Родительское собрание в 4 классе: "Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста"
консультация (4 класс) по теме

Гараева Светлана Станиславовна

В данной работе представлены психолого-педагигические особенности младшего подрасткового возраста 10-12 лет. Поможет родителям познакомиться  подростковым возрастом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_4.docx27.01 КБ
Файл roditelskoe_sobranie_v_4_klasse.pptx147.14 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 4 «А» классе

Республика Бурятия г. Улан-Удэ  МАОУ СОШ №4

учитель: Гараева Светлана Станиславовна

Тема: « Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста »

Цель: познакомить родителей с анатомо-физиологическими особенностями организма 10-12 лет, дать психолого-педагогическую характеристику младшему подростковому возрасту, определить пути взаимодействия родителей и школы с новым «кризисным» этапом, провести анкетирование родителей переходного этапа из младшего школьного возраста в младший подростковый возраст.

Ход собрания

Повестка родительского собрания:

  1. анатомо-физиологические особенности 10-12 лет;
  2. психолого-педагогические особенности 10-12 лет;
  3. методы самовоспитания (возрастные особенности подражания);
  4. успеваемость по предметам (устранение пробелов по основным предметам);
  5. оказание помощи в дополнительных занятиях в школе и дома;
  6. организационные вопросы.

   Выступление учителя.

  1. Для детей этого возраста характерно большее психофизиологическое развитие организма: интенсивное развитие внутреннего торможения приводит к установлению равновесия нервных процессов в ЦНС; функционально созревает двигательный анализатор; укрепляется костная ткань, растут и качественно изменяются мышцы - все это дает основу для хорошей двигательной координации. Улучшается деятельность сердечнососудистой (СС) системы. Регулярные тренировки стабилизируют вегетативную нервную систему, что, наряду с совершенствованием СС системы, позволяет справляться с нагрузкой. Внешне дети выглядят неутомимыми, но им лучше всего подходят не большие, а прерывисто-переменные нагрузки средней интенсивности, направленные на развитие общей выносливости. Долго сосредоточивать внимание на одном виде деятельности дети еще не могут.
  2. Психология младшего подросткового возраста сравнительно недавно стала выделятся как самостоятельная область исследования в возрастной и педагогической психологии.

 По свидетельству Г.А. Цукерман, в современных периодизациях развития

интервал 10–12 лет – «ничья земля».  Одни  ученые рассматривают этот возрастной интервал как завершение детства (черты 8-10- летних, другие видят все зачатки отрочества.

 «Психология подростка», хотя появляется все больше эмпирических свидетельств тому, что психофизическое, умственное, социальное и эмоциональное развитие именно в этом возрастном интервале отличается качественным своеобразием и во многом определяет все дальнейшие особенности взросления.

Д.И. Фельдштейн  называет первую стадию подросткового возраста, которая, по его мнению, приходится на возраст 10–12 лет, локально-капризной. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низка самооценка, нередко выраженное неприятия себя (34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью  отрицательные характеристики), возрастает депрессивная направленность личности. Наблюдается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость и забывчивость. Дисциплинарный контроль становится ключевым в отношениях учителя и учащихся. Контроль гораздо более жесткий , чем в других возрастных группах. Изменения обусловленны взрослением во всех социальных системах особенно в семье и школе.

Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще несовершенна: дети воспринимают внешние предметы и явления неточно, выделяя в них случайные признаки и особенности,  привлекшие их внимание.
Особенностью внимания младших школьников является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изучаемом явлении.
Память у младших школьников имеет наглядно-образный характер: дети лучше запоминают внешние особенности изучаемых предметов, чем их логическую смысловую сущность.                                                                         Запоминание, в основном, носит механический характер, основанный на силе впечатления или на многократном повторении акта восприятия. В связи с этим и процесс воспроизведения, заученного у младших школьников, отличается неточностью, большим количеством ошибок, заученное недолго удерживается в памяти.
Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью. И причина этого, главным образом, в недостаточности знаний об общих закономерностях природы и общества.
 Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Объяснение должно быть просто по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы, понятия. Закреплять восприятие практическими действиями и с помощью слова.
Особенности эмоций: непосредственный характер, яркое внешнее выражение в мимике, движениях, возгласах. Дети этого возраста пока еще не способны скрывать свои эмоциональные состояния, они стихийно им поддаются. Эмоциональное состояние быстро меняется как по интенсивности, так и по характеру. Дети не способны контролировать и сдерживать эмоции, если это требуется обстоятельствами. Они не могут пока выдвигать отдаленные цели, требующие для их достижения промежуточных действий. Одни цели у них быстро сменяются другими. Поэтому у ребят необходимо воспитывать устойчивую целеустремленность, выдержку, инициативность, самостоятельность, решительность.

Подростковый возраст охватывает период от 10-12 до 14-15 лет. Писательница Елена Кононенко правдиво охарактеризовала сложность и противоречивость подросткового возраста:” Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанах и охотно заглядывает на витрины игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить строить планы”.                                                                                                                       Для этого возраста свойственно:

- тяга к романтике и самоутверждению;

- частая смена настроения ( беспричинная грусть, слезы, обиды);

 - повышается эмоциональная реакция (даже на незначительные события);

- стремление  к установлению дружеских связей со сверстниками или    ребятами старшего возраста;                                                                                   - упорное (иногда бессмысленное) отстаивание подростком своей позиции,          даже неверной;

- падение авторитета взрослых, предпочтение мнению сверстников.

Основные изменения, происходящие с младшим подростком по Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой:

 учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по

саморазвитию и самосовершенствованию;

 сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой

жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких

отношений в коллективе;

 взросления как новообразования младшего подросткового периода –

специфической формы самосознания, социального по своей природе и

проявляющегося в «чувстве взрослости»;

 овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с

понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого.

Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков.

В этом возрасте, в процессе межличностного взаимодействия младших

подростков со сверстниками и значимыми взрослыми происходит рефлексивный оборот на себя.

Важным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. С

его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит

образцы для усвоения поведения и способов общения, строит свои отношения с

людьми, перестраивает свою деятельность. «Чувство взрослости», не

подкрепленное еще реальной ответственностью, – это особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших школьников с миром.

  1. Методы самовоспитания в подростковом возрасте:

- самопознание

- самообладание

- самостимулирование

Личностное развитие в младшем подростковом возрасте формируется на:

- волевых качествах

- деловых качествах

- достижением психического развития                                                                                  Роль занятий физической культурой и спортом в укреплении воли. Самовоспитание волевых качеств личности. Особенности поведения мальчиков-подростков и девочек-подростков, связанные с формированием воли.
Познавательные и творческие интересы подростка как предпосылки к занятиям различными видами деятельности и как источники для формирования у них деловых качеств личности. Особое значение самостоятельности в учении, проявление инициативы и предприимчивости в учебных делах. Развитие деловитости и организаторских способностей. Использование учебно-дидактических деловых игр для развития соответствующих качеств личности у детей-подростков.
Успехи в развитии познавательных процессов и интеллекта в целом. Противоречия в интеллектуальном и личностном развитии как потенциальный источник конфликтов в подростковом возрасте. Способы предупреждения и снятия конфликтов через ускоренное личностное развитие ребенка. Естественные интересы и потребности подростков, их использование в учебно-воспитательной работе. Самосознание подростка. Волевые, деловые, моральные и другие качества личности подростка. Дифференциация и появление избирательности в межличностных отношениях. Подростковые изменения в сфере межличностного восприятия.
                                                                          Таким образом,  подростковом возрасте, сензитивном для целого ряда новообразований, активно формируется новый уровень самосознания, что делает возможным осмысленное конструирование своего мировоззрения, системы ценностей и Я-концепции, подростка. с сохранным здоровьем и ограниченными возможностями. (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, И.С. Кон, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон).

Литература:

1. Педагогическая психология: Методы и тесты / Авторы-сост. М.В. Демиденко, А.И.

Клюева. Самара: Бахрах-М., 2004. С. 137–139.

2. Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М., 1995.

3. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.

4. Немов Р.С. Психология в 3-х книгах глава 14. М., 2002.

5. Айсмонтас Б.Б. педагогическая психология.М., Владос 2002.

Resource id #4574

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в 4 классе Тема : «Психолого-педагогические особенности младшего подросткового возраста» Республика Бурятия г. Улан-Удэ Учитель : Гараева Светлана Станиславовна

Слайд 2

Цель : Познакомить родителей с анатомо-физиологическими особенностями организма 10-12 лет, дать психолого - педагогическую характеристику подростковому возрасту, определить пути взаимодействия родителей и школы с новым «кризисным» этапом, провести анкетирование родителей переходного этапа из младшего школьного возраста в младший подростковый возраст.

Слайд 3

Психология младшего подросткового возраста : По свидетельству Г.А.Цукерман в периодизации развития интервал 10-12 лет – «ничья земля» (черты 8-10 –летних или зачатки отрочества) . Д.И. Фельдштейн называет первую стадию подросткового возраста- локально-капризной.

Слайд 4

Анатомо-физиологические особенности младшего подросткового возраста : большое психофизиологическое развитие организма, интенсивное развитие внутреннего торможения нервных процессов в ЦНС, укрепление костной ткани, мышечной ткани, улучшение деятельности сердечнососудистой системы, внимание остается непроизвольным.

Слайд 5

Психологические процессы Восприятие и наблюдение Внимание в нешние предметы и носит я вления выражены неточно непроизвольный в ыделяют признаки и характер о собенности, привлекшие их внимание память наглядно-образная

Слайд 6

Психологические процессы : Запоминание Мышление носит наглядно-образный м еханический характер характер Эмоции непосредственный характер (выражен в мимике, движениях, возгласах)

Слайд 7

Елена Викторовна Кононенко (украинская писательница) говорила о подростковом возрасте : «Человек уже не ребенок, хотя подчас ходит в коротких штанишках и охотно заглядывает на витрины игрушек. И человек еще не юноша, хотя уже дерзает критически мыслить, строить планы».

Слайд 8

Для этого возраста свойственно : - тяга к романтике и самоутверждению - частая смена настроения (грубость, слезы, обида) - повышенная эмоциональная реакция - стремление к установлению дружеских связей со сверстниками или ребятами старшего возраста - упорное (иногда бессмысленное) отстаивание подростком своей позиции даже неверной - падение авторитета взрослых

Слайд 9

Основные изменения, происходящие с младшим подростком по Д.Б. Эльконину и Т.В. Драгуновой : учебной деятельности (приобретает деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию) ; сферы общения с товарищами ( выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе) ; взросления (как новообразования младшего подросткового периода) ; овладения этическими нормами поведения (понятие «хорошего товарища»), оцениваемых в отношении себя самого.

Слайд 10

Методы самовоспитания в подростковом возрасте : самопознание самообладание самонаблюдение самоутверждение самоанализ самоконтроль самооценивание самовнушение самосравнение самопринуждение самостимулирование самопоощерение самонаказание самоодобрение

Слайд 11

Личностное развитие в младшем подростковом возрасте формируется на : - волевых качествах - деловых качествах - достижением психического развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Профилактика вредных привычек у детей младшего школьного возраста"

Цель родительского собрания: Информировать родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте, сформировать воспитательные подходы.Одна из самых актуальных проблем совр...

Возрастные особенности младшего подросткового возраста

Тема: «Возрастные особенности младшего подросткового возраста»Анатомо-физиологические особенности детей.Психологические особенности младшего подросткового возраста.Подростковый суицид....

Родительское собрание 4 класс "Особенности развития учащихся младшего подросткового возраста"

Родительское собрание в 4 классе. Освещает проблемы воспитания учащихся младшего подросткового возраста....

Родительское собрание : Психологические особенности младшего подросткового возраста

Центральным новообразованием младшего подросткового возраста  считается чувство взрослости – отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере ...

Родительское собрание "Особенности начала подросткового возраста"

Цель: познакомить родителей с особенностями подросткового возраста, наметить пути возможного решения проблем и конфликтов в данный период развития. Задачи: • способствовать просвещению родителей...

Родительское собрание "Воспитание нравственных привычек у детей младшего школьного возраста"

Сценарий   общешкольного родительского собрания (аудитория родители учащихся 1 - 4 классов)...

Авторская разработка. Материал для родителей "Особенности младшего подросткового возраста"

В статье приведена инфомация для родителей учащихся 3-4 классов для выступления на родительском собрании или для проведения группового/индивидуального консультирования. Данный материал является практи...