Вопросы организации и управления воспитательной работой в МБОУ «СОШ № 44» города Улан-Удэ
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

elviradambaeva

Управление и организация учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и перспектив развития.

Большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, включающую цели, деятельность, которой обеспечивает их реализацию, среду системы и их управления.

Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему,направлен прежде всего на реализацию социального развития человека. Решение проблем современной школысвязано с превращением её из школы просто обучающей, в школу, прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_organizatsii_vosp.raboty.docx16.51 КБ

Предварительный просмотр:

Дамбаева Э.Д.,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 44»

г. Улан-Удэ

ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В МБОУ «СОШ № 44» ГОРОДА УЛАН-УДЭ

Управление и организация учебно-воспитательного процесса в школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных факторов, обуславливающих специфику её функционирования и перспектив развития.

Большое значение для реализации воспитательной функции учебного заведения имеет развитие воспитательной системы, включающую цели, деятельность, которой обеспечивает их реализацию, среду системы и их управления.

Воспитательный процесс, представляющий собою динамическую систему,направлен прежде всего на реализацию социального развития человека. Решение проблем современной школысвязано с превращением её из школы просто обучающей, в школу, прежде всего воспитывающую. Это возможно тогда, когда воспитательный процесс будет целостным, что на практике реализуется через создание воспитательной системы.

Воспитательная система влияет на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и фактор социальный(через включенность в окружающую среду), через те отношения, которые складывается между детьми, педагогами, родителями; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединить детей и взрослых.

Создание воспитательной системы начинается с изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возможностей всех субъектов деятельности, уровня взаимодействия, для этого можно использовать все разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование; изучение школьной документации, создание специальных ситуаций.

На основе изучения начального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразно сформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе.

Затем разрабатывается концепция воспитательной системы школы. В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательной системы.

Воспитательная работа в школе должна быть сориентирована на личность ребёнка, на развитие его природных задатков и способностей. На создание в школе обстановки социальной защищённости и творческого содружества.

Цель воспитательной работы школы - воспитание образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.

Планирование процесса воспитания в школе осуществляется на основе Концепции воспитательной системы с учётом традиционно сложившихся мероприятий, возможностей школьного коллектива. Вся деятельность планируется в соответствии с календарными датами и мероприятиями, проводимыми ежегодно в течение длительного периода. Кроме того, учитывается и тематика календарного года, по которому также планируется работа на год с оформлением материала в отчётную папку. План может корректироваться и дополняться в соответствии с мероприятиями, проводимыми в городе.

В связи с намеченными в плане задачами воспитательно-образовательной работы планируются и другие разделы деятельности образовательного учреждения: намечаются содержание и формы методической работы с классными руководителями, тематика педагогических советов, консультаций, пополнение оборудования, определяется содержание работы с родителями.

Управление любой воспитательной системой можно рассматривать  как трёхаспектный процесс: управление процессом её развития как целостной системы; управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности; управление, корректирующее, направленное на включение каждого ребёнка и взрослого в систему коллективных дел и отношений в наиболее для него благоприятной позиции.

За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются:

- Наблюдается рост удовлетворенности учащихся и родителей психологическим климатом в школе, дечтельностьюучебного заведения;

- Сложились определённые традиции школы;

- Под постоянным контролем администрации находится работа по профилактике правонарушений;

- Раннее выявление неблагополучных семей и учащихся группы риска;

- Вовлечение детей, особенно «трудных», в деятельность школьных и внешкольных кружков и объединений;

- Ведение дневника индивидуальной работы с учащимися «группы риска»;

- Посещение неблагополучных семей и тесная связь с родителями

 Анализ состояния воспитательной работы позволяет сформулировать факторы, негативно влияющие на организацию воспитательного процесса в школе. К числу таких факторов относятся:

- Снижение возможностей в организации;

- Школа превратилась фактически в центр культурно-массовой работы не только с детьми и подростками, но и молодёжью и взрослыми людьми.

Воспитательная система в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Педагогический коллектив работает над методической темой « Личностно-ориентированное обучение и воспитание как средство развития и саморазвития личности». Личностно-ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

Использование личностно-ориентированных технологий обучения позволяют поставить в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы.

Педагогический коллектив школы наиболее оптимальным, на сегодняшний день, считает личностно – ориентированный подход в воспитательном процессе, который способствует раскрепощению в каждом учащемся творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя.

Системный подход к воспитанию реализуется в рамках ФГОС через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Важной частью воспитательной системы школы является укрепление школьных традиций. Системно- деятельностный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в городских, районных и региональных мероприятиях.

Воспитательная система школы создаётся усилиями всех субъектов педагогической деятельности, прежде всего педагогов, учащихся и их родителей. Она создаёт условия для эффективной реализации воспитательных целей.

Педагоги и дети осуществляют процесс воспитательной системы в процессе совместной деятельности. Воспитательная работа школы не может строиться без учёта того, что индивидуальность ребёнка формируется в семье. Семья и школа должны взаимодействовать между собой. Максимальное привлечение родителей к участию во всех сторонах жизни школы: от управления до организации системы дополнительного образования – требование настоящего времени.

Классный руководитель, как и прежде, остаётся одной из ключевых фигур в школе, осуществляющей воспитание и развитие ребёнка. Воспитательная работа классных руководителей направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефицита общения школьников, воспитание хозяина своей земли.

Меняется время, становятся иными требования к школе, ученикам, педагогам. Однако значимость классного руководителя не снижается. Главное в деятельности каждого  классного руководителя – содействие саморазвития личности, реализация её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка.

Таким образом, наша школа – общеобразовательное учреждение, направляющее свою деятельность на формирование образованной, трудолюбивой и самостоятельной личности, способной жить и работать в современных условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и формы воспитательной работы в младших классах.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных)...

Статья "Проектная и исследовательская деятельность как способ организации учебной и воспитательной работы"

В этой статье рассказывается о проектной и исследовательской деятельности в начальной школе....

Проектные задачи в начальной школе как способ организации учебной и воспитательной работы

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. В рамках реализации ФГОС НОО, ...

Как организовать проектную деятельность учащихся начальных классов во внеурочное время (из опыта работы учителя МБОУ «Лицей №41» города Костромы)

АннотацияВ государственных образовательных стандартах второго поколения законодательно закреплён системно-деятельностный подход как базовый принцип образования на всех ступенях обучения школьников. В ...

Сотрудничество с предприятиями и организациями при осуществлении воспитательной работы с классом и родительской общественностью

Сотрудничество с предприятиями и организациями при осуществлении воспитательной работы с классом и родительской общественностью...

Особенности организации учебной и воспитательной работы в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В данном документе раскрывается работа с детьми с ОВЗ, а также прилагается презентация...