Недостатки характера у детей и подростков с ЗПР
методическая разработка (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Глуховская школа-интернат №2
Доклад по теме:
«Недостатки характера у детей и подростков с ЗПР»
Выступление на ШМО
учителей начальных классов
Воспитатель: Баруздина В.И.
Ногинск 2015г
1. Ребёнок: норма и патология
Между нормальным типом поведения, нормальным характером и патологическим характером, отмеченным явно болезненными чертами, такими как безволие, чрезмерная активность, чрезмерное увеличение аффектов, гнева и страха, резко выраженная внушаемость, навязчивые мысли и действия и т.п., существует неизмеримое количество переходных ступеней от здорового к больному характеру. Вследствие этого невозможно провести чёткую грань между нормальным и трудным характером, характером с ненормальными уклонами, дефектами – иначе говоря, между естественными проявлениями характера и патологическими его чертами.
На этом основании довольно трудно дать правильную оценку, например, припадкам гнева, которые относительно часто встречаются у детей. Подобные припадки нередко наблюдаются и у вполне нормальных детей, которые, будучи маленькими деспотами, понимают, что этим способом они могут заставить взрослых сделать то, чего они добиваются.
Гнев у психопатичных детей также проявляется в виде припадков, которые весьма трудно отличить от тех, что бывают у нормальных детей. Только опытному специалисту удаётся установить, что у детей нервных и психопатов вспышки гнева наступают неожиданно, без всякого видимого повода, как «молния на светлом небе»; ему нетрудно обнаружить, что мотивы подобных припадков у этих детей недостаточны, чтобы быть их основанием. Но все же резкую границу между нормальной вспышкой гнева и психопатологическим симптомом (признаком) провести нельзя.
Есть существенные различия между нормальными и ненормальными детьми. Оно состоит в том, что психические черты у нормального ребёнка являются случайным признаком, от которого он легко может отделаться, если захочет и сделает соответствующее усилие. Психопаты и нервные дети не могут этого сделать, так как не в состоянии проявить достаточное волевое усилие. Нормальные дети поддаются обычному воспитанию: они видят, как ведут себя взрослые или их сверстники; стремление достичь чего-либо приводит их как бы само собой к известному уровню социального приспособления. У детей исключительных в отношении характера большую роль играет не только слабая, заторможенная восприимчивость к воспитанию, но и многие другие факторы, лежащие внутри их самих, в силу чего огни не могут поступать иначе. Они странны. Они иные, чем другие дети, они невропаты или психопаты вследствие анормальности главным образом их активного усилия и чувств (эмоциональных реакций).
Не забывая о принципе целостности в понимании поведения ребёнка, можно расчленить недостатки характера на преимущественно эмоциональные и преимущественно активно-волевые.
2. Недостатки характера, преимущественно эмоционально обусловленные:
- неустойчивость, противоречивость;
- повышенная возбудимость аффектов;
- сильная острота симпатий и антипатий к людям;
- импульсивность поступков;
- исступленный гнев;
- пугливость и болезненные страхи (фобии);
- пессимизм и чрезмерная весёлость;
- равнодушие, безучастность;
- нечистоплотность; педантизм;
- страсть к чтению.
Остановимся на них подробнее.
1) Очень распространённым дефектом характера являются его порывистость, неровность, противоречивость. Избитая поговорка «От радости скачет, до смерти плачет» здесь очень подходит. Ребенку недостает уравновешенности, постоянства. Очень часто перемена настроения происходит без всякой видимой причины. Почти внезапно радость сменяется печалью, твёрдость – слабостью, суетливая деятельность – бездеятельностью, бодрость – скукой, оживление – усталостью и наоборот. Любовь переходит в ненависть, ненависть – в любовь. Обращают на себя внимание внезапность и резкость таких переходов. Однако не всегда такие скачки бывают мгновенными – иногда это происходит постепенно. За неделями радостного, доброго настроения следуют недели пассивности, грусти, депрессии.
2) Следующим недостатком является раздражительность, быстрая и лёгкая возбудимость аффектов. Все приятные и неприятные переживания, эмоциональные реакции проявляются необузданно и безудержно. Смех и плач также безудержны. Невропат и психопат смеются по ничтожнейшему поводу, как чему-то необычайно остроумному, и плачут из-за пустяков, как будто им причинена сильная боль. И плачут, и смеются они подолгу и никак не могут остановиться. Волевое усилие не ставит преград возбуждению, не контролирует его.
3) Сильная возбудимость аффектов, приятных и неприятных ощущений проявляется также в остроте симпатий и антипатий к людям и в их порой слишком явном выражении. Существуют психопатические дети, которых нельзя заставить подать руку взрослым или сверстникам, которые им не нравятся, антипатичны.
4) Другой стороной аффективной возбудимости является импульсивность поступков, побуждений у детей, исключительных по характеру. Эта импульсивность ставит воспитателя всегда перед новыми, поражающими его фактами. Все, что доставляет удовольствие, должно быть получено. Волевое усилие не только не останавливает простирающуюся руку, но даже не задерживает её.
5) В тяжёлых случаях анормальности характера раздражительность при известных обстоятельствах ещё более усиливается и переходит в так называемое гневное бешенство, то есть в припадки исступлённого гнева, яростного разрушения, и человек набрасывается с ножом даже на близких, любимых людей.
Раздражительность и припадки гневного состояния особенно сильно проявляются в период полового созревания. Многие сопутствующие обстоятельства благоприятствуют этому: болезнь или смерть отца, разрушение семьи, заброшенность и т.п. Аффект гнева, бурно проявляющийся у таких детей, ведёт прежде всего к тяжёлым семейным конфликтам. В таких случаях легко открывается путь к преступности, к агрессивным выходкам, не щадящим ни здоровья, ни жизни окружающих, подчас очень любимых и уважаемых ребёнком. Такая раздражительность часто сменяется раскаянием в совершённых поступках, известным пониманием болезненности этих явлений; подростки страшатся самих себя и усиления своей антисоциальности. Однако удержаться, употребить волевое усилие, чтобы не поддаться раздражению, они не могут и нередко сами ищут помощи и перевоспитания (коррекции) в специальных учреждениях.
6) Пугливость, боязливость и страхи (фобии) у исключительных по характеру детей и подростков выражены в разной степени и в разнообразных формах. Встречаются дети, которые сильно вздрагивают, вскрикивают, меняются в лице и вообще пугаются при малейшем шуме, стуке. Некоторые из них боятся домашних безобидных животных, другие боятся ездить по железной дороге, проходить около текущей воды, трогать самые обыкновенные вещи. Своеобразная боязнь темноты выражается в том, что ребёнок при наступлении сумерек прячется или ни за что не хочет остаться один, хотя бы на некоторое время в темноте. Такие дети не переносят пребывания в тёмном или слабо освещённом месте. Бывает, что дети с трудным характером не решаются ночью позвать старших из-за страха собственного голоса. В некоторых случаях причина непосещения образовательного учреждения кроется именно в боязливости. Заставить таких детей посещать школу весьма нелегко.
Страх пространства – ещё одна часто встречающаяся у психопатов форма. Такой ребёнок физически может без затруднений пройти весь путь от дома до школы, однако один он этого сделать не в состоянии. Болезнь пространства может быть на столько сильной, что ребёнок не может свернуть с дороги при виде надвигающегося трамвая.
Болезненные страхи у детей по степени своих проявлений бывают лёгкими и тяжёлыми. К последним можно отнести и страх еды, часто связанный с определённым расстройством пищеварения или же коренящийся в необходимости есть неприятную для ребёнка пищу. В таких случаях дети избегают приёмов пищи и сильно слабеют от недоедания.
Припадки гнева и вспышки страха выделены в отдельные дефекты характера. Но они отходят от одного ствола – аффективной возбудимости, но представляют два совершенно различных проявления одной первопричины; они выходят за пределы простой раздражимости.
7) Можно сказать, что ребёнок, не умеющий смеяться, радостно и громко шалить, у которого усталое безразличие и ворчливая раздражительность составляют основной фон жизни, не есть нормальный ребёнок. Пессимизм, особенно присущий юношескому возрасту, - аномальное свойство характера, также, как и его противоположность – постоянная чрезмерная весёлость.
8) Раздражительности и импульсивности противопоставляются безучастие и равнодушие, причём иногда они сочетаются с раздражительностью в одном и том же психопате. В повседневной жизни про таких людей говорят, что они апатичны, пассивны, с замедленными умственными и общепсихическими процессами, с недостатком энергии, инициативы и, конечно, со школьной неуспеваемостью.
9) У многих детей с трудным характером встречается нечистоплотность, иногда резко выраженная. Они пачкают своё тело грязью, копаются в грязи, поедают всевозможные отвратительные отбросы. Следует упомянуть также привычку обгрызать ногти. В противоположность этому мы встречаем иногда необыкновенную чистоплотность, проявляющуюся большей частью в преувеличенно частом мытье рук и поразительной боязни прикоснуться к предмету.
3. Недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами:
- болезненно выраженная активность;
- интенсивная болтливость;
- постоянная жажда наслаждений;
- отсутствие определённой цели;
- безудержность;
- рассеянность;
- бесцельная ложь;
- бессмысленное воровство;
- мучительство животных;
- злорадство и издевательство над окружающими людьми;
- негативизм;
- деспотизм;
- чрезмерная нерадивость;
- замкнутость;
- бродяжничество.
1) Каждому ребёнку присуща подвижность, это нормально. Но страшное впечатление производит ребёнок вялый, малоподвижный, апатичный. С другой стороны, чрезмерная жажда движений и деятельности (болезненно выраженная активность), доведённая до неестественных пределов также привлекает внимание. Мы отмечаем, что ребёнок постоянно находится в движении, не может сидеть спокойно ни минуты, постоянно ёрзая на месте, болтает руками и ногами, смотрит по сторонам, смеётся, забавляется постоянно, о чёт-то болтает, на замечания не обращает внимания. Самое мимолётное явление не ускользает от его уха и глаза: он всё слышит, всё видит, но весьма поверхностно. Ни одна игра не может его привлечь, ни одну басню, ни один рассказ он не дослушивает до конца, ему необходимы разнообразия и новые раздражители и, чем больше шума, тем лучше. В образовательном учреждении такая болезненная подвижность создаёт большие затруднения: ребёнок невнимателен, много шалит, много болтает, много кричит, дразнит товарищей, без конца смеётся над каждым пустяком. Это психомоторная повышенная активность находит затем своё крайнее выражение в психической болезни, называемой маниакально-депрессивным психозом.
2) Одним из проявлений патологической слабости воли является сильная жажда наслаждений, примерами чего могут служить страсть к азартной игре. Это болезненное социально психопатическое свойство наблюдается главным образом у мужчин. Физиологически – это источник сильного возбуждения нервной системы, которое встречается у людей со слабой силой волей.
3) Особый цикл дефектов характера является рассеянность (невнимательность, неспособность сосредоточиться, углубиться, неумение вслушиваться, всматриваться). Пустой, ничего не выражающий взгляд их устремляется вдаль, мимо людей и предметов.
4) Распространённым недостатком характера является бесцельная ложь. Хотя многие дети и взрослые лгут, у невропсихопатов мы имеем дело с редким постоянством бесцельной лжи.
5) Одним из антисоциальных дефектов паталогического является бесцельное воровство, зачаточная форма того дефекта, который известен под именем клептомании. Поражает бесцельность поступков.
6) Очень знаменательным дефектом паталогического характера является мучительство животных. Если, не смотря на все увещевания и запрещения маленький ребёнок упорно продолжает с явным удовольствием прокалывать иголкой мух, а большой – мучить птиц, кошек, собак, это служит явным доказательством ненормальности тих эмоций.
7) Болезненное стремление к мучительству затем распространяется на окружающих лиц: сначала на сверстников, затем на бабушку, как более беззащитную, потом на мать, на отца и, наконец, на посторонних взрослых (злорадство и издевательство над окружающими людьми). Эти злонравные дети имеют обыкновение изводить словами или действиями, причём проделывают это они очень длительно, систематически и весьма виртуозно и потому очень чувствительно для окружающих.
8) К патологическим дефектам характера относятся: упрямство, чрезмерная нерадивость, замкнутость. Но одним из наиболее серьёзных по своим последствиям признаков исключительности характера является страсть к бродяжничеству. Тут мы встречаемся с болезненно повышенным инстинктом, который некогда был важен и полезен для человечества. Стремление к перемене места свойственно природе человека и принадлежит к числу инстинктов, содействовавших его самосохранению. Благодаря изменившимся условиям цивилизованной жизни он стал ненужным, но проявляется иногда даже у нормального человека и представляет обычный симптом психической конституции. С полным основанием рассматриваем страсть к кочевничеству как атавизм; субъекты, проявляющие атавистические наклонности и возвращающиеся к жизни предков, которая потеряла теперь свой смысл, не могут считаться полноценными людьми. Страсть к бродяжничеству в её современной форме не может способствовать улучшению жизни человечества и лишь приносит вред субъекту, страдающему ею.
Страсть к бродяжничеству опасна, потому что не позволяет невропсихопату нигде задерживаться: ни на службе, ни в семье. Он «кочует» с места на место. Он идет часто сам не знает куда. Он должен бродяжничать, так как не может иначе. Нет места на земле, которое могло бы его удержать; нет той любви, которая могла бы его привязать; никакое наказание не помешает прорваться его страсти. Эта страсть неизбежно приводит к переходу с места на место, к уличному бродяжничеству со всеми сопутствующими ему явлениями – нищенством, кражами, ночлегом на улице.
Часто, чтобы распознать психопатические наклонности и заболевания необходимо применять различные диагностические методики, и только в медицинском учреждении окончательно могут поставить диагноз.
Использована литература:
1. Методическая библиотека. Пособие для воспитателей и учителей.
Авторы: Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю. Селиванова, В.В. Титова.
Издательство «АРКТИ» Москва.
2. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Остров дружбы» - программа формирования толерантного сознания у детей и подростков в условиях лагеря с дневным пребыванием детей в период школьных каникул.
Программа организации оздоровительного отдыха детей в лагере с дневным пребыванием детей в период школьных каникул на базе общеобразовательной школы...
Кукольный театр как средство коррекции недостатков психического развития детей с нарушением интеллекта.
Все новое - это хорошо забытое старое. Арттерапия, игротерапия все чаще применяется в учебно-воспитательном процессе. Сказки несут в себе обучающую информацию и ценное ненавязчивое ...
Методы диагностики недостатков личностного развития детей.
Данный документ содержит материал из опыта работы учителя начальных классов по профилактике, диагностике и коррекции недостатков личностного развития детей....
ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ И КАЖДОГО ИЗ НАС, КТО: СЧИТАЕТ своим важнейшим гражданским долгом предотвращение преступлений различного рода маньяков и извращенцев против детей и подростков
ЭТА ПАМЯТКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ И КАЖДОГО ИЗ НАС, КТО:СЧИТАЕТ своим важнейшим гражданским долгом предотвращение преступлений различного рода маньяков и извращенцев против детей и подрос...
Лекторий для родителей и детей «Недостатки воли у детей».
Что такое воля? «Хочу», «хочется»? Можно сказать, волевой человек поступает так, как хочет, а слабовольный – так, как хочется....
Как бороться с недостатками характера.
Как бороться с недостатками характера...
Программа организации отдыха детей и подростков осеннего лагеря с дневным пребыванием детей «Дети Югры»
Каникулы - это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья...