ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
статья по окружающему миру на тему

Мусина Ания Хасиповна

В статье описываются формы работы по формированию экологической культуры младших школьников на основе краеведческоно материала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx255.81 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

Мусина Ания Хасиповна, учитель начальных классов Актанышской начальной образовательной школы-детский сад

 Для младших школьников огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание "своих корней", "своих" растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учит правильному поведению в природе, умению ее жалеть, сохранять, любить.

 Начальная школа занимает важное место в закладывании основ взаимоотношений человека с природой и социальной средой. Школа, в которой мы работаем, находится в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией по формированию экологической культуры школьников на местном материале.

 Наше село Актаныш окружен лесами, прудами, рощами и полями. По  территории Актанышского района протекают  множество  рек, речек, среди  них  одни из самых крупных в Европе —  Кама  и  Белая. Река Сюнь, озеро Копаное - памятники природы регионального значения. Флора и фауна позволяют осуществлять с детьми краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой.

 Одно из важнейших условий формирования экологической культуры на краеведческой основе - непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Для этого определен состав объектов и явлений, доступных для наблюдения в ближайшем природном окружении и их временные параметры. Результаты наблюдений фиксируются в "Уголках природы" и дневниках, обобщаются и используются на уроках.

С краеведческими объектами и их экологическим состоянием учащиеся знакомятся и на экскурсиях. Цели экскурсии определяются заранее, распределяются поручения, виды работ. Экскурсии носят исследовательский характер, например: «Почему вода в пруду весной зеленеет?», «Природные источники в районе», «Экология родного села» и т.д. Учащиеся составляют книжки-малышки, пишут рефераты, защищают проекты.

 Особая работа проводится по формированию бережного отношения к исчезающим видам растений и животных. В нашем районе встречаются растения и животные, которые внесены в Красную  книгу Республики Татарстан. Например, Фиалка  болотная, Хара  обыкновенная, Пепельник болотный, Хвощ ветвистый, а из животных - Выдра, Камышовка вертлявая,

Горчак  обыкновенный, Жаба серая.

Чтобы изучить родные просторы края, совершаются очные и заочные путешествия по району. С 7 ноября 1977 года – для посетителей открыта дверь Актанышского  районного  краеведческого музея .

Фонд музея насчитывают свыше 14 тыс. единиц хранения и системно охватывают всю краеведческую тематику, представляя ценность для изучения истории народов Актанышского района.

С уголками родной природы ученики знакомятся через пейзажную живопись. В наших местах жил и творил народный художник Татарстана и заслуженный художник РФ Васил Маликов. В краеведческом музее выставлена экспозиция картин художника, есть автопортрет, замечательные пейзажи, портреты погибших воинов Великой Отечественной, проживавших на территории Актанышского района. Здесь экологическое воспитание тесно переплетается с краеведческим и патриотическим. 

А так же для формирования экологической культуры младших школьников используются такие методы экологической работы, как анкетирование, тестирование, беседа, диагностика, экологические 5-ти минутки на уроках окружающего мира и во внеклассной деятельности. Неоценимую помощь при работе по экологическому образованию на уроках оказывают экологические плакаты - побуждения, которые оформляются на альбомных листах, четко и красиво, служат долго. Каждый плакатчик содержит или призыв, или запрет, или просто напоминание, призывающие изучать, беречь и охранять природу.

            

Экологическая неделя вносит разнообразие в череду привычных форм, вызывает, живой интерес, воспитывает культуру общения природоохранной тематики. Неделя экологического воспитания в нашей школе «Мир вокруг нас» была приурочена к празднованию Всемирного Дня Земли, который в 2017 году отмечался 21 марта, в день весеннего равноденствия. На эту же дату выпал еще один экологический праздник – Международный день леса.

Таким образом, в процессе подобной эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам. Эта работа также дает богатый материал для размышлений над проблемами "учитель - ученик", "взрослый человек - ребенок". Наблюдения за межличностными отношениями в природной среде создают благодатную почву для познания каждого ребенка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников"

Доклад "Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников" для выступлеения на педсовете, посвященный развитию экологической культуры в начальной школе.На современном эт...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Наилучшим результатом воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой, а так же применение информационных технологий во внеклассно...

Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала"

Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной ...

Формирование экологической культуры младших школьников на основе краеведческого материала

В процессе  эколого-краеведческой работы происходит духовное обогащение детей посредством общения с природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассни...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...