Основные проблемы развития духовно - нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.
статья (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.
Пробить сердце. Вот глубокое рассуждение
ибо что такое “пробить сердце”?
— Привить нравственность, жажду нравственности. Федор Достоевский
Введение.
В современном мире невозможно развитие и существование общества без полноценного, шагающего в ногу со временем образования и воспитания. Задачей каждого педагога является воспитание разумного, духовно-нравственного человека. В настоящее время перед обществом стоит острая проблема – моральная деградация общества, национализм, разрушение фундамента нравственности. Эти проблемы и предстоит решить с помощью уроков ОРКСЭ, которые формируют у детей младшего школьного возраста мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Основная часть.
События последних лет чётко подтверждает состояние современного общества. Невозможно не остановиться на некоторых из них. В школе ученики открыто издеваются над пожилым учителем или своим же одноклассником и что более цинично – записывают на видеокамеру, а затем выкладывают в сеть Интернет. Матери хладнокровно убивают своих детей, а затем с «обеспокоенным » видом принимают участие в их «розыске». Под видом панк-молебна оскверняется главный храм страны! И такие случаи, как ни печально это констатировать, можно продолжать. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности и безверии, жестокости и агрессивности.
Что мы сейчас видим под нравственностью: только лишь внешние приличия или внутреннюю основу побуждений? Для чего нашим ученикам духовность и нравственность?
Воспитательный процесс в рамках комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство учащихся с духовными традициями народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны, а также с основами светской этики. Все это преследует общую цель: нравственное воспитание российских школьников на основе традиционных идеалов и ценностей, развитие их интереса к окружающему миру, формирование уважительного отношения к представителям различных конфессий, укрепление толерантных отношений между участниками образовательного процесса, оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе и семье.
В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и школу, где собственно и закладываются основания гражданственности и патриотизма будущих поколений. Содержание курса позволяет укреплять связи родителей со школой, влиять на взаимоотношение детей и родителей в семье посредством совместного выполнения домашних заданий, предусмотренных программой. Родителям предоставлена возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые дает их детям новый учебный курс и вызывает интерес в их семьях. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности. При выполнении таких заданий как интервью, написание эссе, подготовке выступления на итоговом мероприятии, подборе иллюстративного материала с целью получения информации дети обращаются к членам своей семьи. Много интересного о прошлом они узнают у родителей, которые помогают детям познать тайны природы, приобщают детей к истокам народного творчества, учат родному языку. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.
В сложившейся ситуации можно найти выход с помощью семьи и школы. Виссарион Белинский говорил: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное». В рамках данного курса дается характеристика общечеловеческих ценностей и основных религий мира. На данных занятиях учащиеся будут давать оценку своим действиям и поступкам людей, одноклассников, друзей с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, мудрости и глупости, дружбы и долга, милосердия и жестокости. На уроках литературного чтения у детей возникает такая потребность, но часто не хватает одного урока поразмышлять над такими понятиями как честь, достоинство, вера, добродетель, порок. Поэтому очень хорошо, что появится возможность в виде урока ОРКСЭ для реализации этих потребностей.
У С. Маршака есть такие строчки: «Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет!» Для детей были непривычны словосочетания добрый ум и умное сердце. Им гораздо ближе и созвучнее доброе сердце. Но в процессе беседы дети понимают, что ум без доброты может быть направлен на недобрые дела, а в сердце, кроме добра, должна быть и смелость, и ум. Ведь смелость без ума и доброты может стать ничем не оправданной лихостью. Лихость может привести к беде. Доброта же без ума и смелости также мало полезны. И я думаю, что такого рода беседы пойдут только на благо учащимся, особенно в курсе светской этики, который был выбран родителями моего класса.
На уроках ОРКСЭ учитель проводит целенаправленную работу над формированием моральных мотивов и их дальнейшем развитии. Ведь именно моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять о соответствующем поведении в обществе.
Используя различные приемы и методы учебной деятельности (чтение и анализ притч, басен, этические беседы, разъяснения, диспуты, игровые формы, презентации, ИКТ, интервью со сверстниками, уроки-экскурсии, викторины и конкурсные мероприятия, проектную деятельность), педагог поможет «раскрыться» моральным качествам учеников. Конечно, необходима помощь родителей. Совместная работа детей и родителей содействует сохранению и упрочнению семьи, а также оказывает помощь в вопросах воспитания и обучения детей.
Заключение.
Обратимся к темам уроков. Сами темы говорят о высоком воспитательном значении. Эти уроки учат делать моральный выбор – выбор между добром и злом; помогают осознавать своё поведение и объясняют поступки других людей, а значит, учат тому, как сделать лучше свою жизнь и жизнь окружающих людей.
Приведу примеры выводов и открытий ребят на уроках ОРКСЭ: «Как, оказывается, важно уметь правильно слушать и понимать, тогда все по-другому»; «У каждого человека есть духовный мир!»; «Как трудно быть справедливым, но людям это нужно»; «Уроки меня учат, что надо выбирать свой путь в жизни»; «Личность всегда уникальна, всегда незаменима, ценна»; «Я понял, кто такой эгоист и постараюсь им не быть»..
Нравственные качества, основанные на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку закладываются именно на уроках ОРКСЭ.
Я считаю, что данный курс поможет учащимся продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Жмыхова И. И.
МОУ СОШ № 218
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Духовно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте.
Костромина Ольга ВладимировнаУчитель начальных классовГБОУ СОШ № 121 г. Санкт-ПетербургДуховно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте. Духовно-нравственное воспитание...
Эссе "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения."
В современном мире невозможно развитие и существование общества без полноценного, шагающего в ногу со временем образования и воспитания. Задачей каждого педагога является воспитание разумного, духовно...
Публикация на тему: "Актуальность проблемы развития духовно-нравственной культуры детей младшего школьного возраста и опыт их решения"
Из опыта работы...
«Основы Православной культуры» как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
ull; Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей.• Воспитани...
Развитие духовно-нравственной культуры младших школьников посредством реализации межпредметных связей.
О важности реализации метапредметных связей для оптимального достижения поставленных целей в процессе обучения....
Выступление-доклад на заседание МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения"
Выступление-доклад на заседание МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения"...
Выступление - доклад на МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения."
Выступление - доклад на МО учителей начальных классов на тему: "Основные проблемы развития духовно – нравственной культуры в младшем возрасте и пути их решения."...