программа детского объединения "Я-хозяюшка"
материал (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Рассмотрена: методическим советом приказ № __________ от ___________2018 г. | Утверждена: пр.№ ____от ___________2018г. Директор МКОУ СОШ№10 __________ Н.И. Погорелова |
Дополнительная общеобразовательная программа
детского объединения «Я - хозяюшка»
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся –7-8 лет
Разработана педагогом
дополнительного образования
Капканцевой Н.В.
с. Владимировка
2018 - 2019 гг.
1. Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Я-хозяюшка» разработана на основе Примерной программы внеурочной деятельности (начальное общее образование) раздела художественно-эстетическое направление в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Актуальность
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности.
Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».
Программа курса «Я- хозяюшка» разработана для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству. Возникла необходимость разработки программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.
При разработке программы «Я- хозяюшка.» был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного творчества: лепка, аппликация, плетение из различных материалов и т.п.
Содержание программы «Я-хозяюшка» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;
- освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;
- обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;
- знакомству с историей пластилина, бумагопластики, соломки народными традициями в данных областях.
Цель программы:
- воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
Задачи курса:
- расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.
- вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;
- учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.
- приобщать школьников к народному искусству;
- реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
- воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.
Программа «Я- хозяюшка» разработана на 1 год занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Данная программа рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю) по 45 минут.
Режим занятий:
Вторник с 13-10 до 13-55
Четверг с 13-10 до 13-55
Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы «Я-хозяюшка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- осознание обучающимися себя не только как гражданина России, но и как человека живущего в Ставропольском крае. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
2. Учебно - тематический план
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
«Природные материалы» (12 ч.) | ||||
1. | «Осень в парке». Экскурсия. | 1 | ||
2 | «Летний луг» аппликация из природных материалов. | 1 | ||
3 | Розы из осенних листьев. | 1 | ||
4 | Панно из природного материала. | 1 | ||
5 | Аппликация «Осеннее дерево». | 1 | ||
6 | Аппликация «Лесная поляна». | 1 | ||
7 | Аппликация «Лесная поляна». | 1 | ||
8 | Композиция из шишек «Мишки в лесу». | 1 | ||
9 | Моделирование из семян, шишек, сухоцветов. | 1 | ||
10 | Аппликация из листьев «Филин». | 1 | ||
11 | Аппликация из листьев «Филин». | 1 | ||
12 | Композиция из листьев «Павлин». | 1 | ||
«Работа с пластилином» (26 часов) | ||||
13 | Аппликация из пластилиновых шариков «Матрешка». | 1 | ||
14 | Аппликация из пластилиновых шариков «Матрешка». | 1 | ||
15 | Процарапывание на пластилине «Пингвин». | 1 | ||
16 | Процарапывание на пластилине «Пингвин». | 1 | ||
17 18 | «Аленький цветок». Аппликация из пластилина. | 2 | ||
19 | Лепка сказочных героев из пластилина. | 1 | ||
20 | Лепка сказочных героев из пластилина. | 1 | ||
21 | Аппликация из пластилина «Котенок». | 1 | ||
22 | Композиция «Аквариум в банке». | 1 | ||
23 | Панно «Подсолнух» (в круге). | 1 | ||
24 | «Снеговик». Лепка из пластилина. | 1 | ||
25 | Лепка овощей, фруктов. | 1 | ||
26 | Лепка овощей, фруктов. | 1 | ||
27 | Пластилиновая аппликация «Ваза с цветами». | 1 | ||
28 | Пластилиновая аппликация «Ваза с цветами». | 1 | ||
29 | Пластилиновая живопись «Грибочек». | 1 | ||
30 | Пластилиновая живопись «Грибочек». | 1 | ||
31 | Выполнение композиции «Ежик на поляне». | 1 | ||
32 | Выполнение композиции «Ежик на поляне». | 1 | ||
33 | Пластилиновая аппликация «Яблоко на ветке». | 1 | ||
34 | Пластилиновая аппликация «Яблоко на ветке». | 1 | ||
35 | Объемные поделки из пластилина. | 1 | ||
36 | Объемные поделки из пластилина. | 1 | ||
37 | Лепка людей и животных по образцу. | 1 | ||
38 | Лепка людей и животных по образцу. | 1 | ||
«Бумага и картон» (24 часов) | ||||
39 | Знакомство с техникой «мозаика». | 1 | ||
40 | Мозаика «Осенний урожай». | 1 | ||
41 42 | Аппликация «Цветы». | 2 | ||
43 | Обрывная аппликация «Осенний лес». | 1 | ||
44 | Обрывная аппликация «Осенний лес». | 1 | ||
45 46 | Аппликация из цветной бумаги. | 2 | ||
47 | Аппликация из обрывных кусочков бумаги. | 1 | ||
48 | Аппликация «Плетеная корзина с цветами». | 1 | ||
49 | Аппликация «Плетеная корзина с цветами». | 1 | ||
50 51 | Мозаика «Бабочка». | 2 | ||
52 | Торцевание «Звезда». | 1 | ||
53 | Торцевание «Звезда». | 1 | ||
54 | Оригами. Приемы складывания. | 1 | ||
55 | Оригами. Приемы складывания. | 1 | ||
56 | Объёмное конструирование из деталей оригами. «Собачка». | 1 | ||
57 | Объёмное конструирование из деталей оригами. «Собачка». | 1 | ||
58 | Модульное оригами «Цыпленок». | 1 | ||
59 | Модульное оригами «Цыпленок». | 1 | ||
60 | Модульное оригами «Ежик». | 1 | ||
61 | Модульное оригами «Ежик». | 1 | ||
62 | Модульное оригами «Клубника». | 1 | ||
Текстильные материалы (10 часов) | ||||
63 | Аппликация из ткани. «Колобок». | 1 | ||
64 | Аппликация из ткани. «Колобок». | 1 | ||
65 | Сувенир из ниток «Мохнатый домовенок». | 1 | ||
66 | Вышивание по ткани. | 1 | ||
67 | Вышивание по ткани. | 1 | ||
68 | Вышивание по ткани. | 1 | ||
69 | Салфетка для мамочки. Вышивание. | 1 | ||
70 | Салфетка для мамочки. Вышивание. | 1 | ||
71 | Аппликация «Хоровод цветов». | 1 | ||
72 | Подведение итогов | 1 |
3. Содержание учебной программы:
Раздел 1. Природные материалы
Теоретические сведения.
Природные материалы (листья, цветы, плоды, семена, ветви, кора), их свойства. Технология использования природных материалов для изготовления разнообразных поделок. Правила сбора, хранения и подготовки природного материала к работе.
Аппликационные композиции из целых растительных форм и приемы составления. Характерные особенности растительных форм. Орнаменты, тематические сюжеты; композиции из растительного материала в декоративно-прикладном творчестве, Закономерности цветосочетания.
Организация рабочего места при работе с природным материалом.
Качество изделий и критерий: красота, аккуратность, оригинальность, прочность.
Факторы, влияющие на качество изделий: старательность, терпение, точность и др.
Правила и приемы заготовки, сушки и подготовки природного материала к работе; правила безопасной работы.
Технология изготовления изделий на основе общих приемов: техника аппликации, объемные композиции.
Практические работы. Экскурсия для сбора природных материалов. Подготовка и обработка материалов. Упражнения на анализ особенностей растительных форм. Разработка и изготовление изделий в технике аппликации из целых растительных форм (листьев, цветов, трав), объемные композиции - из природных материалов.
Варианты объектов труда
Аппликация, коллаж из осенних листьев и цветочных лепестков. Что нам дарит листопад? Букеты, зоологический портрет, летний луг, лесная полянка, узоры и орнаменты, зеркальные композиции, моделирование.
Раздел 2. Пластичные материалы
Теоретические сведения. Применение пластичных материалов для изготовления предметов, изделий. Традиции лепки, приемы работы, подготовка к работе, способы декорирования.
Практические работы. Лепка изделий пластическим способом. Наблюдения и опыты по изучению свойств пластичных материалов.
Варианты объектов труда,
Пластилиновый фон, процарапывание на пластилине, панно из пластилиновых «колбасок», «аппликация» из пластилина, объемные поделки из шаров, вытянутых шаров, изготовление чайного сервиза.
Раздел 3. Бумага и картон
Теоретические сведения. Общее представление о назначении бумаги. Заглянем в прошлое. Виды бумаги и свойства, производство. Разъемные и неразъемные соединения деталей. Конструирование особенностей изделий. Объемная аппликация и ее виды. Виды картона и его свойства, правила и приемы работы.
Технология изготовления изделий (на основе общих приемов) в технике оригами, плоской, обрывной аппликации, мозаики, плетения. Правила и приемы работы.
Практические работы.
Упражнения на изготовление изделий по шаблону, на глаз, с помощью копировальной бумаги; разметка, симметрия деталей, резание и вырезание.
Варианты объектов труда.
Бумагопластика - цветочные мотивы. Обрывная аппликация, симметричная аппликация. Бумагопластика – осенний лес, веточка яблони.
Раздел 4. Текстильные материалы
Технические сведения. Общие сведения о назначении, производстве текстильных материалов. Виды переплетений. Украшение одежды. Вышивка. Аппликация и коллаж из текстильных материалов. Соединение деталей. Технология изготовления изделий на основе общих приемов. Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Традиции народной игрушки. Виды игрушек из ткани.
Практические работы. Упражнения на выполнение стежков, подбор ниток. Раскрой деталей изделия из ткани. Соединение деталей. Обработка кроя.
Организация рабочего места при работе с текстильными материалами. Разработка и изготовление изделий на основе общих приемов.
4. Методическое обеспечение образовательной программы:
1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Сайт Страна Мастеров
7. Сайт Всё для детей
http://allforchildren.ru
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом:
- Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально - культурной деятельности» / Е. И. Григорьев., Тамбов, 2004
- Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образования детей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию детей, руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во «Учитель», 2007. -288с.
- Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).
Дополнительная литература:
- Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
- Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.
- Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
- Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.
- Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
- Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
- Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
- Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
- Сафонова Е. Ю. Вместе с детьми - по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
- Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
- Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б. В. Куприянов, Е. А. салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 240с.
- Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14
Список литературы рекомендуемой для детей
- 1. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умные руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- 2. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- 3. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
- 4. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
5. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Детский музыкальный театр"
программа кружка...
Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"
содержит пояснительную записку и тематическое планирование...
Программа детского отдыха " Галактика" для загородного лагеря
Программа летнего отдыха для детей санатория «Юбилейный» г.Нерехта.-2010 г.Программа стала победителем областного конкурса « Мы, за здоровый образ жизни» в номинации- игровая модель смены. Руково...
Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря
Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...
Программа детского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (площадкой раньше назывался) "Планета Здоровья". Основная цель программы: создание условий для оздоровления детей и привития навыков зд...
Занятие с детьми «Введение в образовательную программу детского объединения «Мир красоты»
Конкурсная работа. Занятие с детьми ....
Программа детского летнего оздоровительного лагеря(ДЛОЛ) Сорванцы
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных э...