Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала"
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektzhuk.docx | 38.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 63
с углубленным изучением английского языка
Кировского района г. Новосибирска
Педагогический проект
«Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала во внеурочное время»
(1-4 классы)
Выполнила: учитель начальных классов Жук С.Л.
89231400431
svetaguk66@mail.ru
Актуальность.
Воспитание экологической культуры – важная задача \социально-культурной ситуации ХХI века. В условиях глобального экологического кризиса усиливается значение природоохранного образования в начальной школе как этапа в развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании» ставит своей задачей создание системы непрерывного многостороннего экологического образования.
Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
В Федеральном компоненте государственного стандарта образования среди общих целей начального образования выделено “воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру”. Конкретные цели нравственного становления личности сформулированы и в содержании окружающего мира: “Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе”.
Проблема.
Для выяснения знаний об экологии у учащихся 1 класса был проведен опрос детей. Он показал, что дети не осознают своё место в мире природы, среди других, у них недостаточно сформированы представления об экологии, об экологических проблемах, которые существуют. Заполнить пробел этих знаний возможно при изучении таких учебных дисциплин как русский язык, окружающий мир, а также во внеурочной деятельности учащихся.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко у детей будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природы.
Исходя из вышеописанной проблемы, были поставлены цели:
- Организовать систему работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся на уроках и во внеурочное время.
- Сформировать навыки экологического поведения и экологической культуры учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
Задачи:
- Формирование активной жизненной позиции учащихся по вопросам охраны природы своего края, собственного здоровья, здоровья окружающих;
- Расширение возможностей научной работы учащихся для участия в олимпиадах, конференциях и конкурсах;
- Мотивация детей к самостоятельной и творческой деятельности;
- Развитие личностно значимых качеств учащихся.
Программа реализации проекта
- Проведение входного и выходного анкетирования.
- Посещение курсов, семинаров, конференций по данной тематике.
- Создание банка методической литературы по данной тематике.
- Разработка дидактического материала, тематических занятий, мероприятий.
- Создание сборников детских творческих работ по краеведению и экологии.
Практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Необходимо научить детей чувствовать красоту природы и боль при виде ее гибели. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием. Поэтому нужно использовать, учитывая возрастные особенности школьников, разнообразные формы, методы, приемы, средства, технологии в работе, которые, воздействуют на эмоциональную и чувственную сферы личности.
Сроки реализации проекта.
Проект рассчитан на четыре года обучения детей в начальной школе.
Реализация проекта
Реализация проекта проходит в рамках расширения учебного и личного пространства поэтапно.
В каждой из этих областей идет изучение по определенным критериям:
- Сказки, легенды моего дома, двора, школы и т. д.
- Интересные факты из истории дома, двора, школы…
- Природные объекты моего дома, класса, школьного двора…
- Как я отношусь к своему дому, школе, городу…и как дом, школа, город и т.д. относятся ко мне.
- Технический прогресс. Польза и вред для дома, города, мира…
- Наши маленькие мечты и фантазии. Как сделать наш дом, класс…мир лучше?
Основные формы работы:
Экскурсии
Классные часы
Уроки здоровья
Тематические беседы
Прогулки
Творческие мастерские
Также широко используются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природного материала, экскурсии и прогулки по городу, моделирование, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участия в работах на пришкольном участке, помощь в оборудовании и озеленении классных комнат, участие в организации праздников и в выполнении летних заданий.
Результаты:
В результате работы учащиеся создали следующие проекты:
- «Кормушки нашего двора»
- «Сохраним пресную воду»
- «Мое любимое животное».
- «Загадки школьного двора»
- «Книга экомечты»
- «Наш план школьного двора»
Ожидаемые результаты:
- Составление методической копилки заданий экологического содержания на уроках и во внеурочное время.
- Появление у учащихся новых образований:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
3. Повышение экологической грамотности и культуры среди учащихся и родителей
Показателями экологической культуры учащихся, на мой взгляд, могут служить:
- наличие экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами;
- сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;
- выполнение научных исследований по экологической тематике;
- практикоориентированность имеющихся экологических знаний, применимых в быту (сохранение воды, электроэнергии и т. п.)
Механизмы оценки результатов
- На входе и выходе реализации проекта проводится анкетирование и сравниваются показатели уровня экологической культуры учащихся до и после реализации проекта.
- Создается портфель достижений учащихся с результатами участия их в акциях (фотоотчеты, благодарности), мероприятия разного уровня (грамоты, дипломы, награды), олимпиадах разного уровня (грамоты, дипломы), научно-исследовательских конференциях разного уровня (грамоты, дипломы) экологической направленности.
- Участие детей в олимпиаде «Человек И Природа» - 65% учащихся в 1 классе и 68% во 2 классе. Двое детей вошли в тройку лучших по школе.
- Участие детей в групповом конкурсе по краеведению «Мир на ладони» - 2 место во 2 классе.
Дальнейшее развитие проекта
- Преемственность в развитии проекта при переходе учащихся в среднее звено обучения.
- Применение полученных результатов деятельности для анализа и усовершенствования.
- Использование накопленного материала для будущих первоклассников.
- Преемственность в общении учащихся среднего звена с будущими учениками с целью передачи ими накопленного опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Данный материал является кратким описанием моей педагогической системы с указанием целей, задач, принципов, технологий и результатов....
Презентация методической системы нравственного воспитания младших школьников на основе УМК "Школа 2100"
Методическая система представлена в виде презентации...
гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности
Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
В статье описываются формы работы по формированию экологической культуры младших школьников на основе краеведческоно материала...
Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала
В процессе эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассни...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...