Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Цели урока:
- продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;
- развивать умение анализировать текст и делать выводы;
- развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;
- развивать речь учащихся; воспитывать духовно-нравственные качества личности: доброту, вежливость, честность, любовь и заботу к родным и близким людям, чувства ответственности за свои поступки; интерес к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobrye_dela_dobrye_postupki.doc | 40.5 КБ |
v.oseeva.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Гимназия №10
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по чтению
во 2 классе
Тема: «Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой»
Разработала: Сажина И.Е.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2011 год
г. Луховицы
Тема урока: « Добрые дела, добрые поступки в рассказах В.А.Осеевой»
Цели урока:
- продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;
- развивать умение анализировать текст и делать выводы;
- развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать духовно-нравственные качества личности: доброту, вежливость, честность, любовь и заботу к родным и близким людям, чувства ответственности за свои поступки; интерес к чтению.
Оборудование: записи и рисунки на доске (тема урока, рисунки учащихся к произведениям В.Осеевой); карточки со словами (грубость, ложь, хвастовство, здравствуйте, пожалуйста, спасибо, правда, помощь, забота, вернуть на место, брать чужое, хорошо, плохо); выставка книг В.А Осеевой; презентация.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Постановка цели урока:
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями В.А.Осеевой. Девиз урока: «Мало уметь читать - надо уметь думать»
- О чем заставляет думать нас В.Осеева в своих произведениях?
На уроке мы отправимся в поиск для того, чтобы ответить на этот вопрос.
3.Проверка домашнего задания
- С какими произведениями В.Осеевой мы познакомились на уроках?
( «Волшебное слово», «Хорошее»)
- В чем заключается главная мысль рассказа «Волшебное слово»?
( Если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми)
Работа с пословицами
- Соберите пословицы
учит, человек, добрый, и, добру
добрые, дана, на, жизнь, дела
добро, за, платят, и, добром
(Добрый человек добру и учит. Жизнь дана на добрые дела. За добро добром и платят.)
- О ком первая пословица? (О старичке)
- Объясните значение второй пословицы
- Как понимаете значение третьей пословицы?
- Какие « волшебные слова» вы знаете?
(На доску выносятся слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо)
- Только ли важно знать «волшебные слова»?
(Нет, еще более важно правильно их произносить)
- Произнесите слова правильно, обращая внимание на тон, громкость, мимику.
- О чем мечтал Юра из рассказа «Хорошее»?
(О хороших поступках)
Выборочное чтение
- О каких делах мечтал Юра?
- Как Юра поступал на самом деле?
- Что ему посоветовала мама?
- Чему учит произведение?
(Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)
Чтение по ролям
- Сколько ролей в рассказе?
( автор, Юра, сестра, мама, няня, Трезор)
После прочтения
- Что хорошо в рассказе, а что – плохо?
(Мысли, желания) (Поступки мальчика)
На доску выносятся слова хорошо, плохо.
- Какое чувство проявил Юра по отношению к сестре, няне, Трезорке?
(Грубость) (Слово выносится на доску)
- Назовите антоним к слову грубый (вежливый)
4. Физминутка
5. Воспроизведение индивидуальной работы учащихся
- Определите по рисункам рассказы В.Осеевой
(«Что легче?», «Сыновья»)
- Почему мальчики боялись идти домой? (Зачитать ответ)
Сценка «Разговор мальчиков в лесу»
- Что произошло с мальчиками дома?
- Объясните название рассказа «Что легче?»
(В жизни следует быть правдивым человеком. Правду как ни прячь, она все равно выйдет наружу. Надо быть честным перед собой и другими людьми.)
- А как бы поступили вы на месте мальчиков?
- Какие пословицы подобрали к рассказу?
(Правда суда не боится. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь)
- Что же легче сказать?
(Правду) (Слово правда выносится на доску)
Пересказ рассказа «Сыновья» по картинному плану
- Кого из мальчиков старик считает настоящим сыном? Почему?
(Третьего мальчика. Он помог маме нести тяжелые ведра с водой.)
- Что проявил сын по отношению к матери?
(помощь, заботу - слова выносятся на доску)
- Расскажите, как вы помогаете своим родным.
( Рассказы детей)
6.Изучение нового материала
Словарная работа:
(Ложбинка, привольно) (Использование Толкового словаря)
Чтение учителем стихотворения В.А.Осеевой «Ежинка»
- О чем это стихотворение?
(Ребята унесли Ежинку, внучку Ежа, из леса домой. Еж переживал за внучку, искал ее повсюду. Обессиленный, он упал под сосной и заплакал. Утром дети вернули Ежинку в лес. Еж очень обрадовался.)
- Почему нельзя было брать Ежинку?
(Ее дом - дикая природа, иначе она погибнет. Нельзя играть на чувствах людей и зверей. Дед Еж переживал за свою внучку.)
- Что хорошо и что плохо в этом стихотворении?
(Нельзя брать чужого, хорошо, что дети вернули ежа на место.)
7.Итог урока
- Как бы вы ответили на вопрос:
- О чем заставляет нас задуматься В.А.Осеева в своих произведениях?
(О том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя.
Как правильно поступать с друзьями, родными, чужими незнакомыми людьми)
- Что хорошего можно сделать по отношению к людям?
Хорошо
здравствуйте
пожалуйста
спасибо
правда
помощь
забота
вернуть на место
(Быть вежливым, честным, заботливым, помогать всем кто нуждается в помощи, не брать чужого, быть добрым…)
Обращение к словам В.А.Осеевой:
В каждом из вас, ребята,
есть волшебная сила –
сила ваших слов и поступков.
Будьте добры!
8.Домашнее задание
Чтение рассказа В.А.Осеевой «Почему?»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учит, человек, добрый, и, добру Добрые, дана, на, жизнь, дела Добро, за, платят, добром, и
Добрый человек добру и учит Добрые, дана, на, жизнь, дела Добро, за, платят, добром, и
Добрый человек добру и учит Жизнь дана на добрые дела Добро, за, платят, добром, и
Добрый человек добру и учит Жизнь дана на добрые дела За добро добром и платят
О чём мечтал Юра из рассказа «Хорошее»?
Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить
«Что легче?» «Сыновья»
Что легче сказать?
«Ежинка»
О чем заставляет задуматься Валентина Осеева в своих произведениях?
« В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков» В.Осеева
Будьте добры!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»
Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...
Литературная викторина по произведениям В .А. Осеевой "С книгой в добрый путь"
Презентация составлена в виде игры-викторины по материалам творчества В.А. Осеевой....
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Урок литературного чтения : «Чтоб тебе нашлись друзья, ты должен сам уметь дружить» Образ «доброй» хозяюшки в произведении В.Осеевой «Добрая хозяюшка».
Урок литературного чтения был проведен во 2 классе по программе "Гармония"...
урок литературного чтения "Влияние доброго поступка на героев произведений" 3 класс система Занкова
на примере изученного материала проследить за влиянием доброго поступка на эволюцию развития образов героев рассказов В.П. Железникова, Ю.Я. Яковлева...
Рабочая программа «Добрые дела - добрые сердца»
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние....