гражданско-патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной краеведческой деятельности
статья на тему
Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, становления гражданской позиции подрастающего поколения использовалась педагогами с незапамятных времен. Воспитание интереса к родному городу, к его изучению, воспитание уважительного отношения к памятникам истории и архитектуры, воспитание не только хранителя ценностей предыдущих поколений, но и активного созидателя современности – мы считаем важнейшей задачей, решение которой необходимо начинать как можно раньше.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kraevedenie.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре издавна было краеведение. Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо хорошо знать его.
Культурно-историческая среда как средство обучения, воспитания, становления гражданской позиции подрастающего поколения использовалась педагогами с незапамятных времен. Воспитание интереса к родному городу, к его изучению, воспитание уважительного отношения к памятникам истории и архитектуры, воспитание не только хранителя ценностей предыдущих поколений, но и активного созидателя современности – мы считаем важнейшей задачей, решение которой необходимо начинать как можно раньше.
Познание и оценивание с личных позиций культурного наследия родного края происходит в течение всей жизни человека, но наиболее сензитивным периодом является младший школьный возраст. Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребенка микромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, любви и привязанности к Родине, закладывается представление о социальных ценностях.
Знакомство школьников с родным краем происходит уже на начальной ступени образования, как в процессе изучения школьных предметов, так и во внеурочное время. Эти первоначальные знания закладывают систему представлений о малой Родине и дают стимул для дальнейшего постижения.
Целями начального этапа развития школьников в этом направлении могут стать: знакомство с лучшими духовными и культурными традициями своей школы, района; формирование умения ориентироваться в окружающем территориальном и социальном пространстве.
Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Одновременно она может носить исследовательский и прикладной, общественно полезный и образовательно-воспитательный характер. Также отметим и многоаспектность содержания краеведческого образования, так как в нем сочетаются история, география, экология и этнография, фольклор и топонимика. Это способствует осознанию ребенком разносторонних знаний о городе и крае и оценке значимости окружающего мира. В результате обучения школьник получает целостную картину своего окружения.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания. Поэтому, мы считаем, что эффективная реализация задач краеведческого образования в рамках традиционных форм обучения (урок) затруднительна. И здесь существенную помощь может оказать внеурочная краеведческая деятельность, имеющая ряд преимуществ:
1. Нет жесткой регламентации времени.
2. Может носить системный характер (работа кружков, клубов по интересам в течение определенного времени). Другой вариант – проведение эпизодических или разовых мероприятий: вечеров, конкурсов и т.д.
3. Участие в них детей носит добровольный характер, определяется их интересами.
4. Предполагают большую вариативность проблематики и форм занятий, свободу педагога в их выборе.
5. Определяющее значение имеет практическая сторона знаний, направленная на совершенствование разнообразных умений и навыков.
6. Преобладание эмоционального аспекта над информационным (обращение к разуму через эмоции).
Внеурочная краеведческая работа не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Школьники приобретают навыки самостоятельного поиска и усвоения материала, расширяют общеобразовательные знания, приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности. Самым важным методическим отличием является то, что город изучается в непосредственном общении с ним, с реальными, подлинными памятниками культурного наследия.
Тематика работы по краеведению во внеурочной деятельности, может быть составлена с учетом изучения: а) самых сложных вопросов школьной программы; б) вопросов программы, которые не получили обстоятельного раскрытия на уроках; в) вопросов, которые вообще не раскрывались на уроках, но входят в программу; г) проблем, не входящих в учебную программу.
Необходимо также отметить и тот факт, что внеурочная краеведческая работа, во время которой происходит освоение ребенком культурного потенциала города, может стать одним из факторов для усвоения ценности семейного общения, семейных и народных традиций, одним из способов укрепления семьи. Этому способствует вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс на этапе получения знаний, подготовки и проведения мероприятий, оценке результатов деятельности, а также взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволит обогатить содержание и формы краеведческой работы.
В своей работе мы используем такие методы и приемы работы как: интегрированные занятия («Иностранцы в Петербурге» на примере творчества К.И.Росси, «Эмблема для школы»), бинарные занятия («Мама, папа и я – спортивная семья»), занятия в форме педагогической мастерской («Архитектурный облик Петербурга») или с использованием проектной деятельности («Реликвии моей семьи», «Воскресный день с семьей»), учебные прогулки («Город и горожане – осень в Петербурге», «Путешествие по Центральному району» и участие в городском конкурсе «Жили-были улицы»), образовательные экскурсии («Вокруг Казанского собора», «А где ты работаешь?»), практические занятия (подготовка к районному конкурсу по ПДД), «минутка познавательной истории». (Занятие длится 5-10 минут и может проводиться в любое время и в любом месте. Учащиеся имеют возможность задать интересующий их вопрос или поделиться интересной информацией. Предпочтение отдается краеведческой направленности содержания информации. Так последнее обсуждение затрагивало вопрос происхождения и написания слов винегрет и оливье, а также вопрос: «Почему Петр 1 не ел их», «Могут ли рыцари, мушкетеры и амазонки служить в современной Российской армии?»).
Проведенный нами мониторинг, целью которого было выявление влияния активных форм внеурочной работы на усвоение учащимися краеведческих знаний, способности учащихся воспроизводить полученные краеведческие знания и жизненный опыт, обобщать и творчески их переосмысливать, умения отражать свои краеведческие знания на уровне «включения» воображения, позволяет утверждать, что у младших школьников можно сформировать систему обобщенных знаний о явлениях общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему миру, предпосылкой их гражданского и духовно-нравственного воспитания. В ходе внеурочных занятий по краеведению интерес младших школьников к родному городу, к его истории и культуре существенно вырос. Педагоги, работающие с учащимися на уроках, отмечают активность и инициативность, стремление к дополнительному самостоятельному получению знаний, творческий подход к выполнению заданий, желание участвовать в подготовке и проведении школьных и классных мероприятий.
Значение внеурочной краеведческой работы в органической связи с жизнью, нацеленностью на практическое изучение и освоение среды. При правильной организации она может стать тем связующим звеном, которого не хватает для объединения знаний по литературе, истории, географии, актуализации их, для перенесения этих знаний из чисто теоретических в практически значимые. Ученик имеет возможность глубже уяснить положение: история государства - это история людей; корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом и настоящем родного края.
Необходимо отметить, что краеведческая работа способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в родном крае, участвовать в развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени. Работа по формированию краеведческих знаний младших школьников, и в частности с использованием активных форм внеурочной деятельности, имеет важное значение в становлении такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданственно- патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Если мы поможем нашим детям осознать значимость гражданства как принадлежности к Родине, заложим фундамент нравственности и патриотизма, то нам не будет страшно за завтрашний день, за судьбу своего ре...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Содержит конспект внекласного мероприятия по теме "Моя семья"...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной спортивной деятельности»
Воспитание делает нас тем, чем мы являемся. Р.Оуэн В наше время перед учителем встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменени...
Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность
Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...
Педагогический проект "Экологическое воспитание младших школьников на основе краеведческого материала"
Успех в решении целей экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования экологической грамотной личности, способной ...
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ИГР
Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновацион...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА...