Статья "Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"
статья на тему
В статье можно узнать о многочисленных играх для детей дошкольного возраста: сюжетно- ролевых и играх с правилами, об их значении в развитии дошкольников. Автор статьи делится опытом работы по созданию и оборудованию предметно- развивающей среды для полноценной игровой деятельности, созданной в своём учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья "Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО" | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
Потимко С.В.
Структурное подразделение МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2»- «Детский сад»
Современное образование и общество диктует нам новые требования и условия для работы с детьми дошкольного возраста, поэтому нам воспитателям необходимо идти в ногу со временем. Согласно ФГОС образовательная деятельность в детском саду осуществляется через игру, потому что именно игра выдвигается на первое место, как одно из самых важных действий, через которые педагоги решают определённые задачи, включая и образовательные.
Игра является особенной деятельностью, которая совершенствуется в дошкольном возрасте и присутствует в течение всей жизни человека. Не удивительно, что тема игры в дошкольном возрасте всегда привлекала и привлекает к себе внимание многих ученых, педагогов и психологов.
В исследованиях А. Н. Леонтьева, А.В. Запорожцева, Л. С. Выготского, Д.Б. Эльконина игра выступает как ведущий вид деятельности, которая развивается под воздействием социальных аспектов жизни. Во-первых, игра является принадлежностью дошкольного периода, во-вторых — элементом системы воспитания, с помощью которого решаются многие задачи воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Игра представляет собой ведущую деятельность, так в игре формируются возрастные новообразования, происходит успешная социализация и подготовка ребёнка к школьной жизни. [4]
Сменить игру другой деятельностью в дошкольном возрасте просто не возможно. Игра для дошкольника становится смыслом его развития: он умственно развивается, физически укрепляется, в процессе игры общается. Если ребёнок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, о природе, о социальной сфере. И наоборот, овладевая в игре определёнными навыками и умениями, вживаясь в роль других персонажей, ребёнок обогащает свою личность и в дальнейшем способен решить всевозможные трудности в своём развитии.[6]
Все многочисленные игры детей дошкольного возраста можно разделить на 2 отдельные группы: игры с правилами и сюжетно-ролевые (творческие) игры. К играм с правилами относят подвижные игры и дидактические.
Огромное значение для детей имеют игры, которые они придумывают сами. В них они отображают то, что их окружает. Не зря сюжетно-ролевую игру называют королевой игр. Она развивает потенциальные возможности детей, имеет решающее значение для психического развития ребёнка, развивает интеллект (4). Действия, придуманные детьми в игре, обретают реальность: если они играют с различными игрушками, то душевно переживают, заботясь о них. Или, например, в игре «Повар», дети варят суп, как это делает мама. Играя в «Летчика», понимают, что он ненастоящий, но ведут себя смело, не боясь никаких опасностей, и с гордостью выполняют те или иные действия.
Роль дидактических игр в образовательном процессе просто неоценима. Дидактические игры способствуют более глубокому и осмысленного познания детьми дошкольного возраста окружающей действительности [1].Ведь именно для обучения через игру и были созданы дидактические игры. Их главная особенность состоит в том, что определённое задание даётся детям в игровой форме. И дети в процессе игры даже не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками ,учатся культуре общения. Поэтому игру следует использовать как своеобразный мостик между учебной и самостоятельной игровой деятельностью.
С помощью дидактической игры развиваются все психические процессы, такие как мышление, воображение, речь и особенно память.
Дидактическая игра необходима, так как она создает положительный эмоциональный фон. Именно в ней формируются необходимые детям социальные навыки, она делает жизнь ребенка увлекательной, соответствующей его потребностям. [3]
Также особенно в дошкольном возрасте важны и подвижные игры. В настоящее время дети всё больше и больше начинают увлекаться компьютерными играми. А игры с активным физическим компонентом отходят на второй план. Поэтому необходимо постоянно поддерживать интерес к таким играм. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. В исследованиях ряда авторов экспериментально доказана эффективность физического развития детей дошкольного возраста, построенного на преимущественном использовании традиционных подвижных игр[5] . Эти игры просты в организации, всегда интересны детям и эффективны не только для физического развития, но и социального и интеллектуального, так как многие из них требуют смекалки, скорости реакции, внимательности. Подвижные игры вырабатывают у детей сосредоточенность внимания при запоминании движений, точность движений, ловкость и скорость движений, умение выполнять движения в одном темпе с коллективом, волевые качества: выдержку, смелость, умение преодолеть трудности, умение не уклоняться от правил, переживать победу или поражение.
В нашем учреждении создана предметно-развивающая среда для полноценной игровой деятельности. Подвижные игры мы проводим в течении всего дня: в организованной деятельности, во время прогулки, в режимных моментах. В нашем детском саду оснащен различным спортивным инвентарём физкультурный зал, отдельно организован музыкальный зал, где дети с большим удовольствием занимаются пением, игрой на различных музыкальных инструментах. В группах оборудованы центры театрализованной деятельности, где дети с интересом обыгрывают небольшие сказки, инсценируют различные сюжеты используя настольный, пальчиковый театры. Все группы нашего сада оснащены уголками экспериментирования, где дети под руководством воспитателей проводят различные опыты с песком, водой, воздухом. В книжных уголках собраны самые разнообразные книги с яркими иллюстрациями, настольно-печатные игры. Экологический центр создан для познания детьми окружающей природы, где имеются дидактические игры. В центрах развивающих игр собраны игры на развитие мелкой моторики, воображения, памяти. Для художественно-эстетического развития в центрах творчества дети с удовольствием рисуют, лепят, создают различные аппликации. Все игры проходят под непосредственным руководством воспитателей.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что игра тесно взаимосвязана со всеми сторонами образовательной и воспитательной деятельностью детского сада. Дошкольники не замечают особых затруднений в образовательной деятельности, если она проходит интересней, насыщенней и в игровой форме.В рамкам реализации ФГОС работа по данному вопросу будет продолжена. Ведь именно в игре можно очень многому научить детей.
Список использованной литературы
1.Артемова Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников .- М.: Просвещение, 1992.
2.Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987г.
3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 1991г.
4.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников6 2-5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. - М.: ВАКО, 2011 г.
5. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002
6.Печерова А.В. Развивающие игры для дошкольников.- М.: ВАКО, 2010.
7.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден 17 октября 2013 г Приказом № 1155 Министерства образования РФ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Надпредметный курс "Мир деятельности" как средство формирования УУД в условиях реализации ФГОС"(тема самообразования 2012-2016уч.год).
учителям начальных классов...
Формирование социально активной личности школьника средствами культурно-досуговой деятельности в условиях реализации ФГОС
выступление на семинаре классных руководителей...
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".
Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...
Преемственность и непрерывность образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
Выступление на МО учителей начальных классов...
Творческий отчёт на тему: «Формирование творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО»
Актуальность опыта.В настоящее время методическая литература, посвященная театрально-игровой деятельности, обогатилась рядом работ, охватывающих самые разнообразные стороны театрализованной деятельнос...
Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г.
Программа семинара-практикума «Преемственность форм организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО» 19.11-20.11. 2019 г....
Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования
В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения здоровьесберегающих технологий в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего...