Организация ученического самоуправления в начальной школе как средство реализации ФГОС
консультация (4 класс) на тему
Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.
Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что невозможно без создания ученического самоуправления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация ученического самоуправления в начальной школе как средство реализации ФГОС
Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает самопознание, самоопределение, саморегуляцию, самореализацию.
Одним из требований ФГОС является создание и развитие школьного ученического коллектива, что невозможно без создания ученического самоуправления.
Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Самоуправление может быть только там, где есть общественная жизнь: клубная и кружковая деятельность, коллективные творческие дела, участие всех (обучающихся, педагогов, родителей) в событиях школьной жизни.
Важнейшим условием формирования классного коллектива выступает организация совместной деятельности учащихся. Развитие классного коллектива происходит в три этапа (педагогическая идея А.С. Макаренко).
Этапы развития коллектива
I Этап:
Организационную функцию классный руководитель берет на себя:
- предъявляет требования,
- задает правила и нормы взаимоотношений,
- призывает к интересу детей в совместной деятельности.
II Этап:
Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.
Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки, распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.
III Этап:
Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.
С развитием коллектива совершенствуется самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом для классного руководителя трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников, и с отсутствием опыта у родителей по взаимодействию со школой.
Всякий раз, начиная работу по организации самоуправления в новом классе, продумываю ответы на вопросы:
-Какой вариант структуры самоуправления целесообразно избрать в данном классе?
-Как лучше распределить поручения в этом коллективе учащихся?
Предлагаю для ознакомления систему самоуправления в 4 классе.
Самоуправление в коллективе.
Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого, сам старался быть максимально самостоятельным, познавал самого себя, учился самоанализу и исследовательской работе.
Дети - это главные участники организации самоуправления класса. Они придумали название, эмблему, девиз; разрабатывали структуру управления, составляли программу (дела). У каждого ученика есть индивидуальное поручение, за которое он несёт ответственность. Итоги работы классного самоуправления отражаются на информационном стенде в классном кабинете.
Название самоуправления нашего класса - «Классный город «Дружные ребята»(можно называть и «класс»). Его целью является обучение творческой деятельности, развитие индивидуальных, познавательных способностей каждого ученика, помощь в самопознании, самоопределении, самореализации.
Особенности функционирования:
- Система самоуправления нашего класса – максимально открытая система.
- Дети, родители, классный руководитель – сотоварищи.
- Позиция классного руководителя: близкий друг, который всегда помогает и дает необходимые советы.
- Позиция ученика: свобода выбора самопознания, понимание других, умение общаться.
Самоуправление в классе осуществляется на основе коллективного планирования и распределения дел между творческими группами по следующим видам деятельности: учебно-познавательная, гражданско-патриотическая, культурно-массовая, трудовая и спортивно-оздоровительная.
Высшим органом самоуправления является общее собрание, на котором выбирается мэр классного города. Оно проводится не реже одного раза в два месяца.
- Информацию о классных событиях (3-5 мин.) Собрание класса включает в себя:
- Планирование деятельности (5-7 мин.), (работа в комиссиях 4-5 чел.)
- Обсуждение (5 мин.)
- Выбор ответственных (3-5 мин.)
- Распределение времени и места для подготовки (3-5 мин.)
- Рефлексия (3 мн.)
- Тренинг (3-5 мин.)
Структура итогового собрания:
1. Информация о событиях в «Классном городе «Дружные ребята».
2. Анализ деятельности.
Информация о наиболее интересном и важном.
3. Рефлексия
- Что понравилось, почему?
- Что не понравилось, почему?
- Что нам мешает и как это препятствие устранить?
4. Проекты работы
- Что? Где? С кем?
Класс делится на творческие группы (комиссии) на добровольных началах, учитывается вид деятельности группы.
Учебная комиссия.
Контролирует посещаемость, успеваемость; оказывает помощь учащимся в преодолении затруднений в учёбе, отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников. Помогает организовывать коллективные творческие дела познавательной направленности, проектную деятельность. Самостоятельное проведение конкурса чтецов, олимпиад. Оформляет «Сборник научных трудов класса», «Математический задачник». В День Самоуправления (День учителя) со старшеклассниками ведёт уроки.
Комиссия по организации досуга.
Организация, подготовка сценариев и проведение школьных праздников, конкурсов, викторин и других мероприятий. Формирование творческих групп для их проведения.
Краеведческая комиссия.
Формирование волонтёрских отрядов и проведение акций милосердия, помощь классному руководителю в организации поисковой работы, классного смотра домашних мини-музеев, проведение экскурсий по экспозиции «История школы», выездных экскурсий. Подготовка и проведение коллективных творческих дел военно-патриотической направленности, смотра строя и песни, празднования дня Победы. Поздравление с праздниками, оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим учителям школы, воинам – интернационалистам, землякам-героям труда. Выпуск коллективной компьютерной Wiki-газеты.
Комиссия по трудовым делам.
Проведение уборки и озеленения пришкольной территории. (Осуществление проекта «Забота»). Контроль санитарного состояния классной комнаты, дежурства в столовой. Организация дежурства по рекреации. Ведение экрана «Мы дежурим». Организация учащихся класса по плану работы класса и школы.
Комиссия по спорту.
Помощь в организации и проведении «Веселых перемен». Организация и проведение «Веселых стартов» и смотра строя и песни. Помощь в проведении коллективных творческих дел военно-патриотической направленности и «Малой зарницы». Подготовка сборных команд класса к участию в школьных, районных и городских соревнованиях. Проведение «Дней здоровья». Оформление стенда «Наши победы».
В каждой комиссии выбирается руководитель, он же и помощник мэра. Руководители творческих групп (комиссий) организовывают работу в группах, отчитываются о выполнении возложенных поручений, предоставляют материал для информационного стенда.
Высший исполнительный и координирующий орган ученического самоуправления - это Совет классного города. В Совет входят: мэр, помощники мэра, председатель родительского комитета, классный руководитель.
Совет классного города имеет следующие полномочия:
- руководит работой комиссий;
- принимает решение о формах участия ребят в мероприятиях;
- распределяет поручения по комиссиям;
- решает вопрос о порицании и поощрении отдельных учеников;
-рассматривает конфликтные ситуации;
-осуществляет контроль за выполнением учащимися классных заветов, заповедей и правил поведения учащихся.
- выполняет организаторскую, представительскую, информационно-пропагандистскую функции.
Все сведения о жизнедеятельности класса собраны в папке «Портфолио класса», и ещё каждый учащийся оформляет своё индивидуальное портфолио. В конце учебного года, при подведении итогов работы по развитию личности и классного самоуправления, проходит презентация индивидуальных портфолио учащихся.
Работая с коллективом, по этой системе, я ещё раз убедилась в том, что без самоуправления коллектива, невозможно подлинное развитие личности в нем.
Детей объединяют их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии. Ученическим отношениям необходимы три стороны, три силы, три полюса (дети, родители, учителя), которые образуют поле воспитания. Дети становятся более ответственными, организованными, самостоятельными, а детский коллектив-сплочённым и работоспособным.
Источники информации:
- Ведрова Е.В. Организация ученического самоуправления: Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2007. – 84с.
- Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления// Методист №4/2006г.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения»: Издательство «Просвещение, 2009г.
- Бочкарёв В.И. Опыт школьного самоуправления//народное образование.-2000г.№8,-с.99-102
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Направления внеурочной деятельности по ФГОС...
Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "
Проектная деятельность в начальной школе в настоящее время является актуальной. В работе с младшими школьниками я считаю её альтернативой игровой деятельности. Вместо усвоения ...
Мастер- класс по теме" Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС"
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
Использование информационно- коммуникационных технологий на уроке окружающего мира в начальной школе как средств реализации ФГОС
В работе используются современные методы и приемы педагогических технологий в использовании ИКТ на уроках окружающего мира....
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности в начальной школе как средство реализации ФГОС
В данном материале раскрывается актуальность разработки курса внеурочной деятельности на базе ритмической гимнастики и народно-подвижных игр....
Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников
В презентации раскрываются понятия: формирование умений учиться, формирование умений для исследовательской деятельности и для развития навыка исследовательского поведения в период с 1 по 4 классы....