Занятие в группе продлённого дня по теме "Русские народные подвижные игры"
методическая разработка (3 класс)
Данная методическая разработка поможет учителям начальной школы и воспитателям групп продлённого дня приобщить детей к русским народным традициям, русской культуре , а именно к русским народным подвижным играм, таким как "Хромая лиса", "Кошки-мышки","Горелки", "Ворота". Данное занятие может провести как сам учитель (воспитатель), так и учитель (воспитатель) вместе с детьми-помощниками (третьеклассниками или четвероклассниками). В разработке представлен конспект занятия с подробным описанием каждой из четырёх игр (максимально адаптированным для детей начальной школы), В приложении указано, что развивает каждая из этих русских народных подвижных игр (память, умение работать в команде, смекалку, скорость реакции и др.). Представлены и фотоматериалы (образцы стенгазет по этим играм).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_narodnye_podvizhnye_igry._myasoedova.docx | 13.49 КБ |
chto_razvivaet_eta_igra.docx | 12.85 КБ |
hromaya_lisa.docx | 13.98 КБ |
koshki-myshki.docx | 12.98 КБ |
gorelki.docx | 13.52 КБ |
vorota.docx | 12.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Мясоедова Г.В.
Занятие «Русские народные подвижные игры» (метапредметная неделя)
- Вступление. Итак, ребята, вы, наверное, видите, что у нас не совсем обычное занятие: оно проходит в спортзале, да еще мы по-старинному одеты… Всё это не просто так. Мы познакомим вас сегодня с русскими народными (старинными) подвижными играми и научим вас в них играть!
Когда спрашиваешь, какие старинные русские народные игры вы знаете, ребята обычно отвечают: «Прятки», «Жмурки», «Пятнашки» и похожие на них игры. Между тем существует несколько сотен старинных русских народных подвижных игр и их вариантов!
Причем в старину играли не только дети, но и взрослые – и ничуть не меньше, чем дети. Как вы думаете, почему? (Не было ни интернета, ни телевидения, ни радио, даже книг еще не было …) Вот и играли: взрослые – отдельно, дети – отдельно.
Сохранилось свидетельство, что Екатерина Вторая как-то заскучала во дворце, и поэт Державин с секретарем императрицы предложили ей и её прислуге сыграть в «Горелки»! И сегодня мы как раз научимся играть в эту игру (и не только).
Но ведь играли не только для того, чтобы позабавиться. Игры развивали ловкость, смекалку, быстроту реакции, умение работать в команде, внимательность, память и многое другое.
Мы вас познакомим с четырьмя русскими народными подвижными играми: «Хромая лиса», «Кошки-мышки», «Горелки», «Ворота». Вы слушайте внимательно, запоминайте правила. Наши затейники будут рассказывать вам про эти игры и учить играть в них. Каждый из вас успеет поиграть хотя бы в одну из этих игр.
- Затейники показывают по порядку 4 игры, учат ребят в них играть (см. ниже описание игр).
- Давайте подумаем, какая из этих игр больше остальных развивает ловкость? Быстроту реакции? Слух? Физическую силу? Чувство равновесия? Быстроту реакции? Умение работать в команде? (см. ниже ответы)
- Подведение итогов. Ребята, вот мы с вами и разучили популярные в старину русские народные подвижные игры. Надеемся, что вы их не забудете и будете в них играть. Посмотрите на стены. Вы видите плакаты с рисунками и описаниями этих игр. Затейники раздадут вам цветные стикеры, а вы их приклейте к тому плакату с той игрой, которая вам больше остальных понравилась. Так мы выберем игру-«победительницу»!
Предварительный просмотр:
ХРОМАЯ ЛИСА
ЧТО РАЗВИВАЕТ ЭТА ИГРА:
- ловкость
- быстроту реакции
- смелость
- смекалку
- силу ног
- чувство равновесия
КОШКИ-МЫШКИ
ЧТО РАЗВИВАЕТ ЭТА ИГРА:
- ловкость
- смекалку
- быстроту реакции
- внимательность
ГОРЕЛКИ
ЧТО РАЗВИВАЕТ ЭТА ИГРА:
- скорость бега
- быстроту реакции
- ловкость
- внимательность
ВОРОТА
ЧТО РАЗВИВАЕТ ЭТА ИГРА:
- слух
- физическую силу
- умение работать в команде
- внимательность
Предварительный просмотр:
Хромая лиса
Количество участников: 5 – 10 человек.
У русского народа очень много игр, связанных с животными: «Гуси-лебеди», «Хромая лиса», «Волки и овцы», «Кошки-мышки», «Чижик», «Змейка», «У медведя на бору», «Заинька в неволе» и многие другие. И это неудивительно, ведь раньше русские люди жили в основном не в городах, а на природе, в деревнях и сёлах, и поэтому хорошо знали и домашних, и диких животных. Сегодня мы вас познакомим с двумя такими играми, где действуют животные: «Хромая лиса» и «Кошки-мышки».
Перед игрой начертим полукруг в углу комнаты (класса) – это нора лисы. Теперь запомним главное правило: лиса может стоять в своей норе на двух лапах, но, выскочив из норы, она должна прыгать только на одной лапе, не меняя и не опуская другую лапу.
В начале игры лиса находится в своей норе. Зайцы её дразнят и выманивают: «Хромая лиса!» Некоторые смелые зайцы подбегают совсем близко к её норе. Лиса ждет-ждет, а потом как выскочит и начинает гоняться за зайцами на одной лапе.
Если запятнает – заяц становится лисой и идет в свою нору. Если лиса гоняется за зайцами и не может никого поймать, она может отдохнуть, стоя на одной лапе, или ускакать в свою нору, а потом начать заново ловить. Лиса может пятнать игроков даже в своей норе, но только не наступая на черту.
ВАЖНО! Чего нельзя делать:
- Если лиса за пределами норы встала на обе лапы, или дотронулась второй лапой до пола, или поменяла лапу, все участники её прогоняют со словами: «Лиса, в нору!» Уходить она может на обеих лапах. Зайцы могут её аккуратно похлопывать по плечу, когда прогоняют.
- Никто, кроме лисы, не имеет права входить в её нору и наступать на черту. Кто нарушил правило, сам становится лисой.
- Если лиса запятнает игрока из своей норы, но наступит в это время на черту, пятнание не считается.
Предварительный просмотр:
Кошки - мышки
Количество участников: не меньше 10 человек.
Выбираем по считалке двух игроков. Но для начала мы вдвоем будем ведущими игроками, чтобы показать вам, как играть. Итак, я – кошка, а мой помощник – мышка. Все должны встать в круг, примерно на расстоянии одного шага, то есть не очень близко, и взяться за руки, образуя ворота. Обычно эти ворота опущены. Мышка залезает внутрь круга, а кошка остается снаружи. Теперь кошка должна поймать мышку. Но ворота не должны пропускать кошку внутрь. А перед мышкой ворота всегда открываются. Как же кошке поймать мышку?
Кошка может прорывать цепь игроков, но не очень сильно, чтобы игрокам не было больно, подныривать под сцепленные руки, перепрыгивать через них, путать игроков: то приседать, то подниматься, то делать вид, что подниматься, и в это время подныривать, неожиданно бросаться к другой части круга и там пытаться его прорвать.
Итак, все игроки должны запомнить главное: мышке надо ворота открывать, а перед кошкой ворота надо закрывать. Игра заканчивается, когда кошка поймает мышку. Если кошка долго не может поймать мышку и очень устала, она может попросить все ворота открываться перед ней, как и перед мышкой.
ВАЖНО! Чего делать нельзя::
- Если кошка не смогла пробить ворота в одном месте, она не должна в них ломиться второй раз, она должна попытаться прорваться через круг в другом месте.
- Кошка и мышка не должны долго бегать друг за другом вне круга.
- Нельзя сдвигаться плечами перед кошкой.
Предварительный просмотр:
Горелки
Количество участников: от 6 до 10 пар (+1 ведущий)
«Горелки» - игра очень древняя, старинная, ей много веков. Раньше в неё играли в основном парни и девушки, чтобы поближе познакомиться, так как в этой игре надо объединяться в пары. Играли в неё весной и летом. Особенно в неё любили играть в праздник Ивана Купалы, когда солнце особенно грело – «горело».
Все участники встают в пары друг за другом на расстоянии шага, держась за руки. Горельщик (водящий) становится перед первой парой на 3 шага, спиной к игрокам. Как только он занял своё место, ему уже не разрешается оглядываться назад. Все поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо:
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три – беги!
Когда ребята пропоют про небо, горельщик смотрит вверх. Когда закончится песня, последняя пара разъединяется и бежит: один – слева, другой – справа. Задача бегущих: пробежав мимо горельщика, соединиться в пару перед ним или в стороне, но позади горельщика соединяться нельзя и обратно бегать нельзя.
Горельщик, когда бегущие поравняются с ним, бежит за одним из них и не дает им соединиться. Если паре удалось соединиться, она встает первой парой, горельщик опять становится перед первой парой, и игра начинается сначала. А если горельщик запятнает кого-то из пары, он встает с ним в первую пару, а незапятнанный становится горельщиком, и ему поют песенку «Гори, гори ясно!» Если горельщик не может никого поймать два раза, его по считалке меняют.
ВАЖНО! Чего делать нельзя:
- Если горельщик оглядывается или побежит раньше, не дождавшись того, чтобы игроки поравнялись с ним, игра начинается заново, пятнание не считается.
- Если бегущие соединятся позади горельщика или побегут обратно, то соединение в пару не считается, и водящий может кого-либо из них запятнать.
Предварительный просмотр:
Ворота
Количество участников: не меньше 12 человек.
«Ворота» - это старинная русская народная игра. Она состоит из двух частей. Вторая её часть напоминает сказку «Репка». Когда мы поиграем, то вы скажете, почему.
Сразу скажем: в этой игре все игроки, кроме матки, должны говорить шепотом, иначе остальные игроки услышат секрет, и будет неинтересно. Выбираем двух крупных игроков (они будут воротами), они тихо договариваются, как каждый из них будет называться (солнце и луна, день и ночь, василек и незабудка, береза и дуб или как-то по-другому).
Остальные ребята строятся по росту. Самый маленький стоит впереди - он будет «маткой», то есть ведущим, главным. За ним идут остальные ребята, положив руки впереди идущему на плечи.
Матка подходит к закрытым воротам (у ворот руки опущены) и говорит: «Пустите нас через ворота!» Ворота открываются, вся вереница проходит, но последнего ворота не пропускают, они обхватывают его руками с двух сторон и тихо спрашивают: «Ты к солнцу или луне?» Последний тихо говорит, кого он выбирает, и ворота указывают ему, за кем из них ему встать.
Когда матка увидит, что пойманный встал на место за воротами, матка опять подводит вереницу к закрытым воротам, и игра начинается сначала. Так продолжается, пока все игроки не распределятся за воротами в две команды.
А потом начинается самое интересное – перетягивание. Ворота берутся за руки, ребята цепляются за них и друг за друга, обхватив впереди стоящего игрока за талию. Ворота говорят: «Тяните!» Обе команды начинают тянуть в свою сторону. Кто перетянет, та команда и выиграла. Если упадет хотя бы один игрок из команды, команда проиграла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» Цель:обобщить и систематизиров...
Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема: Викторина «Волшебные сказки А. С. Пушкина». Группа: 2 класс
Внеклассное занятие для 2 класса по сказкам А. С. Пушкина с использованием современных компьютерных технологий....
Внеурочное занятие в группе продленного дня "Русские народные игры"
Конспект игры в салочки. Рознообразие этой игры и описание правил....
Занятие в группе продлённого дня. Народная кукла.
В данном материале представлена технологическая карта занятия "Народная кукла". Кукла выполнена из тряпочек...
Методическая разработка. Формирование нравственных ценностей у детей на занятиях в группе продлённого дня на примере занятия по теме «День матери»
Методическая разработка.Формирование нравственных ценностей у детей на занятиях в группе продлённого дня на примере занятия по теме «День матери»...
Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).
Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....
Конспект занятия в группе продлённого дня. Тема занятия: «Знайки».
Цель: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников.Задачи: Развивать умение отвечать на вопросы из разных областей знаний.Развивать умение дорисовывать предметы, нах...