Урок (занятие). Вечные вопросы и Ф.М. Достоевский (великие личности России и Петербурга).
план-конспект урока (4 класс) на тему
Урок можно использовать как воспитательную работу в разных направлениях, в т.ч. воспитательную работу классного руководителя, вид по внеурочной деятельности на ГПД 4-6 класса, на уроках обществознания, литературы и пр.
Урок расширит кругозор детей о традиционных ценностях России, о вере, смысле жизни, что так необходимо в начале жизни человека.
Вспомним цитату Ф.М. Достоевского – «Что может сделать луч света, с душой человека!» Вот этими лучами света и являются мысли, творчество и жизнь Достоевского, которые ставят на путь правды, любви, человечности, красоты и добра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_dostoevskiy.pptx | 511.19 КБ |
tehnologicheskaya_karta_dostoevskiy_1_na_pechat.docx | 27.87 КБ |
dostoevskiy_urok_1_razdatochnyy_material.docx | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждый выбирает и выписывает любые два предложения, выбирая начало фразы (этих предложений): было интересно… было трудно… я понял, что… я научился…
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
- Тема урока: Вечные вопросы и Ф.М. Достоевский (великие личности России и Петербурга)
- Тип урока: урок открытия нового знания
- Технологии урока: интерактивный метод обучения, элементы игровой технологии.
- Формы организации деятельности: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группе.
- Межпредметные связи: умение создавать устные и письменные высказывания; овладение умением использовать диалог-обмен мнениями.
Этапы проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Отвечают на вопросы, задумываются. | Организует диалог: знаете ли вы, что одна из задач урока - открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Задаёт вопросы 1, 2. Подводит итог: если даже для одного урока это важно, то насколько это важно для всей жизни. | Отвечают на вопросы: 1.А задумывались ли вы о истине, о поиске смысла жизни? 2. Важны ли эти вопросы и интересно ли вам узнать мнение великих умов на эти темы? | Коммуникативные: готовность к сотрудничеству. Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению. |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) | 1.Узнают Ф.М.Достоевского и его цитаты стараются определить тему урока. В классе возникает коллективно рожденное имя урока, уточняющее, раскрывающее, поднимающее до философского уровня. Смотрят слайды 3 и 4. | 1. Демонстрирует слайд №1. С портретом Ф.М. Достоевского и тремя его цитатами. Предлагает посмотреть слайд и попытаться назвать писателя и дать определение кому принадлежат цитаты, и о ком сегодня на уроке пойдёт речь. Тема в среднем: Вечные вопросы и Ф.М. Достоевский, узнаём, вспоминаем. 2. Поясняет: Мы поговорим о человеке, о известном писателе, философе и мудреце, который задумывался над этими вопросами , и может быть кому-то его мысли помогут ответить и себе на эти вопросы. В качестве домашнего задания, вам было предложено просмотреть в течении недели фильм о Достоевском «Неравнодушный разговор» с профессором Международной славянской академии Симаковым Николаем Кузьмичём.) Даёт инструкции, ставит цель просмотра видео: сейчас мы просмотрим видео «Неравнодушный разговор» (смотрим первые 10 минут), И будем собирать наши знания в снежный ком, у кого больше и лучше. Посмотрите на слайды – каким образом будем катать. После просмотра видео катаем центр кома (некоторым поставлю оценки за работу на уроке), потом после ознакомления с раздаточными материалами, продолжаем катать (на оценки). Распределяет по группам. | 1.Посмотрите на слайд и попытайтесь назвать писателя и дать определение кому принадлежат цитаты, и о теме урока. 2. Нам предстоит смотреть видео - первые 10 минут программы: «Неравнодушный разговор» 2. Зимнее соревнование в группах : Собираем наши знания в снежный ком, у кого больше и лучше? Посмотрите на слайды – каким образом будем катать. После просмотра видео катаем центр кома (некоторым поставлю оценки за работу на уроке), потом после ознакомления с раздаточными материалами, продолжаем катать (на оценки). Работать будете в группах: Первая парта поворачивается ко второй лицами и образует группу из 4 человек, 3 парта к 4 парте и т.д. Выбираете капитана команды. | Регулятивные: нацеленность на выполнение действий в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: готовность организовать совместную деятельность с учителем и сверстниками. Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию. |
III. Открытие нового знания (10 мин) | Смотрят видео «Неравнодушный разговор» первые 10 минут | Смотрим видео «Неравнодушный разговор» первые 10 минут. Учитель контролирует, просит перечислить возникающие затруднения , непонятные моменты. | Посмотрите видео «Неравнодушный разговор» первые 10 минут | Познавательные: уметь осмысленно слушать и смотреть и запоминать информацию. Регулятивные - Умение смотреть и слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию. |
IV. Закрепление нового (15 мин) | 1. Задают вопросы, перечисляют затруднения. Первая парта поворачивается ко второй лицами и образует группу из 4 человек, 3 парта к 4 парте и т.д. 2.Пишут мини сочинение после просмотра видео. 3.Закрепляют материал: читают Раздаточный материал, задают вопросы. | 1.Учитель просит задавать вопросы и непонятные моменты. 2.Поясняет: После просмотра видео катаем центр кома (некоторым поставлю оценки за работу на уроке) 3. Выдаёт Раздаточный материал (повторение материала и немного нового) 4.Учитель просит перечислить возникающие затруднения , непонятные моменты. | 1.Задавайте вопросы и перечислите непонятные моменты. 2.После просмотра видео катаете центр кома. 3 .Закрепляете и читаете Раздаточный материал. 4.Задавайте вопросы и перечислите непонятные моменты. | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять смысл прочитанного, выделять необходимую информацию осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлекать информацию, строить логические цепочки. Личностные: 1.Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; 2. Толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям. Коммуникативные: уметь: формулировать и аргументировать собственное мнение |
V. Контролирующее задание (12 мин) | 1 Пишут мини сочинение после ознакомления с раздаточным материалом. 2. Капитаны команд оценивают работу каждого в группе. | Поясняет: После ознакомления с раздаточными материалами, продолжаем катать ваши снежные комки (на оценки). Учитель просит:
Подводит итоги задания, контролирует, помогает. Ставит оценки за работу на уроке и дома (по возможности и выборочно). Сообщает, что результаты работы на уроке учеников оставшихся без оценки, озвучит на следующем уроке. | 1 После ознакомления с раздаточными материалами, продолжаем катать ваши снежные комки (на оценки). 2. Капитаны команд оценивают работу каждого в группе и обоснуйте поставленные оценки. | Познавательные: уметь объяснять смысл прочитанного, выделять необходимую информацию осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, извлекать информацию, строить логические цепочки. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результата деятельности, самодиагностика и самокоррекция. Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, формирование способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Каждый выбирает и выписывает любые два предложения, выбирая начало фразы (этих предложений) со слайда на доске. Составляют по два предложения, выбирая начало фразы: было интересно… было трудно… я понял, что… я научился… | Даёт задание: Каждый выбирает и выписывает любые два предложения, выбирая начало фразы (этих предложений) со слайда на доске. | Каждый выбирает и выписывает любые два предложения, выбирая начало фразы (этих предложений) со слайда на доске. | Коммуникативные: формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию Познавательные: формирование умения воспроизводить информацию, полученную на уроке. |
Предварительный просмотр:
Раздаточный материал:
Фёдор Миха́йлович Достое́вский (1821-1881г.г.) (родился 30 октября [11 ноября по новому стилю] 1821, Москва — умер 28 января [9 февраля по новому стилю] 1881, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель, мыслитель, философ, пророк.
Его книги читают во всём мире, по его произведениям ставят фильмы, постановки, творчество русского писателя оказало воздействие на мировую литературу, в частности, на творчество ряда лауреатов Нобелевской премии по литературе.
Достоевский для России, что Шекспир для Англии, Гете для Германии, как мерило и выражение главных вопросов и мыслей русского народа, тот луч света, который может преобразить душу человека, духовный вождь русского народа.
Достоевского интересовали вопросы: смысла жизни, личности человека, русская душа, вера.
К наиболее значительным произведениям писателя относятся романы «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы» и «Братья Карамазовы», «Дневник писателя».
Эти произведения написаны Достоевским после каторги за участие в политическом кружке Петрашевцев.
Его роман «Братья Карамазовы» пропитан вечными вопросами – о душе, личности и вере. Человека, как тайны и загадки. Русская душа и её поиск Бога.
Роман «Идиот» о положительно прекрасном человеке (мы поговорим позже, о понятии личности данного Достоевским).
Роман «Бесы» - пророческий роман, роман предупреждение, в котором он полностью предсказал будущее России (революцию и её страшные последствия), которые сбылись (есть документальный фильм Возвращение пророка, о Достоевском). Фраза из фильма: «Отвергнув Христа, люди хотят ввести справедливость, а кончат тем, что зальют мир кровью»...разрушат храмы…»
Он считал, что миссия России и национальная идея русского народа – православная вера, его книги для современной интеллигенции явились культурными проводниками к православной вере.
Достоевский в конце жизни был признан, царь Александр II, приглашал его как писателя, мудреца и воспитателя для царских сыновей. Отношение к царю, выражается его фразой – «Я, как и Пушкин – слуга царю».
Интересно, что сам писатель говорит о России, русском человеке и его предназначении (из Дневника писателя):
Достоевский выделяет и такое качество русского человека, как восприимчивость к культуре других народов, принятие и «извинение» иных идеалов, терпимость к чужим обычаям, нравам, вере. Веротерпимость как исконное качество русской нации выражено в самом духе русской государственности как многонациональной, вобравшей в себя различные религиозные конфессии. Но в то же время православие всегда выступало главной доминантой в сознании русского человека. На его основе формировались идеальные образы русского народа ……(святые и не только): «Судите наш народ не по тому, что он есть, а по тому, чем желал бы стать».
Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно, так, но Христа он знает и носит его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей…….Повторю: можно очень много знать бессознательно.
Достоевский говорит: «Может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах человечества и состоит лишь в том, чтобы сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время – явить этот образ миру, потерявшему пути свои», потому что только в Православии и истина и спасение русского народа, а в будущем и всего человечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – проект по литературному чтению для 4 класса, УМК «Школа России». Автор:Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт - Петербург
Урок - проект по литературному чтению для 4 класса, УМК "Школа России". Тема: "Том Сойер - положительный или отрицательный герой?". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ НШ - ДС №624, г. Санкт...
Занятие в группе ГПД для 1-х классов «Прогулка по Санкт – Петербургу»
1. Закрепить знание детей о нашем городе, его истории.2. Воспитывать любовь и уважение к родному городу....
Презентация к занятию в группе продлённого дня "Великие люди России"
Презентация к занятию в группе продлённого дня "Великие люди России"...
Урок (занятие) академик Д.С. Лихачёв (великие личности России и Петербурга)
Владимир Путин о Д.С.Лихачёве: Идеи этого величайшего мыслителя и гуманиста сейчас как никогда актуальны. И далее: В своих исследованиях академик Лихачев сформулировал саму миссию культуры, котор...
Конспект занятия по курсу Внеурочной деятельности "Мой Город" Тема: Торговля в Санкт-Петербурге. Гостинный двор
Консппект занятия по ВНД "Мой Город" для занятия с обучающимися 1 класса коррекционной школы для детей ФГОС НОО ОВЗ ЗПР...
Методическая разработка урока - занятия по теме "Санкт - Петербург - город дружбы!"
ДАННАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ ШИРОКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНА, КАК ОТДЕЛЬНЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ ГОРОДА, КАК ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ, КАК КЛАССНЫЙ ЧАС.....
Конспект урока по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс УМК "Школа России" Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков"
Тема: "М. Пришвин "Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана, вопросов, рисунков".Класс: 2, УМК «Школа России»Тип урока: открытие нового знанияФорма урока: т...