Из опыта работы по здоровьесбережению
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Описаны приёмы и методы, которые использую в работе по сохранению здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Из опыта работы по здоровьесбережению.

    Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудность организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.  Проблема воспитания здорового школьника – проблема общая, комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А. Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся извлечению только совместными усилиями матери, отца и учителя”.  

     Основная цель начального образования – развитие ребёнка при сохранении здоровья, т. е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности. В последние годы в нашей стране возросла престижность образования. В ответ на социальный запрос появились многочисленные инновационные заведения, значительно расширился спектр образовательных услуг. Многие родители получили возможность дать ребёнку разностороннее образование, которое было невозможно в их детстве. Однако зачастую эти желания оказываются неосуществимыми, т. к. ребёнок неожиданно для родителей сталкивается с неопределимыми трудностями при усвоении школьной программы, из-за того, что ребёнок часто болеет.

      Для себя я решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, то это повлияет на успешность обучения, поэтому уделяю большое внимание сохранению здоровья учащихся. Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.

    Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – рациональная организация урока.                                                                                  

Это:1) строгая дозировка учебной нагрузки;
2) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности;
3) соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
4) благоприятный эмоциональный настрой.

      Каждый учебный день начинается с зарядки, которую проводят дежурные. Эту работу начинаем ещё в 1 классе, поэтому к 4 классу ребята уже сами подбирают упражнения зарядки. Комплекс включает в себя 3-4 упражнения на различные группы мышц. Ежедневная утренняя зарядка   позволяет создать в классе положительный настрой, улучшает эмоциональное состояние  и повышает работоспособность учащихся.

       У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Только через опыт совместного переживания у детей может развиться эмпатия, т.е. умение сопереживать, поэтомув начале каждого урока провожу психологические минутки – настрой на урок.

Учитель: Прозвенел второй звонок, начинается урок.                                                         Учебник, ручка и тетрадь – всё на парте должно лежать.
Вот дневник, а вот тетрадка, а настроение?                                                                      
Дети: В порядке!

Учитель: Прозвенел второй звонок – начинается урок,

Тут затеи и задачи, примеры, игры – всё для вас.

Пожелаю вам удачи – за работу, в добрый час!

Эти  моменты позволяют создать в классе положительный настрой.                                                                                                                                       

       Особое значение  физкультминуткам на уроке, обычно за урок провожу 2-3 физкультминутки. Комплексы подбираю в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц. Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на то, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока и преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом. Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

     Эти минутки отдыха в стихотворной форме с элементами подражания, которые очень нравятся детям, и они с удовольствием их выполняют.

Мы пройдёмся по дорожке

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая -

Нас от парт не отпускает. (Ходьба на месте.)

Голову тяну к плечу,

Шею я размять хочу.

В стороны разок-другой

Покачаю головой. (Вращение головой вправо и влево.)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд,

другой - вперёд,

А потом наоборот. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад.)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься. (Дети садятся за парты.)

Наши плечики устали

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали.

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)

По дорожке, по дорожке

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

Потрудились — отдохнём

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

(Приседания.)

Руки вниз и вверх поднять.

(Прыжки.)

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Сколько звуков в слове

Приседайте столько раз, сколько звуков в слове октябрь.

Подпрыгните столько раз, сколькими буквами записано это слово.

(Открыть запись слова на доске.)

Наклонитесь столько раз, сколько букв в слове осень.

(Слово записано на доске.)

Потянитесь столько раз, сколько звуков в этом слове.

         Для нормального развития и положительного самочувствия ребёнок должен не только уметь учиться. Но и хотеть, желать этого. Уровень развития способностей есть как бы результат положительного переживания ребёнком себя в той или иной деятельности, желания и умения заниматься ею, уверенности в своих силах, следовательно, и мобилизации этих сил, поэтому включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

         Вхождение в рабочий день.                                                           

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться, настраиваю их на преодоление возможных трудностей, не пасовать перед ними, ведь рядом – друзья. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

         При поздравлении с днём рождения, каждый называет только положительные качества именинника.

     Создание ситуации выбора и успеха.

         Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль. Одобрение, поддержка, доброжелательность, чтобы учеба приносила ученику радость;  «Все дети талантливы» (исключить акценты на отставание в учебе и другие недостатки ребенка, не нанося ущерба его достоинству);  «Ребенок хорош, плох его поступок» (помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности), «В каждом ребенке – чудо, ожидай его!».

      Использование приемов рефлексии.

         - Что на вас произвело наибольшее впечатление?

         - Что получилось лучше всего?

         - Какие задания показались наиболее интересными?

         - Что вызвало затруднения?

         - Над чем хочется поразмышлять?

         - Какой совет дали бы себе?

         - Кому захотелось сделать комплимент?

         - Пригодятся ли вам знания сегодняшнего урока в дальнейшем?

     

      С первых дней обучения в школе возрастает нагрузка на зрение. Для профилактики нарушения зрения широко использую офтальмологический тренажер и обязательно на уроке провожу гимнастику для глаз. Упражнения очень просты, но позволяют сохранить хорошее зрение всем школьникам,  особенно полезны для детей с близорукостью. Гимнастика способствует приостановлению или замедлению ухудшения зрения.

1. Упражнения для укрепления мышц век,  улучшения кровообращения и расслабления мышц самого глаза. Выполняется сидя:

- крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз;

- быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно  считая   до 5.  Повторить 4-5 раз.

2. Упражнения для снижения утомления и облегчения работы на близком расстоянии (при чтении, письме), особенно полезны при длительной зрительной работе. Выполняется стоя:

- вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз;

- вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец к носу, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не станет двоиться. Повторить 6-8 раз;

- посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Упражнения для укрепления мышц глаз:

- в среднем темпе проделать 3-4  круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет1-6. Повторить 1-2 раза.

     С большим удовольствием ребята выполняют релаксационные упражнения “Росток”, “Штангист”, “Чайник”, “Снеговик” в сопровождении инструментальной музыки. Такие упражнения снимают утомление, напряжение у детей, помогают восстановить их учебную работоспособность.

“Снеговик” – Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнышко, снеговик начал таять.

     Активно использую на уроках упражнения дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Гимнастика оказывает следующее воздействие на организм человека: снимает нервное напряжение, головокружения, ощущения «тяжести в голове»; помогает при заикании, активизирует носовое дыхание. Упражнения основного комплекса  дыхательной  гимнастики А.Н.  Стрельниковой  включают в себя следующие рекомендации:

- думаем только о вдохе носом, тренируем вдох, он должен быть мгновенный, не объемный,  а предельно активный, шумный, эмоциональный («Что такое? Гарью пахнет!»).

- представьте себе, будто вы накачиваете шину. Наклоняйтесь вперед легко и не очень низко. Спина круглая, а не прямая, голова опущена. Делаем упражнение в темпе ритма строевого шага 12 раз по 8 вдохов - движений. Упражнение можно делать стоя и сидя.

- «Кошечка» (приседание с поворотом) исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Руки согнуты в локтях у пояса. Пружинисто слегка согните колени, руки на уровне пояса делают хватательные движения. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Поворачиваясь вправо, сделайте резкий и короткий вдох. Затем - влево. Упражнение повторяем 12 раз по 8 вдохов - движений.

- «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки) исходное положение: встаньте прямо, руки согните в локтях и поднимите их на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, одновременно резко делайте вдох носом. Руки в момент объятия параллельно друг другу, а не крест - накрест. Руки не меняйте, широко в стороны не разводите и не напрягайте. Представьте, что вдоль туловища лежит флейта, попробуйте обнять ее, удержать на груди плечами и предплечьями. Освоив это упражнение, можно усложнить его, откидывая голову назад в момент встречного движения (вдох с потолка). Упражнение «Обними плечи» (или «обними флейту») выполняйте 12 раз по 8 вдохов - движений.

- «Большой маятник» исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. Наклонитесь вперед, руки тянутся к полу - вдохните (вдох «с пола»), сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице, наклонитесь назад, руки при этом обнимают плечи, вдохните (вдох «с потолка»). Выдох между вдохами бесшумный, непроизвольный. Не задерживайте и не выталкивайте выдох. Упражнение делайте 12 раз по 8 вдохов – движений.

        Дети очень любят, когда на уроках есть минутки массажа. Более тысячи биологически  активных  точек  на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя  их, можно  опосредовано  воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели». Упражнение можно выполнять в такой последовательности:                                                1) потягивание за мочки сверху вниз;
2) потягивание ушной раковины вверх;
3) потягивание ушной раковины к наружи;
4) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

      В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно «разбудить» детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

Массаж проводится в следующей последовательности:
1) точка на лбу между бровями («третий глаз»);
2) парные точки по краям крыльев носа (помогает восстановить обоняние);
3) точка посередине верхнего края подбородка;
4) парные точки в височных ямках;
5) три точки на затылке в углублениях;
6) парные точки в области козелка уха.

     В своём классе стараюсь составлять расписание уроков с учётом работоспособности детей и трудности предметов. При составлении расписания уроков следую шкале трудности предметов для младших школьников. Стараюсь соблюдать двигательный режим своих школьников на уроках и перемене. Специально организованная двигательная активность, оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе.

    Сохранению здоровья учащихся способствует наличие цветов в классе.   . Растения - наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят детям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие уличного шума. В классе растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Я решаю и другую не менее важную задачу - воспитательную. Выращивание растений, уход за ними выполняют сами дети. Привлекаясь к уходу за цветами, дети приучаются бережно относиться к ним, значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания.                                        

   Эмоциональный климат урока во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. "Хороший смех дарит здоровье". Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность - признак психологического нездоровья. Я считаю, что улыбка, искренний смех ребенка на уроке стоит, с позиций здоровьесбережения, не меньше физкультминутки. Несколько уместных и умных шуток в течение урока - показатель его качества, критерий для оценки.

   При планировании воспитательной работы в классе большое внимание уделяю проблемам здоровьесбережения. Ежегодно ребята принимают участие в общешкольных спортивных мероприятиях «Весёлые старты», участие во всероссийских мероприятиях «Кросс наций», «Лыжня России». Ежемесячно проводятся  классные часы, тематика которых направлена на формирование здорового образа жизни (н-р: «Мой режим дня», «Вредные привычки», «Мои друзья – витамины» и т.д.). Очень полюбились ребятам «походы выходного дня», лыжный поход и майский поход ( по окончании учебного года, Малые Олимпийские Игры. Во 2 классе у ребят был учебный курс «Педагогика здоровья».    Вся эта работа направлена на формирование здорового образа жизни.

    Вспомним  слова Сократа: «Здоровье – не все, но всё без здоровья – ничто».  Научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить  мотивацию учения, привить  принципы  здорового образа  жизни поможет  применение в педагогическом  процессе  здоровьесберегающих  технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по здоровьесбережению.

В данном материале я  расскажу о том, какие формы и виды работы  я использую в реализации здоровьесберегающих технологий  при работе с учениками начальной школы....

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Использование инновационных педагогических технологий в начальной школе в соответствии с ФГОС. Программа здоровьесбережения «В здоровом теле –здоровый дух» (из опыта работы)

Целью  настоящей программы является создание условий образовательной деятельности, соответствующих требованиям сохранения здоровья учащихся и обеспечения психологического комфорта для всех участн...

«Национальные подвижные игры как фактор здоровьесбережения» (из опыта работы)

Для реализации системы работы педагога по развитию национальных подвижных игр можно опереться на идею деятельностного подхода и педагогического сотрудничества. Деятельностно-творческий подход позволя...

защита опыта по теме "Здоровьесбережение"

Обобщение опыта работы по теме : «Здоровое поколение — будущее нации» В рамках реализации направления «Здоровое поколение — будущее нации», я разработала и реа...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...