Авторская программа кружка " Моя малая родина"
календарно-тематическое планирование по теме

Программа кружка рассчитана на учащихся 1-4 классов ОУ. Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллектитвно- творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных творческих проектов. Программа позволяет осуществить воено- патриотическое направление во внеурочной деятельности. Может служит ориентиром для  учителей при создании подобных программ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Абатская средняя общеобразовательная школа №1

  

Авторская программа

 

« Моя малая родина»

для учащихся 1- 4 классов

                                                      Автор: Тимофеева Людмила Валерьевна,

учитель начальных классов

МОУ Абатская СОШ №1

                                 

с. Абатское

2008 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

     Основные задачи модернизации российского образования - повышение его доступности, качества и эффективности.      Модернизация в обществе и соответственно в образовании, влечет за собой изменение стандарта знаний, составной частью которого является знание истории своей Малой Родины. Так  основными направлениями  Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся  является воспитание гражданственности, патриотизма.  Таким образом, актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины в  кружковой работе. Для учащихся начальных классов я разработала программу кружка « Моя малая родина».

  Программа дополнительного образования «Моя малая Родина» руководствуется педагогическими принципами, которые выражаются в следующих категориях:

  1. научная достоверность используемого материала;
  2. соответствие содержания, методики обучения и воспитания уровню психофизического развития учащихся;
  3. комплексность решения задач обучения и воспитания;
  4. постоянство требований и систематическое повторение действий;
  5. гуманизация образовательного процесса и уважение личности каждого воспитанника;
  6. единство развития коллективных свойств творческого сотрудничества и личностной индивидуальности каждого ребенка;

Особенность программы

Программа рассчитана на учащихся 1- 4 классов общеобразовательных учреждений. Курс программы рассчитан на 54 часа. Занятия для учащихся первого класса начинаются со второго полугодия. Программа состоит из трёх разделов: « Мой дом. Моя семья», «Моё село. Мой край», «Природа и мы».     Содержание каждого года обучения представлено в тематическом плане.            Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории, природе родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов.

  Данная  программа позволит осуществить  военно-патриотическое направление во внеурочной деятельности.

  Программа кружка «Моя малая Родина» является ориентиром для учителей  с.Абатское  и  Абатского района.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

- создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации ребёнка в окружающем мире;

- воспитывать гражданское самопознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного села.

ЗАДАЧИ для учащихся по возрастным группам:

В 1 классе:

- расширять представления о ближайшем социальном окружении,

-учить видеть прекрасное в окружающем мире,

- познакомить с  картой района, области.

- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Во 2 классе:

- способствовать осознанию неразрывной связи истории родного села с историей страны;

- дать понятие о символах района и Российского государства;

- учить пользоваться картой  - схемой Абатского района;

- расширять знания о природе, растительном и животном мире края, учить видеть прекрасное в окружающем мире;

- учить выбирать наиболее безопасный путь из школы домой.

- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

В 3 классе:

- уточнять знания о достопримечательностях Абатского района;

- учить пользоваться картой – схемой села,

-познакомить с земляками внёсших вклад  в победу над врагом, в развитие села,

- продолжить знакомство с природой района, обычаями народов, населяющих наш район.

- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

В  4 классе:

- расширять знания об истории родного села,

- расширять знания о природных ресурсах области и района, их использовании и значении для края.

- обобщать знания о труде людей нашего края,

-продолжить знакомство с природой района, показать важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения,

- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся.

Ожидаемым  результатом программы будет:

устойчивый интерес к истории своей малой родины,

знание  своей взаимосвязи с окружающим микромиром,
знания по истории, природе, культуре родного края,

знания  правил охраны природы,
способность творчески мыслить и рассуждать,

умение переносить полученные в ходе курса  З и У на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность,

в условиях модернизации, приобретать такие черты, необходимые молодому современному человеку как предприимчивость, разносторонность, конкурентоспособность,

способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах,
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

Ожидаемый результат.

Знания и умения учащихся к концу 4 года обучения.

Знать:

Уметь:

Своих предков, их ФИО, профессии, увлечения, участие в ВОВ.

Составлять родословную.

Знать символику Абатского района, названия сёл района, рек и других объектов.

Составлять устный рассказ о своей школе.

Названия улиц, культурных центров, памятных мест села.

Ориентироваться по карте, находить объекты ( села, реки, улицы,,.)

Составлять план-схему безопасного маршрута от дома до школы

Названия полезных ископаемых, добываемых в области и районе, их использование; названия распространенных растений и животных края.

Формы охраны природы.

Отличать полезные ископаемые, растения и животных края по внешнему виду и описанию.

Соблюдать правила поведения в природе.

Национальный состав села, праздники и обычаи народов.

Фамилии земляков, внёсших вклад в победу над врагом, в развитии села.

  свою взаимосвязь с окружающим микромиром

переносить полученные в ходе курса  знания и умения на другие учебные курсы (литература, окружающий мир и др.) и внеучебную деятельность;

умения общаться, сотрудничать.

заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

РАБОТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ организацию следующих видов деятельности:

- познавательной (наблюдение, получение информации от педагога, чтение литературы, выполнение заданий на применение знаний)

- ценностно - ориентационной (оценка значения изучаемых объектов и обоснование своей точки зрения)

- коммуникативной (коллективное планирование и обсуждение результатов дел)

- художественно- эстетической (восприятие эстетических свойств природных объектов)

- трудовой природоохранительной (сохранение окружающей среды, поддержание порядка радом с домом, в школе)

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Занятия, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические  работы, индивидуальная работа.

 

 Формы контроля промежуточных и конечных результатов:

  Викторины, творческие задания, составление альбомов, выставки творческих работ, презентации индивидуальных  творческих проектов, конкурсы.

Условия реализации программы:

- изучение предусмотренных  программой теоретических и практических занятий,

- учёт возрастных и личностных особенностей учащихся,

- использование разнообразного дидактического материала.

- наличие мультимедийного оборудования.

Учебно-тематический план

1 класс

№ п/п

Раздел

Тема

кол-во часов

Содержание занятий

Формируемые ЗУН

1

Мой дом.

Моя семья.

Вводное занятие. Что такое краеведение?

Правила техники безопасности.

1

Беседа.

Понятие «краеведение».

 Правила поведения на экскурсии.

2

С кем я живу.

1

Беседа.

Конкурс рассказов «Когда я был маленьким»

Формирование навыков творческого рассказывания.

3

4

Мои родственники.

Мой лучший друг.

1

1

Беседа. Игра « А ты мне кто?»

Диагностика

« Дом ,в котором я живу»,

Творческая работа. Рассказ о лучшем друге.

Родственные отношения между членами семьи.

Развитие творческих способностей, речи.

5

Моё село. Мой край.

Это моя школа. А что вокруг?

1

экскурсия

Устное описание объектов природы и культуры.

6

Моё село на карте Абатского района, области, России.

1

Практическая работа.

Умение ориентироваться по карте, находить объекты

7

Природа и мы.

Прогулка  в гости к «весне»

1

Экскурсия.

 Наблюдение

Развитие умения вести простейшие наблюдения в природе

8

Кто живёт на школьном дворе.

1

Экскурсия.

Беседа. Эвристические игры. Самостоятельная работа.

Обитатели пришкольного участка.

Умение устанавливать причинно- следственные связи.

9

Итоги обучения.

1

Викторины, презентации проектов.

ИТОГО: 9 часов (в т.ч. 1 практическая работа)

Учебно-тематический план

2 класс

№ п/п

Раздел

Тема

кол-во часов

Содержание занятий

Формируемые ЗУН

1

Мой дом.

Моя семья.

Знакомство с содержанием работы кружка. «С чего начинается родина?»

1

Беседа, прослушивание музыки на тему, чтение стихов, выполнение рисунков.

Понятия

Родина, малая родина

2

« Моя семья»

1

Беседа, творческая работа детей (рассказы, рисунки, сочинения)

Семья.

3

Основы генеалогии. Генеалогическое древо.

1

Рассказ, чтение книг о науке. Сбор информации.

Понятие о

генеалогии

Составление родословной

4

    Выставка. «Генеалогическое древо моей семьи».

    1

Практическая работа Оформление родословной своей семьи. Выставка работ.

Поколения,

родословная

5

Моё село. Мой край.

Конкурс рисунков, сочинений « Моя улица».

1

Творческая работа, беседа, поиск информации

Название

улиц села

Творческая работа

6

Символика Российского государства.

1

Беседа, просмотр, слайдов, чтение литературы по теме.

Символы России

( гимн, флаг, герб страны)

7

Символика Абатского района.

1

Просмотр презентации по теме, индивидуальная работа. Беседа.

Символы района

( флаг, герб)

8

Карта – схема Абатского района. Путешествие по плану – схеме с.Абатское.

Игра

« Где эта улица?»

1

Рассказ, игра.

Умение пользоваться картой – схемой района

9

Безопасный путь в школу и из школы домой.

1

Беседа, викторина, практическая работа.

Правила безопасного движения.

Разработка

маршрута

10

Природа и мы.

Операция « Мы друзья птиц». Изготовление кормушек.

1

Беседа, изготовление кормушек, игра, подкормка птиц.

Подкормка для птиц. Виды кормушек .Долг детей – помогать птицам в трудное время.

 Навык изготовления кормушек.

11

Мы – друзья птиц. Прогулка в парк. Наблюдение.

1

Наблюдение в природе. Игра. Стихи о помощи птицам, чтение рассказов.

Птицы нашей местности.

Наблюдение

12

« Древесные растения нашей местности».

1

Презентация итогов индивидуальной работы, викторина.

Разнообразие древесных растений.

Определение названия древесного растения по листьям.

13

« Доктор- природа».

1

Беседа, викторина, работа с гербарием,

иллюстрациями, литературой.

Практическая работа

Лекарственные растения нашей местности, места распространения, роль.

Умение распознавать и использовать лекарственные растения

14(15)

Подготовка, оформление материала по итогам работы.

1-2

Оформление альбома, выставки.

Работа с информацией.

Презентация работы.

Итого:  15 ч (в т.ч.3 практических работы)

Учебно-тематический план

3 класс

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

Формируемые ЗУН

1

Природа и мы.

Лес - наше богатство.

1

Беседа, чтение стихотворений, игра.

Растения, деревья, грибы нашего леса.

2

Красная Книга. Путешествие по страницам Красной Книги.

1

Беседа, прослушивание сообщений, просмотр презентации.

Красная книга.

3

Охраняемые животные и растения  нашего края.

1

Беседа. Прослушивание сообщений.

Называть животных и растений Тюм. Области,  из Красной книги.

4

Экскурсия в краеведческий музей.

1

Экскурсия в зал природы нашего края

Умение наблюдать.

5

Моё село. Мой край.

Посещение библиотеки. Писатели – земляки.

1

Экскурсия

Писатели- земляки, их произведения.

6

Наши знаменитые земляки. Сбор информации.

1

Беседа, просмотр презентации.

Работа с информацией.

7

Мой знаменитый земляк.

1

Сообщение учащихся

Умение представить полученную информацию.

8

 Моя семья. Мой дом.

Праздники и обычаи моей семьи.

1

Беседа.

 Творческая работа с привлечением родителей.

Название  праздников, их особенности.

9

Праздники и обычаи народов моего края. Сбор информации.

1

Беседа. Работа   с литературой.

Подготовка проектов с привлечением родителей.

Работа с разными источниками информации

10

 Презентация творческих  проектов

«Праздники моей семьи».

Конкурс  рассказов, рисунков, сообщений, «Праздники моей семьи».

Название  праздников, их особенности.

11

Природа и мы.

Звери, птицы  и растения нашего края весной.

1

Беседа, наблюдения, разгадывание кроссвордов.

Дикие звери, птицы, растения нашего края. ( распознавать по внешнему виду, описанию)

12

13

Моё село. Мой край.

Достопримечательные места с. Абатское.

Экскурсия по достопримечательным местам родного села.

1

1

Беседа. Презентация. Игра

Экскурсия.

Достопримечательности родного села.

Достопримечательности родного села

14

Чему мы научились за год.

1

Игра

Проверка полученных знаний.

15

Презентация индивидуальных творческих проектов.

1

Презентация.

Развитие творческих способностей, умения применять полученные знания, работать с информацией.

Итого:  15 ч .

Учебно-тематический план.

4 класс

№ п/п

Раздел

Тема

Кол-во часов

Содержание занятий

Формируемые ЗУН

1

Мой дом. Моя семья.

Профессии членов моей семьи.

1

беседа

Профессия,

место и  содержание  работы родителей.

2

Этому я научился у своих родных.

1

Подготовка  к выставке. Практическая работа.

Развитие творческих способностей.

 Моё участие в жизни  семьи.

3

Этому я научился у своих родных. Выставка.

1

Организация выставки в классе с экскурсией для учеников других классов.

Развитие коммуникативных умений.

 

4

Моё село. Мой край.

Каким было моё село раньше.

1

Работа со статьями  в районной газете.

Вклад старших родственников и земляков в дело Победы.

Работа с информацией.

5

Каким было моё село раньше. Экскурсия.

1

Экскурсия в краеведческий музей « Зал истории села».

Связь истории страны с историей села.

Жизнь и быт Абатского острога.

6

Природа и мы.

Что растёт на полях моего края.

1

Беседа, викторина,работа с гербарием.

Растения полей района и их роль для жизни села, области.

Труд хлеборобов.

7

Природные ресурсы моего края и пути их применения.

1

Беседа.

Презентация.

Природные ресурсы района, области и пути их применения.

8

Правила охраны природы моего края.

1

Лекция.

Практикум.

Составление советов, памяток по теме охраны природы.  

Закон об охране природы. Формы охраны природы.

9

10

11

Леса родного края.

 Акция

« Посади дерево»

Реки моего края.

       

Акция

« Спасём Землю! ».

1

1

1

Практическое природоохранное дело.

Озеленение своей улицы, двора.

Беседа, викторина.

Трудовое природоохранное дело по очистке берегов у водоёмов.

Формирование экологической культуры,

положительной мотивации в общественно- полезной деятельности по сохранению природы своего края

Причины загрязнения водоёмов.

12

Экологическая фотовыставка.

1

Оформление фотовыставки

« Береги природу!»

Вести разговор на экологическую тему.

13

Подготовка коллективного творческого проекта.

1

Работа по группам, работа с литературой, обобщение накопленного  материала.

Коллективное планирование,

применение  полученных знаний.

14

Презентация коллективного творческого проекта « Моя малая родина»

1

Презентация.

Коммуникативные умения.

15

Итоговая познавательная игра « Наш край».

1

Игра.

Применение  полученных знаний.

Итого:  15 ч (в т.ч. 4 практических работы)

Информационное обеспечение образовательной программы

а) Список используемой литературы для детей

1. В.И Сивоглазова  Атлас родной природы. Растения  леса. Т.А Козлова.

- Москва.: Издательство « Эгмонт Россия» 2002.

2. В.И Сивоглазова  Атлас родной природы. Растения  луга. Т.А Козлова.

 Москва.: Издательство « Эгмонт Россия» 2002.

3. Алексеев Ю.А, Зуев М.Н., Ковалёв В.Е. Государственные символы России. Моя Родина -  Россия. – М.: « Триада – фарм», 2002.

4. Калецкий А.А. Калейдоскоп натуралиста. Москва  « Лесная промышленность», 1976

б) Список используемой литературы для учителя

1.Большая  Тюменская энциклопедия. НИИ региональной энциклопедии ТюмГУ,2004

2.Газета « Сельская новь».

3. История земли Абатской. -  Тюмень: Издательство « Вектор Бук», 2005

4. Е.А. Ляшенко « Школа юного краеведа». Материалы к занятиям.- Волгоград: Учитель, 2007

5.Л.А. Пиманова « Родная природа. Растительный и животный мир Тюменской области. Программа для 1- 2 классов. Тюмень. ТОГИРРО,1997

ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ: САЙТ www.abatsk..ru.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

        ( из опыта работы)

Реализация поставленных задач обучения на втором году обучения ( 2 класс) осуществляется через следующие формы работы: занятия, наблюдения, викторины, целевые прогулки, экскурсии, игры, практические работы, индивидуальную работу.

  Одной из тем в разделе « Мой дом. Моя семья.» можно считать работу по теме « С чего начинается родина?».  Предполагаемые ответы детей – дом, семья, улица.  Дети учатся составлять родословное древо семьи,  представляют  рисунки на тему, творческие работы.

Например,  возможно изображать    родословные в виде генеалогического дерева или заполнять  готовые  родословные таблицы. Мотивированные на творческую деятельность дети  могут выполнить творческую работу « Герб моей семьи».

Дети собирают информацию с помощью родителей. Беседы сопровождаются  рисунками детей по теме.

 По теме « Семья» целесообразно  работать  как на кружке, так и  во внеурочное время. Итогом  может быть творческая работа « Моя мама». Творческая работа включает сочинения, рисунки и фотографии детей « Моя мама», рецепты от мам. Данный материал в последующем может использоваться при организации праздника, посвящённого Дню матери.

 При работе в разделе « Моё село. Мой край.» на одном из занятий предполагается « Путешествие по плану схеме с. Абатское».Дети знакомятся с названием улиц, учатся находить улицы в игре « Где эта улица?» и самое главное затем составлять план- схему « Безопасный путь из школы домой».

По этой теме проводится  практическая работа, так  кроме составления маршрута, можно организовать  наблюдение за пешеходами на тротуаре возле школы.

 Полученные учащимися знания, умения используются в повседневной жизни, на уроках ОБЖ.

По теме –« Символика России и Абатского района» дать возможность детям  самостоятельно добывать знания, работая с литературой. На занятии кроме государственных символов необходимо обратить внимание и на берёзу, как национальный  символ. Предложить приготовить сообщения о берёзе с использованием стихотворений, загадок, которые в дальнейшем могут быть использованы на уроках окружающего мира.

Результатом работы по теме   « Мы – друзья птиц» может быть альбом « Птицы наши - друзья», где собраны сведения о том, какой корм любят птицы, виды кормушек и занимательный материал по теме. Практическое занятие посвятить изготовлению кормушек с проведением операции « Мы – друзья птиц».

 В работе кружка  должно иметь место и индивидуальная работа, так, посещая кружок,  ученица нашего класса готовила индивидуальный проект « Древесные растения нашей местности». Данная работа была представлена  в районном Креатив – фестивале младших школьников « Надежда». Затем  с  проектом  были познакомлены ребята  класса в рамках работы кружка. Девочка в занимательной форме с использованием  презентации познакомила одноклассников с древесными растениями нашей местности.

Я предлагаю тематику индивидуальных исследовательских работ для учащихся для работы на втором году обучения:

1.Герб моей семьи.

2. Улицы с. Абатское.

3. Жителям  нашего села о символике Абатского района.

4. Древесные растения нашей местности.

5. Птицы нашей местности.

6.Лекарственные растения нашей местности.

Формы контроля  результатов   при изучении тем курса второго года обучения может быть следующей:

Этапы педагогического контроля.

Сроки проверки.

Какие знания проверяются

Форма подведения итогов.

После изучения темы « Основы генеалогии».

Во время изучения тем Символика РФ и Абатского района»

Во время изучения темы « Карта- схема Абатского района»

Во время изучения темы

«Безопасный путь в школу и из школы домой».

Во время изучения темы

« Древесные растения нашей местности».

« Доктор- природа».

Правила составления родословной.

Символы России, района.

Умение пользоваться картой – схемой.

 Умение определять безопасный путь в школу и из школы домой.

Определение названия древесного растения по листьям.

Умение распознавать и использовать лекарственные растения

Выставка

« Родословная таблица моей семьи»

Беседа.

Игра – путешествие.

Составление маршрута, практическая работа.

Викторина с использованием презентации.

Практическая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ"

Авторская программа дополнительного образования по НТМ на один год обучения....

Авторская программа кружка школьных миниатюр "Ералаш"

Ребята погружаются в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения. Попадают в мир шуток, забавных историй....

программа кружка " Моя малая родина" для 3 ,4 класса

Предлагаемая программа кружка   «Моя  мала  родина»   ставит  перед  собой  такие  цели:·        создать  усл...

Авторская программа кружка "Улусчу ужурлар"

пояснительная + календарный тематичский план...

Программа туристско- краеведческого кружка "Моя малая Родина".

Программа туристско- краеведческого кружка содержит пояснительную записку, цели и задачи программы, условия реализации программы, содержание программы, материально- техническое обеспечение образовател...

Презентация к занятию кружка " По малой Родине моей!"

Данная презентация отражает прошлое и настоящее родного города. Возможно применение на часах общения и уроках по краеведению....

Программа кружка "Моя малая родина"

Программа кружка "Моя малая родина" 3 класс...