Модель ученического самоуправления в начальной школе
статья на тему
Что такое самоуправление. Цели и задачи самоуправления. Организация самоуправления в начальной школе в форме работы групп с системой сменных поручений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_samoupravleniya.docx | 50.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,
Будь маленьким деревцем в долине.
Но только самым лучшим деревцем.
Будь кустиком, если не можешь быть деревом.
Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,
Если не можешь быть кустиком.
Если ты не можешь быть китом,
Будь самым красивым окунем в озере!
Если ты не можешь быть капитаном,
Кто-то должен быть и матросом.
Для всех найдётся работа на корабле жизни,
Только найди своё дело.
Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.
Дуглас Меллох
САМОУПРАВЛЕНИЕ в классном коллективе начальной школы - это действия детей, осуществляемые совместно с взрослыми членами классного общества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
ЦЕЛИ САМОУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Содействие личностному росту ребенка.
- Организация эффективного функционирования классного коллектива.
- Формирование у учащихся готовности и способности выполнять систему социальных ролей человека.
ЗАДАЧИ ПЕДАГОГА:
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к членам коллектива и на этой основе укреплять сферу дружеских интересов.
- Учить каждого выполнять поручения коллектива через осуществление самоучета, самоконтроля по отношению к окружающим; признавать самоценность человека.
- Расширять социальные связи и, используя их, обеспечивать каждому ребенку освоение социального мира, формировать у учащихся умения преобразовывать его, строить свой собственный социальный мир.
- Направить самоуправление на формирование у воспитанников индивидуального стиля жизни.
- Формировать у учащихся потребность и желание реализации пяти «само»: самоорганизации, самодеятельности, самоуправления, самовоспитания и самообучения.
ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП САМОУПРАВЛЕНИЯ – предметность деятельности: только деятельность рождает самоуправление, а не наоборот! Такой деятельностью могут быть:
- выполнение какого-то ответственного задания, порученного классу;
- проведение одного или нескольких дел, организаторами которых выступают объединенные общим интересом одноклассники;
- разработка и осуществление совместными усилиями учащихся социально значимого проекта.
МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ:
- метод авансированного доверия,
- метод ответственного поручительства,
- метод личного примера,
- метод убеждения,
- метод общественного мнения,
- метод поощрения, игры, соревнования, традиции,
- метод «педагогической инструментовки конкретного дела» - вооружение ученического актива технологий подготовки и проведения конкретного дела.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА МОДЕЛИ:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-Ф3;
- Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года;
- Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012 – 2017 г.;
- Стратегия государственной молодежной политики в РФ (утверждена Правительством РФ от 18.12.2006 г.);
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Правительством РФ 03.04.2012);
- Приоритеты развития ученического самоуправления в ОУ России на 2013 – 2015 гг.;
- Решение коллегии Министерства образования и науки Челябинской области №4/1 от 27.09.2009 г. «О деятельности детских и молодежных общественных объединений, функционирующих на базе ОУ»;
- Устав образовательного учреждения.
- Внутренние локальные акты.
ПАСПОРТ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Разделы | Краткое содержание |
Разработчик модели | Классный руководитель МОУ «Каслинская СОШ №27» Екимова Наталья Валерьевна |
Цели и задачи модели | Цель модели: создание условий для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, через организацию самоуправления в классе Задачи:
|
Основные индикативные показатели модели самоуправления | 1. Количество детей-участников олимпиад, соревнований и конкурсов. 2. Уровень воспитанности учащихся. 3. Степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью. 4. Уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. 5. Творческая активность учащихся (результаты участия в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях). |
Сроки реализации | Сроки реализации модели: 2010 – 2014 гг. |
Вид органа самоуправления | Система сменных поручений |
Основные направления работы классного самоуправления |
|
Основные исполнители модели | Совет класса, ученический коллектив, родители, классный руководитель |
Ожидаемые конечные результаты модели и показатели социально-экономической эффективности | В результате реализации модели ученического самоуправления в классном коллективе будут созданы условия для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, приобретения практико-ориентированных навыков, что позволит обеспечить в ближайшей перспективе: - динамику личностного роста школьника; - повышение уровня воспитанности школьников; - создание условий для социальной ориентации и адаптации школьников; - формирование качеств ученика, умеющего сотрудничать в команде, принимать решения и нести за них ответственность, эмоционально устойчивого, позиционированного на достижение успеха, психологически готового к восприятию результата. в дальнейшей перспективе: - формирование активной гражданской позиции. |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Вся учебно-воспитательная направленность образовательного процесса в классном коллективе (с 1-го по 4-ый класс) основана на деятельности малых групп-городов (по 6 – 8 человек).
Принципы деятельности групп-городов:
- добровольность;
- демократизм;
- гуманизм;
- социальная направленность;
- творчество;
- разновариативность;
- самостоятельность личности.
Для организации жизнедеятельности групп выбираются командиры-мэры. Они меняются по решению группы и согласованности с учителем в течение месяца или четверти. Таким образом, мэром группы может побывать каждый ученик. Состав группы изменяется 2 – 3 раза в год для обеспечения множественных контактов между школьниками.
Группы формируется по желанию учащихся, а классный руководитель при этом старается направлять деятельность учащихся, руководствуясь определенными правилами: объединять детей с разными характерами, владеющими различными умениями и навыками; не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни могут конфликтовать (психологическая несовместимость).
Каждая группа выполняет определенные обязанности, где каждый ребенок имеет возможность выполнять разные роли по различным направлениям:
Министерство здравоохранения и спорта
- Организуют посещение ребят, которые находятся на лечении в больнице или дома;
- Готовят сообщения во время эпидемий болезней;
- Следят за внешним видом учащихся;
- Личным примером пропагандируют здоровый образ жизни;
- Проводят зарядку, физкультурные паузы;
- Организуют подвижные перемены;
- Проводят спортивные мероприятия в классе.
Министерство информации, культуры и досуга
- Подготовка информации из жизни класса для разработки сценариев, конкурсов;
- Ведение «Летописи класса»;
- Выпуск газет из жизни класса;
- Организация и проведение еженедельных информационных минут;
- Знакомство одноклассников с интересными книгами;
- Организация сюрпризных моментов (поздравления с днём рождения, с праздником);
- Организация досуга на переменах;
- Разработка всех мероприятий класса;
- Подбор материала для сценариев;
- Ведут концерты и праздники;
- Изучают афиши, заботятся о билетах;
- Анализируют рейтинг внеклассных мероприятий и участие в них ребят класса.
Министерство образования
- Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;
- Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
Министерство законности и порядка
- Помощь в учебной работе отстающим одноклассникам;
- Помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
Система самоуправления в классном коллективе
Обязанности меняются 1 раз в месяц или четверть на итоговом классном часе, где обсуждается:
- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, взаимооценка);
- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;
- реализация поставленных целей и задач совместной деятельности группы;
- постановка целей и задач на новый период и планирование работы, направленной на их достижение.
За свою работу города получают «жетоны успеха» по своему направлению. В конце года подводятся итоги: кто лучший (какой город) по каждому направлению и награждение.
Все группы образуют единый коллектив:
Наш класс: РАДУГА
Девиз: «Мы как радуги цвета
Неразлучны никогда.
Вместе играем, вместе растем,
Вместе с удачей по жизни идем!»
Наши правила: Помогать друг другу – нормально.
Много знать – престижно.
Вести здоровый образ жизни – полезно.
Учиться в неуютной обстановке – нельзя.
Жить без творчества – скучно.
Песня класса: «Песенка о дружбе»
О жизни нашего коллектива можно узнать из «Летописи класса» или классного уголка. Он не только яркое пятно в кабинете, привлекающее внимание, как самих ребят, так и гостей, самое главное – он работает. В нем постоянно происходят изменения.
Организовывая групповое взаимодействие учащихся на уроках и во внеурочное время, учитель подбирает задания различающиеся формой организации труда и сложностью проблемных ситуаций.
При организации работы малых групп я использую технологии организации коллективного взаимодействия школьников:
Технология КТД /И.П.Иванов/
В работе с младшими школьниками самой распространенной формой являются детские массовые праздники, они расширяют возможности самореализации школьника. Праздники давно перестали быть только развлечением. Детский праздник – это зрелищная эмоциональная игра с познавательным содержанием. Воспитательная роль состоит в мудрости: «Развлекая, поучай».
Например, при проведении КТД «Праздник Осени» организуется выставка поделок детей из природного материала, включаются выступления детей на сцене, что является ярким эмоциональным зрелищем, а цели и задачи ставятся познавательные, значимые для развития детей:
- Систематизация знаний детей о делах, связанных с приходом осени;
- Повторить правила поведения в лесу, ПДД;
- Воспитание бережного отношения к природе;
- Развитие творческих способностей, умения работать в группе;
- Воспитание культуры поведения на сцене и в зрительном зале.
- Способствовать привлечению родителей к сотрудничеству со школой.
Хотя рамки общешкольного коллективного творческого дела достаточно свободны, тем не менее, существует определенная технология их проведения. Я много лет пользуюсь моделью КТД по Иванову.
Алгоритм КТД:
- Идея (цель);
- Работа творческой группы;
- Определение содержания и объема дела;
- Формирование микро коллективов (групп);
- Выбор лидеров – Совета Дела;
- Разъяснение задач в группе;
- Распределение поручений в группе (по желанию и целесообразности);
- Выполнение индивидуальных (парных) поручений;
- Проверка готовности;
- Проведение дела;
- Подготовка коллективного анализа;
- Сбор-«Огонек» (анализ, рефлексия);
- Реализация решений;
- Новые идеи, цели.
Как на практике реализуется методика КТД?
В начале года классные руководители получают перечень ключевых общешкольных дел в каждом тематическом периоде. Эти КТД включаются в план воспитательной работы. Отталкиваясь от своей темы класса, классный руководитель продумывает, как построить воспитательную работу в классе, чтобы закончить ее этим ключевым делом.
Обязательным является сообщение результатов и анализ дела. Чаще подведение итогов общешкольного КТД проводится сразу после мероприятия, иногда – на линейках (чаще это индивидуальные заслуги). Обязательно обсуждение в классе результатов любого КТД, даже похода в кино или на выставку.
Если мероприятие проводится в соответствии с технологией (а не мероприятие ради мероприятия), тогда мы можем рассчитывать на положительные результаты своих воспитательных задач, так как методика КТД дает возможность ребенку принять участие в разработке, проведении, анализе одного или нескольких интересующих его дел, а, значит, реализует его потребность в самоутверждении, самовыражении, общении
Технология организованного общения /В.Голованова/
Учебный класс в составе 25 – 30 человек не позволяет организовать полноценное общение младших школьников. Они просто не способны поддерживать контакт с таким количеством одноклассников.
Внеклассная работа позволяет поставить в центр внимания не класс как учебную единицу, а структурные группы меньшего размера (в научной литературе их именуют кооперативными или динамическими). Они включают в свой состав 7 – 8 человек.
Одним из важных технологических вопросов является определение состава малых групп. Прежде чем распределить детей в группы, учителю следует решить, какими будут эти группы: отдельно группы из девочек и отдельно из мальчиков или смешанные. На уровне приятельских отношений девочки, конечно, общаются с девочками, а мальчики - с мальчиками. Но внеклассная работа для того и организуется, чтобы обогатить и расширить социальные отношения детей. Поэтому преимущество смешанных групп несомненно, но начинать можно и с однородных групп.
Существуют различные способы организации детей в группы.
«Фонарик»: классный руководитель называет имена «звездочек» - самых популярных детей в классе (по результатам социометрии) и просит детей объединиться вокруг них в группы. «Пренебрегаемые» и «отвергаемые» дети из опасения быть не принятыми в группы, вероятнее всего, на такой «фонарик» не отреагируют. Классному руководителю следует (опять-таки опираясь на данные диагностики межличностных отношений детей в классе) определить, кому из таких детей в какой группе будет комфортнее, и убедить уже объединившихся школьников, что именно с ними этим незадачливым одноклассникам будет хорошо.
«Магнит»: классный руководитель называет имена самых популярных детей и просит их самих составить из одноклассников группы. В такой ситуации каждый должен иметь шанс почувствовать себя нужным.
«Предпочтение»: младшим школьникам предлагается написать на листке бумаги свое любимое занятие в свободное время (варианты: свой любимый праздник, свою любимую игру и т.д.), а затем найти товарищей по группе, у которых написано то же самое.
Необходимо обратить внимание на предупреждение известных специалистов по технологии воспитания: «Чтобы групповая деятельность приняла характер воспитывающей, т.е. вовлекала бы детей в социально ценностные отношения, надо уметь различать предметный и воспитательный результаты, сохраняя приоритет второго и не гоняясь за максимальной качественностью первого. Предметный результат – это непосредственный продукт действия группы (например, спетая песня, посаженное дерево, поставленный спектакль), воспитательный – то отношение, которое формируется в ходе получения предметного результата».
Технология коллективного взаимодействия
Исключительно важно уже на начальной ступени обучения сформировать учебное сообщество – группу детей и взрослых, объединенных для совместного выполнения какого-либо задания. Такое сообщество способно решить следующие задачи:
- Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку, которая необходима, чтобы взяться за рискованное дело, попробовать что-то новое, высказать мысли о чем-то неизвестном;
- Сотрудничество со сверстниками является дополнительным источником мотивации для того, чтобы включиться в учебно-воспитательный процесс и не «выпадать» из него;
- Учебное сообщество является мощным ресурсом обучения: доказано, что именно общение и сотрудничество со сверстниками (а не действия под руководством взрослого) – та область деятельности, где наиболее успешно осваиваются полузнакомые действия;
- Навыки общения и сотрудничества становятся таким же важным содержанием воспитания, как умения и навыки чтения, письма и счета;
- Сотрудничество в группе равных помогает каждому ребенку посмотреть на себя со стороны, соотнести свои мнение и действия с действиями других и общим результатом.
Классный руководитель, организовав групповое взаимодействие детей, сам включается в деятельность только в том случае, если ученики его вовлекают.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
- Создание системы воспитания и обучения в классе на основе реализации классного самоуправления.
- Создание условий, способствующих сплоченности классного коллектива.
- Развитие сотрудничества детей и взрослых в решении социально-образовательных проблем.
- Личностный образовательный результат:
- повышение уровня мотивации учащихся к образовательной деятельности;
- умение применять полученные знания и навыки в решении личных, социальных и жизненно важных;
- осознание себя как патриота, гражданина;
- умение взаимодействовать с людьми, толерантность;
- положительное отношение к здоровью, здоровому образу жизни.
Наши важные проекты:
- Участие в школьной ярмарке «Школьный переполох»
- Участие в городском конкурсе «ДК им.Захарова глазами детей»
- Участие в городском конкурсе «Нешуточные олимпийские игры»
- Участие в районном смотре-конкурсе «Класс года – 2013»
- Участие в школьной «Акции памяти»
- Проведение праздников для воспитанников «Группы кратковременного пребывания»
- КТД «Колядки»
- Участие в городском спортивном празднике «В десяточку»
Наши результаты:
I место в городском конкурсе «ДК им.Захарова глазами детей»
II место в городском конкурсе «Нешуточные олимпийские игры»
Диплом победителя районного смотра-конкурса «Класс года – 2013»
I место в городском спортивном празднике «В десяточку»
Екимова Н.В. – победитель муниципального конкурса «Педагог года 2014» в номинации «Воспитать человека»
Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Что мы стараемся реализовать в нашей модели ученического самоуправления.
Екимова Наталья Валерьевна
МОУ «Каслинская СОШ №27»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель ученического самоуправления в начальной школе.
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные спо...
Модель ученического самоуправления в начальной школе
О важности организации школьного самоуправления было много сказано. Ученическое самоуправление открывает для миллионов школьников возможности проявить свои личностные способности, н...
Ученическое самоуправление в начальной школе.
В статье дается определение ученического самоуправления. Подробно рассматриваются цели: содействие развитию ребенка, формирование детского коллектива как команды, формирование у учащихся готовности к ...
Модель ученического самоуправления в начальной школе
Ученическое самоуправление - это организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся. Основным структурным элементом самоуправления является класс. Истинное са...
Ученическое самоуправление в начальной школе.
Действует система чередования поручений, чтобы каждый ученик попробовал себя, свои силы и возможности в различных ролях и видах деятельности. Смена поручений с обязательным подведением итогов коллекти...
Организация ученического самоуправления в начальной школе как средство реализации ФГОС
Сегодня, учитывая требования ФГОС, основой воспитательной системы является личностно-ориентированный подход. Каждый ребёнок, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу, которая включает ...
Модель ученического самоуправления в начальной школе.
По мере развития демократических процессов в школе появляется необходимость в органах самоуправления, которые руководят отдельными сферами жизни коллектива. Они могут быть самыми различными как по ном...