Программа кружка "Юный краевед"
рабочая программа по окружающему миру на тему
Основной целью кружковой работы «Юный краевед» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Югре и адекватного понимания места человека в нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogramma_kruzhka_yunyy_kraeved.docx | 66.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Юный краевед»
На основе методики «Мы – дети природы» - Т.К. Орлова
г. Когалым 2015 г.
Учебный комплект:
Рабочая тетрадь по краеведению «Мы – дети природы».
Ханты-Мансийск «Полиграфист», 2013 – 48 л.
Пояснительная записка
Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.
Основной целью кружковой работы «Юный краевед» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине - Югре и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края.
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Югорского края.
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Тюменской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Югорского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
- Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
- Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Югорского края.
При отборе содержания кружка учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Юный краевед» положено диалектическое единство системы «природа - человек - общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
- Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Югре.
- Человек Югры имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
- История Югорского края - часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Югры включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Югорского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на югорской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Югры и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно- нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Югры; воспитания у учащихся уважения к истории Югорского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы кружка использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так в 1- 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа кружка в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Структура кружковой работы «Юный краевед»
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
- я и окружающий мир,
- Природа Югры,
- Человек и природа,
- Жизнь на Югорской земле,
- Яркие страницы истории земли Югорской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего места проживания, его расположением на карте Тюменской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребенком целостно. Содержательный блок «Природа Югры» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных
процессах характерных для Тюменской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и при сущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Югре, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь в Югре» и «Яркие страницы истории земли Югорской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения - это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни хантов и манси
В процессе занятий на кружке «Юный краевед » учащиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Тюменской области, ХМАО - Югры;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Югорской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Тюменской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей
местности;
- водоёмы ХМАО - Югры и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их :месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в ХМАО - Югре;
- государственную символику ХМАО - Югры, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Югру (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (З-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края - деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида):
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности ХМАО - Югры;
могут научиться:
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно - смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей.
- моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим обще учебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
5. При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
6. В процессе обучения учащиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей детей, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.
7. Неотрывной частью воспитания является внеклассная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа.
Содержание программы
1 класс (34ч)
Введение (1 ч)
Мы теперь не просто дети ... Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (2ч)
Родной край.
Природа Югорского края (26ч)
Живая и неживая природа Югры. Времена года.
Осень в Югре. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима в Югре. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна в Югре. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной.
Жизнь животных весной.
Лето в Югре. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма, Жизнь животных летом.
Человек и природа ( 4ч)
Занятия людей Югорского края в разные времена года.
Экскурсии
- в школьный двор, парк ;
- к водоёму, по родному городу: «Родной город », «Осень», «Зимняя сказка», «Весна», «Лето», «У водоёма».
2 класс (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес школы, история школы.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий
Природа Югорского края (18ч)
Живая и неживая природа Югры. Времена года.
Растения Югорского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Югры.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - нефть. газ и ее значение в хозяйстве человека.
Почва Югры и её значение для растений и животных.
Природные сообщества Югорского края (лес, луг, водоём).
Человек и природа ( 3ч)
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь в Югре (6ч)
Обычаи, обряды и праздники народов ханты и манси.
С днём рождения, родной город.
Знакомство со знаменательными событиями прошлых лет.
Вместе дружная семья.
Резервные уроки (2ч) Экскурсии
«Родной город», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в музей ).
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края».
Проект «Растительный мир Югорского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье».
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник».
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы - Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - ... ». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
3 класс (34ч)
Я и окружающий мир (5ч)
Край, в котором я живу. Тюменская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Тюменской области. Тюменская область на карте. Соседи Тюменской области. Города Тюменской области. История города: достопримечательности. Знакомство с известными людьми.
Моя семья. Родословная.
Природа Югорского края (12ч)
При родные условия, процессы и явления характерные для Тюменской области ( мороз, гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода.
Вода. Её распространение и значение для живых организмов Югорского края.
Водоёмы Югорского края. Водоёмы. Реки .Природная экосистема водоемов.
Рельеф родного края: равнина, овраги, болота, возвышенности.
Полезные ископаемые. Их месторождения в родном крае. Бережное использование природных богатств.
Почва Югорского края
Природные экосистемы Югры
Дикорастущие и культурные растения Югорского края (различение).
Человек и природа (4ч)
Профессия - метеоролог, геолог, нефтяник.
Профессиональная деятельность человека в крае Профессии, связанные с нефтяным хозяйством (общее представление о 3-4 профессиях).
Жизнь в Югре (13ч)
Тайны Югорской земли. Первые поселения ханты и манси.
Югорский край - край нефтяников. Особенности быта ханты и манси (жилище, посуда, одежда, ремёсла). Хантыйская семья. Воспитание в хантыйской семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники в Югре
Экскурсии:
«Родной город», «Города Тюменской области:
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом ханты и манси.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Тюменской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город нефтяной компании «Лукойл»;
- «Мир природного сообщества родного края»;-
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт ханты» (изготовление поделок), и др.
4 класс (34 ч.)
Я и окружающий мир (3ч)
Административная карта Области ХМАО - Югры. Исторические названия районов. Мой город: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми города.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в ХМАО - Югре. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва края и её значение . Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в ХМАО и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Югре.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Тюменской области. Её значение. Заповедники Тюменской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Югорской (20 ч)
Сибиряки, ханты и манси. Хантыйские символы.
Герб, флаг ХМАО –Югры.
Города ХМАО - Югры: Когалым, Урай, Лангепас.
Жизнь в Югре (3ч)
Обычаи, летние обряды и праздники коренных северных народов.
Экскурсии:
В краеведческий музей города Когалыма, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно- патриотический клуб», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира своего края. В селение ханты.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Тюменской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности ХМАО - Югры».
Проекты: «Семейные традиции - это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга ХМАО - Югры».
Тематическое планирование кружка «Юный краевед»
1 класс
№ занятия | Тема занятия | Виды деятельности |
1 | Вводный урок. Мы теперь не просто дети | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Природа и история Югорского края» |
2 | Родной край. | Беседа о родном крае. Чтение учителем стихотворений, рассказов о родном крае. |
3 | Времена года. | Экскурсия по пришкольному участку, парку. Беседа обо всех временах года. |
4 | Осень. Осенние месяцы. | Беседа об осенних месяцах. Разучивание I стихотворения. |
5 | Экскурсия. | Беседа об осенних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений об осени. Сбор природного материала. |
6 | Осенние изменения в природе | Беседа об осенних изменениях в природе |
7 | Растения осенью | Разгадывание загадок о деревьях. Беседа о дикорастущих и культурных растениях. Изготовление поделки из природного материала (плодов деревьев). |
8 | Листья жёлтые летят | Выставка поделок из плодов деревьев. Рассказы детей. Рисование и раскрашивание листьев. Беседа о цветовой гамме осенних листьев. Изготовление аппликации из листьев |
9 | Занятия людей осенью | Беседа по картинкам «Чем могут заниматься люди осенью в нашем крае?». |
10 | Что растёт на огороде и в саду? | Разгадывание загадок, кроссворда. Беседа об овощах. Решение проблемы «Что не является овощем?». Беседа о фруктах, выращиваемых в Тюменской области. Беседа о съедобных и несъедобных ягодах. Решение проблемы «Чем опасны ядовитые растения?» |
11 | Что растёт в поле? | Беседа о культурных зерновых растениях края. Решение проблемы «Как отличить пшеницу от ржи?». Рисование колосков. Решение проблемы «Что из чего изготавливают?». Беседа о бережном отношении к хлебу. Беседа «А ещё в нашем крае на полях выращивают ... ». Изготовление поделок из природного материала (овощей – картошки, огурца, капусты и т.п.) |
12 | Жизнь животных осенью | Отгадывание загадок о животных. Беседа о перелетных птицах, о насекомых, зверях (домашних и диких). |
13 | Осень в моём краю | Обобщающая беседа. Раскрашивание картинки. Декламирование стихотворений. Составление рассказа по картинке. |
14 | Экскурсия. | Беседа о зимних изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о зиме. |
15 | Зимняя сказка. | Разгадывание кроссворда. Беседа о зимних месяцах. Сочинение рассказа и его запись. |
16 | Зимние изменения в природе. | Представление своих сочинений. Беседа о признаках зимы. |
17 | Жизнь животных зимой. | Отгадывание загадок о зиме. Решение проблемы «Кaк помочь птицам и диким животным зимой?» Составление рассказа. |
18 | Живой уголок. | Разгадывание кроссворда о домашних животных. Составление рассказа, используя опорные слова из кроссворда. |
19 | Занятия людей зимой | Беседа «Чем могут заниматься люди зимой?» Составление рассказа по картинке. |
20 | Весна. Весенние месяцы. | Разгадывание кроссворда. Беседа о весенних месяцах. |
21 | Экскурсия. | Беседа об изменениях в природе края. Декламирование стихотворений о весне. |
22 | Весенние изменения в природе. | Беседа о весенних изменениях. Сочинение. |
23 | Растения весной. | Беседа «Что происходит с растениями весной?» |
24 | Жизнь животных весной. | Беседа «Как изменяется жизнь животных весной?» Учимся рисовать птиц и животных. |
25 | Занятия людей весной. | Беседа «Чем могут заниматься люди весной?» Сочинение. |
26 | Экскурсия. | Беседа о летних изменениях в природе края. Декламированве стихотворений о лете. |
27 | Летние изменения в природе. | Разгадывание кроссворда. Беседа о летних месяцах и сезонных изменениях в природе. |
28 | Что растёт на лугу? | Разгадывание кроссворда, загадок о травянистых растениях луга и поля |
29 | Экскурсия на водоём. | Беседа водоёмах края. Рисование. |
30 | Что растёт у водоёма? | Разгадывание кроссворда, загадок о растениях водоёма. Беседа «Как вести себя на водоёме». |
31 | Жизнь животных летом. | Беседа «Как изменяется жизнь животных летом?» Учимся рисовать птиц и животных. |
32 | Занятия людей летом. | Беседа «Чем могут заниматься люди летом?» Сочинение. |
33 | Обобщающий урок. | Повторение названий всех месяцев в году. «Перелистываем страницы» - рассказы детей о сезонных изменениях в природе, деятельности людей, |
Тематическое планирование кружка «Юный краевед»
2 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1 | С чего начинается Родина ... | 1 | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного города, УЛИЦЫ, на которой стоит школа, историей школы. | Проект «История моей улицы», «Улица моего детства» |
Школа – светлая гавань детства | 1 | |||
Жизнь в Югре | ||||
2 | С днем рождения любимый город (село) Экскурсия по городу | 1 | Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями | Составление альбома о родном городе. Выставка рисунков, фотографий. Праздничное представление. |
Я и окружающий мир | ||||
3 | Дорога от дома до школы (Экскурсия) | 1 | Познакомить с правилами безопасного поведения на улице: | Игры «Мы на проезжей части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест. |
через проезжую часть;
высадки из общественного транспорта;
«Дети», «Пешеходный переход» и др. | ||||
Природа Югры | ||||
5-6 | Природа (экскурсия) | 2 | Углубить понятие о живой и неживой природе родного края. | Наблюдение предметов живой и неживой природы. |
7 | Город и природа (экскурсия) | 1 | Систематизировать знания детей о природе родного города. | Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города», «Фауна родного города». |
8-9 | Что за дерево такое? | 2 | Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида). Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) | Игра «У кого детки с этой ветки?» |
10 | Кустарники (экскурсия) | 1 | Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. | |
11-12 | Травушка-муравушка | 2 | Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края» «Кустарник моего края» | |
13 | Растения и мы. | 1 | Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Югорского края. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. | Игра «Природная лечебница» Изготовление справочника лекарственных трав. |
14 | Краски Югры. | 1 | Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. | Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края. |
Я и окружающий мир | ||||
15 | Мои имя, фамилия, отчество… | 1 | Рассмотреть происхождение имен и фамилий в Когалыме. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся, понятия «семейная родословная» | Проекты «Мое генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник». |
16 | Что ты знаешь о роде своем… | 1 | ||
17-19 | Обряды ханты и манси | 3 | Дать общее представление о зимних обрядах ханты и манси | Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы-Масленички, обереги |
Природа Югры | ||||
20 | Животный мир Тюменской области (экскурсия) | 1 | Расширить представления о животном мире родного края | Наблюдения за животными в природе, дома. Посещение краеведческого музея. |
21 | Домашняя мохнатая азбука | 1 | Расширить представления о домашних животных родного края (3-4 представителя каждого вида) Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. | Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы» Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное…» |
22 | Мой домашний милый друг | 1 | Расширить и закрепить знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве Югорского края. Закрепить знания основных правил содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. | Наблюдения за животными дома. Мини-сочинение о своем домашнем животном. |
23 | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми | 1 | Закрепить правила безопасного обращения с животными. | Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг». |
24 | Родные просторы (экскурсия) | 1 | Познакомить с особенностями поверхности родного края (холмистая поверхность) | Наблюдение и изучение форм поверхности родного края. |
25 | Чем богаты наши недра? | 1 | Пропедевтическое знакомство с полезными ископаемыми родного края. | Рисование иллюстраций к сказкам: «Сказка о нефти и газе», «Кто главнее?» |
26 | Что такое почва? | 1 | Познакомить с понятием «почва», ее составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ. | Исследование состава почвы. |
27 | Почва нам и стол и дом (экскурсия) | 1 | ||
Человек и природа | ||||
28 | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия) | 1 | Познакомить с общими представлениями о природных сообществах | Наблюдение и изучение взаимосвязей растений и животных в природном сообществе родного края. |
29 | Человек-хозяин природы? | 1 | Показать влияние человека на природное сообщество. | Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества. |
30 | Спасем и сохраним! (Открытое праздничное мероприятие, посвященное защите природы) | 1 | Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. | Ролевое театрализованное представление. |
Жизнь в Югре | ||||
31 | День оленевода (экскурсия в краеведческий музей) | 1 | Знакомство с традициями ханты и манси | Рисунки, поделки, посвященные данной тематике. |
32 | Вместе дружная семья (праздничное мероприятие) | 1 | Сплочение людей разных национальностей, населяющих Югорский край. | Песни, танцы народов, населяющих родной край, их национальные традиции и блюда. |
33-34 | Резервные уроки | 2 | Распределяются учителем по своему усмотрению |
Тематическое планирование кружка «Юный краевед»
3 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1 | Край, в котором я живу | 1 | Дать представления о ХМАО-Югре как административной единице; познакомить с гербом, флагом ХМАО-Югры и правилами поведения при прослушивании гимна; формировать умения работы с картой (исторической, географической и контурной), находить территорию ХМАО-Югры на карте страны. | Работа с картой области. Практическая работа по контурной карте: выделение границы Когалыма. |
2 | О городах и станицах родного края | 1 | Познакомить с наиболее крупными городами ХМАО-Югры, с их архитектурой, достопримечательностями и значением. Обратить внимание на необходимость бережного отношения к историческим памятникам, сохранению исторических традиций. | Экскурсии по городам ХМАО-Югры Исследовательская деятельность «Город Когалым» |
| С днем рождения, родной город | 2 | Дать представление о своем городе как о малой Родине; познакомить с историей возникновения, происхождения названия, достопримечательностями, знаменательными датами, известными людьми. | Экскурсия. Составление коллажа «Прежде и теперь» (используются фотографии, рисунки детей) |
5-7 | У природы нет плохой погоды | Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. Познакомить с особенностями времен года в ХМАО-Югре. Познакомить с природными условиями, процессами и явлениями характерными для края (гололед, дожди, грозы, туманы) Познакомить с профессией - метеоролог. | Экскурсия «Сезонные изменения в природе» Конкурс рисунков | |
8 | Живая вода | 1 | Вода. Ее распространение и значение для живых организмов. | Работа с картой ХМАО-Югры. Исследовательские работы. |
9 | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края. | 1 | Познакомить с водоемами родного края. Изучение живой природы водоёма, находящегося вблизи города; его экологических проблем. | Экскурсия на водоем (с целью изучения живой природы водоема и его экологических проблем). Беседа о бережном использовании воды. |
10 | Растения и животные водоемов. | 1 | Расширить представления детей об экологических связях в мире природы водоёма. | Исследовательские работы учащихся. |
Жизнь в Югре | ||||
11 | Тайны Когалымской земли | 1 | Дать представление о древних поселениях и кочевых племенах ханты и манси, проживавших в ХМАО-Югре, познакомить с историческими памятниками | Экскурсия в поселения ханты |
12 | Когалым-город нефтяников | 1 | Познакомить с историческими памятниками Когалыма | |
13 | Разнообразный мир профессий жителей Когалыма | 1 | Дать представление о IIРисование картин первопроходцах Когалыма Познакомить с героическими подвигами первопроходцев Познакомить с историческими и литературными памятниками тех времен. | Рисование картин прошлого города |
14 | Югорский край-нефтяников край | 1 | Познакомить с историей | Экскурсия в краеведческий музей Исследовательская работа «История Когалыма» |
15 | Первые Югорские городки. | 1 | ||
17 | Хантыйская семья | 1 | Познакомить с особенностями хантыйской семьи и воспитанием детей | |
16 | Жилище ханты | 1 | Актуализировать знания об особенностях быта северных народов (жилище, посуда, одежда), ремесла | Проект «Жизнь и |
18 | История вещей. Одежда | 1 | ||
19 | История вещей. Посуда. | 1 | ||
20 | Славен Югорский край | 1 | Воспитывать гордость и чувство ответственности | Праздничное мероприятие |
Обычаи. Весенние обряды и праздники ХМАО-Югры | ||||
21 | День оленевода | 1 | Дать общее представление о весенних обрядах ханты | Праздничное мероприятие |
22 | День вороны | 1 | Дать общее представление об обряде дне птиц. | Изготовление скворечника |
23 | Пасха, Вербное воскресенье | 1 | Дать общее представление о весенних обрядах в Когалыме | Праздничное мероприятие |
Природа Югорская края | ||||
24 | Природная поверхность нашего края | 1 | Познакомить особенностями поверхности Тюменской области: холмистой равниной, оврагами, болотистой местностью, терриконами, поймы рек Иртыш, Обь. | Экскурсия. Практическая работа «Рисунок, карта поверхности родного края» |
25 | Из недр Когалымской земли | 1 | Познакомить с полезными ископаемыми Когалыма: нефть, газ, песок, торф; их месторождения; воспитывать понимание Iпрактическая необходимости бережного использования подземных богатств края. | Работа с картой ХМАО -Югры |
26 | Почвы родного края | 1 | Почвы Югры. Их сравнение. Выявить значение почвы для ХМАО-Югры | Практическая работа «Почвы родного края» |
27 | Цвети, мой край родной! Природная экосистема Югры | 1 | Закрепить представления о Как о природном сообществе, раскрыть значение для растительного и животного мира. | Экскурсия. Исследовательские работы учащихся «Мир природного сообщества родного края» Конкурс рисунков Викторины, кроссворды |
28 | Природные экосистемы луга Югорское разнотравье | 1 | Закрепить представления о луге, как о природном сообществе, раскрыть значения лугов для человека, экологические проблемы, связанные с данным сообществом. | |
29 | Природные экосистемы леса | 1 | Познакомить с одним из природных сообществ Тюменской области: лесом. Показать взаимосвязи растений и животных в данном сообществе. Влияние человека на сообщество. | |
Человек и природа | ||||
30 | Природа Югры | 1 | Познакомить с природным сообществом болот. Показать общее культурных и дикорастущих растений, их различие на примерах растений родного края. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» |
31 | Лиственные растения и кустарники Югры | 1 | Сформировать представление о хозяйстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в этом хозяйстве. | |
32 | День города и праздник нефтяной и газовой промышленности | 1 | Показать значение нефти и газа для людей; воспитывать бережное отношение к труду людей. | Праздничное мероприятие |
33 | Сельское хозяйство в Югре: животноводство | 1 | Сформировать представления о животноводстве нашего края и его отраслями. Познакомить с профессиями людей, работающих в животноводстве. | Исследовательская работа «Кто работает на родной земле» |
Я и окружающий мир | ||||
34 | Славься наш край! | 1 | Закрепить представления и знания учащихся о Югорском крае. | Викторина, выставка поделок, исследовательских и проектных работ учащихся, выполненных за год. |
Тематическое планирование кружка «Юный краевед»
4 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | задачи | Виды деятельности |
Я и окружающий мир | ||||
1 | Экскурсия "День города", "День нефтяника" | 1 | Дать представление о ХМАО-Югре как о малой родине; познакомить с административной картой ХМАО-Югры и ее районами. | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» |
2-3 | Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины. Наш край на карте Родины. | 1 | Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; -научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции. | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» |
Яркие страницы истории земли Когалымской | ||||
4 | Столица, герб, флаг Югры. | 1 | Познакомить с приметами | Защита проекта «Край, в котором я живу» |
5 | Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края. | 1 | Познакомить с историей города Ханты-Мансийск | |
6 | Югра - единая семья народов. | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей-наших земляков. | Составление теста |
7 | Экскурсия в краеведческий музей "Кто живет в Югре?" " | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае | Доклады-сообщения учащихся. |
8 | Культура и быт коренного населения. | 2 | Способствовать пониманию идей ханты и манси; познакомить с их традициями Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю. | Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Когалыма. |
9 | Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь. | 1 | Продолжать формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные отличительные признаки сезонных изменений, продолжать систематические наблюдения за погодой. | Экскурсия по городу Когалыму. Составление летописи города Когалыма |
10 | Природная зона Югры. | 1 | Расширить представления детей об экологических связях в мире природы | |
11 | Растительный мир Югры. | 1 | Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. | Доклады-сообщения учащихся. |
12 | Экологический урок. Охрана растительности нашего края. | 1 | Обобщить и систематизировать знания детей о разнообразии растений и их значении в природе и жизни человека. | Написание очерка |
13 | Животный мир Югры | 1 | Развивать | Экскурсия в музей нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». Составление летописи. |
14 | Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел... | 1 | Показать влияние человека на природное сообщество. | Экскурсия по городу Ханты-Мансийску. Составление летописи города. |
15 | Экологический урок. Красная книга Югры. | 1 | Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. | |
16 | Лес - природная зона Югры. | 1 | Познакомить с общими представлениями о природных сообществах | Экскурсия в краеведческий музей. Диспут. |
17 | Легендарные биографии | 1 | Рассказать о людях легендах, живущих в ХМАО-Югре | Доклады-сообщения учащихся. |
18 | Вместе с первопроходцами Когалыма | 1 | Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае | Написание очерка |
19 | Нефтяная Югра сегодня | 1 | Развивать | Экскурсия в музей нефтяной компании «ЛУКОЙЛ». Составление летописи. |
20 | Когалым в годы строительства новой жизни | 1 | Экскурсия в краеведческий музей. Встреча с бывшими первопроходцами. | |
21 | ХМАО-Югра в годы Великой Отечественной войны. | 1 | Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли; Показать примеры подвигов. | Экскурсия в краеведческий музей. |
22 | День рождения Когалыма | 1 | Познакомить с историей возникновения города | Участие в празднике. Чествование первопроходцев. |
23 | Мирное время на Югорской земле | 2 | Сформировать представления у учащихся о промышленности нашего края и ее отраслями; познакомить с известными людьми. | Исследовательская работа учащихся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Тюменской области» Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» |
24 | Когалым – город молодости | 1 | Показать значение строительства и города Когалыма. Познакомить с историей города. | Экскурсия по городу. |
Человек и природа | ||||
25 | Дом, в котором мы живем | 1 | Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов. | Создание общества «Зеленый патруль», его атрибутики и правил. |
26 | Экологические проблемы воздуха в родном крае. | 1 | Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ; - раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты. | Исследовательская работа «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». |
27 | Экологические проблемы почв родного края | 1 | Продолжить формировать у учащихся представления о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае. | Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора» |
28 | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края; -познакомить способами добычи полезными ископаемыми, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств. | Работа с картой ХМАО-Югры, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» |
29 | Экологическое равновесие в природе | 1 | Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе заранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения. | Экскурсия в зоопарк в город Сургут. |
30-31 | Охранять природу – значит охранять Родину. | 1 | Познакомить учащихся с Красной книгой ХМАО-Югры, с растениями и животными, которые в нее внесены; Познакомить учащихся с многообразием форм охраны природы: заповедники ХМАО-Югры. Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края. | Проект «Красная книга Югры». Праздничные мероприятия. |
Жизнь в Когалыме | ||||
32 | Пасха | 1 | Изготовление поделок | |
33 | Медвежий праздник | 1 | Игры, забавы, потехи | |
34 | День вороны | 1 | Праздник-застолье. | |
35 | Я – гражданин ХМАО-Югры | Воспитывать чувство гордости и ответственности гражданина своего края. Сплочение людей разных национальностей, населяющих Югру. | Праздничное мероприятие. |
Список литературы
- Книга для учителя «Мы - дети природы».
- Астапенко Г. Быт, обычаи, обряды и праздники народов ханты и манси.
- Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Югры Методическое пособие.
- Закруткин В.А. Природа родного края. Научно-популярные статьи и очерки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Юный краевед"
Программа внеурочной деятельности «Юный краевед» реализуется во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Основными формами занятий являются беседы, экологические праздники...
Программа "Юный краевед"
Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России, к родным корням....
программа Юный краевед
программа педагога ДО Кужугет Арина Данововна...
Диагностический материал к программе Туристы-краеведы.
Данное краеведческое тестирование проводится в рамках программы краеведческого характера «Туристы-краеведы», они направлены на формирование основополагающих краеведческих знаний учащихся, ...
Для учащихся Диагностический материал по программе Туристы-краеведы
Предназначен для учащихся 3-4 классов в рамках проведения диагностики по программе туристско-краеведческой напрвленности туристы-краеведы....
Рабочая программа "Юный краевед"
Аннотация к рабочей программе дополнительной общеразвивающей программы. «Юный краевед». Программа способствует всестороннему развитию личности, сове...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания младшего школьника через о...