Родительское собрание в 4 классе: "Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста"
консультация (4 класс) по теме
В данной работе представлены психолого-педагигические особенности младшего подрасткового возраста 10-12 лет. Поможет родителям познакомиться подростковым возрастом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_4.docx | 27.01 КБ |
roditelskoe_sobranie_v_4_klasse.pptx | 147.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 4 «А» классе
Республика Бурятия г. Улан-Удэ МАОУ СОШ №4
учитель: Гараева Светлана Станиславовна
Тема: « Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста »
Цель: познакомить родителей с анатомо-физиологическими особенностями организма 10-12 лет, дать психолого-педагогическую характеристику младшему подростковому возрасту, определить пути взаимодействия родителей и школы с новым «кризисным» этапом, провести анкетирование родителей переходного этапа из младшего школьного возраста в младший подростковый возраст.
Ход собрания
Повестка родительского собрания:
- анатомо-физиологические особенности 10-12 лет;
- психолого-педагогические особенности 10-12 лет;
- методы самовоспитания (возрастные особенности подражания);
- успеваемость по предметам (устранение пробелов по основным предметам);
- оказание помощи в дополнительных занятиях в школе и дома;
- организационные вопросы.
Выступление учителя.
- Для детей этого возраста характерно большее психофизиологическое развитие организма: интенсивное развитие внутреннего торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов в ЦНС; функционально созревает двигательный анализатор; укрепляется костная ткань, растут и качественно изменяются мышцы - все это дает основу для хорошей двигательной координации. Улучшается деятельность сердечнососудистой (СС) системы. Регулярные тренировки стабилизируют вегетативную нервную систему, что, наряду с совершенствованием СС системы, позволяет справляться с нагрузкой. Внешне дети выглядят неутомимыми, но им лучше всего подходят не большие, а прерывисто-переменные нагрузки средней интенсивности, направленные на развитие общей выносливости. Долго сосредоточивать внимание на одном виде деятельности дети еще не могут.
- Психология младшего подросткового возраста сравнительно недавно стала выделятся как самостоятельная область исследования в возрастной и педагогической психологии.
По свидетельству Г.А. Цукерман, в современных периодизациях развития
интервал 10–12 лет – «ничья земля». Одни ученые рассматривают этот возрастной интервал как завершение детства (черты 8-10- летних, другие видят все зачатки отрочества.
«Психология подростка», хотя появляется все больше эмпирических свидетельств тому, что психофизическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие именно в этом возрастном интервале отличается качественным своеобразием и во многом определяет все дальнейшие особенности взросления.
Д.И. Фельдштейн называет первую стадию подросткового возраста, которая, по его мнению, приходится на возраст 10–12 лет, локально-капризной. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низка самооценка, нередко выраженное неприятия себя (34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики), возрастает депрессивная направленность личности. Наблюдается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость и забывчивость. Дисциплинарный контроль становится ключевым в отношениях учителя и учащихся. Контроль гораздо более жесткий , чем в других возрастных группах. Изменения обусловленны взрослением во всех социальных системах особенно в семье и школе.
Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности, привлекшие их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении.
Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность. Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.
Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.
Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Объяснение должно быть просто по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы, понятия. Закреплять восприятие практическими действиями и с помощью слова.
Особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.
Подростковый возраст охватывает период от 10-12 до 14-15 лет. Писательница Елена Кононенко правдиво охарактеризовала сложность и противоречивость подросткового возраста:” Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанах и охотно заглядывает на витрины игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить строить планы”. Для этого возраста свойственно:
- тяга к романтике и самоутверждению;
- частая смена настроения ( беспричинная грусть, слезы, обиды);
- повышается эмоциональная реакция (даже на незначительные события);
- стремление к установлению дружеских связей со сверстниками или ребятами старшего возраста; - упорное (иногда бессмысленное) отстаивание подростком своей позиции, даже неверной;
- падение авторитета взрослых, предпочтение мнению сверстников.
Основные изменения, происходящие с младшим подростком по Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой:
учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по
саморазвитию и самосовершенствованию;
сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой
жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких
отношений в коллективе;
взросления как новообразования младшего подросткового периода –
специфической формы самосознания, социального по своей природе и
проявляющегося в «чувстве взрослости»;
овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с
понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого.
Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков.
В этом возрасте, в процессе межличностного взаимодействия младших
подростков со сверстниками и значимыми взрослыми происходит рефлексивный оборот на себя.
Важным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. С
его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит
образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои отношения с
людьми, перестраивает свою деятельность. «Чувство взрослости», не
подкрепленное еще реальной ответственностью, – это особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших школьников с миром.
- Методы самовоспитания в подростковом возрасте:
- самопознание
- самообладание
- самостимулирование
Личностное развитие в младшем подростковом возрасте формируется на:
- волевых качествах
- деловых качествах
- достижением психического развития Роль занятий физической культурой и спортом в укреплении воли. Самовоспитание волевых качеств личности. Особенности поведения мальчиков-подростков и девочек-подростков, связанные с формированием воли.
Познавательные и творческие интересы подростка как предпосылки к занятиям различными видами деятельности и как источники для формирования у них деловых качеств личности. Особое значение самостоятельности в учении, проявление инициативы и предприимчивости в учебных делах. Развитие деловитости и организаторских способностей. Использование учебно-дидактических деловых игр для развития соответствующих качеств личности у детей-подростков.
Успехи в развитии познавательных процессов и интеллекта в целом. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте. Способы предупреждения и снятия конфликтов через ускоренное личностное развитие ребенка. Естественные интересы и потребности подростков, их использование в учебно-воспитательной работе. Самосознание подростка. Волевые, деловые, моральные и другие качества личности подростка. Дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях. Подростковые изменения в сфере межличностного восприятия. Таким образом, подростковом возрасте, сензитивном для целого ряда новообразований, активно формируется новый уровень самосознания, что делает возможным осмысленное конструирование своего мировоззрения, системы ценностей и Я-концепции, подростка. с сохранным здоровьем и ограниченными возможностями. (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон).
Литература:
1. Педагогическая психология: Методы и тесты / Авторы-сост. М.В. Демиденко, А.И.
Клюева. Самара: Бахрах-М., 2004. С. 137–139.
2. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М., 1995.
3. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.
4. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах глава 14. М., 2002.
5. Айсмонтас Б.Б. педагогическая психология.М., Владос 2002.
Resource id #4574
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : Познакомить родителей с анатомо-физиологическими особенностями организма 10-12 лет, дать психолого - педагогическую характеристику подростковому возрасту, определить пути взаимодействия родителей и школы с новым «кризисным» этапом, провести анкетирование родителей переходного этапа из младшего школьного возраста в младший подростковый возраст.
Психология младшего подросткового возраста : По свидетельству Г.А.Цукерман в периодизации развития интервал 10-12 лет – «ничья земля» (черты 8-10 –летних или зачатки отрочества) . Д.И. Фельдштейн называет первую стадию подросткового возраста- локально-капризной.
Анатомо-физиологические особенности младшего подросткового возраста : большое психофизиологическое развитие организма, интенсивное развитие внутреннего торможения нервных процессов в ЦНС, укрепление костной ткани, мышечной ткани, улучшение деятельности сердечнососудистой системы, внимание остается непроизвольным.
Психологические процессы Восприятие и наблюдение Внимание в нешние предметы и носит я вления выражены неточно непроизвольный в ыделяют признаки и характер о собенности, привлекшие их внимание память наглядно-образная
Психологические процессы : Запоминание Мышление носит наглядно-образный м еханический характер характер Эмоции непосредственный характер (выражен в мимике, движениях, возгласах)
Елена Викторовна Кононенко (украинская писательница) говорила о подростковом возрасте : «Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанишках и охотно заглядывает на витрины игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить, строить планы».
Для этого возраста свойственно : - тяга к романтике и самоутверждению - частая смена настроения (грубость, слезы, обида) - повышенная эмоциональная реакция - стремление к установлению дружеских связей со сверстниками или ребятами старшего возраста - упорное (иногда бессмысленное) отстаивание подростком своей позиции даже неверной - падение авторитета взрослых
Основные изменения, происходящие с младшим подростком по Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой : учебной деятельности (приобретает деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию) ; сферы общения с товарищами ( выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе) ; взросления (как новообразования младшего подросткового периода) ; овладения этическими нормами поведения (понятие «хорошего товарища»), оцениваемых в отношении себя самого.
Методы самовоспитания в подростковом возрасте : самопознание самообладание самонаблюдение самоутверждение самоанализ самоконтроль самооценивание самовнушение самосравнение самопринуждение самостимулирование самопоощерение самонаказание самоодобрение
Личностное развитие в младшем подростковом возрасте формируется на : - волевых качествах - деловых качествах - достижением психического развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста"
Цель родительского собрания: Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте, сформировать воспитательные подходы.Одна из самых актуальных проблем совр...
Возрастные особенности младшего подросткового возраста
Тема: «Возрастные особенности младшего подросткового возраста»Анатомо-физиологические особенности детей.Психологические особенности младшего подросткового возраста.Подростковый суицид....
Родительское собрание 4 класс "Особенности развития учащихся младшего подросткового возраста"
Родительское собрание в 4 классе. Освещает проблемы воспитания учащихся младшего подросткового возраста....
Родительское собрание : Психологические особенности младшего подросткового возраста
Центральным новообразованием младшего подросткового возраста считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере ...
Родительское собрание "Особенности начала подросткового возраста"
Цель: познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. Задачи: • способствовать просвещению родителей...
Родительское собрание "Воспитание нравственных привычек у детей младшего школьного возраста"
Сценарий общешкольного родительского собрания (аудитория родители учащихся 1 - 4 классов)...
Авторская разработка. Материал для родителей "Особенности младшего подросткового возраста"
В статье приведена инфомация для родителей учащихся 3-4 классов для выступления на родительском собрании или для проведения группового/индивидуального консультирования. Данный материал является практи...