Конспект к уроку "Вкус хлеба"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
- Сообщение цели урока.
-Продолжим работать над украинской сказкой «Колосок».
-Но есть и другая цель урока: мы будем говорить о хлебе. ( Показ, на плакате «Его Величество-Хлеб»).
-Прочитайте название плаката.
-Как вы думаете, почему так обращаются к хлебу?
- Проверка домашнего задания.
а ).-Назовите действующих лиц сказки.
-Чтобы правильно читать, кратко охарактеризуйте героев сказки.
На доске: Петушок ( какой? ) ...( спокойный, терпеливый, трудолюбивый, справедливый).
Мышата ( какие?)... ( весёлые, заносчивые, ленивые). -Когда меняется тон речи мышат?
-Почему?
б ).Чтение по ролям частей сказки в масках ( автор, петушок, мышата - 4уч-ка; 8
чел.).
в).Сравнение их чтения.
-Какая 4-ка читала лучше?
-Чем лучше? ( оценки)
- Работа по выявлению идейного смысла сказки.
- Почему народ дал такие имена мышатам?
- А как относится народ к петушку?
- Докажите.
- В каких строчках заключается главный смысл сказки? Прочитайте.
- Чему учит эта сказка?
- Подготовка к пересказу сказки.
На доске: Как пирожки на стол пришли.
( 1 ) Петушок нашёл колосок.
( 3 ) отнёс на мельницу и смолол муку.
( 2 ) обмолотил колосок.
( 6 ) нарубил дров.
( 4 ) замесил тесто.
( 8 ) испёк пирожки.
( 5 ) сготовил пирожки.
( 7 ) затопил печь.
-Установите последовательность действий по тексту сказки , как пирожки на стол пришли.
- Чтение стихов уч-ся наизусть на тему: « Откуда появился колосок».
-Сейчас ребята прочитают стихи, откуда появился колосок.
тракторов.
За лесами, за лугами Раздаётся в поле гром - Это тракторы плугами Пашут мягкий чернозём.
- На широкие долины Вышли ровные машины Глянь в раскрытое окно - Сеют сеялки зерно.
- Золотое солнце с неба На посевы пролилось,
Чтобы больше было хлеба,
Чтобы весело жилось.
- Перед этой пашнею Шапку скинь, дружок,
Видишь, пробивается Хлебный стебелёк.
1 .С крестьянского двора
Вышли в поле трактора.
Далеко в просторе чисто
Слышен говор тракторов.
За лесами, за лугами
Раздаётся в поле гром –
Это тракторы плугами
Пашут мягкий чернозём.
2.На широкие долины
Вышли ровные машины
Глянь в раскрытое окно –
Сеют сеялки зерно.
3.Золотое солнце с неба
На посевы пролилось,
Чтобы больше было хлеба,
Чтобы весело жилось.
4.Перед этой пашнею
Шапку скинь, дружок,
Видишь, пробивается
Хлебный стебелёк.
Сколько в это зёрнышко
Вложено труда,
Знает только солнышко,
Ветер да вода.
- Посеяли хлеб хлеборобы весною Созрел он и стал золотою стеною.
И слышит страна:
- За уборку пора.
6. Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- 7.Помните! Хлеб - это труд шахтёра, металлурга, конструктора, химика, всего рабочего класса и крестьянства.
8. Славится он первый на земле!
Ставится он первый на столе!
9. Вот он -
Хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
10. Вот он -
Тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой.
11.В каждый дом,
На каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
- В нём - здоровье наше, сила,
В нём - чудесное тепло:
Столько рук его растило,
Охраняло, берегло.
- В нём - земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём...
Уплетай за обе щёки - Вырастай богатырём.
- Закличка ( исп.мальчики « Солнышко,солнышко,выгляни...).
- Хоровод « На горе калина...» ( исполн. Девочки с ложками ).
Звучит мелодия песни « Священная война «. Танцующие замирают в своих позах ( 1 куплет и припев ). Садятся.
- Война. Рассказ учителя о блокадном Ленинграде.
- Вам известно, что наша страна пережила тяжёлые годы войны. Выдались годы, когда было слово «хлеб», но не было самого хлеба.
Блокадный Ленинград. 900 дней и ночей. Но жители города мужественно переносили все трудности, и каждый делал всё нужное для обороны города дело. Сколько умирало ежедневно детей, стариков, женщин только оттого, что в
данную минуту не было даже крошки живительного хлеба. Люди умирали, стоя в очередях за хлебом и прямо на улице, и у себя дома.
( Стихи О.Бергольц).
О ночное воющее небо,
Дрожь земли, обвал невдалеке,
Бедный ленинградский ломтик хлеба —
Он почти не весит на руке.
( Показ. Кусочек хлеба на ладони ).
-Этот кусочек хлеба в 125 граммов - дневной паёк блокадного хлеба.
Хлеб в ту пору был чрезвычайно низкого качества. Вот рецепт блокадного хлеба: 7 частей ржаной муки, бумага, жмых, вытряска из мешков и другие не совсем съедобные составляющие...
Но не было хлеба тогда слаще и желаннее, чем тот горький ленинградский хлеб.
В музейной экспозиции Пискарёвского кладбища имеется увеличенная фотокопия листков записной книжки 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. (Показ. Плакат) Всего 7 записей, 6 - о смерти ( от голода ) близких людей. Седьмую читаю полностью: « Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.»
Но и Тане не суждено было выжить. Её вывезли по « Дороге жизни» (показ. Плакат) Ладожского озера на Большую землю, но истощённая голодом , девочка умерла.
10. Литературно-музыкальная композиция о войне.
(К доске выходят мальчики в костюмах с погонами и строятся « свиньёй».)
- Как ненавижу я войну,
Уж столько лет она мне снится,
Нарушив сон и тишину,
Всё по ночам ко мне стучится.
Стучатся те кто воевал,
Кто не вернулся с поля боя.
Я каждый день друзей терял
И засыпал в траншее стоя.
- За этот мир платили мы в боях
Ценой немалою, большой ценою:
Четыре страшных года на плечах
Пронёс не кто-нибудь, а мы с тобою.
(Мальчики исполн. Песню «Баллада о солдате» Колмановского. Девочки встают и исполн. Вместе с ними 2-ой куплет. Садятся)
- Война закончилась,
Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забыли мы,
Что много миллионов
Ушли в бессмертие,
Чтоб нам с тобою жить.
- Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим командирам и бойцам,
- Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся всем мёртвым и живым.
(Все садятся.)
- Работа с выставкой рисунков.
- Ребята не забывают о войне. Они читают литературные произведения о войне, рисуют рисунки. И вот сегодня они тоже нарисовали о войне, посвятив их 70-летию Великой Победы.
- Переход к мирной жизни.
- Кто сказал: «Всё сгорело дотла,
Больше в землю не бросите семя!»?
Кто сказал, что земля умерла?
Нет, она затаилась на время!
-Вернулась мирная жизнь. Мы едим хлеб и не считаем его чудом. И это хорошо, что не считаем. Хорошо, что чудо стало таким обыкновенным. Значит, мы живём богато, счастливо.
Живая газета.
1.Про школьную и хлебную жизнь,
- Про то и про это
1 .Расскажет вам наша
1 -2. Живая газета.
- Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
1-2. Знаете ли вы, что...
4. Если корни одного и того же ржаного куста вытянуть в прямую линию, то она протянется от Москвы до Санкт-Петербурга.
5. Один из самых удивительных на земле запахов - это запах свежеиспечённого хлеба. А вот почему хлеб вкусно пахнет? Оказывается, запах хлеба - один из самых богатых и сложных по составу. Возникает он при взаимодействии более 60 ароматических элементов.
6.В нашей стране ежедневно выпекается хлеба около 800 различных наименований
7.Для выпечки 1 нарезного батона требуется мука от помола 10 000 зёрен.
1-2. Из истории школы №707.
8-9. В нашей школе 526 учащихся. Ежедневно выбрасывается 500 г хлеба. Это цена недоеденных кусочков.
1-2. Полезные советы.
- Чтобы вкусный каравай каждый день был у вас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила поль
- зования хлебом:
- Возьми хлеба столько, сколько ты съешь.
- Из чёрствого хлеба умей приготовить вкусное блюдо.
- Объясняй эти правила младшим товарищам.
- Оставшиеся от обеда хлебные крошки смахни в ладошки и отдай птичкам.
Сластёна.
Я - Сластёна!
Я - Сластёна!
Очень сладкое люблю!
Мне не надо каш и макаронов,
Хлеба тоже не хочу!
Хочу халвы! Хочу пирожных! Хочу мороженого! Хочу конфет!
Хочу! Хочу! Хочу!
Подумаешь - хлеб!
Ведущий. Может быть, кто-нибудь тоже думает:«Подумаешь - хлеб! Вот шоколад, мороженое - другое дело!» Так? Так, да не так! Провели опыт: кормили человека целый день одними сладостями. День-два он съедал много сладкого, посмеивался:«Вот как мне повезло!» Через три- четыре дня аппетит его поубавился. Через 5-6 дней он уже не мог смотреть на лакомства. В хлебе есть и белки, и жиры, и углеводы, и витамины.
Сластёна.
Простите меня, я всё поняла.
Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда!
1-2. Кулинарные советы.
15.Освежить чёрствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку.
16.Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики - настоящее лакомство.
17.Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром. Хлеб нарезать тонкими ломтиками, одну сторону намазать растопленным сливочным или растительным маслом, посыпать тёртым сыром, положить другой стороной на сковородку или противень и поставить в духовку, чтобы слегка зарумянилась.
1 -2. Концовка
Учитель читает стих. Николаева « Хлеб «.
Как тот довесок хлеба на песке,
Мы часто в жизни топчем дорогое.
Мальчишка подержал его в руке,
Подкинул вверх и ... наподдал ногою.
Услышал я: « Ведь это тяжкий грех «,-
Слова старушки в сереньком платочке,
И сразу же скрестились взгляды всех
На маленьком растоптанном кусочке.
И, подойдя, уже немолодой,
Седой полковник встал с мальчишкой рядом.
Он тоже рано встретился с бедой,
Когда в село приехал с продотрядом.
Пусть много лет прошло с тех пор,
И был его характер как железо,
Он разве мог не вспомнить, как в упор
В него за хлеб стреляли из обреза.
Не будем всех перебирать подряд,
И я бы мог рассказать мальчишке
Не только то, что люди говорят,
Или о чём рассказывают книжки.
И я сказал ему: я очень рад,
Что ты со мной в той очереди не был,
Когда враги послали в Ленинград снаряд,
Попавший в очередь за хлебом.
Ещё я рассказал ему о тех,
Кто стойко вынес тяжесть обороны.
Последний хлеб делили мы на всех,
Как, может быть, делили лишь патроны.
Я от тебя хочу лишь одного:
Чтоб к хлебу относился ты с любовью,
Ведь люди, чтобы ты имел его,
За хлеб платили собственною кровью.
13. Итог.
-Сегодня вы слышали много слов о хлебе. Так скажите, хлеб (какой?).
(Детей и гостей угощают караваем ). Звучит классическая музыка.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Про хлеб и каши".С использованием интерактивной доски.
Тема урока: "Про хлеб и каши". Для 1 класса....
План-конспект открытого урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси."
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию план-конспект урока отработки умений и рефлексии по теме: "Хлеб всему голова. Земледельческие традиции, сбор урожая на Руси" по предмету "Русский фоль...
Предмет: окружающий мир, 1-й класс, авторы: Н.Ф. Виноградова. Тема урока: Откуда хлеб пришел.
На уроке дети узнают о технологических этапах создания хлеба, сравнят, как выращивали хлеб в старину, а как в настоящее время, расширят круг представлений о профессиях, поймут, почему и ка...
Презентация к уроку "Тёплый хлеб" К.Г. Паустовского
Презентация...
Конспект урока "Про хлеб и кашу" 1 класс. УМК "Перспектива".
На уроке используется технологии: групповой работы, активного продуктивного чтения, система голосования СМАРТ....
Конспект. Цикл бесед о хлебе. Беседа 1.
Внеурочное мероприятие." Беседы о хлебе"...
Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»
Конспект внеклассного мероприятия: «Слава хлебу на столе»...