Авторский кружок "Моя малая родина"
рабочая программа на тему
Авторский кружок разработан для изучения учащимися начальных классов особенностей того региона, в котором они проживают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа авторского кружка "Моя малая родина" | 55.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРОДА ДЕСНОГОРСКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Авторская программа
Кружка «Моя малая родина»
во 2 классе
Составила
учитель начальных классов
Алейникова Елена Сергеевна
Десногорск, 2015г.
Пояснительная записка
Авторская программа «Моя малая родина» разработана учителем начальных классов Алейниковой Еленой Сергеевной. Программа разрабатывалась с использованием элементов программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». Рабочие программы 1 – 4 классы. Москва «Просвещение», 2011г., Сорокоумова Е.А.
Уроки экологии в начальной школе : Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2007г.
Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны. Задача современной школы – привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине – любовь, и уважение к необъятной и многонациональной России.
Как же развивать интерес детей к тому, чем «живёт» и «дышит» его отчизна, в чём она нуждается и чем ей нужно помочь? Курс «»Моя малая родина», составленный в рамках внеурочной деятельности призван оказать помощь в решении данных вопросов.
Цель программы – формирование осознанного отношения младших школьников к ценностям родного края (людям, природе, истории, культуре) и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к родному краю.
овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды. Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.
Задачи: прививать учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований – наблюдением, измерением, экспериментами, мониторингом и другое; воспитывать экологическое мировоззрение и культуру; развивать умение организовывать свою деятельность (учебную, исследовательскую; развивать творческие и коммуникативные способности учащихся; научить правильно оформлять результаты работы. Гражданско-патриотическое воспитание в начальной школе имеет отличительные особенности: во-первых, оно имеет краеведческую направленность; во-вторых, краеведческая направленность (изучение природы и культуры своего края) имеет долгосрочный характер и может быть рассчитана на все четыре года; в-третьих, гражданско-патриотическая деятельность может носить как групповой (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки), так и индивидуальный характер (выполнение домашних заданий – оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов, подготовка презентаций, работа в интернете, наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений, экскурсии с родителями и т.д.). Курс внеурочной гражданско-патриотической деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Основное направление кружка «Моя малая родина» - изучение местности, в которой проживает учащийся и привитии гражданско-патриотических отношений к своей Родине. Объектом этой деятельности становится окружающая среда (действительность). Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности, как на занятии так и вне школы, самостоятельно и с помощью родителей. Учащиеся развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование гражданской позиции младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребенок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает искать ответа на эти вопросы. Для этого он начинает изучать энциклопедии, посещать библиотеку, вместе с семьей составляет родословное дерево. Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем исследуют свой микрорайон, родной город, область и их достопримечательности.
Нормативно- правовой и документальной базой программы (кружок «Моя малая родина») по формированию духовно-нравственного воспитания на ступени начального общего образования являются:
- Закон « Об образовании» Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ( начальное общее образование)
- Концепция духовно- нравственного воспитания российских школьников
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся ( начальное общее образование)
- Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации , реализующих основные образовательные программы начального общего образования.
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования ( гигиенические требования)
- Потребности семьи , общества и государства в начальном образовании.
- Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора( рекомендации)
- Федеральный закон № 309-ФЗ от 01.12.2007 г. « О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования « , от 06.10.2009, № 373.
Основополагающие принципы воспитательной деятельности
- Патриотическое воспитание это систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга.
- Программа реализуется в условиях: социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания, единства образовательной и воспитательной среды.
Формы реализации программы
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
- Беседы
- Сообщения
- Просмотр видеоматериала
- Экскурсии
Практические занятия:
- Конкурсы
- Соревнования
- Показательные выступления
- Викторины
- Интеллектуально-познавательные игры
Оценка эффективности реализации программы
Качественные параметры:
1. Сформированность у учащихся гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации; своей области
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
При организации работы кружка по патриотическому воспитанию обучающихся руководствуюсь в своей деятельности следующими принципами:
- последовательности
- поэтапности
Основные направления работы кружка:
Я - человек
Моя семья
Гражданин и патриот России
Я и природа
Я и Отечество
- «Я и моя семья» (изучение своей родословной; способствовать развитию у детей доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни).
- «Я – человек» (воспитание культуры личности; уважение к старшим, к людям – воинам)
- «Я и Отечество» (расширение представлений о нашей Родине-России, воспитание любви к своей малой родине, любовь, забота и сохранение своей родины, формирование чувств патриотизма, уважения и симпатии к другим народам, желание служить своему Отечеству; проявление уважения к людям пожилого возраста)
- «Я и природа» (расширение представлений школьников о природных особенностях своей Родины; стимулировать осознание о необходимости охранять и беречь природу своей страны и формирование способов экологической деятельности)
Ожидаемые результаты
В результате реализации Программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Гражданско-нравственное воспитание в современных условиях – это
целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки
подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.
Модель гражданско- нравственное воспитания детей в воспитательно-
образовательном процессе школы представляет собой совокупность
последовательных целесообразных взаимодействий администрации, учителей и школьников и направлена на накопление опыта деятельности и сотрудничества, достижение прогнозируемого результата. Она ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса. С точки зрения содержания, она нацелена на развитие всех – прямых (педагогов, обучающихся) и косвенных (родителей, представителей социума) участников образования. С точки зрения формы, она учитывает потребности субъектов в самораскрытии и саморазвитии и предоставляет различные организационные формы воспитательно-образовательного процесса.
Разработка эффективной системы мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся.
Формы подведения итогов реализации программы
1. Общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.
Учебный план
За год 34ч ( в неделю 1 час)
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика |
1 | Знаменательные даты в нашей жизни | 4ч | 7ч. |
2 | Растим патриота и гражданина | 2ч | 5ч |
3 | Мой край родной | 2ч | 4ч |
4 | Спорт и здоровье | 1ч | 4ч |
5 | Я и семья | 1ч | 4ч. |
Итог: 10ч 24ч
Содержание деятельности
Раздел 1.«Знаменательные даты в нашей жизни»
Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе России, республики, района, школы, его прошлому, настоящему, будущему.
Задачи:
Развивать общественную активность учащихся. Воспитывать сознательное отношение к труду и народному достоянию.
Экономическое воспитание.
Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
Формировать стремления к усвоению правовых знаний, осознание гражданской ответственности за свое поведение, за поступки и правонарушения окружающих.
Воспитывать способность к эстетическому восприятию отечественной и мировой культуры, произведений искусства и литературы; бережное отношение к памятникам культуры и искусства, народного творчества.
Практическая часть: чтение стихов о праздниках, рисунки ко всем праздникам
Раздел 2:«Растим патриота и гражданина»
Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, привитие чувства долга по защите Отечества, уважения к памяти его защитников.
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части своей Родины, гражданина, патриота своего Отечества.
Исходные положения: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и гражданин Отечества. Отечество начинается с уголка, где человек родился.
Задачи:
Формирование правосознания и воспитание гражданской ответственности.
Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей.
Воспитание понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения.
Воспитание ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома в общественных местах, в природе.
Формирование потребности самообразования в условиях развития науки, культуры, техники.
Формирование морально - волевых качеств, осознание активной роли личности в становлении характера; умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.
Практическая часть: изучение гимна России, рисование флага РФ, рассказы о символике России
Раздел 3: «Мой край родной»
Воспитание у обучающихся любви к Родине, родному краю как к своей малой Родине, бережного отношения к природе, окружающему миру.
Знакомство учащихся с "малой" родиной, ее историческим прошлым, культурой, национальными традициями; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за национальную культуру.
Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности.
Бережное отношение к памятникам культуры и искусства родного края.
Формировать стремление к развитию художественных способностей и творческой деятельности в различных видах искусства и труда, обогащение эстетических знаний и совершенствование умений и навыков.
Воспитывать верность боевым и трудовым традициям старшего поколения нашего села, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
Практическая часть: Рисование памятных мест своего города, чтение стихов местных поэтов
Раздел 4: «Спорт и здоровье»
Физическое развитие учащихся, выработка у них потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
Воспитывать сознательное отношение к учению, развивать познавательную активность и культуру умственного труда. Формировать готовность к сознательному выбору профессии.
Воспитывать нравственность, сознательную дисциплину и культуру поведения. Заниматься физическим совершенствованием, укреплением здоровья и формированием навыков санитарно - гигиенической культуры, туризмом.
Формировать осознание роли физического совершенствования в развитии личности, сознательное отношение к укреплению своего здоровья, стремление к общественно полезной деятельности по физической культуре, спорту, туризму, к активному участию в работе оборонно-спортивных, санитарно-оздоровительных мероприятий.
Практическая часть: сочинение стишков о спорте, проведение спортивных игр, рисование на тему «Спорт».
Раздел 5: «Я и семья»
Осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности, приобщение к традициям семьи. Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Исходное положение: семья - главный фактор воспитания семьянина. Гражданственность проявляется в любви к родителям, родственникам. Учащиеся должны знать свои семейные традиции, уметь любить и беречь своих близких.
Гражданин и семья. Происхождение семьи. Поведение и действия достойного сына, дочери. Отношения в семье. Вежливость, трудолюбие. Верность-основа семьи.
Преемственные связи: деды – родители, родители – дети, дети – внуки. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки.
Задачи:
Формировать уважение к членам семьи.
Воспитывать семьянина, любящего своих родителей, родственников.
Формировать понятия сущности основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Формировать умение понимать семейные трудности.
Практическая часть: составление своего родословного дерева, изготовлении альбомов «Моя семья», рисунки своей семьи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы | Часы | Дата |
1 | Знаменательные даты в нашей жизни 1 сентября – День Знаний | 1 ч | |
2 | Растим патриота и гражданина Что такое патриотизм? | 1 ч | |
3 | Мой край родной С чего начинается Родина (Заочная экскурсия по городу) | 1 ч | |
4 | Знаменательные даты в нашей жизни День пожилого человека «Про бабушку. Про дедушку» | 1 ч | |
5 6 | Я и семья Моя семья Моя родословная | 1 ч 1 ч | |
7 8 | Спорт и здоровье Путешествие в страну здоровья Зачем человеку отдых? | 1 ч 1 ч | |
9 | Знаменательные даты в нашей жизни День народного единения | 1 ч | |
10 11 | Растим патриота и гражданина Государственные символы РФ Гимн России Что собой представляет флаг РФ? | 1 ч 1 ч | |
12 | Знаменательные даты в нашей жизни День матери. Сказка про мамочку. | 1 ч | |
13 14 | Мой край родной Летопись села /Изучение истории родного города/ Летопись школы /Изучение истории школы/ | 1 ч 1 ч | |
15 | Я и семья Профессии моих родителей | 1 ч | |
16 | Знаменательные даты в нашей жизни Новогодние праздники | 1 ч | |
17 18 | Спорт и здоровье Опасности глазами детей Необычная прогулка с Пивной жабой | 1 ч 1 ч | |
19 20 | Растим патриота и гражданина Русский народ и его истоки Родина в стихах русских поэтов | 1 ч 1 ч | |
21 | Знаменательные даты в нашей жизни День Защитников Отечества | 1 ч | |
22 | Растим патриота и гражданина Конкурс рисунков «Дети об Армии» | 1 ч | |
23 | Знаменательные даты в нашей жизни Международный женский день. Мамочке подарок. | 1 ч | |
24 | Мой край родной Моя малая родина – Десногорск | 1 ч | |
25 | Мой край родной Женщины нашего города | 1 ч | |
26 27 | Знаменательные даты в нашей жизни День космонавтов День Земли и природы | 1 ч 1 ч | |
28 | Спорт и здоровье Режим дня в жизни школьника | 1 ч | |
29 30 | Знаменательные даты в нашей жизни Праздник весны и труда День Победы | 1 ч 1 ч | |
31 | Растим патриота и гражданина Песни и стихи военных лет | 1 ч | |
32 | Я и семья История моей семьи в истории моей страны | 1 ч | |
33 | Мой край родной Экскурсия по городу с фотоаппаратом «Красивое село» | 1 ч | |
34 | Я и семья Заключительное занятие. Выставка работ учащихся. | ||
Всего 34 ч |
Список литературы
1.Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. –Москва «ВАКО»,2008.- 160с.
2. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И.А. Агапова, М.А. Давыдова–Москва «ВАКО»,2008.- 368с.
3.Здоровосберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И. Коваленко–Москва «ВАКО»,2007.- 304с.
4.Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Н.И. Дереклеева–Москва «ВАКО»,2008.- 352с.
5. Вредные привычки: профилактика зависимостей (1-4 классы)/ Г.Г. Кулинич–Москва «ВАКО»,2009.- 224с.
6. Воспитать патриота/Е.А. Воронова- Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282с.
7. Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с. 8. Журнал «Основы безопасности жизни»/ Гл. редактор- В.А. Девисилов.-М.: (Журнал издается при участии Минобрнауки, МЧС и Минздравсоцразвития России, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности)
9.Завуч начальной школы. Научно- практический журнал./Гл. редактор журнала Лизинский В. М.
Тема: «Государственные символы РФ. Флаг города Десногорска».
Цели:
1. Воспитать у детей уважительное отношение к государственным символам России, Конституции - основному закону страны;
2. Расширить представления учащихся о родной стране: современной государственной символике, о преемственности в ней;
3. Познакомить с историей Государственного герба, флага и гимна России;
4. Развивать интерес к истории России, воспитывать чувство гордости и патриотизма;
5. Развить познавательную активность учащихся, работать над развитием речи с помощью новых слов и выражений.
Оборудование:
• Портрет президента РФ, флаг, герб, текст гимна, политическая карта РФ, изображение Конституции.
• Выставка детских рисунков “Моя любимая Родина”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: проверка готовности класса к занятию.
Сообщение темы:
- Сегодня мы поговорим о нашей Родине, о символах России и о Конституции Российской Федерации.
- Как называется страна, в которой мы живём? Российская Федерация, Россия – это равнозначные названия нашего государства.
- Назовите столицу нашего государства? Город – герой Москва.
- Какие народы живут в России?
-Задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей Родине, любим ли мы ее?
Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас определённые представления.
- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия.
-Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
-Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.
Герб
Двуглавый орел впервые появился на печатях царя Ивана III, причем на обратной стороне изображался всадник, поражающий копьем змея, – Георгий Победоносец. Оба символа перекочевали на современные российские монеты: на мелких разменных достоинством до одного рубля – Св. Георгий, на остальных – орел.
С XV века двуглавый орел стал гербом России и постоянно модифицировался. При Временном правительстве (март–ноябрь 1917 года) в качестве герба тоже использовался орел, но уже без символов царской власти (это именно он на 1-, 2- и 5-рублевых монетах).
Золотой двуглавый орел вернулся к нам 3 декабря 1993 года. Две его головы говорят об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением Святого Георгия Победоносца – заступника, ограждающего человека от сил зла. Такой у нас герб. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.
Физкультминутка: Раз — подняться, потянуться
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуть, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сядь…
Флаг РФ
Дата принятия: 08.12.2000.
- Что такое флаг? Это символ государства.
- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)
Трехцветный российский флаг ведет свою историю от 20 января 1705 г., когда Петр I подписал соответствующий указ, хотя достоверно известно, что впервые он был поднят на корабле «Орел» в 1669 году. В середине XIX века бело-сине-красный триколор сменил черно-желто-белый императорский, но он продержался недолго. Бело-сине-красный вернулся в 1896 году при коронации Николая II – последнего царя Российской империи и оставался государственным флагом до революции 1917 года. Теперь белый цвет символизирует мир, непорочность, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет – силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу.
У нашего города, в котором мы живем, тоже есть свой флаг. У вас на парте лежит образец флага. Сейчас вам необходимо его разукрасить. (Дети разукрашивают флаг).
Гимн РФ – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.
Итог:
- О чем мы говорили?
- Что нового сегодня узнали?
- О каких символах государства вспомнили?
- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?
- Все ли равны перед основным законом РФ?
- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
Тема : «Мой край родной». Заочная экскурсия по городу.
Цели:
1. Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города
2. Ознакомить учащихся с основными достопримечательностями своего города.
3. Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину
Задачи:
- Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
- Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
- Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
- Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
Оборудование:
фотографии с изображением памятных мест города Десногорска;
рабочие тетради;
Ход занятия
Эпиграф:
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
Оргмомент: проверка готовности класса к занятию.
Сообщение темы: сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по нашему родному городу Десногорску, вспомним, какие известные и достопримечательные места есть в нашем городе.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми. Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
Учитель читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
Учитель: Ребята, а какие памятные места нашего города вы знаете?
Дети: (берут фотографии и перечисляют памятные места Десногорска : Звезда – памятник воинам, погибшим в ВОВ; храм - Всех скорбящих радость, памятник чернобыльцам, погибшим при ликвидации последствий чернобыльской катастрофы; Памятник погибшим морякам и другие).
Физкультминутка:
Наши ручки
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
Учитель: Наверное, ребята у вас у всех есть свое какое-то место, наиболее, значимое для вас. Теперь давайте возьмем свои тетради и попробуем нарисовать то место из нашего города, которое для вас имеет важное значение.
Итог: Итак, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, что вы узнали на сегодняшнем занятии? Что вам больше всего понравилось? Спасибо всем ребятам, участвовавшим в исследовательской работе по истории нашего города. С заданием вы справились достойно. Я вижу, что у вас у каждого есть свой важный уголок в вашем родном городе. Спасибо за внимание и за активное участие.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение №1
Анкета для учащихся «Знаю ли я свою малую Родину?»
Выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
o Знаю все о своих родителях
o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
o Затрудняюсь ответить
o Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего города (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом городе)?
o Да
o Нет
o Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
o Не знаю
o Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего края (города)?
o Традиции праздников
o Особенности местного костюма
o Легенды, сказки, предания
o Другое
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.
Приложение №2
АНКЕТА «Я и моя семья»
1. Какая связь существует между понятиями:«семья» - «род» - «Отечество»?
2. Как ты думаешь, важно ли человеку знать, откуда он родом, чем занимались его предки? Почему?
3. Что такое генеалогия? Пробовал ли ты составить свое родословное дерево?
4. Сколько поколений родственников тебе известно? С кем из них ты тесно общаешься?
5. Кем были твои предки? Чем они занимались?
6. Расскажи о самом известном тебе родственнике.
7. Существует ли в вашей семье семейное предание (легенда, памятное воспоминание)? Расскажи о нем.
8. Есть ли у Вас семейный архив, фотоальбомы, семейные реликвии? Какие? В чем их ценность для тебя?
Приложение №3
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в начальной школе?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей начального школьного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей начального школьного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего города Десногорска? Если не, то почему?
Приложение №4
Анкета для родителей «Приоритетные ценности семьи»
1. Какие ценности Вы бы назвали в числе приоритетных для Вашей семьи? Подчеркните. Ответов может быть несколько.
• Семья
• Нравственность
• Родина
• Здоровье
• Образование
• Дружба
• Творчество
• Карьера
• Другое (допишите)……………………………………………………………
2. Как Вам кажется, на что должна сделать акцент школа?
• на обучение
• на воспитание
• на сочетание обучения и воспитания
3. Как Вы считаете, что должна давать ребенку школа, а что – семья и родители?
Школа должна:
• обучать
• воспитывать
• обучать и воспитывать
• другое (допишите)………………………………………………………
Семья должна:
• обучать
• воспитывать
• обучать и воспитывать
• другое (допишите)……………………………………………………………
Приложение №5
Анкета для родителей «Гражданско-патриотическое воспитание»
1. Я считаю, что патриотизм - это……………………………………………………………………………
......................................................................................................................................................................................................................................................
2. Считаете ли Вы себя патриотом? ………………………………………………………………………………
3. Считаете ли вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребенка? Подчеркните: да, нет, не знаю.
4. Кто должен заниматься воспитанием патриотизма и гражданственности у учащихся? Подчеркните: семья, школа, общество, никто.
5. Какие качества, способствующие становлению гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6. Какие методы и приемы вы используете для этого в своей семье?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
7. В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют формированию патриотических чувств ребенка: …………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
8. Что бы вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность учащихся?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
9. Какие мероприятия способствуют, на ваш взгляд, формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
10. Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..............................................................
Приложение №6
Анкетирование «Что такое Родина»
(Метод незаконченных предложений)
Фамилия, имя……………………………………………………………………
1. Что такое Родина?
Родина - это……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Малая Родина – это ………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
2. Как называется твоя Родина?
Моя Родина называется ……………………………………………………………………………
3. Как называется твоя малая Родина?
Моя малая Родина называется ……………………………………………....................
4. Какие чувства ты испытываешь к Родине?
Свою Родину я ………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
5. Что значит «любить свою Родину»?
Любить свою Родину – это значит
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
6. Что значит «защищать свою Родину»?
Защищать свою родину, значит ………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
7. Какой должна быть твоя Родина?
Моя Родина должна быть …………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………
8. Чем ты можешь быть полезен своей Родине?
Для своей Родины я могу
Приложение №7
Анкета «Мы - граждане России»
(Метод «Незаконченное предложение»)
1. Гражданин – это ……………………………………………………………
2. Закон – это …………………………………………………………………
3. Конституция – это ………………………………………………………..
4. Что значит быть гражданином?
Быть гражданином – значит ………………………………………………
5. Имеет ли гражданин какие-либо права? Подчеркни: да или нет
6. Какие права имеет гражданин?
Гражданин имеет право ……………………………………………………
7. Имеет ли гражданин какие-либо обязанности? Подчеркни: да или нет.
8. Какие обязанности имеет гражданин?
Гражданин имеет обязанности ……………………………………………
Приложение №8
Анкета «Достопримечательности нашей Родины»
(Метод «Незаконченное предложение»)
1. Какие города России ты знаешь?
Я знаю ……………………………………………………………….
2. Какие реки России ты знаешь?
Я знаю …………………………………………………………………….
3. Что такое достопримечательность?
Достопримечательность – это ……………………………………………
4. Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них?
Я бы хотел (а) увидеть …………………………………………………….
Я бы хотел(а) узнать о ……………………………………………………
5. Если ты приедешь в незнакомый город, то как ты будешь знакомиться с ним?
Я буду …………………………………………………………………..
6. Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с Десногорском и его окрестностями?
Я бы повел своих гостей …………………………………………………
7. Что есть в Десногорске, чем ты гордишься?
Я горжусь ……………………………………………………………….
8. Чем знаменит Десногорск?
Наш город знаменит ………………………………………………………
Приложение №9
Анкета «Государственные праздники России.
Государственная символика России»
(Метод «Незаконченное предложение»)
1. Какие государственные праздники ты знаешь?
Я знаю:……………………………………………………………………
2. Какого числа наша страна празднует свой День рождения?
Свой День рождения Россия празднует ………………………………..
3. Кто управляет нашей страной?
Нашей страной управляет ………………………………………………..
4. Знаешь ли ты президентов нашей страны? Перечисли их.
Президенты России: ………………………………………………………
5. Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их.
Государственные символы:……………………………………………………………………
6. Какие символы есть у нашего города?
У нашего города есть………………………………………………………
7. Какие символы есть у нашей (Смоленской области)?
У Смоленской области есть …………………………………………
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка " Моя малая родина"
Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний ...
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....
Авторская программа внеурочной деятельности по краеведению «Моя малая Родина»
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина » разработана для учащихся 1-4 классов. Структур...
Авторская программа "Моя малая Родина"
Авторская программа "Моя малая Родина" используется на занятиях внеурочной деятельности. Рассчитана на детей младшего школьного возраста 8-9 лет....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Моя малая Родина»
Одним из приоритетных направлений внеурочной деятельности обучающихся является духовно-нравственное направление, которое представлено программой «Моя малая Родина»....
Авторская программа"Моя малая Родина"
Авторская программа"Моя малая Родина"...