Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг
рабочая программа по теме
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципального образования г. Нягань
«Начальная общеобразовательная школа № 9»
Рассмотрено: на педагогическом совете «___»__________20___г. | «Утверждаю»: директор МБОУ МО г.Нягань «НОШ№9» _____________В. В. Завьялова Приказ № ____от «___»__________20___г. |
Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК»
для детей 6-11 лет
срок реализации программы 2017-2023 гг
Составитель: учитель начальных классов
Брагина Юлия Сергеевна
г.Нягань
2016г
Пояснительная записка
Образовательная программа дополнительного образования детей «Светофорик» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 (принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 года)
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644)
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О безопасности дорожного движения"
Федеральный закон от 07.05.2013 N 92-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения Муниципального образования г.Нягань «Начальная Общеобразовательная Школа №9»
Актуальность
При переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Проблема безопасности детей, сохранения их жизни и здоровья в условиях резко возросшего за последние годы объёма транспортных средств исключительно актуальна.
Изучив статистические данные в разделе «Дорожно-транспортные происшествия и пострадавшие с участием детей» (январь – октябрь 2016 год), обнародованные на сайте ОГИБДД УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югра, мы выяснили, что за истекший период произошло 220 ДТП с участием детей в возрасте до 16 лет, 244 ранено, 1 ребёнок погиб. Из них ранено на пешеходных переходах 94 ребёнка. Это только цифры по округу, а если проанализировать их по всей нашей стране, то картина станет более удручающей.
Основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие у детей знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.
Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования.
Анализ статистики ДТП с участием детей и психолого-педагогические исследования указывают, что для эффективного обучения подрастающего поколения безопасному поведению на дороге и улице необходимо внедрение в учебно-образовательный процесс школы целостной системы непрерывного обучения детей безопасному поведению на дороге и улице.
Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Хотя в настоящее время учреждения образования решают проблемы обучения детей и подростков основам безопасного поведения на улицах и дорогах, но анализ ситуации на дорогах показывает, что принимаемых мер недостаточно. Рост детского дорожно-транспортного травматизма в стране постоянно заставляет искать эффективные пути решения указанной проблемы.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, педагогическими работниками Муниципального бюджетного образовательного учреждения Муниципального образования г.Нягань «Начальная Общеобразовательная Школа №9» особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.
В соответствии с вышеизложенными статистическими данными появилась необходимость в разработке программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Светофорик» для учащихся МБОУ МО г.Нягань «НОШ №9».
Программа ориентирована на изучение основ безопасности направленных на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются одним из фрагментов культуры личной безопасности.
При работе над программой учитывались требования правил дорожного движения, изучались рекомендации работников ГИБДД, интересы детей, возрастные особенности. Программа разработана в целях предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий среди учащихся, построена по принципу нарастания объёма изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель должен постоянно акцентировать внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Данная программа направлена на решение задачи не только обучения детей безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте, но и их воспитания.
Дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно как субъектам обучения – педагогам, так и объектам – учащимся школы и их родителям.
Программа является связующим звеном между группами дошкольного образования и начальным общим образованием.
Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи: Обучающие. Развивающие. Воспитательные.
Обучающие:
- Научить воспитанников и обучающихся ориентироваться в окружающем пространстве, быстро и сознательно реагировать на изменения, происходящие в нем, довести их самостоятельные действия в различных ситуациях до автоматизма;
- научить детей культуре поведения на дорогах и улицах;
- научить основным правилам дорожного движения;
Развивающие:
- развивать мотивацию к безопасному поведению;
- развивать творческие способности;
- развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
- формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения;
- формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
- формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
Принцип многоступенчатости:
Данная программа имеет двухступенчатую структуру: младший отряд (группы дошкольного образования), старший отряд (1-4 классы).
Многоступенчатость позволяет выстроить логику образовательного процесса, определить функции каждой ступени, спрогнозировать результат.
Возраст детей
При организации занятий отряд делится на два состава – младший отряд (обучающиеся групп дошкольного образования, 5-6 лет) и старший отряд (обучающиеся начальных классов, 7-11 лет).
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа «Светофорик» в МБОУ МО г.Нягань «НОШ №9» и рассчитана на группы дошкольного образования и учащихся 1-4 классов. Данная программа рассчитана на 6 лет обучения, 1час в неделю младший отряд (в год проводится 32 часа, за 2 года-64 часа), 1 час в неделю – 1 класс (в год 33 часа) и 2 часа в неделю 2-4 классы (2-4 классы – в год по 68 часов). Обучающиеся групп дошкольного образования начинают заниматься в младшем отряде до поступления в 1 класс (до 7 лет), затем с 1 класса (с 6 - 7 лет) занимаются в старшем отряде. Таким образом, соблюдается преемственность и последовательность в обучении детей.
Формы и режим занятий
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий в нетрадиционной форме. Содержание занятий, объем, и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
В группах дошкольного образования и в 1-4 классах изучение курса ведётся за счёт часов кружковой деятельности.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
По окончании обучения младшая группа должна знать:
- некоторые дорожные знаки и их назначение (информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания»);
-основные термины и понятия дорожного движения,
-значение сигналов светофоров;
уметь:
-соблюдать правила безопасного поведения в транспортном средстве, на дороге,
- пользоваться планом помещения детского сада, участка, близлежащих улиц;
различает проезжую часть дороги, тротуар;
- понимать значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора;
- различать виды транспортных средств: грузовые и легковые автомобили, маршрутные транспортные средства (автобусы, троллейбусы, трамваи);
- правильно вести себя в общественном транспорте.
По окончании обучения старшая группа должна знать:
-виды транспортных средств, права и обязанности участников дорожного движения, элементы проезжей части, средства организации и регулирования дорожного движения, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон и встречный разъезд, остановка и стоянка транспортных средств, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановки транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах, приоритет маршрутных средств, пользования внешними приборами и звуковыми сигналами, буксировка механических транспортных средств, требования к движению велосипедов и мопедов, как оказывать первую доврачебную помощь, предназначение и задачи ГИБДД,что такое дорожно-транспортное происшествие, сигналы светофора, группы дорожных знаков, назначение дорожных знаков, требования безопасности и правила движения для велосипедистов.
уметь: грамотно (с учетом требований безопасности) составлять маршрут «дом – школа – дом», применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажиров транспортных средств, вызывать государственные службы безопасности и спасения, ориентироваться в дорожных ситуациях ( распознавать опасности и принимать адекватные решения), управлять велосипедом с соблюдением Правил и требований безопасности движения, применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи, фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
- самостоятельности в принятии правильных решений;
- убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;
- внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения.
- здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.
Система отслеживания и оценивания результатов
Младшая группа:
- тесты по картинкам,
- викторины
Старшая группа:
- тесты, беседы с детьми,
- участие детей в общешкольных конкурсах,
- участие детей в городских акциях с привлечением инспектора ГИБДД,
- участие детей в городском этапе конкурса «Безопасное колесо».
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Светофорик»
1 год обучения
№ | Темы | Кол-во часов | |
Теоретических | Практических | ||
1 | Транспорт | ||
1.1 | Вводное занятие | 1 | |
1.2 | Профессия водитель | 1 | 1 |
1.3 | Грузовой транспорт | 1 | |
1.4 | Автомобиль | 1 | 1 |
1.5 | Пассажирский транспорт, мы пассажиры | 1 | 1 |
2 | Город | ||
2.1 | Мишутка в городе | 1 | 1 |
2.2 | Не попади в беду на дороге | 1 | 1 |
2.3 | Мы знакомимся с улицей | 1 | 1 |
2.4 | Улица не место для игр | 1 | 1 |
3 | Дорожные знаки | ||
3.1 | Наш помощник – пешеходный переход | 1 | 2 |
3.2 | Здравствуй Светофория | 1 | 1 |
3.3 | Дорожные знаки | 3 | 2 |
4 | 4. | ||
4.1 | Машины на нашей улице | 1 | 1 |
4.2 | Происшествие в лесу | 1 | 1 |
4.3 | Сказка-игра «Азбука пешехода» | 1 | |
4.4 | «Правила дорожные детям знать положено» | 1 | |
Итого: 32 часа |
Содержание и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Светофорик»
№ п/п | Тема | Содержание | Часы | Материально-техническое оснащение | Методическое оснащение | Форма занятия | Форма подведения итогов | ||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Вводное занятие | Выявить представления воспитанников о правилах дорожного движения. | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | наглядный материал иллюстраций | Беседа | ||
2 | «Профессия водитель» | Фонограмма с шумом улицы и сигналами машин. Подвести к названию профессии - шофер. Чтение стихотворения Б. Заходера «Шофер». Рассматривание картины с изображением шофера. п/и «Машины». Рассматривание машин: грузовой и легковой. Итоговые вопросы по содержанию образовательной деятельности: Кто приезжал к нам в гости на машине? А где в машине сидит шофер? Каким должен быть шофер? Что есть у легковой машины? А из каких частей состоит грузовая машина? Где сидят люди в машине? | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | наглядный материал иллюстраций | беседа | |
3 | Грузовой транспорт | Сюрпризный момент – получение посылки, в которой находится игрушечный грузовик. Дети рассматривают его, называют части (кабина, кузов, колеса, окна, двери), отвечают на вопросы воспитателя: Какие грузы можно перевозить на этой машине? Кто управляет грузовиком? | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | наглядный материал иллюстраций | Учебное занятие | выставки | |
4 | Автомобиль | Напомнить детям, кто управляет машиной. Сравнение грузового и легкового автомобиля. Д/и «Назови и положи на место». Уточнение того, кто сидит за рулем машины. | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Плакаты, презентация | Учебно-практическое Беседа | |
5 | Пассажирский транспорт | Вспомнить с детьми, какой транспорт они знают. Загадывание загадок о пассажирском транспорте с использованием использование мультимедийной установки (презентации по ПДД «Пассажирский транспорт»). Вспомнить правила поведения в общественном транспорте. Игра «Автобус и дети». | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Магнитные знаки правил дорожного движения | Учебно-практическое | Тест с картинками |
6 | Мишутка в городе | Беседа с детьми о том, в каком городе мы живём. Воспитатель предлагает детям рассмотреть макет города и задаёт вопросы для уточнения знаний. Сюрпризный момент-приход мишутки. Закрепление понятий «тротуар, светофор, пешеходный переход». Д/и «Собери светофор». П/и «Машины и светофор». | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация | Беседа, Учебно-практическое | |
7 | Не попади в беду на дороге | Сюрпризный момент – приход персонажа - Светофорчик. Рассматривание иллюстраций с улицами города. Вспомнить, для чего нужны «зебра» и светофор. Д/и «Прогулка по городу»: выложить дома, дорогу, «зебру», светофор, машины. Рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями. Напомнить правила поведения на дороге для Буратино. | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Плакаты, Шаблоны, схемы, презентация, настольная игра | Учебно-практическое Беседа | Тест с картинками |
8 | Мы знакомимся с улицей | Беседа с детьми, на какой улице ты живешь. Из конструктора ЛЕГО построить макет улицы. Чтение художественной литературы. | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Листовки, Магнитные знаки правил дорожного движения, Конструктор ЛЕГО | Практическое занятие. Учебно-практическое | |
9 | Улица не место для игр | Игры в уголках по правилам дорожного движения. Чтение художественного произведения «Самый лучший переход» (Я. Пишумов). П/и «Страна светофория» | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Магнитные знаки правил дорожного движения | Практическое занятие. Учебно-практическое | |
10 | Наш помощник – пешеходный переход | Д/и «Знакомство с дорожным знаком – пешеходный переход». чтение стихотворения «Самый лучший переход» (Я. Пишумов). Изготовление дорожных знаков. | 3 | 1 | 2 | Ноутбук, проектор, колонки | Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация | Беседа, Учебно-практическое | Тест с картинками |
11 | Здравствуй Светофория | Д/и игра «Красный, желтый, зеленый». Использование мультимедийной установки (мультфильм Смешарики – азбука безопасности) | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Плакаты, рисунки, схемы | Учебно-практическое, беседа, игра |
|
12 | Дорожные знаки | Целевая прогулка по территории детского сада и знакомство с дорожными знаками, прикрепленными на столбах. Подвижные игры на транспортной площадке «Найди нужный знак», «Светофор». | 5 | 3 | 2 | Ноутбук, проектор, колонки | Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация Магнитные знаки правил дорожного движения | Беседа, Учебно-практическое | Тест с картинками |
13 | Машины на нашей улице | Рассматривание иллюстраций с улицами города, различными видами транспорта. Чтение стихотворения «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А. Иванов). П/и «Машина на помощь мчится» | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Магнитные знаки правил дорожного движения | Практическое занятие | |
14 | Происшест вие в лесу | Сюрпризный момент - прибытие в страну Светофоров. Знакомство с персонажем «Зебра». Выяснить, почему у Светофора плохое настроение. Игра «Шофер». Чтение рассказа про Зайку-непослушайку, выяснение, почему с ним приключилась беда. Пение песенки «Мы едем, едем, едем…» | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Практическое занятие. | ||
15 | Сказка-игра Азбука пешехода | Рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями. Д/и «Дорожное лето». Чтение стихотворения «Волшебный мяч» (Т.А. Шорыгина). | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Магнитные знаки правил дорожного движения | Практическое | ||
16 | «Правила дорожные детям знать положено» | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Презентация «Правила дорожные детям знать положено» | Практическое | ||||
Итого | 32 | 16 | 16 |
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Светофорик»
2 год обучения
№ | Темы | Кол-во часов | |
Теоретических | Практических | ||
1 | Вспоминаем пройденное | ||
1.1 | Вводное занятие | 1 | |
1.2 | Будь внимателен | 1 | 1 |
2 | Улицы нашего города | ||
2.1 | Мы знакомимся с улицей | 1 | 1 |
2.2 | Мы по улице идем, маму за руку берем | 1 | |
2.3 | Нам на улице не страшно | 1 | 1 |
2.4 | Перекресток | 1 | 1 |
2.5 | Сказка «Азбука пешехода» | 1 | |
3 | Дорожные знаки | ||
3.1 | Зачем нужны дорожные знаки | 1 | 1 |
3.2 | дорожные знаки | 2 | 2 |
3.3 | Знай и выполняй правила дорожного движения | 1 | 1 |
4 | В городском транспорте | ||
4.1 | В городском транспорте | 1 | 1 |
4.2 | Игра «Зверята в автобусе» | 1 | 1 |
5 | |||
5.1 | Знай и выполняй правила дорожного движения | 1 | 2 |
5.2 | Улица не место для игр | 1 | 1 |
5.3 | Мой путь в школу | 1 | 1 |
5.4 | Сюжетно ролевая игра «Мы едем в автобусе». | 1 | |
5.5 | Викторина | 1 | |
Итого: 32 часа |
Содержание и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Светофорик»
№ п/п | Тема | Содержание | Часы | Материально-техническое оснащение | Методическое оснащение | Форма занятия | Форма подведения итогов | ||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Вводное занятие | Выявить представления воспитанников о правилах дорожного движения. | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | наглядный материал иллюстраций | Беседа | ||
2 | Будь внимателен | Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый». Подвижная игра «Тише едешь, дальше будешь». | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | наглядный материал иллюстраций | беседа | |
3 | Мы знакомимся с улицей | Работа с картиной «Улица города»; Рисунок «Моя улица» | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | наглядный материал иллюстраций | Учебное занятие | Выставка рисунков |
4 | Мы по улице идем, маму за руку берем | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Плакаты, презентация | Учебно-практическое Беседа | |||
5 | Нам на улице не страшно | Коллективная работа по образовательной области «Художественное творчество» - «На улицах города»; использование мультимедийной установки (мультфильм «Смешарики – азбука пешехода») | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Магнитные знаки правил дорожного движения | Учебно-практическое | Тест с картинками |
6 | Перекрёсток | Ввести понятие «Перекресток». Ситуация общения «Как перейти перекресток». Игра «Перекресток». | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация | Беседа, Учебно-практическое | |
7 | Сказка «Азбука пешехода» | Просмотр сказки «Азбука пешехода» с участием старшего отряда. Викторина по сказке. | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Плакаты, Шаблоны, схемы, презентация, настольная игра | Учебно-практическое Беседа | ||
8 | Зачем нужны дорожные знаки | Работа с дорожными знаками и выполнение заданий на карточках | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Листовки, Магнитные знаки правил дорожного движения | Практическое занятие. Учебно-практическое | |
9 | Дорожные знаки | Работа с дорожными знаками, изготовление из картона; загадки. | 4 | 2 | 2 | Ноутбук, проектор, колонки | Магнитные знаки правил дорожного движения | Практическое занятие. Учебно-практическое | Тест с картинками |
10 | Знай и выполняй правила дорожного движения | Работа с иллюстрациями улиц города; использование мультимедийной установки (мультфильм «Смешарики – светофор») | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация | Беседа, Учебно-практическое | |
11 | В городском транспорте | Работа с игрушками (виды транспорта), светофор и дорожными знаками; выполнение заданий на картинках. | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Плакаты, рисунки, схемы | Учебно-практическое, беседа, игра | Тест с картинками |
12 | Игра «Зверята в автобусе» | Ситуация общения «Мы в автобусе». Дидактическая игра «Зверята в автобусе». Пальчиковая гимнастика «Автобус». | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация | Беседа, Учебно-практическое | |
13 | Знай и выполняй правила дорожного движения | Использование мультимедийной установки (презентация «Как мы знаем правила дорожного движения») | 3 | 1 | 2 | Ноутбук, проектор, колонки | Магнитные знаки правил дорожного движения | Практическое занятие | |
14 | Улица не место для игр | Чтение стихотворения «Законы улиц и дорог» (И. Серяков). Путешествие по транспортной площадке детского сада. П/и «Путешествие по городу». | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Практическое занятие. | ||
15 | Мой путь в школу | Коллективная работа по образовательной области «Художественное творчество» - «Мой путь в школу». составление рассказов из личного опыта «Как пройти от дома до школы» | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Магнитные знаки правил дорожного движения | Практическое | |
16 | Сюжетно ролевая игра «Мы едем в автобусе». | Сюжетно ролевая игра «Мы едем в автобусе». Рассматривание иллюстраций, плакатов. Подвижная игра «Водители и пешеходы». | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Презентация «Правила дорожные детям знать положено» | Практическое | ||
17 | Викторина | Обобщение знаний по курсу. Викторина с использованием карточек, вопросов с иллюстрациями. | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Практическое | викторина | ||
Итого | 32 | 16 | 16 |
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Светофорик»
3 год обучения
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практ. |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения | 1 | 1 | |
3 | Безопасная дорога в школу | 2 | 1 | 1 |
4 | Транспортные средства | 2 | 2 | |
5 | Дорожные знаки | 3 | 2 | 1 |
6 | Наш друг светофор | 1 | 1 | |
7 | Я- пассажир | 1 | 1 | |
8 | Будь ярким на дороге | 2 | 1 | 1 |
9 | Пропаганда безопасного движения среди обучающихся | 4 | 2 | 2 |
10 | Правила дорожного движения – правила жизни | 2 | 1 | 1 |
11 | Основы здорового образа жизни и безопасность человека | 2 | 2 | |
12 | Велосипедные истории. История изобретения. Конструкция и ее особенности | 4 | 4 | |
13 | Фигурное вождение велосипеда | 6 | 6 | |
14 | Викторина «В гостях у Светофорчика» | 1 | 1 | |
15 | Безопасность на дорогах в летние каникулы | 1 | 1 | |
Итого | 33 | 19 | 14 |
Содержание и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Светофорик»
№ п/п | Тема | Содержание | Часы | Материально-техническое оснащение | Методическое оснащение | Форма занятия | Форма подведения итогов | ||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Вводное занятие. | Знакомство с обучающимися. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на занятиях. | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | наглядный материал иллюстраций | Беседа | ||
2 | Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения | сформировать у учащихся целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков | 1 | 1 | Экскурсия , беседа | ||||
3 | Безопасная дорога в школу | Пропаганда дорожной безопасности. История и современность Как сделать дорогу в школу безопасной Рисуем агитационный плакат за соблюдение ПДД. Создание схемы «Безопасный путь: Дом-школа-дом». | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | наглядный материал иллюстраций | Учебное занятие | выставки |
4 | Транспортные средства | Из истории транспорта. Виды транспорта: сухопутный, водный, воздушный. Меры ответственности участников движения за нарушение ПДД. Физика на дорогах – скорость. Дорожные знаки – тезки. Городской транспорт. Правила поведения на остановке.Тренинг — «Как понять автомобиль». Читаем с зеброй: А. Усачев «Паповоз». Игра «Дорожное расследование». Загадки «О транспорте и тех, ктоим управляет». Конкурс «Рыцари дорожной безопасности». Герои сказок за безопасность на дорогах: сценка «Маша и медведь». Карандашные задания. Кроссворд «Транспорт». Игра «Определи марки автомобилей». | 2 | 2 | Ноутбук, проектор, колонки | Плакаты, презентация | Учебно-практическое Беседа | Конкурс | |
5 | Дорожные знаки | Изучаем дорожную азбуку. Дорожная безопасность сквозь историю. История дорожных знаков. Знаки предупреждающие, знаки приоритета, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса, знаки дополнительной информации. Физика на дорогах — дорожные знаки и тормозной путь. Разрисованная дорога. Что означает дорожная разметка. Практическое занятие: «Найди название каждого знака». Изготовление макетов дорожных знаков. Конкурс– «Презентация нового дорожного знака». Подготовка и проведение праздника «В королевстве дорожных знаков». Игры: «Найди 10 отличий», кроссворд «Дорожные знаки». | 3 | 2 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Магнитные знаки правил дорожного движения | Учебно-практическое | Тест, конкурс |
6 | Наш друг светофор | Как появился светофор? Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигналам транспортного и пешеходного светофоров. Сигналы регулировщика и светофора. Имитационная игра «Интервью со светофором». Дорожное расследование «Красный свет». Тренировка в подаче сигналов регулировщика. Обсуждение стихотворения М.Пляцковского «Светофор». Игра «Разноцветные человечки». Конкурс плакатов «Три говорящих света». Читаем с зеброй: «Пешеходный светофор», «Светофор». Игры: найди 10 отличий, ребусы, карандашное задание. Советы доктора Айболита. | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация | Беседа, Учебно-практическое | ||
7 | Я- пассажир | Кресла и ремни безопасности — история и современность. Правила безопасности в транспорте. Поведение в салоне транспорта, на остановке, в легковом автомобиле. Физика на дорогах — как не упасть на повороте. Безопасное место. Дорожное расследование. Сосчитай ошибки художника. Найди 10 отличий. Дорожный кроссворд. Читаем с зеброй Ритой А. Гангов «Кто храбрей?», С. Михалков «Одна рифма».Советы доктора Айболита. Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нём. Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая». Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чём опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства? | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Плакаты, Шаблоны, схемы, презентация, настольная игра | Учебно-практическое Беседа | тест | |
8 | Будь ярким на дороге | Одежда, которая обеспечивает безопасность. Факторы, способствующие снижению видимости на дорогах. Правила ношения светоотражающих элементов. Дорожные ловушки. Физика на дорогах - принцип действия светоотражающих элементов. Луч света в темном царстве — отражение и распространение светового сигнала. Изучаем светоотражающие жилеты. Эксперименты со светоотражением (от луча фонарика в темной комнате). Крепление фликеровна одежду. Дорожное расследование. Разгадываем кроссворд. Найди 10 отличий. Проведение акции по ношению светоотражающих элементов в темное время суток. Читаем с зеброй Ритой. Н. Бессонова «Мама, поехали!». Советы доктора Айболита «Смотри в оба». | 2 | 1 | 1 | Костюмы, фликеры, фонарик | Листовки | Практическое занятие. Учебно-практическое | |
9 | Пропаганда безопасного движения среди обучающихся | Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, пропаганда соблюдения правил дорожного движения взрослыми и детьми «Рождение» идеи мероприятия. Предложения тем мероприятия Формирование команды, организация обучающихся Закрепление за каждым обучающимся членом команды определенного направления работы и ее объема, распределение ролей. Поиск творческого материала. Материально-техническое обеспечение мероприятия. Подбор костюмов, декораций, раздаточный материал. Подготовка и размножение рекламно-информационного материала. Разработка агитационного материала по пропаганде пдд среди воспитанников детских садов. Организация репетиционного процесса. Определения уровня подготовки обучающихся, сложностью мероприятия, сыгранность обучающихся.индивидуальная работа с каждым обучающими, сыгранность, генеральная репетиция. | 4 | 2 | 2 | Костюмы, декорации, фонограммы | Листовки,сценарии агитбригад | Практическое занятие. Учебно-практическое | Выступление |
10 | Правила дорожного движения – правила жизни | Правила поведения пешехода. Переход проезжей части по «зебре» без светофора. Дорога, её элементы, пешеходные переходы, мосты. Стань заметнее на дороге (светоотражатели). Инсценировка на тему «Правила поведения в транспорте». Игра «Автопробег». Игра «Вежливый пешеход». Дорожные ловушки. Викторина «Каждый ребенок должен знать правила пассажиров только на 5». Карандашные задания. Читаем с зеброй Ритой стихи: И.Шаферман«Марш юных инспекторов движения», «Свод правил юного пешехода», О. Емельянова «Светофор», «Зебра». Кроссворд «Дорога».упражнения: «Глазомер», «Внимательный ли ты?». Карандашные задания. | 2 | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация | Беседа, Учебно-практическое | практическая работа, тест |
11 | Основы здорового образа жизни и безопасность человека | Травмы, первая помощь при травмах, обработка ран, наложение повязок. Детские шалости, их последствияПервая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Обморожение. Оказание первой помощи. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.Транспортировка пострадавшего. | 2 | 2 | Автомобильная аптечка | Плакаты, рисунки, схемы | Учебно-практическое, беседа, игра | Тест | |
12 | Велосипедные истории | История создания велосипеда. Предполагаемые изобретатели первого велосипеда. Совершенствование конструкции велосипеда на протяжении веков. Правила езды для велосипедистов. Движение на велосипеде по проезжей части, по обочине. Проезд перекрестков и пешеходных переходов. Предупредительные сигналы велосипедистов. Исправные тормоза – гарантия безопасной езды. Требования к техническому состоянию велосипеда. Основные виды нарушений Правил дорожного движения, допускаемые велосипедистами. Причины ДТП, жертвами в которых становятся велосипедисты. Ответственность велосипедистов за допущенные нарушения. | 4 | 4 | Ноутбук, проектор, колонки | Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация | Беседа, Учебно-практическое | практическая работа, тест | |
13 | Фигурное вождение велосипеда | Сдача нормативов: Змейка Стоп-линия. Проезд через низкую планкуФигурное вождение велосипеда Преодоление на велосипеде естественных препятствий, преодоление на велосипеде искусственных препятствий | 6 | 6 | велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда | Практическое занятие | Соревнование | ||
14 | Викторина «В гостях у Светофорчика» | 1 | 1 | Практическое занятие. | викторина | ||||
15 | Безопасность на дорогах в летние каникулы | Инструктаж по ТБ в летний период | 1 | 1 | Ноутбук, проектор, колонки | ||||
Итого | 33 | 19 | 14 |
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Светофорик»
4 год обучения
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практ. |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения | 1 | 1 | |
3 | Правила дорожного движения для велосипедистов | 4 | 2 | 2 |
4 | Фигурное вождение велосипеда | 12 | 12 | |
5 | История правил дорожного движения | 4 | 2 | 2 |
6 | Транспортные средства | 3 | 3 | |
7 | Участники дорожного движения | 6 | 2 | 4 |
8 | Пропаганда безопасного движения среди обучающихся | 6 | 2 | 4 |
9 | Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты | 4 | 3 | 1 |
10 | Сигналы регулировщика | 3 | 1 | 2 |
11 | Дорожные знаки | 8 | 6 | 2 |
12 | Дорожная разметка и ее характеристика | 4 | 2 | 2 |
13 | Основы доврачебной медицинской помощи | 7 | 5 | 2 |
14 | Практикум. Решение ситуационных вопросов. | 4 | 4 | |
15 | Безопасность на дорогах в летние каникулы | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 30 | 38 |
Содержание и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Светофорик»
№ п/п | Тема | Содержание | Часы | Материально-техническое оснащение | Методическое оснащение | Форма занятия | Форма подведения итогов | ||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Вводное занятие. Положение о клубе «школа юного пешехода» | Знакомство с обучающимися. Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях. | 1 | 1 | ноутбук | наглядный материал иллюстраций | Учебное занятие | ||
2 | Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения | сформировать у учащихся целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков | 1 | 1 | Экскурсия , беседа | ||||
3 | Правила дорожного движения для велосипедистов | История создания велосипеда. Предполагаемые изобретатели первого велосипеда. Совершенствование конструкции велосипеда на протяжении веков. Правила езды для велосипедистов. Движение на велосипеде по проезжей части, по обочине. Проезд перекрестков и пешеходных переходов. Предупредительные сигналы велосипедистов. Исправные тормоза – гарантия безопасной езды. Требования к техническому состоянию велосипеда. Основные виды нарушений Правил дорожного движения, допускаемые велосипедистами. Причины ДТП, жертвами в которых становятся велосипедисты. Ответственность велосипедистов за допущенные нарушения. | 4 | 2 | ноутбук | Шаблоны, плакаты, настольные игры презентация | Беседа, Учебно-практическое | практическая работа, тест | |
4 | Фигурное вождение велосипеда | Сдача нормативов: Преодоление трассы на скорость 100 м, 500 м Песчаная полоса. Змейка Качающийся мост. Узкий проезд Стоп-линия. Проезд через низкую планку | 12 | 12 | велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда | Практическое занятие | Соревнование | ||
5 | История правил дорожного движения | История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… | 4 | 2 | 2 | ноутбук модель светофора | Плакаты, фильм о истории транспорта | Учено-практическое | |
6 | Транспортные средства | Отличие дорожного движения от других видов движения. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. Специальные автомашины. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь машины. Сигналы, подаваемые водителем. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом. | 3 | 3 | ноутбук | Плакаты, презентация | Учебно-практическое Беседа | ||
7 | Участники дорожного движения | Граница между пешеходной и транспортной зонами. Движение пешеходов. Выбор места и последовательности действий при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги близко отстоящего транспорта или иного препятствия, ограничивающего обзор дороги. Необходимость воздержаться от перехода проезжей части при приближении автомобиля с включенным проблесковым маячком или специальным звуковым сигналом. Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нём. Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая». Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чём опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства? | 6 | 2 | 4 | ноутбук | Плакаты, Шаблоны, схемы, презентация, настольная игра | Учебно-практическое Беседа | тест |
8 | Пропаганда безопасного движения среди обучающихся | Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, пропаганда соблюдения правил дорожного движения взрослыми и детьми «Рождение» идеи мероприятия. Предложения тем мероприятия Формирование команды, организация обучающихся Закрепление за каждым обучающимся членом команды определенного направления работы и ее объема, распределение ролей. Поиск творческого материала. Материально-техническое обеспечение мероприятия. Подбор костюмов, декораций, раздаточный материал. Подготовка и размножение рекламно-информационного материала. Разработка агитационного материала по пропаганде пдд среди воспитанников детских садов. Организация репетиционного процесса. Определения уровня подготовки обучающихся, сложностью мероприятия, сыгранность обучающихся.индивидуальная работа с каждым обучающими, сыгранность, генеральная репетиция. Оценка проведенного | 6 | 2 | 4 | Костюмы, декорации, фонограммы | Листовки,сценарии агитбригад | Практическое занятие. Учебно-практическое | Выступление |
9 | Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты | Элементы улиц: проезжая часть, тротуар. Ограждение тротуаров от проезжей части. Рассказ о дороге и её главных составных частях: проезжая часть, обочина, кювет, велосипедная и пешеходная дорожки. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты | 4 | 3 | 1 | ноутбук, модель светофора, макет перекрестка, | Шаблоны, плакаты, настольные игры, набор «Дорожные ловушки» | Учебно-практическое Беседа, игра | Игра- соревнование |
10 | Сигналы регулировщика | Руки вытянуты в стороны или опущены, правая рука вытянута вперед, рука поднята вверх | 3 | 2 | 1 | ||||
11 | Дорожные знаки | Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов. Место установки дорожных знаков. Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам | 8 | 6 | 2 | ноутбук | Магнитные знаки правил дорожного движения | Учебно-практическое | тест |
12 | Дорожная разметка и ее характеристика | Горизонтальная разметка (линии, стре- лы, надписи и другие обозначения на про- езжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содер- жит иную информацию для участников дорожного движения. Вертикальная разметка | 4 | 2 | 2 | Макет дороги Магнитные знаки | Беседа, экскурсия Учебно-практическое | Вопросы и задания | |
13 | Основы доврачебной медицинской помощи | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. | 7 | 5 | 2 | Автомобильная аптечка | Плакаты, рисунки, сжемы | Учебно-практическое, беседа, игра | Тест |
14 | Практикум. Решение ситуационных вопросов. | Фигурное вождение велосипеда Преодоление на велосипеде естественных препятствий, преодоление на велосипеде искусственных препятствий. Основы оказания первой доврачебной помощи Подготовка к соревнованиям, конкурсам,
| 4 | 4 | Костюмы, декорации, фонограммы велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда Автомобильная аптечка, Компьютер | Сценарии агитбригад, | Учебно-практическое | Тесты , экзамен | |
15 | Безопасность на дорогах в летние каникулы | Инструктаж по ТБ в летний период | 1 | 1 | . Учебно-практическое | тест | |||
Итого | 68 | 30 | 38 |
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Светофорик»
5 год обучения
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практ. |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения | 1 | 1 | |
3 | Фигурное вождение велосипеда | 12 | 12 | |
4 | Транспортные средства | 9 | 3 | 6 |
5 | Дорожная безопасность | 10 | 4 | 6 |
6 | Пропаганда безопасного движения среди обучающихся | 8 | 2 | 6 |
7 | Дорожные знаки | 8 | 4 | 4 |
8 | Дорожная разметка и ее характеристика | 6 | 4 | 2 |
9 | Основы здорового образа жизни, медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 | 4 | 4 |
10 | Практикум. Решение ситуационных вопросов. | 4 | 4 | |
11 | Безопасность на дорогах в летние каникулы | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 23 | 45 |
Содержание и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Светофорик»
№ п/п | Тема | Содержание | Часы | Материально-техническое оснащение | Методическое оснащение | Форма занятия | Форма подведения итогов | ||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Вводное занятие. | Знакомство с обучающимися. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях. | 1 | 1 | ноутбук | наглядный материал иллюстраций | Учебное занятие | ||
2 | Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения | сформировать у учащихся целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков | 1 | 1 | Экскурсия , беседа | ||||
3 | Фигурное вождение велосипеда | Сдача нормативов: Змейка Узкий проезд Стоп-линия. «Полоса препятствий» - задание с использованием 5- 8 упражнений для велосипедиста; вело эстафеты; вело игры; Задания на скоростную способность и выносливость за рулем велосипеда (ускорения на отрезках 20 метров, развитие выносливости на отрезке 1 000 метров).Задания на скоростную способность и выносливость за рулем велосипеда (ускорения на отрезках 50 метров, развитие выносливости на отрезке 2 000 метров). Отработка техники вождения на велосипеде (работа в группах) | 12 | 12 | велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда | Практическое занятие | Соревнование | ||
4 | Транспортные средства | Краткая характеристика видов современного транспорта. Причины ДТП по вине водителей: превышение скорости движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов, остановок общественного транспорта, обгона, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. | 9 | 3 | 6 | ноутбук | Плакаты, презентация | Учебно-практическое Беседа | |
5 | Дорожная безопасность | Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые городскими комиссиями безопасности движения на транспорте.Граница между пешеходной и транспортной зонами. Движение пешеходов. Выбор места и последовательности действий при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги близко отстоящего транспорта или иного препятствия, ограничивающего обзор дороги. Необходимость воздержаться от перехода проезжей части при приближении автомобиля с включенным проблесковым маячком или специальным звуковым сигналом. Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нём. Остановка общественного транспорта. Дорожные знаки: «Место остановки автобуса», «Место остановки трамвая». Как надо обходить стоящие трамваи, троллейбусы, автобусы и автомобили? В чём опасность внезапного выхода на проезжую часть из-за стоящего у тротуара (обочины) транспортного средства? | 10 | 4 | 6 | ноутбук | Плакаты, Шаблоны, схемы, презентация, настольная игра | Учебно-практическое Беседа | тест |
6 | Пропаганда безопасного движения среди обучающихся | Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, пропаганда соблюдения правил дорожного движения взрослыми и детьми «Рождение» идеи мероприятия. Предложения тем мероприятия Формирование команды, организация обучающихся Закрепление за каждым обучающимся членом команды определенного направления работы и ее объема, распределение ролей. Поиск творческого материала. Материально-техническое обеспечение мероприятия. Подбор костюмов, декораций, раздаточный материал. Подготовка и размножение рекламно-информационного материала. Разработка агитационного материала по пропаганде пдд среди воспитанников детских садов. Организация репетиционного процесса. Определения уровня подготовки обучающихся, сложностью мероприятия, сыгранность обучающихся.индивидуальная работа с каждым обучающими, сыгранность, генеральная репетиция. | 8 | 2 | 6 | Костюмы, декорации, фонограммы | Листовки,сценарии агитбригад | Практическое занятие. Учебно-практическое | Выступление |
7 | Дорожные знаки | Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов. Место установки дорожных знаков. Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам | 8 | 4 | 4 | ноутбук | Магнитные знаки правил дорожного движения | Учебно-практическое | тест |
8 | Дорожная разметка и ее характеристика | Горизонтальная разметка (линии, стре- лы, надписи и другие обозначения на про- езжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содер- жит иную информацию для участников дорожного движения. Вертикальная разметка | 6 | 4 | 2 | Макет дороги Магнитные знаки | Беседа, экскурсия Учебно-практическое | Вопросы и задания | |
9 | Основы здорового образа жизни, медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. | 8 | 4 | 4 | Автомобильная аптечка | Плакаты, рисунки, сжемы | Учебно-практическое, беседа, игра | Тест |
10 | Практикум. Решение ситуационных вопросов. | Фигурное вождение велосипеда Преодоление на велосипеде естественных препятствий, преодоление на велосипеде искусственных препятствий. Основы оказания первой доврачебной помощи Подготовка к соревнованиям, конкурсам,
| 4 | 4 | Костюмы, декорации, фонограммы велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда Автомобильная аптечка, Компьютер | Сценарии агитбригад, | Учебно-практическое | Тесты , экзамен | |
11 | Безопасность на дорогах в летние каникулы | Инструктаж по ТБ в летний период | 1 | 1 | Практическое занятие. | ||||
Итого | 68 | 23 | 45 |
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Светофорик»
6 год обучения
№ п/п | Тема | Всего | Теория | Практ. |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2 | Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения | 1 | 1 | |
3 | Фигурное вождение велосипеда | 12 | 12 | |
4 | Перекресток | 9 | 3 | 6 |
5 | Дорожная безопасность | 10 | 4 | 6 |
6 | Пропаганда безопасного движения среди обучающихся | 8 | 2 | 6 |
7 | Дорожные знаки | 8 | 4 | 4 |
8 | Дорожная разметка и ее характеристика | 6 | 4 | 2 |
9 | Основы здорового образа жизни, медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 8 | 4 | 4 |
10 | Практикум. Решение ситуационных вопросов. | 4 | 4 | |
11 | Безопасность на дорогах в летние каникулы | 1 | 1 | |
Итого | 68 | 23 | 45 |
Содержание и методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Светофорик»
№ п/п | Тема | Содержание | Часы | Материально-техническое оснащение | Методическое оснащение | Форма занятия | Форма подведения итогов | ||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Вводное занятие. | Знакомство с обучающимися. Инструктаж по технике безопасности. Культура поведения на учебных занятиях. | 1 | 1 | ноутбук | наглядный материал иллюстраций | Учебное занятие | ||
2 | Экскурсия по микрорайону с целью ознакомления с конкретной дорожно-транспортной ситуацией и отработки соответствующих навыков безопасного поведения | сформировать у учащихся целостное представление о дорожной среде, движении транспорта и пешеходов, взаимосвязи дорог, пешеходных переходов, светофоров и дорожных знаков | 1 | 1 | Экскурсия , беседа | ||||
3 | Фигурное вождение велосипеда | Сдача нормативов: Змейка Узкий проезд Стоп-линия. «Полоса препятствий» - задание с использованием 5- 8 упражнений для велосипедиста; вело эстафеты; вело игры; Задания на скоростную способность и выносливость за рулем велосипеда (ускорения на отрезках 20 метров, развитие выносливости на отрезке 1 000 метров).Задания на скоростную способность и выносливость за рулем велосипеда (ускорения на отрезках 50 метров, развитие выносливости на отрезке 2 000 метров). Отработка техники вождения на велосипеде (работа в группах) | 12 | 12 | велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда | Практическое занятие | Соревнование | ||
4 | Перекресток | Краткая характеристика видов перекрестков. Нерегулируемые перекрестки. Причины ДТП на перекрестках. Дорожно-транспортные происшествия, причины их возникновения и возможные последствия. | 9 | 3 | 6 | ноутбук | Плакаты, презентация | Учебно-практическое Беседа | |
5 | Дорожная безопасность | Причины дорожно-транспортных происшествий и меры по их предупреждению. Меры, принимаемые городскими комиссиями безопасности движения на транспорте.Граница между пешеходной и транспортной зонами. Движение пешеходов. Выбор места и последовательности действий при переходе проезжей части. Опасность перехода дороги близко отстоящего транспорта или иного препятствия, ограничивающего обзор дороги. Необходимость воздержаться от перехода проезжей части при приближении автомобиля с включенным проблесковым маячком или специальным звуковым сигналом. Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нём. Поездка в общественном транспорте Перевозка детей в транспорте Игра « Поездка по Нягани» | 10 | 4 | 6 | ноутбук | Плакаты, Шаблоны, схемы, презентация, настольная игра | Учебно-практическое Беседа | тест |
6 | Пропаганда безопасного движения среди обучающихся | Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма, пропаганда соблюдения правил дорожного движения взрослыми и детьми «Рождение» идеи мероприятия. Предложения тем мероприятия Формирование команды, организация обучающихся Закрепление за каждым обучающимся членом команды определенного направления работы и ее объема, распределение ролей. Поиск творческого материала. Материально-техническое обеспечение мероприятия. Подбор костюмов, декораций, раздаточный материал. Подготовка и размножение рекламно-информационного материала. Разработка агитационного материала по пропаганде пдд среди воспитанников детских садов. Организация репетиционного процесса. Определения уровня подготовки обучающихся, сложностью мероприятия, сыгранность обучающихся.индивидуальная работа с каждым обучающими, сыгранность, генеральная репетиция. | 8 | 2 | 6 | Костюмы, декорации, фонограммы | Листовки,сценарии агитбригад | Практическое занятие. Учебно-практическое | Выступление |
7 | Дорожные знаки | Группы дорожных знаков: предупреждающие, приоритета, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Значение знаков для пешеходов. Место установки дорожных знаков. Закрепление знаний учащихся по дорожным знакам. | 8 | 4 | 4 | ноутбук | Магнитные знаки правил дорожного движения | Учебно-практическое | тест |
8 | Дорожная разметка и ее характеристика | Горизонтальная разметка (линии, стре- лы, надписи и другие обозначения на про- езжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения либо содер- жит иную информацию для участников дорожного движения. Вертикальная разметка | 6 | 4 | 2 | Макет дороги Магнитные знаки | Беседа, экскурсия Учебно-практическое | Вопросы и задания | |
9 | Основы здорового образа жизни, медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое. Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения. Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе. Транспортировка пострадавшего. | 8 | 4 | 4 | Автомобильная аптечка | Плакаты, рисунки, сжемы | Учебно-практическое, беседа, игра | Тест |
10 | Практикум. Решение ситуационных вопросов. | Фигурное вождение велосипеда Преодоление на велосипеде естественных препятствий, преодоление на велосипеде искусственных препятствий. Основы оказания первой доврачебной помощи Подготовка к соревнованиям, конкурсам,
| 4 | 4 | Костюмы, декорации, фонограммы велосипед Спортивная площадка Инвентарь по фигурному вождению велосипеда Автомобильная аптечка, Компьютер | Сценарии агитбригад, | Учебно-практическое | Тесты , экзамен | |
11 | Безопасность на дорогах в летние каникулы | Инструктаж по ТБ в летний период | 1 | 1 | Практическое занятие. | ||||
Итого | 68 | 23 | 45 |
Методическое обеспечение программы
Для решения поставленных задач применяются следующие методы обучения:
- Наглядно-иллюстративный;
- Коллективный (дети учатся помогать друг другу в работе, обмениваться опытом).
Работа основывается на различных видах деятельности:
- Создание уголка безопасности дорожного движения;
- Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в образовательном учреждении;
- Встречи и беседы с работниками ГИБДД;
- Изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;
- Проведение практических занятий по вождению велосипеда;
- Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;
- Проведение игр, конкурсов, соревнований между классами, образовательными учреждениями.
Информационная карта образовательной программы
Учреждение | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Муниципального образования г.Нягань «Начальная Общеобразовательная Школа №9» |
Форма учебного объединения | Кружок |
Название программы | «Светофорик» |
Вид программы | модифицированная |
Направленность | Социально - педагогическая |
Образовательная область | Формирование культуры безопасности и соблюдения правил дорожного движения |
Уровень освоения | Общекультурный |
Продолжительность освоения | 6 лет |
Возраст обучающихся | 5-11 лет |
Форма организации образовательного процесса | Групповая |
Литература, используемая педагогом
1.«Основы безопасности дорожного движения»: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с. – (Мастерская учителя). |
2.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Методическое пособие, Третий Рим, Москва, 2007 |
3.Из истории уличного движения. – «Техника молодежи», 1977, №4 |
4.Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника. Третий Рим, Москва, 2007 |
5.Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. 2007-2008 года. |
6.Газета «Педсовет», № 4, 2008 7.Приложение к газете № 12, 2007, № 2, 2009 |
8.«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ» (http://obr-resurs.ru), «БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ» (http://risk-net.ru). |
Литература , рекомендуемая для родителей
1.Правила дорожного движения. А.П.Алексеев, Москва, 2016 |
2.Сосунова Е.М., Форштат М.Л. «Учись быть пешеходом»: Учебно-методическое пособие по Правилам дорожного движения для учащихся нач.шк. – СПб.: Изд. Дом «МиМ», 1997. 26.Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева. 3. «Азбука дорожного движения» Москва: «Дрофа», 2007 г. |
4.Азбука спасения при дорожно-транспортных происшествиях. Москва, 2005 |
5.Словарь дорожных знаков. С.Эйгель, Москва, 2002 |
6.Личная безопасность. Энциклопедия для детей. Аванта +, Москва, 2002 |
7.Правила и безопасность дорожного движения. Н.Я.Жульнев, Дрофа, 2008 |
8.Экзаменационные билеты для водителей категории «А», «В», 2016 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Инициатива" (малый волонтёрский отряд).
Программа кружка для учащихся 1 класса «Инициатива» (малый волонтёрский отряд) разработана на основе программы «Вместе мы сила!» С.С. Гуровой....
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Разработана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Легоконструирование"
Программа создана на основе УМК "Школа России"...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Математика и конструирование»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Математика и конструирование»разработана на основе Программы C.И.Волковой “Математика и конструирование» Срок реализации этой п...
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)
Образовательная программа дополнительного образования детей « Куклы вокруг нас» содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...