Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый художник". 4 класс.
рабочая программа (4 класс) на тему

          Рабочая программа курса «Весёлый художник»  для  обучающихся 4 класса общеобразовательного учреждения составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования,   авторской программы Ю. А. Полуянова «Изобразительное искусство и художественный труд», основной образовательной программы образовательной организации и программы формирования УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesyolyy_hudozhnik.docx35.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Начальная школа – детский сад г.Можайска»

Адрес: 143200, Московская область, г.Можайск, ул.Школьная, д.9, т/факс  8 (496)38-45-269

e-mail : School-Himik@yandex.ru

        

Утверждаю.

Директор МОУ – «Начальная школа –

- детский сад г.Можайска»

__________ Ю.В. Петрова  

04.09.2017 год

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый художник»

для обучающихся 4 класса

(художественно-эстетическое направление)

Составитель: учитель Алёшкина В.Г.

Согласовано.

Руководитель ШМО ________ Е.В. Филиппова

Протокол № 1 от 31.08.2017 года


Пояснительная записка.

          Рабочая программа курса «Весёлый художник»  для  обучающихся 4 класса общеобразовательного учреждения составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования,   авторской программы Ю. А. Полуянова «Изобразительное искусство и художественный труд», основной образовательной программы МОУ «Начальная школа – детский сад г. Можайска» и программы формирования УУД.

Направление – художественно-эстетическое.

Форма организации – кружок.

Количество часов в год – 34 часа, в неделю – 1 час.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Весёлый художник»

       - формирование       понятия     и   представления       о   национальной  культуре,    о  вкладе    русского   народа    в  культурное     и   художественное  наследие мира;  

       - формирование интереса и уважительного отношения к культурам  разных народов ;

       - развитие     творческого       потенциала       ребенка,     активизация  воображения и фантазии;  

       - развитие     этических      чувств     и    эстетических      потребностей,  эмоционально-чувственного  восприятия  окружающего  мира  природы  и  произведений   искусства;        пробуждение   и   обогащение   чувств   ребенка,  сенсорных способностей детей;  

       - воспитание      интереса      детей    к   самостоятельной        творческой  деятельности,  развитие   навыков   сотрудничества  в  художественной деятельности;  

       - освоение    способов     решения      проблем     поискового      характера;  развитие   творческого  потенциала  личности,  способности  оригинально  мыслить  и  самостоятельно  решать  творческие задачи;  

       - развитие      визуально-образного  мышления,  способности  откликаться   на   происходящее    в   мире,  в   ближайшем  окружении;

 

       - развитие  сознательного  подхода  к  восприятию  эстетического  в  действительности   и   искусстве,  а   также   к   собственной   творческой  деятельности;  

       - формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать  и  переносить  информацию  с  одного  вида  художественной  деятельности  на   другой     (с   одного    искусства     на   другое);    формировать  умение  накапливать   знания   и   развивать   представления   об   искусстве   и   его  истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника;    

        - развитие интереса к искусству разных стран и народов;  

        - понимание  связи  народного  искусства  с  окружающей  природой,  климатом,  ландшафтом,   традициями   и  особенностями  региона;

        - освоение  выразительных  особенностей  языка  разных  искусств;  развитие интереса к различным видам искусства;  

        - воспитание нравственных  и  эстетических   чувств;  любви  к  родной природе, своему народу, к многонациональной культуре;

        -  формирование  устойчивого интереса  к  изобразительному  творчеству;  способность  воспринимать,  понимать,  переживать  и  ценить  произведения изобразительного и других видов искусства;  

      -  индивидуальное   чувство  формы  и  цвета   в  изобразительном  искусстве,   сознательное   использование   цвета   и   формы   в   творческих  работах;  

      - развитость  коммуникативного   и   художественно-образного  мышления детей ;

      - проявление  эмоциональной  отзывчивости,  развитие  фантазии  и  воображения детей;  

      - использование  в  собственных творческих   работах  цветовых  фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;  

      -  умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое  отношение    к  художественному   произведению;  

      -  нравственные,  эстетические,  этические,  общечеловеческие культурологические,  духовные   аспекты   воспитания  на занятиях  изобразительного искусства.  

                                                             

 Результатом практической деятельности  «Весёлый художник» можно считать  следующее:  создание каждым ребёнком своего оригинального продукта,  его способность трудиться, упорно добиваться достижения нужного результата. Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые – рекомендации к  обучению  в  специальных профессиональных учебных заведениях.

Курс  предусматривает  разные формы организации занятий:

  • интеграция в базовые образовательные дисциплины;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, викторин, путешествий;
  • проведение  экскурсий;
  • организация тематических  выставок;
  • участие в социальных акциях.

Особенности реализации курса

Форма

Режим

Место проведения

Вид деятельности

Занятия в кружках

Вторая половина дня, после динамической паузы

Учебное заведение

Творческая,

познавательная,

игровая.

Дни искусства,

конкурсы, викторины,

выставки

Свободное время

Учебное заведение

Учреждение

дополнительного образования

Творческая,

досуговая,

игровая.

Экскурсии очные (музеи города) и заочные

Вторая половина дня, каникулярное время

Учебное заведение

Учреждение

дополнительного образования

Познавательная, интеллектуальная.

Социальные

акции

Свободное время

Учебное заведение

Творческая,

познавательная.

Форма организации занятий: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Виды деятельности: рисование по памяти, рисование с натуры, рисование по представлению, лепка, аппликация, проекты и защита, составление устных высказываний, декоративная работа, конструирование.

          Формой контроля   на занятиях   является периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Кроме того, необходимо постоянно выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание учащихся, формирует опыт творческого общения.

Содержание курса внеурочной деятельности «Весёлый художник»

Наименование раздела

Количество часов

теория

практика

1

4 класс Пространственные планы композиции

1

6

2

Искусство акварели

1

5

3

Музей в твоём классе

10

1

4

Ритм в живописи, графике, скульптуре

1

9

Всего

13

21

Формы организации занятий: фронтальная, коллективная, групповая (парная), индивидуальная.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности „Весёлый художник»

п/п

Тема занятия.

Формы организации и виды деятельности учащихся

Содержание курса.

                                                                               Пространственные планы композиции    (7 ч).

1

Три художника в одном доме

Беседа. Психологическое исследование. Ориентация в структуре рабочего поля рисунка. Поиск ритмичного и симметричного расположения орнаментальной фигуры.

Занятие проходит в виде познавательной игры, где у всех детей роли и действия по определённым правилам.  Игры «Кто самый точный?   Кто умеет разметить фигуру? Самодеятельность детей. Анализ эффективности занятия.

2

Дары осени

Психологическое исследование.

Обсуждение рисунков.  Самостоятельность детей. Анализ эффективности занятия.

3

Объёмный предмет

Игра.  Сопоставление, обобщение.

 Обсуждение рисунков. Поиск композиции картины — букета цветов. Поиск композиции эскиза к картине «Букет».  

4

Выразительное дерево

Игра.

Беседа о художниках-пейзажистах.  Обсуждение замыслов картин.

5

Природа осенью

Проект.

Компоновка сюжетного рисунка

6

Сказка в произведениях русских художников

Беседа. Кроссворд

Как художники соединяют линии и штрихи в изображения. Компоновка сюжетного рисунка.

7

Наше село осенью

 Экскурсия

Обсуждение динамичности фигур. Самодеятельность детей. Анализ эффективности занятия.

                                                                                             Искусство акварели (6 ч)

8

Русская матрёшка в осеннем уборе

Исследование

Обучение приёмам начертания схем. Обсуждение замыслов детей. Особенности декоративной росписи. Последовательность выполнения рисунка.

9

Восточные подарки

Исследование.

Беседа об отношениях контраста и аналогии.система смешения цветов. Анализ эффективности занятия.

10

Зимний пейзаж

Зима. Пасмурный день

Исследование.

Проект.

Обсуждение замыслов работ. Проба градаций смешения чёрного и белого. Разметка рисунка карандашом. Исполнение рисунка.

Игра — соревнование. Разметка частей будущего рисунка.

11

Двухслойная акварельная живопись. Зимний букет

Выставка.

Творческая мастерская

 Кисть-краска-бумага: движения руки художника. Игра «Угадай, какое животное передаёт эта музыка» жизнь и творчество художника-анималиста .  

Особенности создания картины. Самодеятельность детей.   Выполнение эскиза карандашом. Анализ эффективности занятия.

12

Рисуем двумя руками

Игра.

Обсуждение  рисунков. Игра. Замысел   и выполнение .

13

Наш посёлок зимой

Игра.

Обсуждение рисунков «Моя рука гуляет по листу» Симметрия тёплых и холодных цветов.  Самодеятельность детей. Анализ эффективности занятия.

                                                                                   Музей в твоём классе (11 ч).

14

И. Хруцкий «Цветы и фрукты» Натюрморт.

 

Беседа по картине. Коллективное обсуждение.

Законы красивого построения картины в 18 и 19 вв. Центр композиции, цвет и освещение. Создание единого ансамбля предметов по закону треугольного построения. Нахождение и исследование увеличенных изображений предметов.Рисование деталей, предметов. Определение  целого и части.

15

И. Горюшкин — Сорокопудов «Базарный день в старом городе».

Беседа по картине. Коллективное обсуждение.

Снег и его цвет в зависимости от его нахождения. Наблюдение над техникой живописи. Вертикальные и горизонтальные фрагменты.

16

К.Коровин «За чайным столом».

Беседа по картине. Коллективное обсуждение.

Предметы первого, второго, третьего плана. Изображение глубины пространства. Использование белого, серого, голубого, розового цветов.

17

Г. Серебрякова «За завтраком (за обедом)». Портрет близкого человека.

Беседа по картине. Коллективное обсуждение.

Семейный портрет. Умение рассматривать детали, уловить особенности предметов интерьера. Окна и их количество в помещении. Рассматривание фрагментов.

18

Портрет  близкого человека (акварель).

 Коллективное обсуждение. Творческая мастерская

Бытовые картины жизни. Сравнение времени создания двух полотен: определение возраста Кати. Выделение горизонтальной и вертикальной композиций. Предметы в тени и на свету. Завершение картин учеников. Анализ эффективности занятия

19

В. Поленов «Московский дворик» . Рисунок «Моя улица».

Беседа по картине. Коллективное обсуждение. Учимся изображать одноэтажное здание.

Глубина пространства, определяемая размерами изображённых на полотне людей и предметов. Выделение пейзажа и бытовой сценки.

20

 Морской пейзаж.

Беседа по картине. Коллективное обсуждение.

 Цвета, создающие впечатление свежести летнего ветреного дня. Определение местонахождения на картине фрагментов, помещённых на полях репродукции. Развитие умения точного  выделения фрагмента: детали, их расположение. Цвета неба и реки. Мазки и ровное полупрозрачное нанесение краски. Вода: цвета и оттенки.

21

Рисуем на тему: «На прогулке» (карандаш). Зимние забавы.

Беседа по картине. Коллективное обсуждение.

След от саней отражает глубину снега. Другие признаки подтверждения снегопада. Безветрие. Цвета и оттенки снега.

22

Рисуем на тему: «Зимние забавы» (карандаш).

Беседа по картине. Коллективное обсуждение.

Творческая мастерская

Определение местонахождения художника, направления его взгляда. Поиск горизонтальных и вертикальных фрагментов по предложенным названиям. Развитие умения вести поиск нужной информации на художественном полотне.

23

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Беседа по картине. Коллективное обсуждение.

Рассматривание картины с целью выделения  необходимых фрагментов. Выразительный звуковой образ в картине. Законы построения картины в академической живописи в 18 и 19 вв.

24

К. Коровин «Алупка». Солнечный денёк.

Беседа по картине. Коллективное обсуждение.

Техника письма. Работа с фрагментами с помощью лупы. Мазки плотные и полупрозрачные, разной величины и направленности.

                                                                      Ритм в живописи, графике, скульптуре (10 ч).

25-26

Регулярные и нерегулярные ритмы

Беседа. Презентация

Беседа о ритме

27

Искусство силуэта

Выставка.

Обсуждение рисунков, сделанных на прошлом занятии.  Поиск композиционных связей между фигурами. Самостоятельное изображение учениками античных сосудов. Анализ эффективности занятия.

28-29

Роспись зданий и силуэтов фигур

Выставка.

Беседа об архитектурном декоре. Сочинение узоров.

Разметка карандашом декора зданий. Роспись зданий сказочного города гуашью. Проработка красками фигур-силуэтов. анализ эффективности занятия.

30

Нерегулярные ритмы на картинах

Выставка. Творческая мастерская

Беседа о скульптурном рельефе. Замысел и эскиз рельефного портрета. Последовательность.

31

Роспись орнамента

Беседа.

Беседа об орнаментах, сделанных мастерами декоративной росписи.

32

Весёлый пейзаж

Ролевая игра

Самодеятельность детей. Анализ эффективности занятия.

33-34

Проектная работа «Наш посёлок».

Проект

Обсуждение проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"

Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа  "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  содержит пояснительную записку  и  календарно-тематическое планирование занятий. Полностью  соответствует  требованиям ...

рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс

Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"

Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс

Спортивно - оздоровительное направление...