«Доброму везде добро»
классный час (2, 3, 4 класс) на тему
Главная цель классного часа: нравственное воспитание младших школьников.
Задачи:
1) Раскрыть перед детьми понятия ; «добро», «зло», «добрый человек», «злой человек», «доброе дело», «злое дело», «добродушный человек», «доброта»;
2) Организованное обсуждение рассказов, на тему внеклассного занятия; учить высказывать свое мнение, рассуждать , аргументировать;
3) Воспитывать в детях доброту, заботливость влияния к людям; умение сочувствовать; Прийти на помощь; Отрицательное отношение к злому, несправедливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobromu_vezde_dobro.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Доброму везде добро»
Цели: Нравственное воспитание младших школьников.
Задачи:
1) Раскрыть перед детьми понятия ; «добро», «зло», «добрый человек», «злой человек», «доброе дело», «злое дело», «добродушный человек», «доброта»;
2) Организованное обсуждение рассказов, на тему внеклассного занятия; учить высказывать свое мнение, рассуждать , аргументировать;
3) Воспитывать в детях доброту, заботливость влияния к людям; умение сочувствовать; Прийти на помощь; Отрицательное отношение к злому, несправедливости.
Оборудование: Карточки с рассматриваемыми понятиями, выставка рисунков детей «добро» и «зло».
Ход занятия:
I.Организация начала занятия. Приветствие.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
Сегодня занятие проведу у вас я, зовут меня ….
II. Вступительное слово. Слово о выставке рисунков.
Тема нашего занятия «Доброму везде добро.»(Обратить внимание на запись на доске)
Сейчас я хочу, чтобы вы прослушали песенку. Многие из вас ее уже, наверное, слышали. Внимательно послушайте и скажите, о чем эта песенка, кто знает эту песенку подпевайте.(Звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты…»)
О чем эта песенка?
Эта песенка о добром, о доброте.
Молодцы, ребята! Она так и называется: «Если добрый ты.»
А теперь обратимся к выставке рисунков. Большое спасибо ребята, что вы приготовили выставку рисунков к нашему занятию.
Давайте посмотрим эту выставку. А ведущими будут авторы рисунков. Расскажите, как вы представляете себе добро и зло. А что такое добро и зло?
Если заглянуть в словарь С. И. Ожегова:
«ДОБРО»-это все положительное, хорошее, полезное.
«ЗЛО»-это нечто дурное, противоположное добру.
Подумайте, ребята, а какими словами можно заменить слово «Добро»?
Правильно, слово «Добро» можно заменить словом- хорошо.
А каким словом можно заменить слово «Зло»?
Правильно, словом плохо.
А как вы думаете, кто такой «Добрый человек»? Как вы его себе представляете?
«Добрый человек»-это во-первых хороший человек, он добродушный, отзывчивый, заботливый, добродушный. Он никогда не откажет в помощи другим, не оставит в беде.
Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: А кто же тогда злой человек? Как вы его себе представляете?
«Злой человек»-это бессердечный, равнодушный всему, невнимателен к другим, эгоистичный- заботится только о тебе, грубиян.
Ребята, поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляет след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит, доброжелательны при общении и как висит от того , оказали ли человеку внимание , были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, что бы все люди соблюдали правила общения, обязательные для всех: для взрослых, для мальчиков и девочек, для спокойных и шаловливых.
III. Сообщение целей занятия.
Сегодня мы с вами побеседуем о добром человеке и его поступке, а так же о злом человеке и его поступке.
IV.Беседа: «Доброму везде добро.»
А) Рассказ В. Осеевой «На катке»
Послушайте рассказ и ответьте на вопрос: «Можно ли Витю назвать добрым мальчиком?»
На катке.
День был солнечный. Лед блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы- то ехал на одной ноге, то крутился волчком.
Молодец!- крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронесся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
-Я не чаяно, извини…-сказал он, стряхивая с ее шубки снег.- Ушиблась?
Девочка улыбнулась.
-Коленку…
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются!»- подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
-Эка невидаль- коленка! Вот плакса!- крикнул он, проезжая мимо школьников.
-Иди к нам!- позвали они.
Витя подошел к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, терла ушибленную коленку и плакала.
Можно ли Витю назвать добрым мальчиком? Почему?
Как бы ему надо было поступить?
Да, ребята, у него появилось доброе чувство, он попытался перед девочкой извиниться, помочь ей, а потом вдруг, услышав насмешки ребят, даже обидел девочку, назвав ее плаксой. Поэтому трудно назвать его добрым и поступок его добрым.
Как вы думаете, как надо было бы поступить доброму человеку?
Да, ребята, ему надо было бы не побояться насмешек друзей и помочь девочке.
B) Стихотворение «Как трудно порою бывает…»
Сейчас ребята, я вам прочитаю стихотворение «Как трудно порою бывает…» Послушайте, пожалуйста, внимательно.
Как трудно порою бывает
Прощенья просить у людей
На наших губах оно тает
Как будто слово- злодей.
Сказав человеку всего лишь
Тихонько иль громко прости
Упреков в ответ не услышишь
Не будешь злой кары нести
Ведь слово волшебное это
Звучит словно песня дождя.
Как будто пришло снова лето
Вступая вновь права вождя.
Зачем же стесняемся часто
Ту радость другим принести?
Зачем же нам трудно бывает
Вдруг вымолвить слово: «Прости!»
Ребята обратите внимание на доску. На доске пословицы.Прочитаем пословицы. А теперь еще раз вспомним героя этого рассказа и подберем из записанных пословиц те, которые подходят по своему содержанию, смыслу к характеру героя. В данном случае Вите.
«Бывает добро, да не всякому дано.»
«Далеко шел, а добра не нашел.»
«Добра желаешь, добро и делай.»
«Добро на худо не меняют.»
С) Рассказ Л. Вороновой «А что сказала бы мама», его обсуждение.
А сейчас ребята еще один случай.
Он написан в рассказе Вороновой: «А что сказала бы мама?» Я вам прочитаю рассказ, а вы попробуйте ответить: «А что сказала бы мама?»
Гринька и Федька собрались на луг за щавелем. И Ваня пошел с ними.
-Ступай, ступай,- сказала бабушка.- Наберешь щавелю- зеленый суп сварим.
Весело было на лугу. Травку еще не скосили. Кругом далеко- далеко пестрели цветы и белые. Весь луг был в цветах. Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Все дальше и дальше уходили они по высокой траве, по веселым цветам.
Вдруг Федя сказал:
-Что-то, здесь пчел много!
Все время гудят.
-Эй, ребята,- закричал издали Гринька,- поворачивай обратно. Мы на пчельник забрели- вот ульи стоят!
Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.
-Ребята, отступай!- скомандовал Гринька.- Только тихо, руками не махать, а то пчелы закусают.
Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не рассердить пчел. И совсем было ушли от пчел, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрел на пчельник и стоял среди ульев, а пчелы так и налетали на него.
-Ребята!- крикнул Ваня.- Васятку пчелы закусали!
-А что как за ним на пчельник идти?- ответил Гринька.- Вас пчелы закусают.
-Надо его отца позвать.- сказал Федя.- Вот пойдем мимо их дома- его отцу скажем. И оба пошли дальше.
А Ваня вернулся и пошел прямо на пчельник.
-Иди сюда!- крикнул он Васятке.
Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчел и кричал во весь голос.
Ваня подошел к Васятке, взял его за руку и повел с пчельника. До самого дома довел.
Васяткина мама выбежала на крыльцо, взяла Васятку за руки:
-Ах, ты, непослушный, зачем на пчельник ходил? Вот как пчелы покусали!- Посмотри на Ваню.
-Ах, батюшки, Ванек,- сказала она,- и тебе от пчел досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит перестанет!
-Мне ничего,- сказал Ваня.
И пошел домой. Пока шел у него распухла губа, и веко распухло и глаз закрылся.
-Ну и хорош!- сказала бабушка.- Это кто же тебя так разукрасил?
-Пчелы,- ответил Ваня.
А почему же Гриньку и Федю пчелы не тронули?
Они убежали, а я Васятку вел,- сказал Ваня.- А что такого? Поболит- перестанет.
Отец пришел с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся. Федя с Гринькой от пчел убежали,- сказала бабушка,- а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела, что бы она сказала?
-Как вы думаете, какими оказались Гринька и Федя?
Правильно, Гринька и Федя оказались невнимательными к другим, в данном случае к Васятке, бессердечными и равнодушными.
Почему бабушка назвала Ваню простофилей? Права ли она?
Да, бабушка назвала Ваню простофилей, потому что он был простодушным.
Но она не права,он поступил по человечески.
Как поступили бы вы, оказавшись на пасеке?
Я бы поступила как Ваня. Он сердечный, отзывчивый, заботится не только о себе, но и о других.
А что же скажет Ване мама?
(Она вначале бы пожалела его, потом сказала бы: Умница, сынок! Нельзя никого оставлять в беде, если можешь помочью Ты у меня молодец!
Давайте вернемся опять к пословицам. Какие из них подходят к характеристике Вани?
1.Доброе дело
Без награды не остается.
2.Доброму человеку
И чужая болезнь к сердцу.
D) Рассказ В. Осеевой «Горькая вода», его обсуждение.
Сейчас я хочу рассказать вам о двух мальчиках. А вы послушайте меня и ответьте на вопрос: «Почему вода Толе показалась горькой?»
В. Осеева.
«Горькая вода»
Толя с Витей возвращались после прогулки в лагерь и встретили старушку с ведром воды. Пройдет старушка пару шагов- стоит, отдыхает. Витя побежал помочь старушке. Толя пытался остановить товарища: всем не поможешь. Но Витя не послушал его и помог старушке отнести ведра.
В субботу Толя один шел по лесу. Мальчику захотелось пить. Решил он зайти в первую избу и попросить воды. Только открыл дверь- увидел ту самую старушку.
-Пей, сыночек, пей!- ласково сказала старушка и дала ему воды. Толя покраснел, скорей попил, поблагодарил и выскочил на улицу. Вода ему показалась горькой.
Так почему Толе вода показалась горькой?
(Ему было стыдно за свои слова и поступок.)
Ответьте пожалуйста, на такой вопрос: Какие чувства вы испытываете по отношению к Толе?
(Стыдно за Толю и радость,что в конце концов он понял как неправ и черств )
Давайте опять вернемся к пословицам. Какие из них подходят к характеристике героев Толе и Вите?
К Вите: «Мир не без добрых людей»
К Толе: «Худо тому, кто добра не делает никому».
V.Обобщение занятия.
Давайте вспомним какие понятия вы сегодня узнали?(Добро, зло, добрый человек, злой человек…)
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек
Протяните руки, руки протяните,
Надо, что бы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хрупкий человек.
VI.Итог занятия.
Сегодня на занятие все ребята были очень активны, молодцы!
А теперь, всем до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Проект "Дорогою добра. Школа добрых волшебников"
Проект помогает развить умение видеть прекрасное, создавать его своими руками, дарить окружающим доброту и радость....
Классный час "Доброму везде добро".
Мой педагогический опыт представлен на Фестивале педагогических идей "Открытый урок" Тема "Доброму везде добро"...
Классный час "Добрые мысли, добрые слова"
Классный час для детей 9-11 лет...
Классный час "Добрые руки добрых сердец"
Классный час «Добрые руки наших добрых сердец» · Цель: Создать условия для формирования...
Урок по теме: «От добрых правил – добрые слова и поступки»
Урок в 4 классе по теме «От добрых правил – добрые дела и поступки» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И....