Занятие в группе продлённого дня. Народная кукла.
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Григорьева Ольга Валерьевна

В данном материале представлена технологическая карта занятия "Народная кукла". Кукла выполнена из тряпочек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл народная тряпичная кукла414.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия во внеурочной деятельности                                                Григорьева О.В. Воспитатель ГПД. ГБОУ школа 345

Тема: Традиции. Пасха.

Тип: Занятие по внеурочной деятельности «Духовно-нравственная культура России» 3 класс

Цель: - сформировать понимание что такое – Пасха.

            - развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи                              

Задачи:

1.Раскрыть сущность праздника Пасхи через христианские ценности.

2.Сформировать представления о благочестивом отношении к Пасхе наших предков

3.Показать важность семейных традиций в праздновании любых праздников.

4.Формирование понимания важности сохранения добрых отношений с близкими людьми.

Планируемые результаты

Предметные

•понимать смысл праздника «Пасха»; •особенности традиций празднования Пасхи;

•понимание смысла символов Пасхи: «кулич», «яйцо», «творожная пасха»;

•как определяют дату празднования Пасхи;

Метапредметные

•        планировать деятельность  на занятии под руководством учителя;

•        Совместно оценивать результат работы под руководством учителя;

•           Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения исходя из социального опыта;

•           Работать с различными источниками, делать выводы, анализировать,

 •          Составлять сводную таблицу под руководством учителя;

Личностные

•          испытывать чувства доброжелательности, понимания и сопереживания своим родным;

•          осознавать свою роль в семье  и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах христианской семьи.

Ресурсы занятия: Компьютер, экран, презентация на тему занятия, иллюстративный раздаточный материал, тетрадь.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Мотивация познавательной деятельности

•             Сегодняшнее занятие  поможет нам больше узнать о празднике Пасха;  

•             Вы сможете задать детям и мне вопросы по теме занятия, на которые не знаете пока ответы;

•             Вы узнаете, почему именно Пасху называют сутью православной веры;

•             Вы узнаете историю символов Пасхи;

•           По мере прохождения этапов занятия ученики отмечают в тетради необходимые сведения для работы с понятиями «Пасха», «Традиции празднования Пасхи»

•           Отвечают на вопросы  и слушают одноклассников.

•          Определяют личностный смысл значения слова «семья»

  1. Актуализация  необходимых знаний 

•        Создаю проблемную ситуацию. Задаю вопрос: «Какой праздник приходится     в этом году на 28 апреля?»      

•            Это государственный праздник?

•            Чем отличается официальный государственный праздник от праздника обычного?

•        Отличается ли обычный календарь от календаря церковного? Какой религиозный праздник является официальным выходным днём в обычном календаре?

•            Почему Пасху нет необходимости объявлять официальным выходным Днём?

•           Предлагаю в тетради создать таблицу «Знаю, хочу узнать, узнал» на тему урока

•     Составляют таблицу в тетради и постепенно её заполняют на занятии

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

  1. Организация познавательной деятельности

Слайд 2.Говорят, что Пасху раньше

 Отмечала вся страна.

 На качелях сидя, дружно

 Улыбалась детвора.

 Молодёжь теперь не знает,

 Как же Пасху отмечать:

 Яйца красить, кулич стряпать

 И гостей к столу встречать.

 Вот заглянем в старину мы-

 Будто дождь омыл сердца.

 И сегодня все узнаем

 О Воскресении Христа.

- Слайд 3.Слушаем Стихира Воскресение. Твое Христе Спасе.

- Как ещё называют праздник Пасха?

- Попробуйте своими словами объяснить значение слова «воскрес».

- Почему именно Пасха является главным праздником, а не Рождество, или другие праздники?

-Где мы можем найти информацию, чтобы ответить на этот вопрос?

- Делю детей на разные группы, которые будут работать с разными источниками информации: книга по истории православия М. Межиева «Праздники на Руси» издательство «Белый город» Москва 2016 г., словарь, детская Библия.

- Как вы думаете, почему Святая Пасха – самый великий и светлый праздник для православных христиан?

   Святая Пасха – это праздник победы Любви над злом, Жизни – над смертью.

Воскресение Христово – это суть православной веры. В Христианскую Пасху верующие празднуют избавление через Христа всего человечества от греха и смерти.

- Что означает слово «Пасха»?

- А люди всегда грешны?

-А первые люди были грешны? Где жили первые люди, как их звали?

- Почему их Бог изгнал из рая? В чём они согрешили?

-Что пообещал Бог Адаму и Еве?

- Бог выполнил своё обещание?

- По православному вероучению, Своей Крестной Смертью Христос выкупил у смерти каждого из нас, и теперь каждый человек получал возможность иметь жизнь вечную.

- Фотографий тогда не было, кинодокументации тоже. Как же мы можем себе представить себе то или иное Библейское событие?

- О том или ином православном празднике нам может рассказать икона праздника.

- Слайд 4.Рассмотрите икону «Воскресение Христово». Расскажите, что вы видите на иконе?

- Но в православной иконографии нет иконы Воскресения Христова! Знакомое всем нам изображение Христа, в белоснежных ризах исходящего из гроба со знаменем в руке, появившееся в российских храмах только  в 18 веке, после правления Петра I.

Традиционная же православная икона не изображает момент Воскресения Христа.

- Как вы думаете почему? 

- Тайна воскресения, как и тайна воплощения — непостижимы.

- Слайд 5.Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие в ад».

Спаситель отправился после Воскресения именно в ад, не к ученикам, ни к матери, ни к обидчикам своим.

- Почему?

- Что мы видим?

- Что под ногами Христа?

На этой иконе мы и видим Христа в момент сошествия в ад. Христос ворвался в ад, и, Своей Божественной энергией сжёг, разрушил ад. В обитель смерти вошла Жизнь.

На иконе разрушение ада показано в виде сокрушенных врат. Они изображаются в виде сломленных дверей под ногами Христа, как правило, крест-накрест, что также символизирует победу смерти крестной смертью Христа.

Пасха – переходный праздник. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берётся день весеннего равноденствия (21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния. И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полнолунием, и называется Пасхой (с 4апреля по 8мая).

Слайд 8. Пасха - семейный праздник.

- Почему пасха семейный праздник?

- Как наши предки встречали и праздновали Пасху?

В русской деревне подготовка к празднику начиналась с понедельника: крестьянки стирали, мыли избу, прибирали двор. В народе говорили: «Страстной понедельник на двор идет – всю дорогу вербой метет», «С Великого понедельника до Великого дня целая неделя, по горло бабам дела!»

В вымытых и прибранных домах расстилались новые половики; на стены, окна и божницу развешивали белые вышитые полотенца, подвязанные бантами или украшенные цветными шелковыми лоскутками, искусственными цветами. Все это великолепие не снималось вплоть до конца Пасхальной недели.

Мужики-хозяева заготавливали припасы и корм для скотины на все праздники.

В Церквях тоже готовились к Пасхе: начищали подсвечники и паникадила, наполняли маслом лампады, мыли окна и пол, готовили праздничное облачение.

     В конце Страстной недели делались последние приготовления к Пасхе: заканчивалась уборка, крестьяне запасались провизией, во всех домах красили яйца, пекли куличи, делали творожную «пасху».

      Из сундуков доставались самые лучшие одежды.

Люди собирались в храмах. Они слушали и пели пасхальные песнопения. Ходили с крестным ходом. Потом возвращались ранним утром ходили в гости. Каждый должен был быть накормлен, обогрет, одарен подарком - яйцом, теплом и вниманием.

- Как же  сейчас люди встречают Пасху?

- Как православные христиане готовятся к Пасхе?

- Какие есть традиционные пасхальные символы?

Слайд 6. Пасхальные символы.

- Что вы знаете о пасхальных символах?

- Почему именно яйцо, кулич и творожная пасха?

- Что традиционно дарят на Пасху?

- Кто когда-нибудь был в храме на Пасху?

- Расскажите своим одноклассникам, что такое крестный ход.

- Кто- нибудь знает о традициях Пасхального звона?

- А вы его давно слышали? Хотите послушать прямо сейчас?

Слайд 7 Пасхальный звон

- Отвечают на вопросы  и слушают одноклассников.http://raskraski.link/uploads/2/5/6/2566-raskraska-raskraska-dlya-detey-Pasha.jpghttp://raskraski.link/uploads/2/5/6/2566-raskraska-raskraska-dlya-detey-Pasha.jpg

-  Вспоминают правила совместной работы.

Не спеши. Работай дружно. Помогай соседу, если он просит. Не кричи. Говори внятно.

Дети разделяются на группы.

Одна группа  ищет информацию в книге по истории православия М. Межиева «Праздники на Руси» издательство «Белый город»

Москва 2016 г.,

Вторая группа работает с толковыми словарями Ожегова и Ушакова.

Третья группа работает с детскими Библиями

Ученики читают статей книги, посвящённых Пасхе, определения в словарях, выдержки из детской Библии, обмениваются информацией и постепенно заполняют таблицу в тетради.

Возвращаются к своим утверждениям, высказанным в начале занятия.

Знаю

Хочу узнать

Узнал (а)

Яйцо, кулич, пасха

Почему эти символы?

Воскресение – возобновление жизни.

Воскресение

Почему кролик, не заяц, лиса?

Суть веры

Пасхальные кролики

Почему Плащаницу выносят только на Пасху?

Пасха - переход, избавление.

Освящение

Когда ещё ходят вокруг храма?

Яйцо-символ жизни. Кулич. Творожная пасха.

Пасхальный стол

Почему служба на Пасху такая длинная?

крепко=традиции

Благодатный огонь

Почему Рождество Христово в один и тот же день, а Пасха нет?

Колокольня для всех на Пасху.

Христос Воскресе - Воистину Воскресе.

Работа в группах при ответах на вопросы.

Работа с иллюстрациями.

http://vospitatel-sada.ru/kartinki/2017/04/6.jpg

  1. Физкультминутка.

Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет
(дети встают, разводят руками).
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет
(кружатся вокруг себя, руками показывают лучи).
Землю солнышко пригрело,
(разводят вокруг себя руками).
Птичка радостно запела
(руками изображают взмах крыльями).
Зажурчали ручейки
(ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеек).
Зацвели вокруг цветы небывалой красоты
(приседают и снова встают, руки поднимают вверх).

Дети проводят физкультминутку под руководством одного из учеников.

  1. Рефлексия деятельности

Возвращение к первоначальным предположениям:

-Посмотрите на нашу таблицу.

-Так что же такое Пасха?

-Какие понятия были для вас абсолютно новыми?

- Какие вопросы вы хотели бы ещё задать?

- Оцените работу групп.

Оценка работы в группах.

Соблюдаю правила тишины.

Соблюдаю правила говорящего.

Активно и правильно работал  в группе

Оценка трудности выполнения заданий

Оценка содержания заданий

  1. Диагностика достижения планируемых результатов

-На все ли поставленные вами вопросы удалось получить ответы?

-Какие традиции и обычаи остались для вас не совсем понятными?

- На следующем занятии мы продолжим разговор о Пасхе.

- На следующем занятии по внеурочной деятельности мы познакомимся с традиционными играми детей на Пасху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование занятий в группе продлённого дня .

Планирование  мероприятий  " Час досуга " в ГПД  начальные классы....

занятие в группе продлённого дня "Давайте жить дружно"

Очень интересное и увлекательное занятие. Это занятие поможет вам сплотить детский коллектив. Через инсценирование и игру находить общий язык с окружающими. Развивать познавательную активность.Способс...

Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема: Викторина «Волшебные сказки А. С. Пушкина». Группа: 2 класс

Внеклассное занятие для 2 класса по сказкам А. С. Пушкина с использованием современных компьютерных технологий....

Методическая разработка. Формирование нравственных ценностей у детей на занятиях в группе продлённого дня на примере занятия по теме «День матери»

Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей у детей на занятиях в группе продлённого дня на примере занятия по теме «День матери»...

Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема занятия: «Знайки».

Цель: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников.Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы из разных областей знаний.Развивать умение дорисовывать предметы, нах...

Занятие в группе продлённого дня по теме "Русские народные подвижные игры"

Данная методическая разработка поможет учителям начальной школы и воспитателям групп продлённого дня приобщить детей к русским народным традициям, русской культуре , а именно к русским народным подвиж...

Конспект занятия внеурочной деятельности по программе «Народная кукла» Кукла «Кувадка» (для учащихся начальной школы)

Цель: пробудить интерес учащихся к русской культуре, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой....