«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»
статья по зож (1 класс) по теме
21 век требует не только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.
Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.
Диагностика состояния здоровья детей, поступивших в мой первый класс в 2012 году, показала, что 3 человек из класса- 11% имеют хронические заболевания, к подготовительной группе по физкультуре отнесены 2 человека- 7% , 2 человека имеет пониженное зрение – 7 %, остальные дети – здоровы. Таким образом, состояние здоровья детей в классе можно считать удовлетворительным.
Передо мной стоит задача сохранить здоровье детей. Составленная мной система факультативных занятий по здоровьесбережению с первого по четвёртый класс даёт возможность успешно справиться с этой задачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_po_zdorovesberezheniyu_v_nachalnoy_shkole.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»
Обобщение опыта работы учителя начальных классов
Сысюк Татьяны Аркадьевны
МОУ Котлас " СОШ № 75"
21 век требует не только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.
Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.
Диагностика состояния здоровья детей, поступивших в мой первый класс в 2012 году, показала, что 3 человек из класса- 11% имеют хронические заболевания, к подготовительной группе по физкультуре отнесены 2 человека- 7% , 2 человека имеет пониженное зрение – 7 %, остальные дети – здоровы. Таким образом, состояние здоровья детей в классе можно считать удовлетворительным.
Передо мной стоит задача сохранить здоровье детей. Составленная мной система факультативных занятий по здоровьесбережению с первого по четвёртый класс даёт возможность успешно справиться с этой задачей.
1 класс – программа « Тридцать уроков здоровья» Авт. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина.
2 класс – « Программа о правильном питании» авт. М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.
3 -4 классы – программа « Все цвета, кроме чёрного» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева.
Цель этих занятий: учить быть здоровым, формировать привычки к здоровому образу жизни.
Вот некоторые темы из программы « Тридцать уроков здоровья»
- Забота о глазах
- Уход за ушами и зубами
- Уход за руками и ногами
- Забота о коже
- Как сделать сон полезным
- Настроение в школе и после школы
- Вредные привычки
- Как закаляться
Занятия содержат познавательный материал в сочетании с практическими заданиями, в которых включены оздоровительные минутки, проведение опытов, игры – соревнования, тренинги.
Такие занятия нравятся детям, они дают положительный эффект. Так, например, многие дети стали делать утреннюю зарядку и используют оздоровительные упражнения, с которыми познакомились на уроках здоровья. Дети стали реже болеть. Некоторые занялись закаливанием. Посещают спортивные секции.
Во втором классе учащиеся и их родители знакомятся с « Программой о правильном питании». Эта программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Основная задача педагога – сделать родителей своими союзниками. Исследования, проводимые в классе среди родителей (входной тест) показал, что только 30% пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. ( Нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы). Далеко не все родители считают необходимостью рассказывать детям о важности правильного питания. Поэтому перед непосредственной работой по этой программе необходимо обязательно встретиться с родителями, так как дети сами себе еду не готовят, а питаются тем, что им приготовят мама или папа.
На этих занятиях дети знакомятся с полезными продуктами, учатся правильно есть, узнают из чего варят кашу и как сделать её вкусной, что такое полдник, ужин и т.д.
Эти занятия проводятся с помощью рабочих тетрадей « Разговор о правильном питании». У детей формируется представление о необходимости заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания. Они понимают, что правильное питание является составной частью сохранения и укрепления здоровья. Учатся составлять меню, украшать блюда, пробуют сделать кашу вкусной.
Такие занятия очень нравятся детям. Они с удовольствием читают, играют, рисуют. Родители отмечают, что такие уроки способствуют воспитанию у детей правильного отношения к питанию.
Многие дети отказываются от чипсов, жвачки, меньше едят сладостей, а больше овощей и фруктов.
В третьем и четвёртом классах учащиеся знакомятся ещё с одной здоровьесберегающей программой « Все цвета кроме чёрного». В тетрадях этой программы включены развивающие задания и игры, расширяющие представления у учащихся о своих физиологических и психологических особенностях. Дети могут узнать свои возможности, особенности характера. Они учатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение. Эти уроки помогают понимать других, общаться со сверстниками и взрослыми, защищать свои интересы, находить настоящих друзей, быть чутким и отзывчивым.
Таким образом система работы по здоровьесберегающей технологии даёт возможность учиться управлять своими чувствами, учатся следить, укреплять и беречь его. Они учатся быть здоровыми душой и телом. Дети сами творят своё здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС
Описание системы работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС...
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....
Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)
В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....
Система работы с родителями в начальной школе
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и...
Система работы по ПДД в начальной школе
В данной работе содержится материал для учителей начальной школы( работа с учащимися, с родителями) по ПДД в начальной школе....
Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...
Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)
Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...