Конспект занятия: "Язык-орган вкуса"
план-конспект на тему
Предварительный просмотр:
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
«Язык - орган вкуса».
Возраст воспитанников: старший дошкольный (5-6 лет)
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Формировать у детей представления о значении органа вкуса.
Задачи:
- Создавать условие для развития познавательно – исследовательского интереса;
- Способствовать осознанию детьми необходимости языка, как органа чувств, при восприятии окружающего мира;
- Обогащать детей сенсорный опыт, знакомя детей с новыми способами обследования органов чувств;
- Продолжать развивать умение понимать поставленную задачу и способы ее достижения;
- Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;
- Приобщать их к ценностям здорового образа жизни;
- Воспитывать любознательность, бережное и осознанное отношение к своему здоровью.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Дети в группе играют в развивающих центрах. Вдруг слышится звонок телефона. На экране появляется Профессор Знайка. Видеофрагмент: Ребята, я должен выступить на заседании коллегии с докладом: «Язык - орган вкуса», но я не успеваю его подготовить. У меня есть все необходимое для исследований и проведения экспериментов, а вот времени совсем мало. Надо провести опыты и сделать выводы о том, что человеку помогает ощутить вкус. Воспитатель: Как выйти из положения в такой ситуации? А как мы можем помочь? Надо провести эксперименты, наблюдения и сделать выводы! |
-Ребята, хотите узнать, что происходит?
-Я рада, что вы откликнулись на просьбу о помощи. -Согласна, давайте проведем эксперименты и сделаем выводы. |
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
Воспитатель: -Профессор Знайка прислал все необходимое для исследования органа вкуса. Открываем чемоданчик, рассматриваем вместе с детьми содержимое: стаканчики, сахар, подносы, салфетка, щетки: для одежды, обуви, волос, зубов, языка, тела, пыли. -Вероятно, все эти вещи необходимы для исследования. -Где мы разместим столы, стульчики чтобы было всем удобно проводить исследования? Дети с воспитателем организуют пространство для проведения исследований. -Пора приступать к работе! | -Спасибо за интересную идею. -Да, согласна, с вашим выбором. В случае затруднения, воспитатель помогает выбрать место размещения. Если дети не проявляют инициативы: «Нам надо расположить материалы для исследования .» -Отличная идея! -Я уверена, что у вас получится! |
Дети раскладывают: Поднос с пластиковыми стаканчиками, наполненными водой (с растворенным сахаром, с лимоном, с солью);Салфетка тканевая, сахар - рафинад; Щетки: для одежды, обуви, волос, зубов, языка, тела, пыли. |
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
-Ребята, напомните мне, пожалуйста, правила безопасного поведения при проведении опытов. - Приступай к опыту только после объяснения последовательности его проведения и с разрешения воспитателя. - Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить. - Закончив работу, проверь состояние оборудования, инвентаря, очисти его, убери на место. Приведи рабочее место в порядок. Приведи в порядок свою одежду. Приступаем к исследованиям и опытам. Эксперимент 1: Цель: Определить вкус с помощью рецепторов языка. - Как определить в каком стакане водичка кислая, в каком сладкая? (надо попробовать) Вывод: Нам удалось определить вкус воды с помощью ощущения вкуса. И помогает нам в этом язычок. Благодаря тому, что язык имеет вкусовые рецепторы, мы отличаем различные вкусы. СЛАЙД Воспитатель: - Я читала в энциклопедии, что можно увидеть вкусовые рецепторы, если рассмотреть язычок. Как это сделать? Какой предмет нам понадобится? (зеркало) - Что вы видите на поверхности язычка? Он шершавый. На нем бугорки. СЛАЙД Язык отличает вкусы рецепторами На поверхности язычка находятся тысячи маленьких бугорков - внутри них и находятся вкусовые рецепторы. Они распознают вкус. Бугорочки на кончике языка чувствуют сладкое и солёное. Бугорочки, расположенные по бокам языка, чувствуют кислое, а находящиеся в задней части – горькое. Эксперимент 2: Цель: Определить, что для распознавания вкуса пища должна смочиться слюной. Воспитатель: - Высунь язычок и тщательно промокни его салфеткой. - Закрой глазки, положи на кончик язычка кусочек продукта, ротик не закрывай, попробуй ощутить вкус этого продукта. - А теперь закрой рот попробуй смочить этот продукт слюной - Когда вы почувствовали вкус? - Вы догадались, что это было? Вывод: Язык во рту все время влажный. Сложно вытереть язык насухо, он сразу начинает выделять слюну. Чтобы почувствовать вкус вещества, надо чтобы оно соприкоснулось с жидкостью, слюной. Язык выделяет слюну, необходимую для разжижения продуктов и различения вкуса. Рецепторы язычка лучше воспринимают жидкую пищу, поэтому её нужно хорошо пережёвывать, чтобы она смачивалась слюной. Эксперимент 3 Цель: Определить, что на языке появляется налет и язык нуждается в гигиенических процедурах - чистке и полоскании. Воспитатель: -Ребята, а что еще прислал нам Знайка? (разные шетки) СЛАЙД -Для чего нужны щетки? -Есть ли среди них щетка для языка? -Почему языку понадобилась щетка? - В течение дня на языке, как и на зубах, образуется налет. Язычок от налета надо очищать. Тогда язычок лучше будет чувствовать вкусы. -Как вы думаете, как надо очищать налет, чтобы не повредить язык? -Перед вами макеты язычков - Покажите на макетах как вы будете очищать язык? А теперь попробуйте намазать макеты язычков клеем и посыпать крупой. Крупа - это налет. - Возьмите щеточку и очистите язычок от налета движением сверху вниз, чтобы не повредить бугорочки. -Как вы считаете у нас уже достаточно интересных результатов для Знайки? -Наши дальнейшие действия? Отправляем результаты исследований профессору. | Если дети перечисляют правила: -Я очень рада, что мы их друг другу напомнили. -Здорово! Согласна! Надо попробовать! -Я рада, что вы догадались, что увидеть можно, посмотрев в зеркало. -Какие вы наблюдательные! -И я увидела в зеркале тоже самое. -Молодцы! У Вас хорошо получается! -Вы правильно все делаете! -Мне нравится как вы справляетесь с заданием! -А ты? (имя ребенка)… -Совершенно верно, вы почувствовали вкус сахара, когда он соединился со слюной и стал таять. -Вы правильно мыслите. -Да, я тоже вижу много разных щеток. -Согласна, каждая щетка выполняет свою работу. -Я тоже считаю, что этой щеткой…. -А ты как думаешь...? -В каком направление ты двигал щетку? -А ты?(имя) -Вы замечательные исследователи. -Вы правильно все делаете! -Замечательно! -Наши результаты сейчас будут доставлены по почте Знайке. |
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание | Обратная связь на высказывание детей |
-Ребята, мы смогли помочь профессору Знайке собрать материалы исследований к докладу «Язык – орган вкуса»? -Как вы помогали? -Какие опыты мы с вами провели? -Какой для вас был самый интересный? -Что нового вы узнали о язычке? - -Вы хотели бы о язычке рассказать родителям или друзьям? Видеофрагмент. Профессор Знайка говорит: - Огромное спасибо вам, ребята. Без ваших результатов мой доклад был бы не полный. Вы мне очень помогли! До новых встреч! | -Мне очень понравилось, как вы помогали. -Я тоже очень рада и довольна! -Мне тоже понравился этот опыт. -Я рада, что вы хотите рассказать маме и папе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по письму 3 класс по теме: Определение предметов по цвету, вкусу и форме.
Упражнять в определении предметов по их признакам; Развивать умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов, задавать вопросы к словам-признакам...
Конспект внеклассного занятия по программе Безруких М. М., Филипповой Т. А., Макеевой А. Г. «Разговор о правильном питании» по теме: «На вкус и цвет товарищей нет»
Конспект внеклассного занятия по программе Безруких М. М., Филипповой Т. А., Макеевой А. Г. «Разговор о правильном питании»по теме: «На вкус и цвет товарищей нет» 2 класс....
Конспект урока по окружающему миру "Органы вкуса, обоняния и осязания"
Конспект урока по окружающему миру "Органы вкуса, обоняния и осязания"...
Конспект урока по русскому языку на тему "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме". (3 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида...
"На вкус и цвет - товарищей нет" конспект занятия
Конспект занятия по теме: "На вкус и цвет товарищей нет" предназначен для учителей начальных классов реализующие программу "Разговор о правильном питании"...
Конспект урока «Мир природы и человека» Тема: Свойства воды (вода прозрачна, течет, не имеет формы, без вкуса и запаха).
1 класс «Мир природы и человека»Тема: Свойства воды (вода прозрачна, течет, не имеет формы, без вкуса и запаха)....
Конспект к уроку "Вкус хлеба"
Конспект к уроку "Вкус хлеба"...