Конспект к уроку "Вкус хлеба"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Конспект к уроку  "Вкус хлеба"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka_vkus_hleba.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Сообщение цели урока.

-Продолжим работать над украинской сказкой «Колосок».

-Но есть и другая цель урока: мы будем говорить о хлебе. ( Показ, на плакате «Его Величество-Хлеб»).

-Прочитайте название плаката.

-Как вы думаете, почему так обращаются к хлебу?

  1. Проверка домашнего задания.

а ).-Назовите действующих лиц сказки.

-Чтобы правильно читать, кратко охарактеризуйте героев сказки.

На доске: Петушок ( какой? ) ...( спокойный, терпеливый, трудолюбивый, справедливый).

Мышата ( какие?)... ( весёлые, заносчивые, ленивые). -Когда меняется тон речи мышат?

-Почему?

б ).Чтение по ролям частей сказки в масках ( автор, петушок, мышата - 4уч-ка; 8

чел.).

в).Сравнение их чтения.

-Какая 4-ка читала лучше?

-Чем лучше? ( оценки)

  1. Работа по выявлению идейного смысла сказки.
  • Почему народ дал такие имена мышатам?
  • А как относится народ к петушку?
  • Докажите.
  • В каких строчках заключается главный смысл сказки? Прочитайте.
  • Чему учит эта сказка?
  1. Подготовка к пересказу сказки.

На доске:        Как пирожки на стол пришли.

( 1 ) Петушок нашёл колосок.

( 3 )        отнёс на мельницу и смолол муку.

( 2 )        обмолотил колосок.

( 6 )        нарубил дров.

( 4 )        замесил тесто.

( 8 )        испёк пирожки.

( 5 )        сготовил пирожки.

( 7 )        затопил печь.

-Установите последовательность действий по тексту сказки , как пирожки на стол пришли.

  1. Чтение стихов уч-ся наизусть на тему: « Откуда появился колосок».

-Сейчас ребята прочитают стихи, откуда появился колосок.

тракторов.

За лесами, за лугами Раздаётся в поле гром - Это тракторы плугами Пашут мягкий чернозём.

  1. На широкие долины Вышли ровные машины Глянь в раскрытое окно - Сеют сеялки зерно.
  2. Золотое солнце с неба На посевы пролилось,

Чтобы больше было хлеба,

Чтобы весело жилось.

  1. Перед этой пашнею Шапку скинь, дружок,

Видишь, пробивается Хлебный стебелёк.

        

1 .С крестьянского двора

Вышли в поле трактора.

Далеко в просторе чисто

 Слышен говор тракторов.

За лесами, за лугами

Раздаётся в поле гром –

Это тракторы плугами

Пашут мягкий чернозём.

        2.На широкие долины

Вышли ровные машины

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

3.Золотое солнце с неба

На посевы пролилось,

Чтобы больше было хлеба,

Чтобы весело жилось.

4.Перед этой пашнею

Шапку скинь, дружок,

Видишь, пробивается

Хлебный стебелёк.

Сколько в это зёрнышко

Вложено труда,

Знает только солнышко,

Ветер да вода.

  1. Посеяли хлеб хлеборобы весною Созрел он и стал золотою стеною.

И слышит страна:

- За уборку пора.

6. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

  1. 7.Помните! Хлеб - это труд шахтёра, металлурга, конструктора, химика, всего рабочего класса и крестьянства.

        

                8.        Славится он первый на земле!

Ставится он первый на столе!

                9.        Вот он -

Хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой.

                10. Вот он -

Тёплый, золотистый,

Словно солнцем залитой.

11.В каждый дом,

На каждый стол

Он пожаловал, пришёл.

  1. В нём - здоровье наше, сила,

В нём - чудесное тепло:

Столько рук его растило,

Охраняло, берегло.

  1. В нём - земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нём...

Уплетай за обе щёки - Вырастай богатырём.

  1. Закличка ( исп.мальчики « Солнышко,солнышко,выгляни...).
  2. Хоровод « На горе калина...» ( исполн. Девочки с ложками ).

Звучит мелодия песни « Священная война «. Танцующие замирают в своих позах ( 1 куплет и припев ). Садятся.

  1. Война. Рассказ учителя о блокадном Ленинграде.

- Вам известно, что наша страна пережила тяжёлые годы войны. Выдались годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба.

Блокадный Ленинград. 900 дней и ночей. Но жители города мужественно переносили все трудности, и каждый делал всё нужное для обороны города дело. Сколько умирало ежедневно детей, стариков, женщин только оттого, что в

данную минуту не было даже крошки живительного хлеба. Люди умирали, стоя в очередях за хлебом и прямо на улице, и у себя дома.

( Стихи О.Бергольц).

О ночное воющее небо,

Дрожь земли, обвал невдалеке,

Бедный ленинградский ломтик хлеба —

Он почти не весит на руке.

( Показ. Кусочек хлеба на ладони ).

-Этот кусочек хлеба в 125 граммов - дневной паёк блокадного хлеба.

Хлеб в ту пору был чрезвычайно низкого качества. Вот рецепт блокадного хлеба: 7 частей ржаной муки, бумага, жмых, вытряска из мешков и другие не совсем съедобные составляющие...

Но не было хлеба тогда слаще и желаннее, чем тот горький ленинградский хлеб.

В музейной экспозиции Пискарёвского кладбища имеется увеличенная фотокопия листков записной книжки 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. (Показ. Плакат) Всего 7 записей, 6 - о смерти ( от голода ) близких людей. Седьмую читаю полностью: « Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»

Но и Тане не суждено было выжить. Её вывезли по « Дороге жизни» (показ. Плакат) Ладожского озера на Большую землю, но истощённая голодом , девочка умерла.

10. Литературно-музыкальная композиция о войне.

(К доске выходят мальчики в костюмах с погонами и строятся « свиньёй».)

  1. Как ненавижу я войну,

Уж столько лет она мне снится,

Нарушив сон и тишину,

Всё по ночам ко мне стучится.

Стучатся те кто воевал,

Кто не вернулся с поля боя.

Я каждый день друзей терял

И засыпал в траншее стоя.

  1.                 За этот мир платили мы в боях

Ценой немалою, большой ценою:

Четыре страшных года на плечах

Пронёс не кто-нибудь, а мы с тобою.

(Мальчики исполн. Песню «Баллада о солдате» Колмановского. Девочки встают и исполн. Вместе с ними 2-ой куплет. Садятся)

                

  1. Война закончилась,

Но песней опалённой

Над каждым домом

До сих пор она кружит,

И не забыли мы,

Что много миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб нам с тобою жить.

  1. Поклонимся великим тем годам,

Всем нашим командирам и бойцам,

  1. Всем маршалам страны и рядовым,

Поклонимся всем мёртвым и живым.

(Все садятся.)

  1. Работа с выставкой рисунков.

- Ребята не забывают о войне. Они читают литературные произведения о войне, рисуют рисунки. И вот сегодня они тоже нарисовали о войне, посвятив их 70-летию Великой Победы.

  1. Переход к мирной жизни.
  1. Кто сказал: «Всё сгорело дотла,

Больше в землю не бросите семя!»?

Кто сказал, что земля умерла?

Нет, она затаилась на время!

-Вернулась мирная жизнь. Мы едим хлеб и не считаем его чудом. И это хорошо, что не считаем. Хорошо, что чудо стало таким обыкновенным. Значит, мы живём богато, счастливо.

Живая газета.

1.Про школьную и хлебную жизнь,

  1. Про то и про это

1 .Расскажет вам   наша

1 -2. Живая газета.

  1. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

        

1-2. Знаете ли вы, что...

        4. Если корни одного и того же ржаного куста вытянуть в прямую линию, то она протянется от Москвы до Санкт-Петербурга.

        5. Один из самых удивительных на земле запахов - это запах свежеиспечённого хлеба. А вот почему хлеб вкусно пахнет? Оказывается, запах хлеба - один из самых богатых и сложных по составу. Возникает он при взаимодействии более 60 ароматических элементов.

        

        6.В нашей стране ежедневно выпекается хлеба около 800 различных наименований

        7.Для выпечки 1 нарезного батона требуется мука от помола 10 000 зёрен.

1-2. Из истории школы №707.

8-9. В нашей школе 526 учащихся. Ежедневно выбрасывается 500 г хлеба. Это цена недоеденных кусочков.

1-2. Полезные советы.

  1. Чтобы вкусный каравай каждый день был у вас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила поль
  2. зования хлебом:
  3. Возьми хлеба столько, сколько ты съешь.
  4. Из чёрствого хлеба умей приготовить вкусное блюдо.
  5. Объясняй эти правила младшим товарищам.
  6. Оставшиеся от обеда хлебные крошки смахни в ладошки и отдай птичкам.

        

Сластёна.

Я - Сластёна!

Я - Сластёна!

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и макаронов,

Хлеба тоже не хочу!

Хочу халвы! Хочу пирожных! Хочу мороженого! Хочу конфет!

Хочу! Хочу! Хочу!

Подумаешь - хлеб!

Ведущий. Может быть, кто-нибудь тоже думает:«Подумаешь - хлеб! Вот шоколад, мороженое - другое дело!» Так? Так, да не так! Провели опыт: кормили человека целый день одними сладостями. День-два он съедал много сладкого, посмеивался:«Вот как мне повезло!» Через три- четыре дня аппетит его поубавился. Через 5-6 дней он уже не мог смотреть на лакомства. В хлебе есть и белки, и жиры, и углеводы, и витамины.

Сластёна.

Простите меня, я всё поняла.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда!

1-2. Кулинарные советы.

15.Освежить чёрствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.

16.Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики - настоящее лакомство.

17.Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром. Хлеб нарезать тонкими ломтиками, одну сторону намазать растопленным сливочным или растительным маслом, посыпать тёртым сыром, положить другой стороной на сковородку или противень и поставить в духовку, чтобы слегка зарумянилась.

1 -2. Концовка

Учитель читает стих. Николаева « Хлеб «.

Как тот довесок хлеба на песке,

Мы часто в жизни топчем дорогое.

Мальчишка подержал его в руке,

Подкинул вверх и ... наподдал ногою.

Услышал я: « Ведь это тяжкий грех «,-

Слова старушки в сереньком платочке,

И сразу же скрестились взгляды всех

На маленьком растоптанном кусочке.

И, подойдя, уже немолодой,

Седой полковник встал с мальчишкой рядом.

Он тоже рано встретился с бедой,

Когда в село приехал с продотрядом.

Пусть много лет прошло с тех пор,

И был его характер как железо,

Он разве мог не вспомнить, как в упор

В него за хлеб стреляли из обреза.

Не будем всех перебирать подряд,

И я бы мог рассказать мальчишке

Не только то, что люди говорят,

Или о чём рассказывают книжки.

И я сказал ему: я очень рад,

Что ты со мной в той очереди не был,

Когда враги послали в Ленинград снаряд,

Попавший в очередь за хлебом.

Ещё я рассказал ему о тех,

Кто стойко вынес тяжесть обороны.

Последний хлеб делили мы на всех,

Как, может быть, делили лишь патроны.

Я от тебя хочу лишь одного:

Чтоб к хлебу относился ты с любовью,

Ведь люди, чтобы ты имел его,

За хлеб платили собственною кровью.

13. Итог.

                

-Сегодня вы слышали много слов о хлебе. Так скажите, хлеб (какой?).

(Детей и гостей угощают караваем ). Звучит классическая музыка.

Урок окончен.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...

Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.

На уроке  дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений  о профессиях, поймут, почему и ка...

Конспект урока "Про хлеб и кашу" 1 класс. УМК "Перспектива".

На уроке используется технологии: групповой работы, активного продуктивного чтения, система голосования СМАРТ....

Конспект. Цикл бесед о хлебе. Беседа 1.

Внеурочное мероприятие." Беседы о хлебе"...

Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»

Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»...