Родительское собрание 4 класс "Особенности развития учащихся младшего подросткового возраста"
методическая разработка (4 класс) на тему
Родительское собрание в 4 классе. Освещает проблемы воспитания учащихся младшего подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_4_klass_osobennosti_razvitiya_mladshih_podrostkov.rar | 86.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание - это
наша счастливая старость,
плохое воспитание это наше
будущее горе.
А.С. Макаренко
Здравствуйте, уважаемые коллеги, единомышленники, помощники! Наступил уже четвертый год нашего сотрудничества. Впереди последний год обучения наших детей в начальной школе.
- Я рада тому, что, Вы, не смотря на свои многочисленные хлопоты и заботы, пришли сюда. Прежде всего, выражаю свою признательность и говорю огромное человеческое «СПАСИБО» за Ваше участие в жизни классного коллектива. Я благодарю Вас за творческий подход и активную жизненную позицию.
От всей души желаю всем родителям крепкого здоровья, счастья и благополучия! Выражаю надежду на то, что Ваша созидательная деятельность на благо наших детей будет продолжаться и в дальнейшем!!!
Четвертый класс! Этот период – является важной ступенью в жизни ребенка. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. С одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны,- страх перед переходом в среднее звено.
Четвероклассник подходит к периоду кризиса в его развитии. Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности.
- Более значимой становится оценка сверстников;
- Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;
- Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;
- Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;
- У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми;
Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.
Давайте подробнее рассмотрим психолого-педагогические особенности развития младших подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т. е. ускорению физических и физиологических процессов.
У подростка все больше проявляется потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи старшим, а также уважительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.
В чем проявляется стремление ко взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий, например...
...между ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.
...в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочел бы обратную картину.
...между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.
Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.
Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей.. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:
- «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей;
- «Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями;
- «Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности;
- «Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей;
- «Увлеченные» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным увлечениям и ритмам и т. п.);
- «Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить;
- Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль классного «шута», местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих - большой дар природы. Но не каждому человеку он дан;
В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.
Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот процесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия.
Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:
- все более возрастает ценность общения со сверстниками;
- ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;
- он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;
- развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.
- Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении.
Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками.
Правила жизни таковы: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого. А поэтому старайтесь жить так, чтобы всё было хорошо. Пусть ваши дети будут здоровы и физически, и духовно, поддерживайте их, направляйте на благие дела и Вы увидите — ваш труд будет не напрасен. И в ваших семьях всегда будет светить солнышко, которое будет греть вас своими лучами, излучать добро, ласку и заботу.
Счастливы там, где есть взаимопонимание. Только когда мы вместе — ребёнок чувствует себя комфортно. А это в наших силах и возможностях.
- Рефлексия.
Воспитание ребенка с четким представлением
Мы. Это целенаправленный и
Ежедневный процесс, в котором происходит его
Самосовершенствование и саморазвитие. Данная работа ведет к
Триумфy личности ребенка. Это путь к
Единению ученика, его родителей и школы.
В заключение собрания хочется пожелать вам терпения в воcпитании, понимания своих детей. Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его, что бы с ним ни случилось. Как сказал писатель Оскар Уайльд, «лучший способ сделать своих детей хорошими - это сделать их счастливыми».
Пусть это шуточное стихотворение станет вашим руководством к действию в общении с вашими детьми:
Если вы, родители –
Ласкатели, хвалители,
Если вы, родители –
Прощатели, любители,
Если разрешатели,
Купители, дарители,
Тогда вы не родители,
А просто восхитители!
А если вы, родители –
Ворчатели, сердители,
А если вы, родители –
Ругатели, стыдители,
Гулятьнеотпускатели,
Собакозапретители...
То знаете, родители,
Вы просто крокодители.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Духовно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте.
Костромина Ольга ВладимировнаУчитель начальных классовГБОУ СОШ № 121 г. Санкт-ПетербургДуховно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте. Духовно-нравственное воспитание...
Основные проблемы развития духовно - нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.
Эссе. Курс ОРКСЭ....
Эссе "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения."
В современном мире невозможно развитие и существование общества без полноценного, шагающего в ногу со временем образования и воспитания. Задачей каждого педагога является воспитание разумного, духовно...
Родительское собрание в 4 классе: "Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста"
В данной работе представлены психолого-педагигические особенности младшего подрасткового возраста 10-12 лет. Поможет родителям познакомиться подростковым возрастом....
Возрастные особенности младшего подросткового возраста
Тема: «Возрастные особенности младшего подросткового возраста»Анатомо-физиологические особенности детей.Психологические особенности младшего подросткового возраста.Подростковый суицид....
Доклад на тему «Формирование культуры физического здоровья у мальчиков младшего подросткового возраста»
Доклад на научно- практической конференции " На пути к школе здоровья: реализуем новые образовательные стандарты" по теме "Формирование культуры физического здоровья у мальчиков младшего подросткового...
Родительское собрание : Психологические особенности младшего подросткового возраста
Центральным новообразованием младшего подросткового возраста считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере ...