Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя и учителя начальных классов близка тема «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В послании Федеральному Собранию 2007 года В.В. Путин отметил, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность". К сожалению, в современном обществе сложилась отрицательная ситуация по данной проблеме. Причиной этого являются как ухудшение морально - нравственной обстановки в обществе, так и отсутствие положительных жизненных ориентиров для поколения юных.
В настоящее время, когда возрождается интерес к национальной культуре, обрядам и обычаям наших предков, различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения, что отвечает всем современным требованиям воспитательной работы в условиях реализации ФГОС. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий мир.
Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. Традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.
Планомерная работа по духовно - нравственному воспитанию школьников на основе изучения культурных ценностей родной земли непременно даст положительные результаты. Подрастающее поколение будет воспитываться на основе духовных ценностей наших предков и выбора правильных нравственных качеств и формировать в своем сознании систему достойных отношений к тем или иным событиям, явлениям и фактам и окружению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe.docx | 65.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Учреждение «Отдел образования администрации Волжского
муниципального района» Республики Марий Эл
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большекарамасская средняя общеобразовательная школа»
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
Лисицина Эльвира Александровна
учитель начальных классов
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя и учителя начальных классов близка тема «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. В послании Федеральному Собранию 2007 года В.В. Путин отметил, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность". К сожалению, в современном обществе сложилась отрицательная ситуация по данной проблеме. Причиной этого являются как ухудшение морально - нравственной обстановки в обществе, так и отсутствие положительных жизненных ориентиров для поколения юных.
В настоящее время, когда возрождается интерес к национальной культуре, обрядам и обычаям наших предков, различным этапам развития народов и племен, большое значение в воспитательном процессе отводится социальному воспитанию подрастающего поколения, что отвечает всем современным требованиям воспитательной работы в условиях реализации ФГОС. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий мир.
Развитие творческой личности, её самостоятельности и инициативы - одна из важных задач процесса социализации. Традиции народной культуры всегда несли в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий важному процессу социализации личности.
Планомерная работа по духовно - нравственному воспитанию школьников на основе изучения культурных ценностей родной земли непременно даст положительные результаты. Подрастающее поколение будет воспитываться на основе духовных ценностей наших предков и выбора правильных нравственных качеств и формировать в своем сознании систему достойных отношений к тем или иным событиям, явлениям и фактам и окружению.
Цель:
совершенствование системы патриотического и гражданского воспитания, формирование высоконравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей и создание условий для формирования личности, гражданина и патриота Республики Марий Эл и России.
Задачи:
- воспитать любовь к своей малой Родине;
- приобщить обучающихся к жизни, быту и культурным традициям;
- развивать творческие способности, коммуникативные навыки, нравственные качества;
- формировать патриотизм, любовь к России, малой родине, родной земле, языку, готовности служения Отчеству на ратном и гражданском поприщах, личной ответственности за судьбу России, веры в великое будущее свой страны;
- укрепить и развивать нравственные нормы поведения.
По наследству нам достались богатые традиции народов, которые нуждаются в восстановлении и защите, потеря народных традиций невосполнима: они являются нравственной опорой, служат живительным источником по приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию любви к малой Родине
В соответствии с требованиями ФГОС духовно – нравственное развитие и воспитание на ступени младшего школьного образования обозначено целевыми ориентирами: ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, у него сформированы нравственные и личностные качества. «Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину» - задача особенно актуальна сегодня и не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность и значимость данной проблемы, особенно в настоящее время, поэтому уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать духовно-нравственные качества личности и патриотический дух школьника.
Очень важно приобщить ребенка к культуре своего народа. Чтобы воспитать уважение и гордость за землю, на которой живешь, детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно знание истории народа и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Формы работы:
Уроки, проекты, деловые игры, классные часы, встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, тренинги, соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым Отечества и малой родины, знакомство с традициями и обычаями народа, фольклором.
Для выявления уровня развития духовно – нравственных качеств у младших школьников необходимо своевременно заложить нравственный фундамент развития личности, а именно уровень сформированности нравственных понятий. Вместе с психологом провели диагностику «Нравственные понятия». Итак, ученикам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «счастье», «любовь» и труднее, «милосердие», «мудрость», «вина», «душа», «гордыня».
Уровень воспитанности учащихся (методика Н.П. Капустиной) (1 — 4 классы), которая включает оценивание 6-ти качеств личности: любознательности, трудолюбия, бережного отношения к природе, отношение к школе, красивое в жизни школьника, отношение к себе.
Несомненно, важное место в воспитании духовно-нравственного развития принадлежит урокам. В содержание учебного материала заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Наблюдается стабильная динамика успеваемости
Так, например учебники «Литературное чтение» содержат литературные тексты мастеров художественного слова, детских писателей, фольклорные произведения народов России, литературные тексты исторического содержания, работая с которыми дети постигают простые и вечные истины добра, сострадания, сочувствия, любви к другим людям, к Родине, чувство патриотизма и гордости за свою страну. Именно знакомство с литературой Древней Руси приближает к постижению красоты истинно народной речи, глубины её философского смысла. Произведения Древней Руси несут особое воспитательное значение, дает возможность окунуться в быт Древней Руси, познать нравы и обычаи наших предков, приобщиться к духовному миру древнерусского человека.
Огромную роль на уроках играют и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздаётся тем, кто живёт, следуя нравственным законам. Изучая произведения Н. Н. Носова, В. Ю. Драгунского развиваю такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Воспитание духовно - нравственных чувств детей происходит особенно успешно, если они осознают идею художественного произведения и мотивируют поступки героев.
На уроках русского языка часто провожу работу по обогащению словарного запаса учащихся. Беседуем над понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызения совести. Стараюсь научить ребят не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов – готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. После усвоения новой лексики предлагаю выполнить творческую работу, например, вставить в текст пропущенные по смыслу слова или написать сочинение – миниатюру с использованием новых слов. Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
Важный источник накопления нравственных качеств находится в знакомстве школьников к окружающему миру. Я на уроках окружающего мира, ИКН, родного языка и литературы знакомлю детей с историей и культурой народов Марий Эл и других народностей. Как жили наши предки, чем занимались, как одевались и как всё это сохранилось до сих пор. Знакомлю ребят с народным фольклором, особенностями национального изобразительного искусства. Именно национальный фольклор является настоящим кладезем нравственного и познавательного развития детей. При знакомстве детей с национальными сказками, пословицами и уникальными загадками происходит их приобщение к общечеловеческим нравственным ценностям. Такие герои, как Онар, Чумбылат, Чоткар являются символом смелости и храбрости. Также не стоит забывать про национальные празднества и обычаи. До сих пор сохранились в наших краях такие праздники, как Агавайрем, Сурем, Семык . Именно в них сосредоточены многочисленные наблюдения за тонкими особенностями природных сезонов, общими погодными изменениями, поведением окружающих птиц, насекомых и растений. Дети знают обычаи и обряды своих предков, уважают культурные ценности своего края.
Неотъемлемой и важнейшей составляющей образовательно-воспитательного процесса является внеурочная деятельность школьников. Огромное значение в воспитании личности имеют школьные традиции.
- дни знаний, день здоровья, праздник осени, день матери;
день именинника, новогодний карнавал.
- спортивные мероприятия: «В здоровом теле - здоровый дух», «Папа, мама, я – спортивная семья».
-масленица, праздник книги;
- интеллектуальные игры;
- научно – практические конференции и др.
Одной из форм учебно-воспитательного процесса является экскурсия.
Экскурсии – важнейшее средство формирования и развития нравственных качеств личности младшего школьника. В своей работе я использую разные виды экскурсий
1. Экскурсии в природу
2. Экскурсии, знакомящие с трудом людей.
3. Обзорные экскурсии по селу.
Чтобы увидеть ребенка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность.
Чтобы воспитать в ребенке чувство гордости за свой родной край заостряем внимание ребенка на красотах родного села;
Во время активных прогулок на свежем воздухе объясняю детям, что находится на родной улице, обсуждаем значение каждого предмета;
Даю детям общее представление о работе многих общественных учреждений: почты, местного магазина, библиотеки. Вместе наблюдаем за работой сотрудников этих учреждений, отмечаем ценность их ежедневного труда;
Вместе с учащимися принимаем активное участие в труде по озеленению и благоустройству своего окружающего двора;
Часто читаем интересные книги о родном крае, ее выдающихся героях, об уникальных традициях, культуре своего народа;
Чтобы научиться жить в постоянно меняющихся условиях окружающего мира, уметь их прогнозировать, учитывать, влиять на них, приспосабливая к своим потребностям и интересам, человеку важно понять, что движет этими изменениями. Для этого необходимо приобщение к многообразию исторической памяти своего народа, его культурному опыту. Такой опыт новое поколение сможет сохранить, творчески переосмыслить и на его основе создать новое. Осознав себя носителем исторического сознания, будущие граждане смогут обеспечить себе достойную жизнь на родной земле.
«День защитника Отечества», «Богатырская наша сила! » -вечера развлечений- каждое из этих мероприятий включает в себя этап подготовки: разучивание стихов, песен, танцев. Содержание мероприятий является креативным и строится с учетом духовного становления личности ребенка, его творческого потенциала.
- экскурсия к обелиску погибшим воинам в преддверии праздника Дня Победы, дети воздают память героям, отдавшим свои жизни в боях за Родину. Ребята под звуки тихой, спокойной музыки, возлагают цветы к обелиску.
Мои ученики с большим желанием участвуют в различных творческих конкурсах: рисунков, сочинений, стихов, проектов
Помимо школьной базы, которая помогает формировать у детей чувство патриотизма, огромный вклад в развитие этого качества оказывает родительское воспитание, их ценности, которые они стремятся передать своим детям.
Научить ребенка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с раннего младенчества. Я не знаю, кем станут в будущем ребята, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника, состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им свое место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Отечества.
Свое выступление хочу закончить словами Антона Семеновича Макаренко:
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Литература.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.С. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Москва: Просвещение, 2011г.
- Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников. М. 2009.
- Каркашина Т.Н. Духовно-нравственное воспитание в школе.- Волгоград: Учитель, 2010г.
- Кобзарева Л.А.. Развивающие образовательные технологии. Технология педагогических мастерских. Волгоград. 2012.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ «Проектирование личностного и духовно-нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
Изучение темы «Иван Третий» на уроках окружающего мира как средство воспитания патриотизма и гражданственности...
Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Приводится краткая аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»...
Методические рекомендации «Духовно- нравственное развитие младших школьников в урочной и внеурочной деятельности »
Данные методические рекомендации посвящены проблемам духовно- нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Материалы, представленные в методических рекоме...
духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...
Особенности духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках и внеурочной деятельности.
Концепция нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечает, что современная школа должна воспитать готовность человека к &l...
Статья Организация духовно-нравственного развития младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Предлагаемые в данной статье формы работы по введению понятий о нравственности, морали помогут учителю начальных кассов в работе с детьми.В младшем школьном возрасте повышена восприимчивос...
Педагогический проект: «Совершенствование духовно – нравственной культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности «Дорога Добра».
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, который во многом определяет его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он формирует сист...