Доклад" Патриотическое воспитание учащихся в урочной и внеурочной деятельности"
статья на тему
Доклад освещает работу учителя по патриотическому воспитанию по ФГОС.Важно воспитывать детей патриотами своей Родины в урочное и внеурочное время.Создание проектов,участие в различных видах деятельности по патриотическому воспитанию необходимо в младшем школьном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание младших школьников через урочную и внеурочную деятельность
М. Ю. Куржева,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №9 Красногвардейского района
«Любовь к своей Родине – это не нечто отвлеченное;
это – и любовь к своему городу, к своей местности,
к памятникам ее культуры, гордость своей историей».
Д.С. Лихачёв
Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.
Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.
Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», определившая воспитательный идеал и базовые национальные ценности.
Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период в связи с утратой людьми нравственных ориентиров собственной жизни.
Поэтому вопрос о повышении уровня патриотического воспитания актуален. Необходимо воспитывать уже с младшего школьного возраста:
- доброту;
- ответственность;
- чувство собственного достоинства;
- гражданственность;
-гордость за свою страну;
-уважительное отношение к истории России.
Сегодня в МБОУ СОШ№9 аула Уляп есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через дополнительное образование. Внеурочная деятельность имеет целый ряд направлений. Я выбрала гражданско-патриотическое направление и разработала программу внеурочной деятельности «Мой адрес-Уляп».
Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма(воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории страны,республики).
Задачи:
-Изучение природы, истории и культуры Отечества, родной республики, родного аула.
-Формирование ведущих интегративных качеств личности.
-Воспитание и развитие национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям.
-Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры народа, сохранения традиции.
Сроки реализации программы-4 года
Содержание деятельности:
Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям.
Воспитание и уважение к старшим, к людям труда (приобщение детей к традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого возраста).
Любовь к родной природе (охрана окружающей среды)
Моя Родина - Россия. Мой дом-аул Уляп.(расширение представлений о нашей Родине – России, воспитание любви к своей “малой” родине – аулу Уляп).
Человек – защитник своего Отечества (любовь, забота и сохранение своей
родины, формирование чувства патриотизма, уважения и симпатии к другим
народам, гордости за Российскую армию, желание служить своему
Отечеству).
Система патриотического воспитания во внеурочной деятельности включает в себя :
1.Ознакомление детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры в процессе бесед, экскурсионной деятельности, заочных путешествий по историческим местам и культурным памятникам России,Адыгеи,родного аула.
В программу «Мой адрес-Уляп» включены классные часы,беседы, встречи с ветеранами войны и труда,возложение цветов к памятникам исторического прошлого.
Мы все помним и чтим заслуги ветеранов войны. Ежегодно силами наших детей и родителей готовим подарки ветеранам, учим стихи и песни, разучиваем танцы,чтобы их порадовать. Трепетное отношение к истории нашей страны и людям, грудью защищавших нашу родину, поможет вырастить поколение настоящих патриотов.
Каждый гражданин обязан знать символы своего государства. Мы получаем первоначальные представления о символике России и Республики Адыгея, формируются основы политической грамотности, чувства ответственности и любви к своей родной земле, её истории. Итогом этих занятий становится составление герба своей семьи.
Широко использую региональный компонент во внеурочной деятельности школьников. Провожу такие занятия, как экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами, встречи с интересными людьми, уроки-путешествия, экологические викторины и т.д.
В классе имеется мини-музей,реализующий этнокультурные национально-региональные особенности.
2. Участие в общешкольных мероприятиях историко-патриотического содержания:конкурс патриотической песни,конкурс рисунков на асфальте «Я за мир»,акция «Спеши делать добро» и др.
3.Историко-культурное краеведение, раскрывающее перед детьми историю, особенности культуры, природы, народных традиций малой Родины, приобщающее их к ценностям родного края.Знакомство с культурой других народов,населяющих республику.
Одним из интенсивных методов социальной практики является проектирование, осуществляемое как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В моей практике стали традиционными следующие проекты: «В дружбе-сила», «Самое сладкое, самое нежное слово – мама…», «Мой адрес-Уляп», «Мы правнуки твои, Победа! » Проект «В дружбе-сила» предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества;научить учащихся уважать традиции и национальные особенности народов, которые населяют республику Адыгею.Учащиеся знакомятся с национальными костюмами,танцами,песнями,обычаями других народов. Дети с большим удовольствием посещают занятия хореографического ансамбля «Беслиней»,где разучивают танцы народов Северного Кавказа. Образцовый хореографический ансамбль является лауреатом Всероссийских и Международных конкурсов: «Звёздочки Адыгеи», «Восходящая звезда», «Играй,танцуй и пой». Активными участниками проекта «Самое сладкое, самое нежное слово – мама…» становятся и мамы и дети. И предлагаемый проект даёт возможность провести в интересной форме подготовку и проведение мероприятий, посвященных Дню Матери,Международному женскому дню. Проектная работа «Мой адрес-Уляп».Цель проекта: показать ребенку, что родной аул славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,лучшими людьми,знаменитыми археологическими раскопками.Реализуя этот проект,учащиеся узнают об истории образования аула, героических людях,участвовавших в войнах,,известных учёных,политических деятелей.На занятиях совершаются экскурсии к историческим памятникам,проводятся беседы,встречи с интересными людьми,готовятся презентации с домашними заготовками о жизни аула.Особенно интересны рассказы детей о своей родословной.С помощью родителей рисуют генеалогическое древо,готовят альбом «Моя родословная». Проектная деятельность «Мы правнуки твои, Победа! » Реализация проекта «Мы правнуки твои Победа! » позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители. Основная идея проекта - это формирование у детей чувства патриотической сопричастности к своему роду, восстановление утраченных связей между поколениями. Мы хотели у детей сформировать патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа. Воспитать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям. Цель: Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны через различные виды деятельности. Продолжить формировать патриотические чувства у старших дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Укрепить нравственно-патриотические чувства дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов. Работая над проектами у детей появляется возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе. На педагогических сайтах размещаю методические разработки, презентации к урокам и внеклассным мероприятиям. 2013год- участие в районной научно-практической учительской конференции «Особенности организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО и ООО».Доклад на тему «Реализация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО» (приказ УО №137 от 18.04.2013г.) 2014 год-Целостное обобщение опыта на районном методобъединении учителей начальных классов на тему « Патриотическое воспитание младших школьников на уроках и внеурочное время » (приказ№346 от 13.11.2014г) 2014 год-участие в республиканской научно-практической конференции на тему «Организация внеучебной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения:опыт, проблемы,перспективы». Доклад на тему «Реализация ФГОС в направлении патриотического воспитания младших школьников через внеурочную деятельность» |
Участвую в муниципальных и республиканских конкурсах «Овеянные славою флаг наш и герб»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Приводится краткая аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»...
Статья: Формирование читательского интереса учащихся в урочной и внеурочной деятельности
laquo;Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни многосторонней шири понимания» А.И.Герцен Данные различных исследований говорят о том, что отношение че...
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя ...
духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...
Военно - патриотическое воспитание как систематическая и целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся гражданского сознания в урочной и внеурочной деятельности
Обощён опыт работы по военно-патриотическому воспитанию в рамках создания военно-патриотического класса....
Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»
Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...
ГРАЖДАНСКО - ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из глобальных проблем воспитания современной молодежи в России являет...