Авторская программа кружка " Моя малая родина"
календарно-тематическое планирование по теме
Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных творческих проектов. Программа позволяет осуществить воено- патриотическое направление во внеурочной деятельности. Может служит ориентиром для учителей при создании подобных программ .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Абатская средняя общеобразовательная школа №1
Авторская программа
« Моя малая родина»
для учащихся 1- 4 классов
Автор: Тимофеева Людмила Валерьевна,
учитель начальных классов
МОУ Абатская СОШ №1
с. Абатское
2008 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности. Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так основными направлениями Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание гражданственности, патриотизма. Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в кружковой работе. Для учащихся начальных классов я разработала программу кружка « Моя малая родина».
Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:
- научная достоверность используемого материала;
- соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
- комплексность решения задач обучения и воспитания;
- постоянство требований и систематическое повторение действий;
- гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
- единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;
Особенность программы
Программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений. Курс программы рассчитан на 54 часа. Занятия для учащихся первого класса начинаются со второго полугодия. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы». Содержание каждого года обучения представлено в тематическом плане. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.
Данная программа позволит осуществить военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности.
Программа кружка «Моя малая Родина» является ориентиром для учителей с.Абатское и Абатского района.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
- создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире;
- воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.
ЗАДАЧИ для учащихся по возрастным группам:
В 1 классе:
- расширять представления о ближайшем социальном окружении,
-учить видеть прекрасное в окружающем мире,
- познакомить с картой района, области.
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Во 2 классе:
- способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны;
- дать понятие о символах района и Российского государства;
- учить пользоваться картой - схемой Абатского района;
- расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;
- учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой.
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
В 3 классе:
- уточнять знания о достопримечательностях Абатского района;
- учить пользоваться картой – схемой села,
-познакомить с земляками внёсших вклад в победу над врагом, в развитие села,
- продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район.
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
В 4 классе:
- расширять знания об истории родного села,
- расширять знания о природных ресурсах области и района, их использовании и значении для края.
- обобщать знания о труде людей нашего края,
-продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения,
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.
Ожидаемым результатом программы будет:
устойчивый интерес к истории своей малой родины,
знание своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
знания по истории, природе, культуре родного края,
знания правил охраны природы,
способность творчески мыслить и рассуждать,
умение переносить полученные в ходе курса З и У на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность,
в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность,
способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах,
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Ожидаемый результат.
Знания и умения учащихся к концу 4 года обучения.
Знать: | Уметь: |
Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ. | Составлять родословную. |
Знать символику Абатского района, названия сёл района, рек и других объектов. | Составлять устный рассказ о своей школе. |
Названия улиц, культурных центров, памятных мест села. | Ориентироваться по карте, находить объекты ( села, реки, улицы,,.) Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы |
Названия полезных ископаемых, добываемых в области и районе, их использование; названия распространенных растений и животных края. Формы охраны природы. | Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию. Соблюдать правила поведения в природе. |
Национальный состав села, праздники и обычаи народов. Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села. | |
свою взаимосвязь с окружающим микромиром | переносить полученные в ходе курса знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность; умения общаться, сотрудничать. |
заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах. |
РАБОТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ организацию следующих видов деятельности:
- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний)
- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения)
- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел)
- художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов)
- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе)
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальная работа.
Формы контроля промежуточных и конечных результатов:
Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных творческих проектов, конкурсы.
Условия реализации программы:
- изучение предусмотренных программой теоретических и практических занятий,
- учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,
- использование разнообразного дидактического материала.
- наличие мультимедийного оборудования.
Учебно-тематический план
1 класс
№ п/п | Раздел | Тема | кол-во часов | Содержание занятий | Формируемые ЗУН | |
1 | Мой дом. Моя семья. | Вводное занятие. Что такое краеведение? Правила техники безопасности. | 1 | Беседа. | Понятие «краеведение». Правила поведения на экскурсии. | |
2 | С кем я живу. | 1 | Беседа. Конкурс рассказов «Когда я был маленьким» | Формирование навыков творческого рассказывания. | ||
3 4 | Мои родственники. Мой лучший друг. | 1 1 | Беседа. Игра « А ты мне кто?» Диагностика « Дом ,в котором я живу», Творческая работа. Рассказ о лучшем друге. | Родственные отношения между членами семьи. | Развитие творческих способностей, речи. | |
5 | Моё село. Мой край. | Это моя школа. А что вокруг? | 1 | экскурсия | Устное описание объектов природы и культуры. | |
6 | Моё село на карте Абатского района, области, России. | 1 | Практическая работа. | Умение ориентироваться по карте, находить объекты | ||
7 | Природа и мы. | Прогулка в гости к «весне» | 1 | Экскурсия. Наблюдение | Развитие умения вести простейшие наблюдения в природе | |
8 | Кто живёт на школьном дворе. | 1 | Экскурсия. Беседа. Эвристические игры. Самостоятельная работа. | Обитатели пришкольного участка. | Умение устанавливать причинно- следственные связи. | |
9 | Итоги обучения. | 1 | Викторины, презентации проектов. |
ИТОГО: 9 часов (в т.ч. 1 практическая работа)
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п | Раздел | Тема | кол-во часов | Содержание занятий | Формируемые ЗУН | |
1 | Мой дом. Моя семья. | Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?» | 1 | Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков. | Понятия Родина, малая родина | |
2 | « Моя семья» | 1 | Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения) | Семья. | ||
3 | Основы генеалогии. Генеалогическое древо. | 1 | Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации. | Понятие о генеалогии | Составление родословной | |
4 | Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи». | 1 | Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка работ. | Поколения, родословная | ||
5 | Моё село. Мой край. | Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица». | 1 | Творческая работа, беседа, поиск информации | Название улиц села | Творческая работа |
6 | Символика Российского государства. | 1 | Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме. | Символы России ( гимн, флаг, герб страны) | ||
7 | Символика Абатского района. | 1 | Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа. | Символы района ( флаг, герб) | ||
8 | Карта – схема Абатского района. Путешествие по плану – схеме с.Абатское. Игра « Где эта улица?» | 1 | Рассказ, игра. | Умение пользоваться картой – схемой района | ||
9 | Безопасный путь в школу и из школы домой. | 1 | Беседа, викторина, практическая работа. | Правила безопасного движения. | Разработка маршрута | |
10 | Природа и мы. | Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек. | 1 | Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц. | Подкормка для птиц. Виды кормушек .Долг детей – помогать птицам в трудное время. | Навык изготовления кормушек. |
11 | Мы – друзья птиц. Прогулка в парк. Наблюдение. | 1 | Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов. | Птицы нашей местности. | Наблюдение | |
12 | « Древесные растения нашей местности». | 1 | Презентация итогов индивидуальной работы, викторина. | Разнообразие древесных растений. | Определение названия древесного растения по листьям. | |
13 | « Доктор- природа». | 1 | Беседа, викторина, работа с гербарием, иллюстрациями, литературой. Практическая работа | Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль. | Умение распознавать и использовать лекарственные растения | |
14(15) | Подготовка, оформление материала по итогам работы. | 1-2 | Оформление альбома, выставки. | Работа с информацией. | Презентация работы. |
Итого: 15 ч (в т.ч.3 практических работы)
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | Формируемые ЗУН |
1 | Природа и мы. | Лес - наше богатство. | 1 | Беседа, чтение стихотворений, игра. | Растения, деревья, грибы нашего леса. |
2 | Красная Книга. Путешествие по страницам Красной Книги. | 1 | Беседа, прослушивание сообщений, просмотр презентации. | Красная книга. | |
3 | Охраняемые животные и растения нашего края. | 1 | Беседа. Прослушивание сообщений. | Называть животных и растений Тюм. Области, из Красной книги. | |
4 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | Экскурсия в зал природы нашего края | Умение наблюдать. | |
5 | Моё село. Мой край. | Посещение библиотеки. Писатели – земляки. | 1 | Экскурсия | Писатели- земляки, их произведения. |
6 | Наши знаменитые земляки. Сбор информации. | 1 | Беседа, просмотр презентации. | Работа с информацией. | |
7 | Мой знаменитый земляк. | 1 | Сообщение учащихся | Умение представить полученную информацию. | |
8 | Моя семья. Мой дом. | Праздники и обычаи моей семьи. | 1 | Беседа. Творческая работа с привлечением родителей. | Название праздников, их особенности. |
9 | Праздники и обычаи народов моего края. Сбор информации. | 1 | Беседа. Работа с литературой. Подготовка проектов с привлечением родителей. | Работа с разными источниками информации | |
10 | Презентация творческих проектов «Праздники моей семьи». | Конкурс рассказов, рисунков, сообщений, «Праздники моей семьи». | Название праздников, их особенности. | ||
11 | Природа и мы. | Звери, птицы и растения нашего края весной. | 1 | Беседа, наблюдения, разгадывание кроссвордов. | Дикие звери, птицы, растения нашего края. ( распознавать по внешнему виду, описанию) |
12 13 | Моё село. Мой край. | Достопримечательные места с. Абатское. Экскурсия по достопримечательным местам родного села. | 1 1 | Беседа. Презентация. Игра Экскурсия. | Достопримечательности родного села. Достопримечательности родного села |
14 | Чему мы научились за год. | 1 | Игра | Проверка полученных знаний. | |
15 | Презентация индивидуальных творческих проектов. | 1 | Презентация. | Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания, работать с информацией. |
Итого: 15 ч .
Учебно-тематический план.
4 класс
№ п/п | Раздел | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | Формируемые ЗУН |
1 | Мой дом. Моя семья. | Профессии членов моей семьи. | 1 | беседа | Профессия, место и содержание работы родителей. |
2 | Этому я научился у своих родных. | 1 | Подготовка к выставке. Практическая работа. | Развитие творческих способностей. Моё участие в жизни семьи. | |
3 | Этому я научился у своих родных. Выставка. | 1 | Организация выставки в классе с экскурсией для учеников других классов. | Развитие коммуникативных умений.
| |
4 | Моё село. Мой край. | Каким было моё село раньше. | 1 | Работа со статьями в районной газете. | Вклад старших родственников и земляков в дело Победы. Работа с информацией. |
5 | Каким было моё село раньше. Экскурсия. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей « Зал истории села». | Связь истории страны с историей села. Жизнь и быт Абатского острога. | |
6 | Природа и мы. | Что растёт на полях моего края. | 1 | Беседа, викторина,работа с гербарием. | Растения полей района и их роль для жизни села, области. Труд хлеборобов. |
7 | Природные ресурсы моего края и пути их применения. | 1 | Беседа. Презентация. | Природные ресурсы района, области и пути их применения. | |
8 | Правила охраны природы моего края. | 1 | Лекция. Практикум. Составление советов, памяток по теме охраны природы. | Закон об охране природы. Формы охраны природы. | |
9 10 11 | Леса родного края. Акция « Посади дерево» Реки моего края.
Акция « Спасём Землю! ». | 1 1 1 | Практическое природоохранное дело. Озеленение своей улицы, двора. Беседа, викторина. Трудовое природоохранное дело по очистке берегов у водоёмов. | Формирование экологической культуры, положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края Причины загрязнения водоёмов. | |
12 | Экологическая фотовыставка. | 1 | Оформление фотовыставки « Береги природу!» | Вести разговор на экологическую тему. | |
13 | Подготовка коллективного творческого проекта. | 1 | Работа по группам, работа с литературой, обобщение накопленного материала. | Коллективное планирование, применение полученных знаний. | |
14 | Презентация коллективного творческого проекта « Моя малая родина» | 1 | Презентация. | Коммуникативные умения. | |
15 | Итоговая познавательная игра « Наш край». | 1 | Игра. | Применение полученных знаний. |
Итого: 15 ч (в т.ч. 4 практических работы)
Информационное обеспечение образовательной программы
а) Список используемой литературы для детей
1. В.И Сивоглазова Атлас родной природы. Растения леса. Т.А Козлова.
- Москва.: Издательство « Эгмонт Россия» 2002.
2. В.И Сивоглазова Атлас родной природы. Растения луга. Т.А Козлова.
Москва.: Издательство « Эгмонт Россия» 2002.
3. Алексеев Ю.А, Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина - Россия. – М.: « Триада – фарм», 2002.
4. Калецкий А.А. Калейдоскоп натуралиста. Москва « Лесная промышленность», 1976
б) Список используемой литературы для учителя
1.Большая Тюменская энциклопедия. НИИ региональной энциклопедии ТюмГУ,2004
2.Газета « Сельская новь».
3. История земли Абатской. - Тюмень: Издательство « Вектор Бук», 2005
4. Е.А. Ляшенко « Школа юного краеведа». Материалы к занятиям.- Волгоград: Учитель, 2007
5.Л.А. Пиманова « Родная природа. Растительный и животный мир Тюменской области. Программа для 1- 2 классов. Тюмень. ТОГИРРО,1997
ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ: САЙТ www.abatsk..ru.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
( из опыта работы)
Реализация поставленных задач обучения на втором году обучения ( 2 класс) осуществляется через следующие формы работы: занятия, наблюдения, викторины, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальную работу.
Одной из тем в разделе « Мой дом. Моя семья.» можно считать работу по теме « С чего начинается родина?». Предполагаемые ответы детей – дом, семья, улица. Дети учатся составлять родословное древо семьи, представляют рисунки на тему, творческие работы.
Например, возможно изображать родословные в виде генеалогического дерева или заполнять готовые родословные таблицы. Мотивированные на творческую деятельность дети могут выполнить творческую работу « Герб моей семьи».
Дети собирают информацию с помощью родителей. Беседы сопровождаются рисунками детей по теме.
По теме « Семья» целесообразно работать как на кружке, так и во внеурочное время. Итогом может быть творческая работа « Моя мама». Творческая работа включает сочинения, рисунки и фотографии детей « Моя мама», рецепты от мам. Данный материал в последующем может использоваться при организации праздника, посвящённого Дню матери.
При работе в разделе « Моё село. Мой край.» на одном из занятий предполагается « Путешествие по плану схеме с. Абатское».Дети знакомятся с названием улиц, учатся находить улицы в игре « Где эта улица?» и самое главное затем составлять план- схему « Безопасный путь из школы домой».
По этой теме проводится практическая работа, так кроме составления маршрута, можно организовать наблюдение за пешеходами на тротуаре возле школы.
Полученные учащимися знания, умения используются в повседневной жизни, на уроках ОБЖ.
По теме –« Символика России и Абатского района» дать возможность детям самостоятельно добывать знания, работая с литературой. На занятии кроме государственных символов необходимо обратить внимание и на берёзу, как национальный символ. Предложить приготовить сообщения о берёзе с использованием стихотворений, загадок, которые в дальнейшем могут быть использованы на уроках окружающего мира.
Результатом работы по теме « Мы – друзья птиц» может быть альбом « Птицы наши - друзья», где собраны сведения о том, какой корм любят птицы, виды кормушек и занимательный материал по теме. Практическое занятие посвятить изготовлению кормушек с проведением операции « Мы – друзья птиц».
В работе кружка должно иметь место и индивидуальная работа, так, посещая кружок, ученица нашего класса готовила индивидуальный проект « Древесные растения нашей местности». Данная работа была представлена в районном Креатив – фестивале младших школьников « Надежда». Затем с проектом были познакомлены ребята класса в рамках работы кружка. Девочка в занимательной форме с использованием презентации познакомила одноклассников с древесными растениями нашей местности.
Я предлагаю тематику индивидуальных исследовательских работ для учащихся для работы на втором году обучения:
1.Герб моей семьи.
2. Улицы с. Абатское.
3. Жителям нашего села о символике Абатского района.
4. Древесные растения нашей местности.
5. Птицы нашей местности.
6.Лекарственные растения нашей местности.
Формы контроля результатов при изучении тем курса второго года обучения может быть следующей:
Этапы педагогического контроля.
Сроки проверки. | Какие знания проверяются | Форма подведения итогов. |
После изучения темы « Основы генеалогии». Во время изучения тем Символика РФ и Абатского района» Во время изучения темы « Карта- схема Абатского района» Во время изучения темы «Безопасный путь в школу и из школы домой». Во время изучения темы « Древесные растения нашей местности». « Доктор- природа». | Правила составления родословной. Символы России, района. Умение пользоваться картой – схемой. Умение определять безопасный путь в школу и из школы домой. Определение названия древесного растения по листьям. Умение распознавать и использовать лекарственные растения | Выставка « Родословная таблица моей семьи» Беседа. Игра – путешествие. Составление маршрута, практическая работа. Викторина с использованием презентации. Практическая работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"
Авторская программа дополнительного образования по НТМ на один год обучения....
Авторская программа кружка школьных миниатюр "Ералаш"
Ребята погружаются в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения. Попадают в мир шуток, забавных историй....
программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса
Предлагаемая программа кружка «Моя мала родина» ставит перед собой такие цели:· создать усл...
Авторская программа кружка "Улусчу ужурлар"
пояснительная + календарный тематичский план...
Программа туристско- краеведческого кружка "Моя малая Родина".
Программа туристско- краеведческого кружка содержит пояснительную записку, цели и задачи программы, условия реализации программы, содержание программы, материально- техническое обеспечение образовател...
Презентация к занятию кружка " По малой Родине моей!"
Данная презентация отражает прошлое и настоящее родного города. Возможно применение на часах общения и уроках по краеведению....
Программа кружка "Моя малая родина"
Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...