовёмся мы не зря...
И в потехе, и в работе
Мы жужжим на доброй ноте!!!
- Семейка «СпортУРА». Приоритетное направление – спортивно-оздоровительное: участвуют в спортивных соревнованиях, помогают в проведении физкультминуток, спортивных эстафет, игр.
Девиз:
Спорту скажем мы «Ура»,
Чтоб не болеть нам никогда!
Кроме девизов ребята еще придумали эмблемы для каждой семейки.
Наличие приоритетных направлений не означает, что у семеек ограниченный функционал. Как я уже писала выше, поручения будут меняться, чтобы ребята попробовали себя в разных видах деятельности. Например, творческие поручения даются всем семейкам, ведь к любому делу можно подойти творчески.
Напомню, что высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:
- Определяет основные направления классной жизни.
- Обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения.
- Собрание проводится не реже 1 раза в четверть, а текущие дела решаются на классных часах (1 раз в неделю).
Структура самоуправления в нашем классе представлена на схеме:
У каждой семейки есть свой табель. Все табели вывешаны в классном уголке. На каждом написано название семейки, список членов семейки с указанием ее главы, девиз и эмблема. На этот табель мы приклеиваем медали – награды за разные поручения и достижения: золотая медаль, серебряная или бронзовая. Качество медали определяется всем коллективом. Но решающее слово остается за координатором всей системы – классным руководителем. И все-таки наш главный принцип – свобода слова. Это не означает вседозволенность. Ребята имеют право высказать свое мнение, но при этом они должны аргументированно доказать его. Если кому-то что-то не нравится, он должен предложить свою альтернативу, а не просто все отрицать.
На данный момент я являюсь классным руководителем 4 «б» класса. Наша система самоуправления успешно функционирует уже третий год. Конечно, у нас не все идеально, есть проблемы, но мы их решаем сообща. Такая система ученического самоуправления призвана привлечь каждого учащегося к активному участию в жизни класса и школы. И ребята дейтсвительно раскрывают свой творческий потенциал: придумывают сценки, танцы, создают интересные и полезные плакаты, видеоролики.
Все это они делают с удовольствием и интересом. Конечно, мою систему самоуправления нельзя назвать абсолютно новаторской, да я к этому и не стремилась, напротив, опиралась на опыт, проверенный несколькими поколениями. Но я постаралась сделать ее более уютной, комфортной, душевной, понятной учащимися начальных классов. И детям эта система очень понравилась. Я вижу, что система работает, помогает мне управлять классным коллективом, незримой рукой прививать ребятам правильные нравственные ценности и развивать их в разных направлениях. Кроме того, класс стал намного дружнее. Его действительно можно назвать семьей.
Мы принимаем участие в районных и городских творческих и интеллектуальных конкурсах. Я со своим классом успешно выступила на конкурсе «Классный руководитель года-2017» (стала победителем в номинации «Вклад классного руководителя в укрепление здоровья школьников, воспитание в них потребности в здоровом образе жизни», а также стала победителем по версии детского жюри, что особенно лестно).
В 2017-2018 учебном году ученица нашего класса со своей семьей заняла первое место в районном этапе и поучаствовала в городском этапе городских соревнований «Мама, папа, я – спортивная семья», и в этом есть огромная заслуга всего класса. Все семейки оказались к этому причастны: рисовали плакаты, придумывали «кричалки», «речевки», чтобы активно болеть за семью Шаровых. И Шаровы чувствовали нашу поддержку, это придавало им сил.
Впереди у нас еще много побед, а все трудности мы преодолеем вместе, нашей большой и дружной семьей. Не случайно, девиз нашего класса: «Я все смогу, я все сумею и своего добьюсь», а мое педагогическое кредо: «Мои дети все смогут, все сумеют, а я им в этом помогу».
Библиографический список:
А. С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследование, опыт. Сост. Фролов С. А. Н. Новгород, НГПУ, 1992. – с.207.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель ученического самоуправления в начальной школе.
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...
Модель ученического самоуправления в начальной школе
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...
Модель ученического самоуправления в начальной школе
Что такое самоуправление. Цели и задачи самоуправления. Организация самоуправления в начальной школе в форме работы групп с системой сменных поручений....
Ученическое самоуправление в начальной школе.
В статье дается определение ученического самоуправления. Подробно рассматриваются цели: содействие развитию ребенка, формирование детского коллектива как команды, формирование у учащихся готовности к ...
Модель ученического самоуправления в начальной школе
Ученическое самоуправление - это организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся. Основным структурным элементом самоуправления является класс. Истинное са...
Ученическое самоуправление в начальной школе.
Действует система чередования поручений, чтобы каждый ученик попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности. Смена поручений с обязательным подведением итогов коллекти...
Организация ученического самоуправления в начальной школе как средство реализации ФГОС
Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает ...