Особенности организации учебной и воспитательной работы в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
статья (1 класс) на тему

Масловская Елена Александровна

В данном документе раскрывается работа с детьми с ОВЗ, а также прилагается презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на педагогическом совете

«Особенности организации учебной и воспитательной работы                

  с 1 г классом»

Докладчик: Ульянова Елена Александровна

учитель начальных классов

первой квалификационной работы

28.11.2016

1 «Г» класс с наполняемостью 13 человексформирован для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются:низкий уровень памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

Распорядок дня обучающихся в классе установлен с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся;занятия в 1 смену с организацией бесплатного двухразового питания и необходимых оздоровительных мероприятий.

Обучение ведется по адаптированной программе, разработанной на основеобразовательной программы «Школа России»,утвержденной методическим советом школы.

Основными задачами коррекционно – развивающего обучения являются:

  1. активизация познавательной деятельности учащихся;
  2. повышение уровня их умственного развития;
  3. нормализация учебной деятельности;
  4. коррекция недостатков эмоционально – личностного развития;
  5. социально – трудовая адаптация.

Информация о медицинских данных обучающихся (Слайд 2)

Биккужин Даниил

ФНР

Гуменный Денис

ФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи, т.е. нарушение звукопроизношения)

Заворина Софья

ФНР

Загидуллин Станислав

ФНР, дизартрия (нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ))

Ибрагимов Ренат

ФНР

Клецков Максим

Гиперкенетическое расстройство (гиперактивностьс ярко выраженной невнимательностью)

ППЦНС (поражение центральной нервной системы), 5 группа здоровья (рекомендован индивидуальный маршрут обучения (на дому))

Павлов Кирилл

ФНР

Решетникова Александра

ППЦНС, дизартрия, ФНР

Томилова Ярослава

Цад (центральная ангиодистания: внутричерепное давление(неврология)), ЗПР (задержка полового развития), ФНР

Подгот. физ. группа

Костров Олег

ППЦНС, дизартрия, ФНР

Цыпляков Максим

5 группа здоровья (индивидуальный маршрут обучения)

Исходя из медицинских данных:

  • фонетико-фонематическое нарушение речи наблюдается у 9 обучающихся (Биккужин, Гуменный, Заворина, Загидуллин, Ибрагимов, Павлов, Решетникова, Томилова, Костров);
  • поражение центральной нервной системы у 3 обучающихся (Клецков, Решетникова, Костров)
  • дизартрия у 3 обучающихся (Загидуллин, Решетникова, Костров)

Для решения поставленных задач была организована коррекционная работа, включающая в себя: лечебное воздействие (медикаментозные курсы – Клецков Максим), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику.

Так же для профилактики здоровья обучающихся было организовано посещение реабилитационного центра «Детство» продолжительностью – 5 дней, на галотерапию и кислородный коктейль.

В начале учебного года была проведена стартовая диагностика, составленная на основе диагностики Н.Нечаевой, С.Яковлевой«Изучение стартового уровня первоклассников»: (Слайд 3)

Цель диагностики: обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности; выявить индивидуальные особенности.

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

(Слайд 4)

стартовые возможности

самоконтроль

графические навыки

общий результат

высокий

----

------

----

----

выше среднего

-----

----

7%

Биккужин Д

----

средний

85%

31%

Биккужин Д., Заворина С., Ибрагимов Р., Цыпляков М.

15%

Ибрагимов Р.

Павлов К.

15%

Биккужин Д.

Ибрагимов Р.

низкий

15%

Джафаров Д, Заворина С

69 %

76%

85%

  • Графические навыки на уровне выше среднего лишь у Биккужина Даниила; на среднем уровне 15 % учащихся (Ибрагимов Р., Павлов К.); у 10 человек не сформированы графические навыки (Гуменный Д., Джафаров Д., Загидуллин С., Клецков М., Решетникова А., Томилова Я., Костров О., Черняев Л.,Заворина С., Цыпляков М.)
  • Стартовые возможности на среднем уровне развития у 85% учащихся (весь класс, кроме Джафарова Д., Завориной С. – низкий уровень)
  • Самоконтроль на среднем уровне у четырёх обучающихся (Биккужин Д., Заворина С., Ибрагимов Р., Цыпляков М.), что составляет 31%
  • На низком уровне развития: элементарное владение мыслительными механизмами (анализ, синтез, сравнение, обощение); умение переключаться с одного найденного решения на поиск другого у 85 % учащихся (весь класс, кроме Биккужина Д., Ибрагимова Р.); навыки самоконтроля не сформированы у 69% учащихся (9 человек: Гуменный Д., Джафаров Д., Загидуллин С., Клецков М., Решетникова А., Томилова Я., Костров О., Черняев Л., Павлов К.)
  • На низком уровне развития фонетический анализ, графические навыки, владение предчисловыми представлениями («мало», «много», «столько же», «больше на..», «меньше на..») 85% учащихся

В начале ноября была проведена диагностическая работа, которая основана на программе развивающего обучения Л.В. Занкова. (Слайд 5)

Цель диагностики: выявить уровень старта каждого учащегося класса; на каком уровне принятия учебных задач сейчас находится ребенок; с какими приемами и операциями для выполнения заданий он знаком с дошкольного детства, что для него является доступным, что сложным.

Работа состояла из 3 блоков. По способу организации деятельности: первый блок заданий только для индивидуальной работы, второй и третий блоки включают два вида заданий: для работы в паре и для индивидуальной работы.

(Слайд 6)

Исходя из данных графика «Мониторинг показателей объёма правильно выполненных заданий обучающимися 1 г класса», можно сказать, что 30% обучающихся (Джафаров Д., Ибрагимов Р., Биккужин Д., Цыпляков М.), правильно справились с большей частью заданий; остальные же 70% справились с наименьшим объёмом, но следует отметить, что 33% из 70%  обучающихся близки к среднему уровню объёма, правильно выполненных заданий.

(Слайд 7)

Исходя из полученных результатов, образовательный маршрут обучающихся был организован следующим образом: (Слайд 8, слайд 9)

Обучающиеся посещают:

•        предметные коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающие занятия с логопедом 2 раза в неделю, коррекционно-развивающие занятия с психологом 2 раза в неделю, также организованы фронтальные и индивидуальные занятия с логопедом и психологом.

•        Кружки: «Рукодельница», «Юный эколог», «Мы пешеходы», «Юный конструктор»

•        Курсы: «Занимательная математика», «Удивительный мир слов», «Хор»

Задачи коррекционной работы:

  1. Развивать графические навыки у обучающихся  с помощью системы специальных упражнений.

Средства реализации:

  • рисование линий: прямые дорожки(ребенка просят провести линию посередине прямой дорожки, не съезжая с нее и не отрывая карандаша от бумаги);фигурные(ребенка просят провести фигурную дорожку, при прохождении дорожки ребенку следует стараться, как можно более точно следовать всем изгибам и поворотам линии, карандаш не должен отрываться от бумаги, и лист во время выполнения задания не переворачивается);
  • рисование по точкам, по контурам(ребенка просят соединить точки для того, чтобы получился завершенный рисунок);  по клеточкам (на бумаге в клеточку ребенка просят продолжить узор по заданному образцу);
  • выполнение штриховок с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок (ребенка просят выполнить различные виды штриховок по образцам; линии должны выполняться одним движением кисти руки; штриховки вначале должны быть крупными, по мере приобретения ребенком навыка выполнения их размер уменьшается)(Слайд 10)

Кто-то может сказать, что подобные задания очень просты и подойдут для детей дошкольного возраста, но мы с вами говорим о детях с ОВЗ, поэтому, для многих учащихся в выполнении таких заданий требуются определённые усилия.  (Слайд 11) На примере работ Черняева Льва и Решетниковой Александры: видно, что графические навыки не сформированы, ребятам сложно выполнить рисунок по образцу, у них нарушена мелкая моторика

  1. Развивать мелкую моторику рук

Средства реализации:

  • использовать пальчиковую гимнастику;
  • применять упражнения на освоение предметных действий (упражнения с применением мешочка с песком, мяча, в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка характер манипуляций с предметами можно варьировать, используя такие приемы как перекладывание, подбрасывание, ловля: изменяя темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных предметов; ребенку с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук, освоение предметных действий вызывает трудности);
  • учить правильным приемам действия:
  • вести линию сверху вниз и слева направо (при выполнении различных видов заданий, ребенок приобретает опыт графических движений);
  • учить умению выполнять линии различной толщины и формы;
  • штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
  1. Развивать навыки самоконтроля

Средства реализации:

  • Использовать упражнения на обдумывание вопроса или задания (например, игра «Вопрос»: обучающимся задаётся вопрос, но нельзя отвечать в течение 10 секунд, считая вслух до 10, ребенок делает над собой усилие и лучше думает об ответе на вопрос, прежде чем отвечать; это особенно полезное упражнение, если ребенок склонен поднимать руку, не зная ответ на уроке (Гуменный Д., Заворина С., Решетникова А., Клецков М.), или выпалить что-то, прежде чем спрашивают (Биккужин Д., Гуменный Д., Ибрагимов Р., Цыпляков М., Томилова Я., Решетникова А.));
  • Упражнения на терпение и концентрацию (игры, где необходимо ждать своей очереди, в таких играх дети должны научиться терпеливо ждать, исправлять ошибки и адекватно реагировать на события во время игры, (настольные игры во время перемены – шашки и т.д.));
  • Упражнения на формирование контролирования, произнесённых слов (игра «Да-нет – не говори»  суть ее в том, что учитель, задает вопросы, на которые запрещено отвечать, используя слова «да», «нет»);
  • Упражнения на развитие контролирования эмоций (игра – «Море волнуется раз»: ведущий произносит «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри»; как только звучит слово «замри», игрок застывает, а ведущий (это может быть учитель или один из учащихся), пытается  рассмешить так, чтобыкто-либо их играющих двинулся. Если такое случается – он становится ведущим. Игру можно как угодно видоизменять, добавлять музыку, любимых персонажей и т.д., главное, чтобы в ней ребенок учился владеть своим телом и своими эмоциями)
  1. Развитие мышления (логическое, творческое, критическое, пространственное)

Средства реализации:

использовать игры:

  •  Положить перед детьми рисунки с животными и рисунки с едой, попросите сопоставить их, накормив каждое животное;
  • Назвать несколько простых слов, попроситьучащихся назвать их одним понятием. Например: кошка, собака, хомяк – животные;
  • Показать три картинки, две из которых одинакового содержания, а одна – значительно отличается, попросить выбрать лишнюю картинку;
  • Показать ребенку несколько картинок, на которых изображены люди с разными эмоциями, попросить описать, что случилось у этих людей;
  • Озвучить ситуацию. Например: Катя проснулась раньше, чем обычно. Попросить детей рассказать, почему так произошло;
  • Попросить детей рассказать, что случится, если произойдут некоторые события: если пойдет дождь, если приедет мама, если наступит ночь и т. д.;
  • Назвать ребятам явления. Например: идет дождь, яблоко красное, слива оранжевая. Утверждения должны быть как правдивыми, так и ложными. Дети должны отвечать, верят они или нет вашим утверждениям;
  • Попросить ребят по очереди читать небольшие отрывки текста. Когда каждый дочитывает свой отрывок, предложить ему рассказать об ассоциациях, которые у него появились;
  • Попросить детей показать левую и правую руку, взять предмет левой или правой рукой;
  • Попросить положить, например, ручку слева от книги;
  • Попросить дотронуться до правой или левой руки своего соседа по парте;
  • Предложить детям по отпечаткам рук и ног определить правые и левые части тела.

Выявленные проблемы при работе с обучающимися 1 «г» класса

  1. У некоторые учащихся 1 «г» класса наблюдается гипперактивное поведение, т.е., такие дети крайне отвлекаемы, импульсивны, невнимательны (Клецков Максим, Биккужин Даниил, Ибрагимов Ренат);
  2. Обучающиеся с инфантильным поведением, двигательной заторможенностью: обладают замедленным темпом переработки информации, крайне рассеяны, невнимательны, незаметно для себя отключаются от учебного процесса(Решетникова Александра, Томилова Ярослава, Гуменный Денис, Костров Олег)

Задачи коррекционной работы:

  1. Проводить занятия, способствующие снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности; развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.

Средства реализации:

  • На уроках выполнять упражнение «Разорви и выбрось» (предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки и выбросить);
  • У детей с гиперреактивностью, зачастую нехватка внимания и они нуждаются в нередких тактильных контактах, поэтому необходимо ребёнка часто хвалить, приговаривая ласковые, добрые слова и при этом погладить по голове или плечу.
  1. Взаимодействовать со специалистами и руководителями дополнительного образования

Средства реализации:

  • Посещать ребёнку коррекционно-развивающие, фронтальные и индивидуальные занятия психолога;
  • Посещать кружки по интересам: «Мы-пешеходы», «Юный эколог», «Рукодельница», «Юный конструктор», «Хор», танцевальный кружок «Вдохновение».
  1. Взаимодействие с волонтёрским отрядом

Средства реализации:

  • Организация совместной проектной деятельности;
  • Проведение, совместно с ребятами волонтёрского отряда, классных часов;
  • Подготовка к школьным мероприятиям (подготовка для участия в сказке «Волк и семеро козлят»).
  1. Взаимодействовать с родителями обучающихся 1 «Г» класса

Средства реализации:

  • Организовывать совместные внеклассные мероприятия (совместное посещение музеев, библиотек, «Театра кукол»);
  • Проводить классные часы с участием родителей;
  • Проводить для родителей консультации со специалистами: психологом, логопедом, классным руководителем

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности организации учебной и воспитательной работы с 1 «г» классом

Слайд 2

Информация о медицинских данных обучающихся Гуменный Денис ФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи, т.е. нарушение звукопроизношения) Заворина Софья ФНР Загидуллин Станислав ФНР, дизартрия ( нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ)) Ибрагимов Ренат ФНР Клецков Максим Гиперкенетическое расстройство ( гиперактивность с ярко выраженной невнимательностью ) ППЦНС ( поражение центральной нервной системы ), 5 группа здоровья ( рекомендован индивидуальный маршрут обучения (на дому) ) Решетникова Александра ППЦНС, дизартрия, ФНР Томилова Ярослава Цад ( центральная ангиодистания: внутричерепное давление(неврология) ), ЗПР ( задержка полового развития ), ФНР Подгот. физ. группа Костров Олег ППЦНС, дизартрия, ФНР Цыпляков Максим 5 группа здоровья ( индивидуальный маршрут обучения )

Слайд 3

Цель диагностики: обнаружить стартовые возможности первоклассников в сформированности предпосылок к продуктивной учебной деятельности; выявить индивидуальные особенности.

Слайд 4

Результаты выполнения диагностики стартовые возможности самоконтроль графические навыки общий результат высокий ---- ------ ---- ---- выше среднего ----- ---- 7% Биккужин Д ---- средний 85% 31% Биккужин Д., Заворина С., Ибрагимов Р., Цыпляков М. 15% Ибрагимов Р. Павлов К. 15% Биккужин Д. Ибрагимов Р. низкий 15% Джафаров Д, Заворина С 69 % 76% 85%

Слайд 5

Цель диагностики: выявить уровень старта каждого учащегося класса; на каком уровне принятия учебных задач сейчас находится ребенок; с какими приемами и операциями для выполнения заданий он знаком с дошкольного детства, что для него является доступным, что сложным.

Слайд 7

Высокий уровень: 0% Средний уровень: 30% (Цыпляков М., Ибрагимов Р., Джафаров Д., Биккужин Д.) Низкий уровень: 70% (из них: Черняев Л., Томилова Я., Заворина С. – близки к среднему уровню)

Слайд 8

Образовательный маршрут 1 г класса Список дни недели время Коррекционно-развивающее занятие «Знаю! Умею!» Коррекционно-развивающее занятие «Говорим правильно- красиво пишем!» (логопед) Индивидуальные занятия с логопедом Фронтальные занятия с логопедом Коррекционно-развивающее занятие с психологом Индивидуальные занятия с психологом вт Пн-ср Пн-пт Пн-пт Вт-пт Пн-пт 13:00-13:35 13:00-13:35 8:35-13:35 8:35-13:35 08:35-14:00 Биккужин Даниил + Пн/1 3 : 0 0-13: 3 5 Ср/1 3 : 0 0-13: 3 5 Чт/1 1 : 3 5-1 2 : 1 0 Пт/1 2 :1 0 -1 2 : 45 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Пн/1 2 :1 0 -1 2 : 25 Чт/12:45-13:00 Гуменный Денис + Пн/1 3 : 0 0-13: 3 5 Ср/1 3 : 0 0-13: 3 5 Чт/1 1 : 3 5-1 2 : 1 0 Пт/12:10-12:45 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Пн/1 2 :3 0 -1 2 : 45 Чт/13:05-13:20 Джафаров Дэвид + Пн/1 3 : 0 0-13: 3 5 Ср/1 3 : 0 0-13: 3 5 Чт/1 1 : 3 5-1 2 : 1 0 Пт/12:10-12:45 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Пн/11:35-1 1 :50 Ср/1 2 :1 0 -1 2 : 25 Заворина Софья + Пн/13:00-13:35 Ср/1 3 : 0 0-13: 3 5 Пн/09:50-10:05 Ср/12:10-12:25 Чт/12:10-12:25 Вт/11:35-12:10 Пт/1 1 : 3 5-1 2 : 1 0 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Вт/12:45-13:00 Чт/1 1 : 3 5-1 1 : 5 0 Загидуллин Станислав + Пн/13:00-13:35 Ср/1 3 : 0 0-13: 3 5 Вт/12:10-12:25 Чт/13:00-13:15 Пт/09:00-09: 15 Пн/12:10-12:45 Ср/11:35-12:10 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Ср/11:35-11:50 Пт/12:45-12:00 Ибрагимов Ренат + Пн/13:00-13:35 Ср/13:00-13:35 Чт/11:35-12:10 Пт/12:10-12:45 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Пн/11:55-12:10 Ср/12:30-12:45 Клецков Максим + Пн/13:00-13:35 Ср/13:00-13:35 Пн/10:10-10:25 Ср/12:30-12:45 Чт/12:30-12:45 Вт/11:35-12:10 Пт/11:35-12:10 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Ср/11:55-12:10 Пт/12:05-13:20 Павлов Кирилл + Пн/13:00-13:35 Ср/13:00-13:35 Вт/12:30-12:45 Чт/13:20-13:35 Пт/09:20-09:35 Пн/12:10-12:45 Ср/11:35-12:10 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Вт/13:05-13:20 Чт/11:55-12:10 Решетникова Александра + Пн/13:00-13:35 Ср/13:00-13:35 Пн/11:55-12:10 Ср/09:20-09:35 Чт/10:10-10:25 Вт/11:35-12:10 Пт/11:35-12:10 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Вт/1 2 :1 0 -1 2 : 25 Чт/1 2 :1 0 -1 2 : 25 Томилова Ярослава + Пн/13:00-13:35 Ср/13:00-13:35 Пн/11:35-11:50 Ср/09:00-09:15 Чт/09:50-10:05 Вт/11:35-12:10 Пт/11:35-12:10 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Dn/1 2 :3 0 -1 2 : 45 Чт/1 2 :3 0 -1 2 : 45 Костров Олег + Пн/13:00-13:35 Ср/13:00-13:35 Вт/13:00-13:15 Чт/10:30-10:45 Пт/13:00-13:15 Пн/12:10-12:45 Ср/11:35-12:10 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Вт/11:55-12:10 Пт/1 2 :3 0 -1 2 : 45 Цыпляков Максим + Пн/13:00-13:35 Ср/13:00-13:35 Вт/08:35-09:00 Пт/08:35-09:00 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Пн/08:35-09:00 Чт/08:35-09:00 Черняев Лев + Пн/13:00-13:35 Ср/13:00-13:35 Вт/13:20-13:35 Чт/10:50-11:05 Пт/13:20-13:25 Пн/12:10-12:45 Ср/11:35-12:10 Вт/13:25-14:00 Пт/13:25-14:00 Вт/11:35-11:50 Пт /12:10-12:25

Слайд 9

Список дни недели время Кружок «Рукодельница» Кружок «Юный эколог» Кружок «Мы пешеходы» Кружок «Юный конструктор» Курс «Занимательная математика» Курс «Удивительный мир слов» Курс «Хор» Курс «Проектная задача» Пн/чт Ср/чт Вт/пт ср пт чт Первое полугодие Второе полугодие 11:50-13:00 11:50-13:00 11:50-13:00 11:50-12:30 13:00-13:35 13:00-13:35 1р/2 нед Биккужин Даниил + + + + + Гуменный Денис + + + + + Джафаров Дэвид + + + + + Заворина Софья + + + + + Загидуллин Станислав Евгеньевич + + + + + Ибрагимов Ренат + + + + + Клецков Максим + + + + + Павлов Кирилл + + + + + Решетникова Александра + + + + + Томилова Ярослава + + + + + Костров Олег + + + + + Цыпляков Максим + + + + + Черняев Лев + + + + +

Слайд 11

Решетникова Александра Черняев Лев

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по коррекции познавательных способностей в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья. "Костотряс".

Закрепление решения задач изученных видов.Урок комплексного применения знаний....

Программа работы с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение родителей конкретным методам и приемам проведения коррекционных занятий с ребенком, адекватным способам общения и поведения с ним, т.е. повышение педагогической компетентности родителей....

Диагностическая работа по читательской грамотности для 3 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья

Диагностическая работа по читательской грамотности для 3 класса для детей с ограниченными возможностями здоровья...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ТЕРЕМОК» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье представлен материал по использованию в практике школьного учителя-логопеда многофункционального дидактического пособия «Теремок» в здоровьесберегающей деятельности с обучающимися...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Эффективные технологии в коррекционно- образовательной работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и семьями Губкинский 2021

Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не тольколичностными особенностями всех членов и характеромвзаимоотношений между ними, но и б...