Программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Величко Наталия Ивановна

Основной целью кружковой работы  «Юный краевед» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Югре и адекватного понимания места человека в нём. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogramma_kruzhka_yunyy_kraeved.docx66.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Юный краевед»

 

На основе методики «Мы – дети природы» - Т.К. Орлова

г. Когалым 2015 г.

Учебный комплект:

Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы».

Ханты-Мансийск «Полиграфист», 2013 – 48 л.


Пояснительная записка

Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Основной целью кружковой работы  «Юный краевед» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Югре и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края.

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Югорского края.

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Тюменской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Югорского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

  1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
  2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Югорского края.

При отборе содержания кружка учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Юный краевед» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Югре.
  2. Человек Югры имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
  3. История Югорского края - часть истории Отечества.

Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Югры включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Югорского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на югорской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Югры и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Югры; воспитания у учащихся уважения к истории Югорского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы кружка использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так в 1-  2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа кружка  в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Структура кружковой работы «Юный краевед»

Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:

  • я и окружающий мир,
  • Природа Югры,
  • Человек и природа,
  • Жизнь на Югорской земле,
  • Яркие страницы истории земли Югорской.

Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего места проживания, его расположением на карте Тюменской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.

Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребенком целостно. Содержательный блок «Природа Югры» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных

процессах характерных для Тюменской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и при сущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Югре, живая природа.

Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.

Следующие содержательные блоки «Жизнь в Югре» и «Яркие страницы истории земли Югорской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения - это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни хантов и манси

В процессе занятий на кружке  «Юный краевед » учащиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Тюменской области, ХМАО - Югры;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Югорской земле;
  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Тюменской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей

местности;

  • водоёмы ХМАО - Югры и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их :месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в ХМАО - Югре;
  • государственную символику ХМАО - Югры, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Югру (не менее трёх);
  • родственные связи в семье;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (З-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида):
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности ХМАО - Югры;

могут научиться:

1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно - смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.

- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:

- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

  • слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

5. При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.

6. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

7. Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.


Содержание программы

1 класс (34ч)

Введение (1 ч)

Мы теперь не просто дети ... Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.

Я и окружающий мир (2ч)

Родной край.

Природа Югорского края (26ч)

Живая и неживая природа Югры. Времена года.

Осень в Югре. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.

Зима в Югре. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.

Весна в Югре. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной.

Жизнь животных весной.

Лето в Югре. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма, Жизнь животных летом.

Человек и природа ( 4ч)

Занятия людей Югорского края в разные времена года.

Экскурсии

- в школьный двор, парк ;

- к водоёму, по родному городу: «Родной город », «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма».

2 класс (34ч)

Я и окружающий мир (5ч)

С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.

Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.

Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий

Природа Югорского края (18ч)

Живая и неживая природа Югры. Времена года.

Растения Югорского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Югры.

Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство. Профессии людей в животноводстве.

Полезные ископаемые - нефть. газ и ее значение в хозяйстве человека.

Почва Югры и её значение для растений и животных.

Природные сообщества Югорского края (лес, луг, водоём).

Человек и природа ( 3ч)

Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.

Жизнь в Югре (6ч)

Обычаи, обряды и праздники народов ханты и манси.

С днём рождения, родной город.

Знакомство со знаменательными событиями прошлых лет.

Вместе дружная семья.

Резервные уроки (2ч) Экскурсии

«Родной город», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в музей ).

Исследовательские, проектные и практические работы

Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».

Проект «Растительный мир Югорского края». Изготовление справочника лекарственных трав.

Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».

Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы - Масленички.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - ... ». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.

3 класс (34ч)

Я и окружающий мир (5ч)

Край, в котором я живу. Тюменская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Тюменской области. Тюменская область на карте. Соседи Тюменской области. Города Тюменской области. История города: достопримечательности. Знакомство с известными людьми.

Моя семья. Родословная.

Природа Югорского края (12ч)

При родные условия, процессы и явления характерные для Тюменской области ( мороз, гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.

Вода. Её распространение и значение для живых организмов Югорского края.

Водоёмы Югорского края. Водоёмы. Реки .Природная экосистема водоемов.

Рельеф родного края: равнина, овраги, болота, возвышенности.

Полезные ископаемые. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.

Почва Югорского края

Природные экосистемы Югры

Дикорастущие и культурные растения Югорского края (различение).

Человек и природа (4ч)

Профессия - метеоролог, геолог, нефтяник.

Профессиональная деятельность человека в крае Профессии, связанные с нефтяным хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).

Жизнь в Югре (13ч)

Тайны Югорской земли. Первые поселения ханты и манси.

Югорский край - край нефтяников. Особенности быта ханты и манси (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Хантыйская семья. Воспитание в хантыйской семье.

Обычаи, весенние обряды и праздники в Югре

Экскурсии:

«Родной город», «Города Тюменской области:

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом ханты и манси.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Тюменской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город нефтяной компании «Лукойл»;

         - «Мир природного сообщества родного края»;-

         - «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

        Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт ханты» (изготовление поделок), и др.

4 класс (34 ч.)

Я и окружающий мир (3ч)

Административная карта Области ХМАО - Югры. Исторические названия районов. Мой город: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми города.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Человек и природа (8ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в ХМАО - Югре. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва края и её значение . Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в ХМАО и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Югре.

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.

Красная Книга Тюменской области. Её значение. Заповедники Тюменской области, их роль в охране окружающей среды.

Яркие страницы истории земли Югорской (20 ч)

Сибиряки, ханты и манси. Хантыйские символы.

Герб, флаг ХМАО –Югры.

Города ХМАО - Югры: Когалым, Урай, Лангепас.

Жизнь в Югре (3ч)

Обычаи, летние обряды и праздники коренных северных народов.

Экскурсии:

В краеведческий музей города Когалыма, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно- патриотический клуб», к памятникам Великой отечественной войны.

В краеведческий музей города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира своего края. В селение ханты.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Тюменской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:

«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности ХМАО - Югры».

Проекты: «Семейные традиции - это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.

Изготовление коллективного альбома «Красная книга ХМАО - Югры».


Тематическое планирование кружка «Юный краевед»

1 класс

№ занятия

Тема занятия

Виды деятельности

1

Вводный урок. Мы

теперь не просто дети

Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Природа и история Югорского края»

2

Родной край.

Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений, рассказов о родном крае.

3

Времена года.

Экскурсия по пришкольному участку, парку. Беседа обо всех временах года.

4

Осень. Осенние месяцы.

Беседа об осенних месяцах. Разучивание I стихотворения.

5

Экскурсия.

Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала.

6

Осенние изменения в

природе

Беседа об осенних изменениях в природе

7

Растения осенью

Разгадывание загадок о деревьях. Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев).

8

Листья жёлтые летят

Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей. Рисование и раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев

9

Занятия людей осенью

Беседа по картинкам «Чем могут заниматься

люди осенью в нашем крае?».

10

Что растёт на огороде и в саду?

Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об

овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых в Тюменской области. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?»

11

Что растёт в поле?

Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу.

Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают ... ». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, капусты и т.п.)

12

Жизнь животных осенью

Отгадывание загадок о животных. Беседа о перелетных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких).

13

Осень в моём краю

Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке.

14

Экскурсия.

Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме.

15

Зимняя сказка.

Разгадывание кроссворда. Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись.

16

Зимние изменения в природе.

Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы.

17

Жизнь животных зимой.

Отгадывание загадок о зиме. Решение проблемы «Кaк помочь птицам и диким животным зимой?» Составление рассказа.

18

Живой уголок.

Разгадывание кроссворда о домашних животных. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда.

19

Занятия людей зимой

Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Составление рассказа по картинке.

20

Весна. Весенние месяцы.

Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах.

21

Экскурсия.

Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне.

22

Весенние изменения в природе.

Беседа о весенних изменениях. Сочинение.

23

Растения весной.

Беседа «Что происходит с растениями весной?»

24

Жизнь животных весной.

Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Учимся рисовать птиц и животных.

25

Занятия людей весной.

Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» Сочинение.

26

Экскурсия.

Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированве стихотворений о лете.

27

Летние изменения в природе.

Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе.

28

Что растёт на лугу?

Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растениях луга и поля

29

Экскурсия на водоём.

Беседа водоёмах края. Рисование.

30

Что растёт у водоёма?

Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме».

31

Жизнь животных летом.

Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Учимся рисовать птиц и животных.

32

Занятия людей летом.

Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» Сочинение.

33

Обобщающий урок.

Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей,

Тематическое планирование кружка  «Юный краевед»

2 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

С чего

начинается

Родина ...

1

Познакомить с понятием

«малая Родина», с

историей родного города,

УЛИЦЫ, на которой стоит школа, историей школы.

Проект «История моей

улицы», «Улица моего детства»

Школа – светлая гавань детства

1

Жизнь в Югре

2

С днем рождения любимый город (село)

Экскурсия по городу

1

Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями

Составление альбома о родном городе. Выставка рисунков, фотографий.

Праздничное представление.

Я и окружающий мир

3

Дорога от дома до школы (Экскурсия)

1

Познакомить с правилами безопасного поведения на улице:

Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры».

Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.

  1. правила перехода

через проезжую часть;

  1. сигналы светофора;
  2. правила посадки и

высадки из общественного

транспорта;

  1. дорожные знаки:

«Дети», «Пешеходный переход» и др.

Природа Югры

5-6

Природа (экскурсия)

2

Углубить понятие о живой и неживой природе родного края.

Наблюдение предметов живой и неживой природы.

7

Город и природа

(экскурсия)

1

Систематизировать знания детей о природе родного города.

Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города», «Фауна родного города».

8-9

Что за дерево такое?

2

Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края)

Игра «У кого детки с этой ветки?»

10

Кустарники

(экскурсия)

1

Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений.

11-12

Травушка-муравушка

2

Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края»

«Кустарник моего края»

13

Растения и мы.

1

Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека.

Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Югорского края. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края.

Игра «Природная лечебница»

Изготовление справочника лекарственных трав.

14

Краски Югры.

1

Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам.

Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края.

Я и окружающий мир

15

Мои имя, фамилия, отчество…

1

Рассмотреть происхождение имен и фамилий в Когалыме. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся, понятия «семейная родословная»

Проекты «Мое генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».

16

Что ты знаешь о роде своем…

1

17-19

Обряды ханты и манси

3

Дать общее представление о зимних обрядах ханты и манси

Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы-Масленички, обереги

Природа Югры

20

Животный мир Тюменской области (экскурсия)

1

Расширить представления о животном мире родного края

Наблюдения за животными в природе,  дома.

Посещение краеведческого музея.

21

Домашняя мохнатая азбука

1

Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида)

Показать необходимость бережного  отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты.

Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы»

Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное…»

22

Мой домашний милый друг

1

Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Югорского края. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними.

Наблюдения за животными дома. Мини-сочинение о своем домашнем животном.

23

Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми

1

Закрепить правила безопасного обращения с животными.

Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг».

24

Родные просторы (экскурсия)

1

Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность)

Наблюдение и изучение форм поверхности родного края.

25

Чем богаты наши недра?

1

Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края.

Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о нефти и газе», «Кто главнее?»

26

Что такое почва?

1

Познакомить с понятием «почва», ее составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ.

Исследование состава почвы.

27

Почва нам и стол и дом (экскурсия)

1

Человек и природа

28

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)

1

Познакомить с общими представлениями о природных сообществах

Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края.

29

Человек-хозяин природы?

1

Показать влияние человека на природное сообщество.

Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества.

30

Спасем и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвященное защите природы)

1

Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.

Ролевое театрализованное представление.

Жизнь в Югре

31

День оленевода

(экскурсия в краеведческий музей)

1

Знакомство с традициями ханты и манси

Рисунки, поделки, посвященные данной тематике.

32

Вместе дружная семья (праздничное мероприятие)

1

Сплочение людей разных национальностей, населяющих Югорский край.

Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда.

33-34

Резервные уроки

2

Распределяются учителем по своему усмотрению

Тематическое планирование кружка «Юный краевед»

3 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

Край, в котором я живу

1

Дать представления о ХМАО-Югре как административной единице; познакомить с гербом, флагом ХМАО-Югры и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию ХМАО-Югры на карте страны.

Работа с картой области. Практическая работа по контурной карте: выделение границы Когалыма.

2

О городах и станицах родного края

1

Познакомить с наиболее крупными городами ХМАО-Югры, с их архитектурой, достопримечательностями и значением.

Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций.

Экскурсии по городам ХМАО-Югры

Исследовательская деятельность «Город Когалым»

 

С днем рождения, родной город

2

Дать представление о своем городе как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождения названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми.

Экскурсия.

Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей)

5-7

У природы нет плохой погоды

Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в ХМАО-Югре. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, дожди, грозы, туманы) Познакомить с профессией - метеоролог.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

Конкурс рисунков

8

Живая вода

1

Вода. Ее распространение и значение для живых организмов.

Работа с картой ХМАО-Югры. Исследовательские работы.

9

Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края.

1

Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоёма, находящегося вблизи города; его экологических проблем.

Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем). Беседа о бережном использовании воды.

10

Растения и животные водоемов.

1

Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма.

Исследовательские работы учащихся.

Жизнь в Югре

11

Тайны Когалымской земли

1

Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах ханты и манси, проживавших в ХМАО-Югре, познакомить с историческими памятниками

Экскурсия в поселения ханты

12

Когалым-город нефтяников

1

Познакомить с историческими памятниками Когалыма

13

Разнообразный мир профессий жителей Когалыма

1

Дать представление о         IIРисование картин

первопроходцах Когалыма

Познакомить с

героическими подвигами первопроходцев

Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времен.

Рисование картин прошлого города

14

Югорский край-нефтяников край

1

Познакомить с историей
появления первых
поселений

Экскурсия в краеведческий музей

Исследовательская работа «История Когалыма»

15

 Первые Югорские городки.

1

17

Хантыйская семья

1

Познакомить с особенностями хантыйской семьи и воспитанием детей

16

Жилище ханты

1

Актуализировать знания об особенностях быта северных народов

(жилище, посуда, одежда), ремесла

Проект «Жизнь и
быт ханты и
манси»
(изготовление
поделок)

18

История вещей. Одежда

1

19

История вещей. Посуда.

1

20

Славен Югорский край

1

Воспитывать гордость и чувство ответственности
перед настоящим и
прошлым своего родного
края. Воспитывать на
примерах своих
соотечественников
гордость и чувство
ответственности перед
Родиной и своими
близкими.

Праздничное мероприятие

Обычаи. Весенние обряды и праздники ХМАО-Югры

21

День оленевода

1

Дать общее представление о весенних обрядах ханты

Праздничное мероприятие

22

День вороны

1

Дать общее представление об обряде дне птиц.

Изготовление скворечника

23

Пасха, Вербное воскресенье

1

Дать общее представление о весенних обрядах в

Когалыме

Праздничное мероприятие

Природа Югорская края

24

Природная поверхность нашего края

1

Познакомить особенностями поверхности Тюменской области: холмистой равниной, оврагами, болотистой местностью, терриконами, поймы рек Иртыш, Обь.

Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края»

25

Из недр Когалымской земли

1

Познакомить с полезными ископаемыми Когалыма: нефть, газ, песок, торф; их месторождения; воспитывать понимание         Iпрактическая

необходимости бережного использования подземных богатств края.

Работа с картой ХМАО -Югры
и практическая работа по контурным картам. Беседа о бережном использовании полезных ископаемых.

26

Почвы родного края

1

Почвы Югры. Их сравнение. Выявить значение почвы для ХМАО-Югры

Практическая работа «Почвы родного края»

27

Цвети, мой край родной! Природная экосистема Югры

1

Закрепить представления о

Как о природном сообществе, раскрыть значение для растительного и животного мира.

Экскурсия. Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края»

Конкурс рисунков

Викторины, кроссворды

28

Природные экосистемы луга

Югорское разнотравье

1

Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значения лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом.

29

Природные экосистемы леса

1

Познакомить с одним из природных сообществ Тюменской области: лесом.

Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе.

Влияние человека на сообщество.

Человек и природа

30

Природа Югры

1

Познакомить с природным сообществом болот. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

31

Лиственные растения и кустарники Югры

1

Сформировать представление о хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в этом хозяйстве.

32

День города и праздник нефтяной и газовой промышленности

1

Показать значение нефти и газа для людей; воспитывать бережное отношение к труду людей.

Праздничное мероприятие

33

Сельское хозяйство в Югре: животноводство

1

Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве.

Исследовательская работа «Кто работает на родной земле»

Я и окружающий мир

34

Славься наш край!

1

Закрепить представления и знания учащихся о Югорском крае.

Викторина, выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год.

Тематическое планирование кружка  «Юный краевед»

4 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

задачи

Виды деятельности

Я и окружающий мир

1

Экскурсия "День города", "День нефтяника"

1

Дать представление о ХМАО-Югре как о малой родине; познакомить с административной картой ХМАО-Югры и ее районами.

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

2-3

Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины.

Наш край на карте Родины.

1

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны;

-научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

Яркие страницы истории земли Когалымской

4

Столица, герб, флаг  Югры.

1

Познакомить с приметами

Защита проекта «Край, в котором я живу»

5

Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края.

1

Познакомить с историей города Ханты-Мансийск

6

Югра - единая семья народов.

1

Формировать чувство гордости за великих людей-наших земляков.

Составление теста

7

Экскурсия в краеведческий музей "Кто живет в Югре?" "

1

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Доклады-сообщения учащихся.

8

Культура и быт коренного населения.

2

Способствовать пониманию идей ханты и манси; познакомить с их традициями

Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Когалыма.

9

Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь.

1

Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой.

Экскурсия по городу Когалыму. Составление летописи города Когалыма

10

Природная зона Югры.

1

Расширить представления детей об экологических связях в мире природы

11

Растительный мир Югры.

1

Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека.

Доклады-сообщения учащихся.

12

Экологический урок.

Охрана растительности нашего края.

1

Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека.

Написание очерка

13

Животный мир Югры

1

Развивать
познавательный
интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни»

Экскурсия в музей нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». Составление летописи.

14

Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел...

1

Показать влияние человека на природное сообщество.

Экскурсия по городу Ханты-Мансийску. Составление летописи города.

15

Экологический урок.

Красная книга Югры.

1

Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края.

16

Лес - природная зона Югры.

1

Познакомить с общими представлениями о природных сообществах

Экскурсия в краеведческий музей. Диспут.

17

Легендарные биографии

1

Рассказать о людях легендах, живущих в ХМАО-Югре

Доклады-сообщения учащихся.

18

Вместе с первопроходцами Когалыма

1

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Написание очерка

19

Нефтяная Югра сегодня

1

Развивать
познавательный
интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни»

Экскурсия в музей нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». Составление летописи.

20

Когалым в годы строительства новой жизни

1

Экскурсия в краеведческий музей. Встреча с бывшими первопроходцами.

21

ХМАО-Югра в годы Великой Отечественной войны.

1

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;

Показать примеры подвигов.

Экскурсия в краеведческий музей.

22

День рождения Когалыма

1

Познакомить с историей возникновения города

Участие в празднике. Чествование первопроходцев.

23

Мирное время на Югорской земле

2

Сформировать представления у учащихся о промышленности нашего края и ее отраслями; познакомить с известными людьми.

Исследовательская работа учащихся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Тюменской области»

Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»

24

Когалым – город молодости

1

Показать значение строительства и города Когалыма. Познакомить с историей города.

Экскурсия по городу.

Человек и природа

25

Дом, в котором мы живем

1

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии.

Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

Создание общества «Зеленый патруль», его атрибутики и правил.

26

Экологические проблемы воздуха в родном крае.

1

Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;

- раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».

Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду».

27

Экологические проблемы почв родного края

1

Продолжить формировать у учащихся представления о разновидности почв нашего края.

Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.

Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора»

28

Охрана полезных ископаемых родного края.

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;

-познакомить способами добычи полезными ископаемыми, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

Работа с картой ХМАО-Югры, коллекцией полезных ископаемых.

Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»

29

Экологическое равновесие в природе

1

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе заранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Экскурсия в зоопарк в город Сургут.

30-31

Охранять природу – значит охранять Родину.

1

Познакомить учащихся с Красной книгой ХМАО-Югры, с растениями и животными, которые в нее внесены;

Познакомить учащихся с многообразием форм охраны природы: заповедники ХМАО-Югры.

Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Проект «Красная книга Югры».

Праздничные мероприятия.

Жизнь в Когалыме

32

Пасха

1

Изготовление поделок

33

Медвежий праздник

1

Игры, забавы, потехи

34

День вороны

1

Праздник-застолье.

35

Я – гражданин ХМАО-Югры

Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих Югру.

Праздничное мероприятие.

Список литературы

  1. Книга для учителя «Мы - дети природы».
  2. Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники народов ханты и манси.
  3. Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Югры Методическое пособие.
  4. Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Юный краевед"

Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» реализуется во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основными формами занятий являются беседы, экологические праздники...

Программа "Юный краевед"

Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням....

программа Юный краевед

программа педагога ДО Кужугет Арина Данововна...

Диагностический материал к программе Туристы-краеведы.

Данное краеведческое тестирование проводится в рамках программы краеведческого характера «Туристы-краеведы», они направлены на формирование основополагающих краеведческих знаний учащихся, ...

Для учащихся Диагностический материал по программе Туристы-краеведы

Предназначен для учащихся 3-4 классов в рамках проведения диагностики по программе туристско-краеведческой напрвленности туристы-краеведы....

Рабочая программа "Юный краевед"

Аннотация к рабочей программе дополнительной общеразвивающей программы. «Юный краевед». Программа способствует всестороннему развитию личности, сове...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» В курсе краеведения реализуется идеи  формирования патриотического сознания младшего школьника через о...