Сисиема работы по здоровьесбережению
статья на тему
Система работы включает все факторы здоровья: психическое(здоровье разума), психологическое(здоровье эмоций), духовное, социальное, интеллектуальное. В систему работы по здоровьесбережению входит работа по комплекту"Полезные привычки", проведение разнообразных упражнений, способствующих активному отдыху на уроке, включая физминутки, путешествие по городу Здоровейску, разговор о правильном питании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_zdorovesberezheniyu_v_nachalnoy_shkole.docx | 28.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
учителя начальных классов
Стениной Валентины Васильевны
МОУ « Вилегодская средняя
общеобразовательная школа»
Система работы по здоровьесбережению в начальной школе
21 век требует не только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личностей. ФГОС НОО ориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:
любящий свой народ, свой край, свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Образовательная программа ФГОС НОО включает в себя программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, реализация которой в первую очередь ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.
Высоко оценивая роль учителя в процессе формирования культуры здоровья, известный профессор С.М. Громбах отмечал: «Учитель многое может и, если всё, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми».
Диагностика состояния здоровья детей, поступивших в мой первый класс в 2016 году, показала, что в моём классе здоровые дети. Но 7 человек из 17 имеют незначительные отклонения.
№ | Здоровы | Нарушения зрения | Кариес | Нарушения осанки | ВСД | Хронические заболевания | Группы здоровья | Физкультурные группы | ||
I | II | Основная | Подготовительная | |||||||
10 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 15 | 17 | 0 |
Значит перед собой я поставила задачу: сохранение здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни.
Существует ряд определений здоровья. Общепринятое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Физическое здоровье - это здоровье нашего тела, отсутствие физических недостатков. В век компьютеризации снижена двигательная активность детей, дети ведут сидячий образ жизни, это негативно влияет на их физическое развитие. Поэтому стараюсь повышать двигательную активность детей:
- Четвёртый год занимаюсь с детьми корригирующей гимнастикой по сегментарно-дуговому методу Норбекова-Фотиной. Этот комплекс позволяет формировать правильную осанку, способствует укреплению позвоночника, развивает гибкость.
- Перед занятиями внеурочной деятельностью дети обедают и гуляют на свежем воздухе.
- На переменах обязательно организую подвижные игры: есть даже любимая игра – перестрелка бумажным мячиком.
- Почти все ребята посещают спортивную секцию
- Каждый год мы активно участвуем в школьном дне здоровья, становимся победителями и призерами забегов здоровья.
Психическое здоровье – это здоровье разума. Позитивное отношение к жизни улучшает здоровье тела, негативное ведёт к болезням. Позитивное отношение к жизни успешно формируется у младших школьников программой превентивного обучения «Полезные привычки». В 2012 году в АО ИППК РО я прошла курсы по теме «Школьные профилактические программы « Полезные привычки-навыки-выбор». «Полезная практика» и теперь веду курс «Полезные привычки» в 1-4 классах.
Цель программы «Полезные привычки»: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
- Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Работа по комплекту программы «Полезные привычки» даёт следующие результаты:
- Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
- Дети могут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.
- Дети учатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
- Дети получают знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.
Психологическое здоровье – это здоровье эмоций. Стрессы и перенапряжение приводят к различным болезням. Социальное здоровье - здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Эти компоненты здоровья я активно формирую на уроках.
Зная, что детям на уроке скучно слушать одного учителя, включаю их в поисковую, исследовательскую деятельность, сотрудничество с учителем и друг с другом. Понимаю, что страх и повышенная тревожность вызывают скованность, неуверенность в себе, приводят к отрицательным эмоциям. Тщательно продумываю задания разной степени сложности. Детям с высокой степенью обучаемости даю задания на выбор, а слабоуспевающим даю разного рода подсказки: опоры, рисунки, схемы, помощь консультантов. Робких учеников вызываю к доске при условии, что они хорошо усвоили материал и могут его рассказать.
Включаю в урок всё, что привлекает детей: яркие наглядные пособия, ИКТ, детские самоделки, опыты, необычные факты, задачи-ловушки. Во время групповой работы детям нравится быть в роли учителя. Провожу разные виды уроков: урок-конкурс, урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие. Использование игровых форм урока приводит к тому, что на фоне положительных эмоций и радости движения легче запоминают пройденный материал.
В целях предупреждения утомления, повышения работоспособности и эмоционального настроя на уроках провожу разнообразные по содержанию упражнения, способствующие активному отдыху. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о важности физкультминутки для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». Поэтому обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально – ритмических, физкультурно – спортивных, двигательно- речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.
Интеллектуальное здоровье – это умение ребёнка получать и обрабатывать информацию.
Интеллектуальное здоровье я формирую как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Во 2 классе провели путешествие по г. Здоровейску с остановками на станциях «Мойдодыр», «Спортивная», «Витаминки», «Закаляйкино» Названия станций говорят сами за себя. Получали новые знания, приобретали практические умения. В 3-4 классах начали готовить проекты и вести исследовательскую работу. Внутри класса выступили с проектами «О пользе овощей и фруктов», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». В данный момент работаем над проектами «Жевательная резинка: за и против», «Паренка». На уроках окружающего мира провели исследовательскую работу по теме В курсе «Морянка» в каждом классе есть уроки, посвящённые родному краю. Например, во 2 классе выполняли задание «Собери лесную аптечку». Заинтересовались темой. Стали собирать дополнительный материал и ученица нашего класса Шевелёва Ирина выступила на школьной конференции в МОУ «Ильинская СОШ» с темой «Лекарственные растения Вилегодского района». На занятии «Если хочешь быть здоров» познакомились с подвижными играми Севера.
Особое внимание уделяю правильному питанию, разговариваю о питании детей с родителями на родительских собраниях, при этом использую программу «Разговор о правильном питании». Эта программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Основная задача педагога – сделать родителей своими союзниками. Анкетирование, проведённое в классе среди родителей показало, что только половина родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания своих детей. (нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы). На этих занятиях дети знакомятся с полезными продуктами, учатся правильно есть, узнают из чего варят кашу и как сделать её вкусной, что такое полдник, ужин и т.д. У детей формируется представление о необходимости заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания. Они понимают, что правильное питание является составной частью сохранения и укрепления здоровья. Учатся составлять меню, украшать блюда, пробуют сделать кашу вкусной. Такие занятия очень нравятся детям. Они с удовольствием читают, играют, рисуют. Родители отмечают, что такие уроки способствуют воспитанию у детей правильного отношения к питанию.
Духовное здоровье – это система ценностей и убеждений, нравственных принципов и правил, понимание и переживание смысла жизни, освоение личностью духовной культуры родного края и страны. Эту составляющую здоровья я формирую через блок «Я – гражданин России» программы воспитания класса «По тропам здоровья»: провожу классные часы по нравственности, изучаем государственные символы России, читаем и обсуждаем рассказы о Великой Отечественной войне, проводим встречи с участниками оборонных работ и тружениками тыла, участвуем в акциях «Подарок ветерану», «Ветеран живет рядом», «Чистый обелиск»
Обязательно соблюдаю санитарно-эпидемиологические требования к кабинету:
- температура воздуха 18° С - 21°С;
-проветриваем кабинет на больших переменах и при необходимости;
- рациональное освещение кабинета и классной доски;
- следим за состоянием мебели, столы и стулья регулируются в соответствии с ростом ребёнка.
- качество и эстетика наглядных пособий соответствуют требованиям Здоровьесберегающих технологий.
В этом году мои ребята уже в 4 классе. Посмотрим на таблицу результатов мед осмотров
№ | Здоровы | Нарушения зрения | Кариес | Нарушения осанки | ВСД | Хронические заболевания | Группы здоровья | Физкультурные группы | ||
I | II | Основная | Подготовительная | |||||||
1 класс | 10 | 1 | 3 | 1 | 1 | 1 | 2 | 15 | 17 | 0 |
2 класс | 12 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 14 | 14 | 1 |
3 класс | 12 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 5 | 11 | 15 | 0 |
Как видим, за эти три года показатели остались стабильными, а радует то, что 5 человек теперь имеют I группу здоровья (в 1 классе только 1 человек). Поэтому мне удаётся сохранять здоровье моих учеников. Из 15 учеников моего класса 9 учатся на хорошо и отлично, а также занимаются внеурочной деятельностью и становятся победителями и призёрами разных конкурсов, игр, турниров спортивного, общеинтеллектуального, общекультурного, социального и духовного-нравственного направлений. И только здоровые дети успевают сделать очень много: хорошо учиться и активно участвовать в общественной жизни класса и школы.
«Без здоровья невозможно счастье» - так сказал Виссарион Григорьевич Белинский, русский литературный критик, сын флотского врача, а позже уездного лекаря. Значит, мои дети будут счастливыми в жизни, если будут заботиться о своем здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по здоровьесбережению.
В данном материале я расскажу о том, какие формы и виды работы я использую в реализации здоровьесберегающих технологий при работе с учениками начальной школы....
Образовательно – оздоровительная программа работы по здоровьесбережению учащихся начальных классов
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы ребенок уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живу...
опыт работы по здоровьесбережению
опыт работы по здоровьесбережению учителя начальных классов...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....
Из опыта работы по здоровьесбережению
Описаны приёмы и методы, которые использую в работе по сохранению здоровья учащихся....
Анализ работы по здоровьесбережению
Здоровьесбережение в начальной школе...
«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»
21 век требует не только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы...