Сисиема работы по здоровьесбережению
статья на тему

Система работы включает все факторы здоровья: психическое(здоровье разума), психологическое(здоровье эмоций), духовное, социальное, интеллектуальное. В систему работы по здоровьесбережению входит работа по комплекту"Полезные привычки", проведение разнообразных упражнений, способствующих активному отдыху на уроке, включая физминутки, путешествие по городу Здоровейску, разговор о правильном питании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_zdorovesberezheniyu_v_nachalnoy_shkole.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

 учителя начальных классов

 Стениной Валентины Васильевны

 МОУ   « Вилегодская средняя

общеобразовательная школа»    

               

Система работы по здоровьесбережению в начальной школе

 21 век требует не  только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личностей. ФГОС НОО ориентированы на становление личностных характеристик выпускника начальной школы:

любящий свой народ, свой край, свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Образовательная программа ФГОС НОО включает в себя программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,  реализация которой  в первую очередь ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного  и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.        Именно в период  детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.  

Высоко оценивая роль учителя в процессе формирования культуры здоровья, известный профессор С.М. Громбах отмечал: «Учитель многое может и, если всё, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми».

   Диагностика состояния здоровья детей, поступивших в мой первый класс в 2016 году, показала, что в моём классе здоровые дети. Но 7 человек из 17 имеют незначительные отклонения.

Здоровы

Нарушения зрения

Кариес

Нарушения осанки

ВСД

Хронические заболевания

Группы здоровья

Физкультурные группы

I

II

Основная

Подготовительная

10

1

3

1

1

1

2

15

17

0

 Значит перед собой я поставила задачу: сохранение здоровья детей и формирование навыков здорового образа жизни.

           Существует ряд определений здоровья. Общепринятое определение: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».

            Физическое здоровье - это здоровье нашего тела, отсутствие физических недостатков. В век компьютеризации снижена двигательная активность детей, дети ведут сидячий образ жизни, это негативно влияет на их физическое развитие. Поэтому  стараюсь  повышать  двигательную активность детей:

  1. Четвёртый год  занимаюсь с детьми корригирующей гимнастикой по сегментарно-дуговому методу Норбекова-Фотиной.  Этот комплекс позволяет формировать правильную осанку, способствует укреплению позвоночника, развивает гибкость.
  2. Перед занятиями внеурочной деятельностью дети обедают и гуляют на свежем воздухе.
  3. На переменах обязательно организую подвижные игры: есть даже любимая игра – перестрелка бумажным мячиком.
  4. Почти все ребята посещают спортивную секцию
  5. Каждый год мы активно участвуем в школьном дне здоровья, становимся победителями и призерами забегов здоровья.

             Психическое здоровье – это здоровье разума. Позитивное отношение к жизни улучшает здоровье тела, негативное ведёт к болезням.  Позитивное отношение к жизни успешно формируется у младших школьников программой превентивного обучения «Полезные привычки». В 2012 году в АО ИППК РО  я прошла курсы по теме «Школьные профилактические  программы « Полезные привычки-навыки-выбор». «Полезная практика» и теперь веду курс «Полезные привычки» в 1-4 классах.

              Цель программы «Полезные привычки»: создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 

  • Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.
  • Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

Работа по комплекту программы «Полезные привычки» даёт следующие  результаты:

  1. Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни.
  2. Дети могут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия.
  3. Дети учатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими.
  4. Дети получают знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к одурманивающим веществам, научатся отказываться от предположений, которые считают опасными.

Психологическое здоровье – это здоровье эмоций. Стрессы и перенапряжение приводят к различным болезням. Социальное здоровье -  здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Эти компоненты здоровья я активно формирую на уроках.

Зная, что детям на уроке скучно слушать одного учителя, включаю их в поисковую, исследовательскую деятельность, сотрудничество с учителем и друг с другом. Понимаю, что страх и повышенная тревожность вызывают скованность, неуверенность в себе, приводят к отрицательным эмоциям. Тщательно продумываю задания разной степени сложности. Детям  с высокой степенью обучаемости даю задания на выбор, а слабоуспевающим даю разного рода подсказки: опоры, рисунки, схемы, помощь консультантов. Робких учеников вызываю к доске при условии, что они хорошо усвоили материал и могут его рассказать.

Включаю в урок всё, что привлекает детей: яркие наглядные пособия, ИКТ, детские самоделки, опыты, необычные факты, задачи-ловушки. Во время групповой работы детям нравится быть в роли учителя. Провожу разные виды уроков: урок-конкурс, урок-игра, урок-экскурсия, урок-путешествие. Использование игровых форм урока приводит к тому, что на фоне положительных эмоций и радости движения легче запоминают пройденный материал.

В целях предупреждения утомления, повышения работоспособности и эмоционального настроя на уроках провожу разнообразные по содержанию упражнения, способствующие активному отдыху.  Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил о важности физкультминутки для детского организма: «Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, которые, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий». Поэтому обязательным условием урока считаю проведение 2-3 эмоциональных разрядок, способствующих развитию эмоционально – волевой сферы, и 2 физкультминуток различных видов (танцевально – ритмических, физкультурно – спортивных, двигательно- речевых, познавательных). Упражнения, включённые в физкультминутки, помогают сбросить негативную энергию (раздражение, тревожность) и способствуют формированию уверенности в себе.

Интеллектуальное здоровье – это умение ребёнка получать и обрабатывать информацию.

Интеллектуальное здоровье я формирую как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Во 2 классе провели путешествие по г. Здоровейску с остановками на станциях «Мойдодыр», «Спортивная», «Витаминки», «Закаляйкино» Названия станций говорят сами за себя. Получали новые знания, приобретали практические умения. В 3-4 классах начали готовить проекты и вести исследовательскую работу. Внутри класса выступили с проектами «О пользе овощей и фруктов», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». В данный момент работаем над проектами «Жевательная резинка: за и против», «Паренка».    На уроках окружающего мира провели исследовательскую работу по теме В курсе «Морянка» в каждом классе есть уроки, посвящённые родному краю. Например, во 2 классе выполняли задание «Собери лесную аптечку». Заинтересовались темой. Стали собирать дополнительный материал и ученица нашего класса  Шевелёва Ирина выступила на школьной  конференции в МОУ «Ильинская СОШ» с темой «Лекарственные растения Вилегодского района». На занятии «Если хочешь быть здоров» познакомились с подвижными играми Севера.

           Особое внимание уделяю правильному питанию, разговариваю о питании детей с родителями на родительских собраниях, при этом использую программу «Разговор о правильном питании». Эта программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Основная задача педагога – сделать родителей своими союзниками. Анкетирование, проведённое в классе среди родителей показало, что только половина родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания своих детей. (нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы). На этих занятиях дети знакомятся с полезными продуктами, учатся правильно есть, узнают из чего варят кашу и как сделать её вкусной, что такое полдник, ужин и т.д. У детей формируется представление о необходимости заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания. Они понимают, что правильное питание является составной частью сохранения и укрепления здоровья.  Учатся составлять меню, украшать блюда, пробуют сделать кашу вкусной. Такие занятия очень нравятся детям. Они с удовольствием читают, играют, рисуют. Родители отмечают, что такие уроки способствуют воспитанию у детей правильного отношения к питанию.

Духовное здоровье – это система ценностей и убеждений, нравственных принципов и правил, понимание и переживание смысла жизни, освоение личностью духовной культуры родного края и страны. Эту составляющую здоровья я формирую через блок «Я – гражданин России» программы воспитания класса «По тропам здоровья»: провожу классные часы по нравственности, изучаем государственные символы России, читаем и обсуждаем рассказы о Великой Отечественной войне, проводим встречи с участниками оборонных работ и тружениками тыла, участвуем в акциях «Подарок ветерану», «Ветеран живет рядом», «Чистый обелиск»

Обязательно соблюдаю санитарно-эпидемиологические требования к кабинету:

- температура воздуха 18° С - 21°С;

-проветриваем кабинет на больших переменах и при необходимости;

- рациональное освещение кабинета и классной доски;

- следим за состоянием мебели, столы и стулья регулируются в соответствии с ростом ребёнка.

- качество и эстетика наглядных пособий соответствуют требованиям Здоровьесберегающих технологий.

В этом году мои ребята уже в 4 классе. Посмотрим на таблицу результатов мед осмотров

Здоровы

Нарушения зрения

Кариес

Нарушения осанки

ВСД

Хронические заболевания

Группы здоровья

Физкультурные группы

I

II

Основная

Подготовительная

1 класс

10

1

3

1

1

1

2

15

17

0

2 класс

12

1

1

0

1

1

1

14

14

1

3 класс

12

1

1

0

1

1

5

11

15

0

Как видим, за эти три года показатели  остались стабильными, а радует то, что 5 человек теперь имеют I группу здоровья (в 1 классе только 1 человек). Поэтому мне удаётся сохранять здоровье моих учеников. Из 15 учеников моего класса 9 учатся на хорошо и отлично, а также занимаются внеурочной деятельностью и становятся победителями и призёрами разных конкурсов, игр, турниров спортивного, общеинтеллектуального,  общекультурного, социального и духовного-нравственного направлений.  И только здоровые дети  успевают сделать очень много: хорошо учиться и активно участвовать в общественной жизни класса и школы.

«Без здоровья невозможно счастье» - так сказал  Виссарион Григорьевич Белинский, русский литературный критик, сын флотского врача, а позже уездного лекаря. Значит,   мои дети будут счастливыми в жизни, если будут  заботиться о своем здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по здоровьесбережению.

В данном материале я  расскажу о том, какие формы и виды работы  я использую в реализации здоровьесберегающих технологий  при работе с учениками начальной школы....

Образовательно – оздоровительная программа работы по здоровьесбережению учащихся начальных классов

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы ребенок уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живу...

опыт работы по здоровьесбережению

опыт работы по здоровьесбережению учителя начальных классов...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....

Из опыта работы по здоровьесбережению

Описаны приёмы и методы, которые использую в работе по сохранению здоровья учащихся....

Анализ работы по здоровьесбережению

Здоровьесбережение в начальной школе...

«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»

21 век требует не  только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы...