Образовательно – оздоровительная программа работы по здоровьесбережению учащихся начальных классов
рабочая программа по теме
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы ребенок уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyachok.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Директор МОУСОШ №7
__________/Репкина Н.М./
Образовательно – оздоровительная программа работы по здоровьесбережению учащихся начальных классов
«Здоровячок».
Срок реализации – 3года
( 2009-2012)
Руководитель:
учитель начальных классов
МОУ Мокрогашунская средняя школа №7
Геращенко С.Г.
п. Мокрый Гашун.
2009г.
Пояснительная записка.
Образовательно-оздоровительная программа начинается с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Работа по программе ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Работа по данной программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы ребенок уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Концептуальные основы.
- Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на самореализацию личности.
- Принцип доступности – соответствие учебного материала и нагрузки возрастным особенностям детей.
- Принцип взаимодействия – между взрослым и ребенком, взаимодействие детей в коллективе.
- Принцип последовательности – формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, физического воспитания, безопасного здорового образа жизни.
Цель:
формирование у детей стойкой внутренней мотивации на здоровый образ жизни, стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
- дать знания из различных областей науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена;
- показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
- дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
- формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- способствовать контактности, доброжелательности.
Психолого-педагогические особенности детей.
7-8 лет – младший школьный возраст. В этот период в организме детей происходит физиологический сдвиг. Это приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Этот школьный возраст характеризует большая потребность в движении, игре, интерес ко всему новому, необычному Игры и физические нагрузки проводятся с учетом возрастных особенностей детей. Во время занятий педагогу необходимо учитывать эти особенности школьного возраста и строить учебный материал, сочетая разнообразные формы и методы, позволяющие менять физическую нагрузку, вводить в обучение игровые элементы, менять место проведения занятий.
Умственная работоспособность детей еще не устойчива, сопротивляемость утомлению еще низкая, поэтому на занятиях необходимо сочетать познавательный материал с физической нагрузкой, переключать детей с одного задания на другое, проводить физкультминутки и игры.
Дети активно овладевают навыками общения, происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками.
Количество детей в классе - 16_ человек.
Режим работы – 1час в неделю.
Ожидаемый результат к концу 1 года обучения:
К концу 1 года обучения дети должны знать:
- правила ухода за глазами, ушами, зубами, кожей;
- знать правила тренировки мышц;
- об опасных и вредных привычках;
- правила рационального питания;
- правила закаливания;
- знать различные подвижные игры.
Дети должны уметь:
- тренировать мышцы;
- расслаблять мышцы;
- закаливать свой организм ;
- осуществлять гигиенический уход за глазами, ушами, зубами, кожей;
Тематический план на 1 год обучения
Разделы программы | Темы занятий | теория | практика | всего |
Познай себя | 1. Вводное занятие 2. Дружи с водой. 3. Органы зрения и слуха. 4. Уход за зубами. 5. Уход за руками и ногами. 6. Забота о коже. 7. Как следует питаться. 8. Мышцы, кости и суставы. 9. Почему я расту? | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | - 1 1 1 1 2 - 1 1 | 1 2 2 2 2 3 1 2 2 |
Духовное оздоровление | 1. Сон – лучшее лекарство. 2. Твое настроение. 3. Вредные привычки. 7. Правила этикета. | 1 1 1 2 | - 1 - 2 | 1 2 1 4 |
Динамические занятия | 1. Развивающие и подвижные игры. 2. Правила закаливания. | 1 1 | 3 1 | 4 2 |
Педагогический контроль | 1. Игра путешествие «В страну Здоровья» 2. Пеший поход по окрестностям хутора. | - - | 1 2 | 1 2 |
Итого | 16 | 18 | 34 |
Содержание программы.
Познай себя.
1. Вводное занятие.
Знакомство детей с содержанием программы, с режимом работы клуба. Беседа по технике безопасности во время занятий. Техника безопасности при пожаре. Эвакуация (тренировка).
2. Дружи с водой.
Беседа о правилах поведения у водоемов, на водоемах во время купания. Рисование на тему «На реке». Веселые эстафеты с водой.
3. Органы зрения и слуха.
Знакомство с важными органами зрения и слуха. Гигиенические навыки по уходу за ними. Упражнения для глаз с использованием тренажера. Игры «Сломанный телефон», «Узнай, чей голосок» и другие.
4. Уход за зубами.
Знакомство с правилами ухода за зубами. Осмотр детей в стоматологическом кабинете.
5. Уход за руками и ногами.
Знакомство с гигиеническими правилами по уходу за руками и ногами. Знакомство с моющими средствами для детей. Игры «Дочки-матери», «В магазин» и другие.
6. Забота о коже.
Беседа о правилах ухода за кожей. Чтение и обсуждение рассказов и стихов о чистюлях и грязнулях. Рисование на тему «Чистота – залог здоровья»
7. Как следует питаться.
Беседа о правилах питания. Проект «Меню на неделю для первоклассника»
Анкета «Правильно ли ты питаешься?»
8. Мышцы, кости и суставы.
Первичное знакомство с важными органами организма: мышцы, кости и суставы. Работа с таблицами «Мышцы», «Кости и суставы» Подвижные игры «Змейка», «Кошки-мышки», «Море волнуется».
Духовное оздоровление.
1. Сон – лучшее лекарство.
Беседа о соблюдении режима дня школьниками. Тренинг.
2. Твое настроение.
Анкетирование «Настроение». Беседа на тему «Что тебя радует, что - огорчает». Тренинг «Учимся управлять своим настроением» Настроение в школе. Настроение дома. Игра «Цветок настроения».
3. Вредные привычки.
Беседа о вредных детских привычках и способах избавления от них. Игра «Советы другу». Тренинг.
7. Правила этикета.
Знакомство с правилами этикета за столом, в гостях, в общественных местах, в выборе одежды, в культуре речи. Ролевые игры «В театре», «В гостях», «В транспорте» и другие.
Динамические занятия.
1. Развивающие и подвижные игры.
Развивающие и подвижные игры предназначены для укрепления здоровья и содействия физическому развитию детей, для обучения их основным двигательным действиям и воспитания важных физических качеств: смелость, выносливость, ловкость. Игры подбираются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
2. Правила закаливания.
Дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия.
Педагогический контроль.
1. Игра путешествие «В страну Здоровья».
Данная игра направлена на выявление и обобщение теоретических знаний, полученных детьми по всем изученным темам программы.
2. Пеший поход по окрестностям п. Мокрый Гашун.
При проведении похода дети на практике применяют знания, полученные на занятиях кружка.
Ожидаемый результат к концу 2 года обучения:
К концу 2 года обучения дети должны знать:
- правила этикета;
- правила оказания первой помощи при укусах, тепловом ударе, обморожении, отравлении, попадании инородных тел в глаза, уши, при порезах:
- правила закаливания;
- правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте;
- правила обращения с огнем, электрическим током.
Дети должны уметь:
- заботиться о своем здоровье;
- оказать первую помощь при укусах, тепловом ударе, обморожении, отравлении, попадании инородных тел в глаза, уши, при порезах:
- закаливать свой организм.
Тематический план на 2 год обучения.
Разделы программы | Темы занятий | теория | практика | всего |
Расти здоровым | 1. Вводное занятие. 2. Доктора природы. 3. Безопасность при любой погоде. 4. Что нужно знать о лекарствах. 5. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте. 6. Правила обращения с огнем, с электрическим током. 7. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. 8. Предосторожности при обращении с животными. | 1 - 1 1 1 1 1 1 | - 1 1 - 1 - 1 - | 1 1 2 1 2 1 2 1 |
Воспитывай себя | 1. Чего не надо бояться. 2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным. 3. Почему мы говорим неправду? 4. Почему мы не слушаемся родителей? 5. Правила этикета. | 1 1 1 1 2 | 1 - 1 1 2 | 2 1 2 2 4 |
Я выбираю движение | 1. Народные игры. 2. Подвижные игры. 3. Спортивные эстафеты. 4. Закаливание. Самомассаж. | 1 1 - 1 | 2 2 2 2 | 3 3 2 3 |
Педагогический контроль |
| - | 1 1 | 1 1 |
Итого | 16 | 19 | 35 |
Содержание программы.
Расти здоровым.
1. Вводное занятие.
Знакомство детей с содержанием программы, с режимом работы клуба. Беседа по технике безопасности во время занятий. Техника безопасности при пожаре. Эвакуация (тренировка).
2. Доктора природы.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Беседа о друзьях природы. Рисование на тему «Летом»
3. Безопасность при любой погоде.
Беседа об одежде в различные погодные условия. Загадки, стихи, игры, конкурсы. Разбор ситуаций по теме.
4. Что нужно знать о лекарствах.
Знакомство с лекарственными препаратами, лекарственными травами. Экскурсия в аптеку.
5. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.
Беседа об опасностях, подстерегающих дома, на улице, в транспорте. Знакомство с правилами безопасного поведения. Проект «Безопасный путь в школу». Ролевые игры. Правила дорожного движения.
6. Правила обращения с огнем, с электрическим током.
Знакомство с правилами обращения с огнем. Чтение и анализ стихотворения С.Маршака «Пожар».
7. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
Правила обращения с острыми, колющими, режущими предметами. Первая помощь при ушибах, порезах. Бинтование пальца руки себе и соседу по парте. Ролевая игра «Мы санитары».
8. Предосторожности при обращении с животными.
Беседа о домашних животных. Правила поведения с животными: собаками, кошками. Работа с рассказом.
Воспитывай себя.
1. Чего не надо бояться.
Беседа о жизненных ситуациях, которые затрудняют детское поведение. Экскурсия на почту. Тренинги. Анкетирование.
2. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым, жадным.
Разбор жизненных ситуаций. Беседа о данных качествах характера. Работа с литературными текстами.
3. Почему мы говорим неправду?
Анкетирование. Тренинги «Различаем правду ото лжи». Беседа «Правдивое слово». Игра «Да и нет». Работа с пословицами.
4. Почему мы не слушаемся родителей?
Беседа о взаимопонимании между родителями и детьми. Работа с пословицами. Рисуночный тест «Семья»
5. Правила этикета.
Освоение правил этикета: сервировка стола, прием гостей, правила поведения за столом, отношение к подаркам, к наказаниям, нехорошим словам и недобрым шуткам, к одежде. Соблюдение санитарно-гигиенических норм при приготовлении фруктового салата детьми. Игра «Гости».
Я выбираю движение.
1. Народные игры.
Разучивание народных игр «Лапта», «Городки», «Чехарда» и других. Вовлечение в игру детей, не посещающих занятия.
2. Подвижные игры.
Подвижные игры предназначены для укрепления здоровья и содействия физическому развитию детей, для обучения их основным двигательным действиям и воспитания важных физических качеств: смелость, выносливость, ловкость. Игры подбираются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
3. Спортивные эстафеты.
Спортивные эстафеты включают в себя разнообразные двигательные игры и конкурсы с предметами и без них. Для участия в эстафетах привлекаются родители детей.
4. Закаливание. Самомассаж.
Катание с горки на санках. Точечный массаж от насморка, для снятия головной боли. Упражнения для глаз.
Педагогический контроль.
1. Пеший поход по окрестностям п. Мокрый Гашун.
При проведении походов дети применяют практические и теоретические знания, полученные на занятиях .
2.Спортивные эстафеты «Веселые старты».
Место проведения – школьный стадион. Спортивные эстафеты проходят на командное первенство с использованием предметов и без них.
Ожидаемый результат к 3 году обучения.
К концу 3 года обучения дети должны знать:
- причины некоторых заболеваний;
- способы профилактики заболеваний;
- медицинские профессии;
- правила по оказанию первой помощи при отравлении, обморожении и т.д.;
- правила этикета;
- что такое вредные привычки;
- приёмы самомассажа.
К концу 3 года обучения дети должны уметь:
- распознавать симптомы болезней( грипп, ангина и др.);
- оказывать ПМП себе и другим ;
- заботиться о своём здоровье;
- укреплять и поддерживать своё здоровье;
- доносить информацию о ценности здоровья, его сохранении, укреплении до своих сверстников и других окружающих.
Тематический план на 3 год обучения.
Разделы программы | Темы занятий | теория | практика | всего |
Буду здоровым! | 1. Почему мы болеем? 2. Кто и как предохраняет от болезней? 3. Кто нас лечит? 4. Что такое народные средства? 5. Первая помощь при отравлении. 6. Первая помощь при тепловом ударе и обморожениях. 7. Первая помощь при попадании инородных тел | 1 1 2 1 1 1 1 | 1 2 1 - 1 1 1 | 2 3 3 1 2 2 2 |
Духовное здоровье. | 1. Вредные привычки. 2. Правила этикета. | 2 2 | 2 2 | 4 4 |
Жизнь в движении. | 1.Ритмика. 2. Самомассаж. 3.Спортивные соревнования. | - 1 - | 2 2 2 | 2 3 2 |
Педагогический контроль. | 1. Поход( водоём) 2.Проведение мониторинга здоровья. | - 2 | 2 - | 2 2 |
ИТОГО | 15 | 19 | 34 |
Содержание программы.
Буду здоров!
1. Почему мы болеем?
Беседа о выявлении причин заболеваний. Признаки заболевшего человека. Воспитание сострадания к больному. Чтение и анализ рассказа «Больной». Ролевая игра «Больница»
2. Кто и как предохраняет от болезней?
Беседа о лекарствах, об осторожном обращении с ними. Тренинг. Анкетирование. Ролевая игра «Больница»
3. Кто нас лечит?
Знакомство с профессией врача. Специальности врачей. Экскурсия в больницу. Рисунок на тему «Если бы я был врачом».
4.Что такое народные средства?
Знакомство с лекарственными препаратами из трав, правилами сбора лекарственных травам. Экскурсия в аптеку.
5. Первая помощь при отравлении.
Познакомить с признаками отравления и оказанием первой помощи.
6. Первая помощь при тепловом ударе и обморожениях.
Познакомить с признаками теплового удара и обморожения и оказанием первой помощи.
7. Первая помощь при попадании инородных тел.
Познакомить с оказанием первой помощи при попадании инородных тел в глаза, уши.
Духовное здоровье.
1. Вредные привычки.
Беседа о вредных привычках и способах избавления от них. Игра «Письмо другу курильщику». Тренинг.
2. Правила этикета.
Знакомство с правилами этикета за столом, в гостях, в общественных местах, в выборе одежды, в культуре речи. Ролевые игры «В магазине», «В гостях», «В транспорте» и другие.
Жизнь в движении.
1.Ритмика.
Разучивание танцевальных движений под музыку и счёт.
2. Самомассаж.
Точечный массаж от насморка, для снятия головной боли. Упражнения для глаз.
3. Спортивные соревнования.
Спортивные соревнования включают в себя разнообразные двигательные игры и конкурсы с предметами и без них. Для участия в эстафетах привлекаются родители детей.
Педагогический контроль.
1. Пеший поход по окрестностям местного водоёма.
При проведении походов дети применяют практические и теоретические знания, полученные на занятиях .
2. Проведение мониторинга здоровья.
Обобщение опыта. Анкетирование. Вывод по работе программы.
Используемая литература.
Н.И.Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» М., «ВАКО» 2005
Г.К.Зайцев. Уроки Мойдодыра. СПб, 1996
Л.И.Лаврентьева, А.Е.Саратова, Э.Г.Ерина «Этика – наука о морали» Завуч, №3, 2004
Л.А.Обухова, Н.А.Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. – М.: ВАКО; 2004
С.В.Попов. Валеология в школе и дома. – СПб., 1997
Н.Рудина, О.Сазонова. Программа «Урок здоровье» объединения валеологиии. Сборник авторских программ. М. «Народное образование», 2002
Л.И.Саляхова Настольная книга классного руководителя. М., «Глобус», 2004
Семенова «Учусь быть здоровым и как стать неболейкой» М., «ВАКО», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Мы - патриоты Кубани" воспитательно-образовательная программа для родителей учащихся начальных классов
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реаг...
Образовательно-оздоровительная программа работы оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, ...
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Программа внеурочной деятельности в начальных классах спортивно-оздоровительного направления «РАДУГА ЗДОРОВЬЯ»
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объе...
Презентация по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работы для выпускника начальной школы
Доклад на педагогическом совете ОУ по теме: Пакет диагностического инструментария как средство проектирования индивидуального образовательного маршрута. Комплексные работыдля выпускника начальной школ...
Образовательные технологии в работе с учащимися начального звена
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы, как с современными детьми говорить на современном яз...
Рабочая программа внеурочного курса по спортивно-оздоровительному направлению "Волейбол" для учащихся начальных классов.
Волейбол – один из игровых видов спорта в программах физического воспитания обучающихся общеобразовательных организаций. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные д...